Научная статья на тему 'Систематическая характеристика бриофлоры Южного Приуралья в пределах Оренбургской области'

Систематическая характеристика бриофлоры Южного Приуралья в пределах Оренбургской области Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
98
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРИОФЛОРА / СИСТЕМАТИКА / АНАЛИЗ / ВЕДУЩИЕ СЕМЕЙСТВА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Середняк А. А.

В результатe бриофлористических исследований Оренбургской области выявлено 145 видов мохообразных, из которых 138 видов листостебельных мхов и 7 видов печеночников. Выявлены порядки, семейства и роды, сыгравшие ключевую роль в сложении бриофлоры исследуемой территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMATIC CHARACTERISTIC OF SOUTHERN URALS BRYOFLORA WITHIN ORENBURG REGION

As a result of bryologic investigations in a limits of Orenburg region 145 species of bryophytes, of which 138 species of mosses and leafy liverworts 7 species were revealed. Identified the orders, families and genuses which played a key role in composing studying region bryoflora.

Текст научной работы на тему «Систематическая характеристика бриофлоры Южного Приуралья в пределах Оренбургской области»

СТРУКТУРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ С ПОЗИЦИЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ

И. У. Байсадахова, А. Р. Алимбаева, О. А. Юрковская,

А. Д. Сагингалиева Государственный медицинский университет, г. Семей, Восточно-Казахстанская область, Казахстан

Summary. This article observes valuable and motivational sphere of the personality and studying of social and psychological regularities of relationship of ethnic groups as uniform and complete subjects of interethnic interaction and mutual perception.

Key words: ethnopsychology; culture; periodicals.

Развитие человеческого общества сопровождалось расширением знаний людей об окружающем мире, накоплением сведений о соседних и дальних народах. Уже в древности наряду с этнографическими наблюдениями, в основе которых лежали естественная человеческая любознательность, военная, политическая и экономическая необходимость, предпринимались попытки теоретического обобщения этнопсихологических данных.

О наличии психологических особенностей склада наций упоминалось в трактатах Цезаря, Геродота, Ксенофонта, Плиния, Страбона. Ещё Гиппократ пытался связать особенности народных характеров с различиями в климате и географических условиях территории проживания. Подобные размышления встречаются и у Монтескье, варьировавшего понятие «народный дух» в зависимости от среды и климата, в которых проживает народ.

В XIX веке широкое распространение имели идеалистические теории «народного духа», согласно которым каждый народ изначально обладает определёнными духовными качествами, которые раз и навсегда определяют его возможности. Эти теории идеологически оправдывали исторически сложившееся разделение наций на господствующие и подчинённые. Когда выявилась несостоятельность этих теорий, на смену им пришла биологическая интерпретация национального характера, рассматривающая его как нечто обусловленное генетически и передающееся по наследству. Процесс поиска философского и психологического смысла этнического разделения людей идёт давно: теории А. Тоинби и О. Шпенглера; «архетипы коллективного бессознательного» Юнга; «социального бессознательного» Фрейда; биолого-географическая концепция этноса и этногенеза Л. Н. Гумилёва с раскрытым им механизмом «пассио-нарности» как «этнической доминанты» и «этнического поля» -«Мы не Мы»[1, с. 45]. Так же у Л. Н. Гумилёва - это некий стереотип поведения людей этнического сообщества, «поведенческий признак

20

непреоборимого стремления к намеченной цели...» [1, с. 62] - явление пассионарности на этническом уровне организации биосферы, обусловленное геобиохимической энергией живого вещества биосферы, которые регулируют единство и системные связи в этносе. Этот особый поведенческий язык передаётся по наследству, но не генетически, а «через механизм сигнальной наследственности», когда потомство путём подражания (на основе условного рефлекса) перенимает от родителей поведенческие стереотипы, являющиеся одновременно адаптивными навыками к среде.

Известные немецкие философы Кант и Фихте определяли народ как толпу, неспособную управлять собой и потому всегда находящуюся в управлении других. «Нация - не находящаяся в управлении других, сама владеющая своими институциями, а также имеющая свой собственный интерес собрание народов. По утверждению философии, народ - объект, нация - субъект» [2, с. 176].

«Это необходимо сделать, чтобы человек ... смог понять ... нормы и правила своей культуры, действующие как вне его самого (так и на неосознаваемом уровне - в нём самом), смог это увидеть и оценить, и сделать выбор с открытыми глазами, на основе своей личностной структуры ценностей и убеждений » [3, с. 176].

В этой связи важен учёт ценностно-мотивационной сферы личности и изучение социально-психологических закономерностей взаимоотношений этнических групп как единых и целостных субъектов межэтнического взаимодействия и взаимовосприятия. Реализация этой стратегии заключается в создании условий для принятия личностью ценностей культуры другого народа как установок деятельности при сохранении в полном объёме собственной этносоциальной идентификации, этнической психологии. При этом следует обращать особое внимание на такие кросс-культурные феномены, как «само-образ», «этническое самосознание», «этническая идентификация».

Библиографический список

1. Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. - Л. : Гидрометеоиздат, 1990.

2. Кант И. Собрание сочинений. - Т. 2. - М., 1964.

3. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология : цикл лекций, прочитанный на психологическом факультете МГУ. - 1995 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.