УДК 792
СИСТЕМА ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В ПЬЕСАХ А.АРБУЗОВА: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
© 2014 А.Д.Трубина
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Статья поступила в редакцию 17.07.2014
Представленная статья посвящена актуальной проблеме: особым вниманием к пониманию личности и ее внутренней жизни в наше время, с одной стороны, и особым местом женщины в отечественной драматургии, начиная еще с XIX в., с другой стороны. Эта особенность - женская доминанта, женское начало в русской драме - было осознано и отмечено в литературоведении совсем недавно. Рассмотрение этой проблемы дает возможность увидеть нравственные универсалии, свойственные русской драматургии вообще и творчеству А.Н.Арбузова в частности. Ключевые слова: Драматургия Арбузова, женские образы.
26 мая 1908 года родился автора легендарных пьес «Таня» и «Иркутская история», один из самых известных советских драматургов -Алексей Арбузов. Творчество Арбузова явилось важнейшей вехой в истории русской драматургии и русского театра 20 в. Изучение драматургии Арбузова хронологически началось с 1940-х годов. Творчество Арбузова изучалось многими литературоведами, литературными и театральными критиками в разных аспектах: И.Василинина, Н.Рабинянц, Е.Жилина, Н.Барабаш, И.Вишневская. О нем пишут статьи в журналах, книги, очерки, после смерти писателя его сыновья частично издают дневники драматурга.
Он был первооткрывателем «камерной» драмы в 1930-е годы, внедрил в сознание зрителей, что психологические переживания молодой женщины, ее искания смысла жизни не менее интересны, чем строительство социализ-ма1. Послевоенные пьесы Арбузова отвечали на важнейшие вопросы современности: можно ли быть счастливым, пережив такую войну и такие потери. Его волновали вопросы становления личности юного человека, проблемы передачи духовного опыта от поколения к поколению, для него важно сохранение личности в любых жизненных условиях.
Арбузова много ставили на сцене в Советском Союзе и за границей, о нем самом, его пьесах и их постановках много писали театральные и литературные критики, написана творческая биография драматурга, изданы его
Трубина Алена Дмитриевна, МБОУ СОШ №69, учитель русского языка и литературы. E-mail alenatrubina91 @gmail. com
1 Журчева О.В. Автор в драме: Формы выражения авторского сознания в русской драме ХХ века: Монография. Самара: 2007. - С. 217
воспоминания2. Пьесы Арбузова окутаны поэзией, приподняты над бытом, но не исключают быт, являют читателю всегда нечто знакомое, пережитое. Герои Арбузова - личности, как правило, незаурядные, легко заблуждаются и трудно преодолевают свои ошибки, расплачиваются за них дорогой ценой. Эмоциональный колорит его произведений составляет сочетание разноплановых элементов иронии, мягкого юмора, лиризма, сердечной патетики. При этом автору не всегда удается избежать умилительного оттенка в изображении неустроенных судеб своих персонажей. Интерес Арбузова к общечеловеческим проблемам, к воспитанию «культуры чувств» в немалой степени способствовал тому, что его драматургия получила широкое международное признание. Пьесы Арбузова ставились на театральных сценах Англии, США, Канады, Франции, Германии, Бельгии, Японии, Индии, Скандинавских стран и стран Латинской Америки. За рубежом его воспринимают как «естественного преемника Чехова»3.
Неисчислимы нюансы отношений мужчины и женщины. Тут - нерв арбузовских пьес. Драматург опоэтизировал эти отношения, он извлекал из них лексикон человечности. В знакомых и, казалось бы, таких изученных и драматургами и зрителями «треугольниках» и «четвероугольниках» возникали переливы все новых и новых мелодий. Почти во всех своих пьесах Арбузов начинал «от женщины», он знаток и певец женских характеров. Всей системой пьесы он создавал как бы идеальный тип отношений, может быть, и не осуществившийся в данных конкретных обстоятельствах,
2 Василинина И. Театр Арбузова: [О драматургии А.Н.Арбузова] // Театр. - 1983. - № 6. - С. 128.
3 Вишневская И. Алексей Арбузов: очерк творчества. - М.: 1971. - С. 178.
но словно витающий над ними. Арбузов верил, что в каждом зрителе от природы заложено ожидание справедливости и счастливого финала своих жизненных усилий. И потому он не стеснялся сентиментальности, а, напротив, рассматривал ее как художественное выражение доброты. Поэтому с течением лет в его пьесах вырастал, кристаллизовался образ маленькой, но стойкой женщины, переносящей удары судьбы, невзгоды истории, никогда не повышающей голос, но не изменяющей своей природе. Такова легендарная «Таня», Валя из «Иркутской истории»; Лика из «Моего бедного Марата».
Актуальность драматургии Арбузова объясняется особым вниманием к пониманию личности и ее внутренней жизни в наше время., возрастанием роли женщины в обществе, которая началась в России и во всем мире очень давно и теперь становится все более очевидной, что в свою очередь повышает интерес к анализу и осмыслению женских образов в российской драматургии 60-70-х годов XX века, так как это было наиболее трудное, переломное время для развития страны, когда многие социальные негативные процессы отражались в драматургии того времени. Эта особенность - женская доминанта, женское начало в русской драме - было осознано и отмечено в литературоведении совсем недавно.
Уже в ранних пьесах А.Н.Арбузова появляются два типа героинь, в каком-то смысле противопоставленных друг другу по характеру и житейскому опыту: юные, неиспорченные, настойчивые и независимые девушки и прожившие непростую жизнь, растерявшие уверенность в собственной правоте, но умудренные жизненным опытом героини. Причем совершенно очевидно как от пьесы к пьесе идет углубление этой линии арбузовской драматургии. При этом возрождение к жизни героя-мужчины или его окончательное нравственное падение всегда связано у А.Н.Арбузова со своеобразным «любовным треугольником», одной из вершин которого является сам герой, а двумя другими - два типа героинь.
Арбузова не случайно называют певцом женщины. Он один из немногих наших драматургов, кто умеет так любовно, так поэтично, так вдохновенно, тонко и глубоко прописать женский характер со всеми его причудами, капризами, кокетством, лукавством, простодушием, затаенной ранимостью, сложнейшим соединением эмансипированности и подчиненности, силой и беззащитностью, что подчас просто бесконечно удивляешься доскональному знанию женской души. Именно женский
характер, женская судьба самым непосредственным образом влияют на движение событий произведения, вернее всего - проясняют их. В центре пьес «Воспоминания», «Победительница» и «Виноватые» женские судьбы. Каждая из них по-своему драматична, потому что, по словам одной из героинь, приходится жить в мире, где «никто любить не умеет, не хочет, вернее, а в кино на любовь взглянуть бегут, толпятся у касс. Все-таки экзотика для современного человека»4.
В полную силу талант Арбузова проявился в драме «Таня» (1938) - наиболее репертуарной его пьесе, сделавшей имя автора широко известным. Пьеса посвящена Марии Ивановне Бабановой. Замысел ее возник, по словам Арбузова, из обычного желания предостеречь от бед близких ему людей. Судьба Тани, какой она представлялась драматургу, заключала в себе жестокий, но полезный жизненный урок. Автор выступал требовательным судьей своей героини, отказавшейся от себя ради любимого человека, и по ходу действия выводил ее на «правильный» путь - из тесного комнатного мирка в мир широкой общественной жизни.
В начале своего творческого пути драматург пытается нам доказать, через пьесу Таня, что предназначение женщины - это работа, карьера, долг и только это вечно и необходимо, а любовь, семья - это вещи второстепенные, зыбкие. Та же мысль и заложена в пьесе «Иркутская история», где главная героиня Валентина после трагической потери мужа встает на путь карьеры, саморазвития, она эволюционирует от простой продавщицы до рабочего человека.
После «Иркутской истории» Арбузов написал немало пьес, большинство из которых так или иначе варьируют его излюбленные темы и мотивы. С годами писатель становился мудрее, и это побуждало его к переосмыслению некоторых проблем, затронутых им ранее. «Арбу-зовская драма распахнулась, ее лиризм разом приобрел и откровенность, и энергию прямой борьбы за нравственные идеалы, необходимые новому обществу. В новой, более масштабной и более активной драматической форме талант Арбузова полностью сохранил свою чуткость, тонкость, отзывчивость, своя неприязнь к громкой фразе и горделивой позе. Арбузов понимает величие скромного выражения чувств, - в этом один из секретов жизненности
4 Арбузов А.Н. Иркутская история // Арбузов А.Н. Драмы. - М.: 1969. - С. 275.
всех его пьес, и «Иркутской истории» в част-ности»5.
Но уже в следующей пьесе «Мой Бедный Марат» Арбузов начинает задумываться о правильности своей позиции, из чего и рождается новая теория о предназначении женщины. Главная героиня Лика и кредо ее жертвовать всем ради другого человека. Она уже не развивается, как героини предыдущих глав, она застывает на определенной ступени карьерной лестнице лишь для того, чтобы помочь двоим героям - стать настоящими мужчинами.
Возвращение Арбузова к молодежной теме в пьесе «Жестокие игры» (1978) обнаружило коренное изменение его взгляда на проблему, ранее поставленную в «Тане». Автор «Жестоких игр», этой современной вариации «драмы безотцовщины», не оспаривает, как когда-то в «Тане», а напротив, отстаивает право женщины целиком посвятить себя семье, любимому человеку. Столь неожиданный поворот в трактовке данной темы произошел не без влияния остро ощущавшихся драматургом отрицательных последствий женской эмансипации. Ориентация преимущественно на служебный успех, деловитость, сугубо рационалистический образ жизни за счет утраты любви и материнства как основы женского счастья тревожила Арбузова. Следующая пьеса «Жестокие игры» - пьеса о молодых людях. Они все еще играют в детские игры, не разбирая люди это или куклы, от этого их игры ранят не только их самих, но и окружающих людей. Главная героиня Неля - ветреная девушка. Она не работает, не учится, она хочет любви, дружбы, семьи, но не находит. Не имея жизненных правил - она кидается в жизнь с головой - то заявляет, что беременна, то крадет чужого ребенка. В финале пьесы мы видим, что она меняется, взрослеет, осознает свои ошибки и просит прощения.
И последняя пьеса - «Победительница». Название исполнено авторским сарказмом. На самом деле главная героиня - человек, потерпевший поражение во всех отношениях - и нравственном, и даже карьерном. Майя Алейникова героиня пьесы, считала, что женщинам все по плечу, что нельзя размениваться на пеленки и кухню - надо строить карьеру, идти вперед, но жизнь проходит, и только в свои 40 лет она, наконец-то, осознала, что жила неправильно. Эта женщина в действительности глубоко несчастна. Она жертва собственных эгоистически амбиций. И если оглядывать ее положение шире - жертва социально - обще-
5 Арбузов К. Другая Цивилизация: мелодраматическое
повествование длиною в двадцать один рассказ. - М.: 2007. - С. 289.
ственной ситуации, сложившейся в те годы. Даже сейчас эта тема, затронутая драматургом, актуальна и по сей день. Именно в ней писатель приходит к окончательному выводу - предназначение женщины - семья, дети, любовь.
Прослеживая эволюцию женских образов в драматургии А.Н.Арбузова, мы видим, как от несложных коллизий и незамысловатых характеров героинь ранних пьес автор переходит к все более сложно организованным и выстроенным, многомерным образам женских персонажей, видя их все более самобытными и тонкими, способными не только на великодушие и нестандартные решения, но и на возрождение героя силой своего духа и верой в него. Такую ситуацию мы можем проследить и внутри пьес. Героини пьес Арбузова выполняют роль своеобразного нравственного «камертона» в оценке героев, выведенных на сцену6. Они нравственно чисты, способны на самопожертвование, всегда стремятся помочь герою проявить свои самые лучшие нравственные человеческие качества, то есть действуют в соответствии с той многовековой традицией, которую выбирали в решении нравственных проблем и другие героини русской классической литературы.
Арбузов яркий, своеобразный художник, он вместе с тем унаследовал, развил и продолжил многие традиции русской литературы и драматургии в частности. Обращение к драматургии А.Н.Арбузова дает возможность не только проследить в его работах преломление лучших традиций русской классической литературы, но и углубляет наше представление об этом художнике слова, послужившим, в свою очередь, предтечей современной российской драматургии. Творчество известного русского драматурга А.Н.Арбузова велико и многогранно. В течение многих лет Арбузов по праву считался одним из самых талантливых и популярных драматургов России ХХ века. Его пьесы широко шли как на Родине, так и за рубежом. Многие театры гордились тем, что с их сцен звучал его текст. Поколения российских актеров прошли школу арбузовской драматургии. Целая плеяда нынешних кино- и театральных актеров, начинала свою творческую карьеру именно с исполнения ролей в его пьесах. Все это объясняет пристальный интерес театральных критиков, историков и теоретиков драмы к творческому наследию писателя.
6 Василинина И. Театр Арбузова. - М.: 1983. - С. 75.
FEMALE CHARACTERS IN THE PLAYS BY A. ARBUZOV: IDENTIFYING THE PROBLEM
© 2014 A.D.Trubina
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
The presented paper is devoted to the actual problem: interest in understanding personality and its inner features as we see them today, on the one hand, and the role of women in Russian drama, coming from the XIX century, on the other hand. The phenomenon of the female idea as the dominant one, the role of Yin in Russian drama were identified in literary criticism not long ago. Considering the problem results in grasping the moral universals - a common thing for Russian drama in general and A.N.Arbuzov's works in particular. Keywords: A.N.Arbuzov's drama, female characters.
Alyona Dmitriyevna Trubina, MBEI GE School № 69, teacher of the Russian language and Literature. E-mail alenatrubina91 @gmail. com