УДК 336.71(517) Б. ДЭЛГЭРБАЯР
ББК 65.262.101-09(5Мон) аспирант Байкальского государственного университета
экономики и права, г. Иркутск, сотрудник Центрального банка Монголии, г. Улан-Батор
e-mail: delgerbayarb@yahoo.com
Б. ДААЖАМБА
докторант Монгольского государственного университета,
г. Улан-Батор e-mail: daajamba_b@yahoo.com
СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ВКЛАДОВ ГРАЖДАН ОТ БАНКОВСКИХ РИСКОВ
Рассмотрены виды защиты вкладов граждан от банковских рисков и их особенности. Предложена и обоснована целесообразность государственного гарантирования вкладов граждан от банковских рисков в Монголии.
Ключевые слова: банковская система, риск, вклады граждан, страхование, гарантирование, защита, безопасность.
B. DELGERBAYAR
post-graduate student, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk,
employee of Central Bank of Mongolia, Ulan-Bator e-mail: delgerbayarb@yahoo.com
B. DAAJAMBA
candidate for a doctor’s degree, Mongolian National University, Ulan-Bator e-mail: daajamba_b@yahoo.com
PROTECTION SYSTEM OF CITIZENS’ DEPOSITS FROM BANKING RISKS
The article studies different types of protections of the deposits of citizens from banking risk and their specifications. The authors have proposed and proved the expediency of the state guarantee on citizens' deposits against banking risks in Mongolia.
Keywords: banking system, risk, deposits of citizens, insurance, guaranteeing, protection, security.
Важным направлением политики в области управления кредитным риском и обеспечения безопасности банковского сектора Монголии является создание системы защиты депозитов организаций и граждан.
Особенность банковской системы состоит в том, что она в большей мере, чем экономика в целом, подвержена кризисным явлениям, которые могут затрагивать не только финансово неустойчивые банки, но и клиентов, имеющих тесные взаимоотношения с этими банками. Изъятие вкладов физическими лицами неблагоприятно влияет на стабильность работы коммерческих
банков. Этот процесс может приобрести стихийный характер и охватить большое число банков, привести к остановке расчетных операций, замораживанию предоставления кредитов, необходимых для нормального функционирования предприятий, спаду экономической активности. Затраты, связанные с восстановлением платежеспособности, несоизмеримы с потерей доверия к банкам со стороны вкладчиков.
Система защиты вкладов призвана не допустить внезапного и массового изъятия вкладов в случае неблагоприятной экономической конъюнктуры или банкротства,
© Б. Дэлгэрбаяр, Б. Даажамба, 2011
сохранить доверие вкладчиков к коммерческим банкам. Вопрос о защите вкладов граждан Монголии никогда не стоял так остро, как в настоящее время. Дело в том, что до 2007 г. действовал государственный сберегательный банк, куда граждане вкладывали свои денежные сбережения. Сберегательный банк был приватизирован в конце 2006 г., после чего граждане начали размещать денежные сбережения в любом коммерческом банке, который они считали более надежным.
Ныне все без исключения коммерческие банки работают с привлечением депозитов организаций и граждан. Соотношение депозитов к собственному капиталу банков — 6 к 1. По состоянию на конец 2010 г. общая сумма депозитов составляет 51% ВВП Монголии. В масштабах экономики страны это огромная масса денег. Причем из года в год объем вкладов граждан увеличивается высокими темпами, опережая денежную массу, выпускаемую банковским сектором в экономику. В этой ситуации решение вопроса создания системы защиты депозитов имеет особо приоритетное значение. Поэтому мы специально изучили этот вопрос.
Существует две формы защиты вкладов граждан — страхование и гарантирование. В экономической литературе и в практике между терминами «страхование» и «гарантирование» зачастую ставится знак равенства. Однако страхование и гарантирование отличаются друг от друга как по форме организации, так и по содержанию.
Страхование — отношения по защите имущественных интересов физических лиц при наступлении страховых случаев с помощью средств денежных фондов, формируемых из уплачиваемых этими лицами страховых взносов.
Гарантирование вкладов — система правовых норм и механизмов, направленных на содействие образованию и мобилизации сбережений с целью защиты банковской системы от финансовых кризисов, вкладчиков от рисков, которые они не способны оценить и учесть в своих инвестиционных решениях.
Во многих странах, в том числе и в России, действует система страхования вкладов. В механизмах системы страхования вкладов разных стран можно выделить ряд общих черт. В зависимости от задач, которые ста-
вятся перед подобными системами, выделяют три разновидности их устройства:
- системы, действующие в соответствии с нормами страховой деятельности;
- системы, обладающие большой гибкостью в выборе мер по оздоровлению банка;
- смешанная система, включающая элементы двух вышеназванных.
Страны, создавшие системы депозитного страхования, в основном придерживаются следующей схемы ее организации:
- создается необходимая законодательная база;
- устанавливается преимущественно обязательное участие для всех банков;
- создается государственная или смешанная организация;
- предусматривается активное участие государства с установлением лимитированной государственной гарантии;
- предусматривается финансирование системы защиты вкладов за счет совокупных средств государства и самих коммерческих банков;
- устанавливается предел покрытия застрахованных выплат из расчета на одного вкладчика или на один вклад;
- фиксированные ставки взносов определяются в процентах от общей суммы банковских вкладов. Базой для расчета отчислений в страховые фонды являются остатки на счетах привлеченных вкладов.
В соответствии с федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» система страхования вкладов в России государственная и обязательная. Основные принципы действия системы:
- обязательность участия банков в системе;
- сохранение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств;
- прозрачность деятельности;
- накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов.
Финансовую основу системы страхования вкладов составляет фонд обязательного страхования. Он формируется за счет взносов страхователей, пеней за несвоевременную и неполную уплату страховых взносов, денежных средств и иного имущества, которые по-
лучены от удовлетворения прав требования Агентства по реструктуризации кредитных организаций, приобретенных последним в результате выплаты им возмещения по вкладам, доходов от размещения и инвестирования временно свободных денежных средств фонда, первоначального имущественного взноса, полученного путем передачи данным Агентством 2 млрд р., и других доходов. Ежеквартально банки уплачивают страховые взносы, ставка которых не может превышать 0,15% расчетной базы за последний расчетный период. Страховые взносы едины для всех банков.
Исследования показывают, что в развитых странах системе депозитного страхования даются широкие полномочия с целью стабилизации банковской системы. В развивающихся странах и в странах с переходной экономикой, где изначально государство оказывает существенное воздействие на внутренние экономические процессы и где пока отсутствуют соответствующие институциональные, структурные и другие макроэкономические условия, полномочия данной системы ограниченны.
В любом случае бесспорно то, что необходима правовая защита вкладов организаций и особенно граждан. Только вопрос, как это осуществить в условиях Монголии. В начале мирового финансового кризиса 25 ноября 2008 г. парламент Монголии принял закон «О государственной гарантии вкладов граждан в банках». По закону государственная гарантия будет действовать четыре года — по 2012 г. В ходе реализации положений данного закона в него уже два раза внесены дополнения и уточнения. Так, по закону от 6 марта 2009 г. государственная гарантия распространяется на остаток денежных средств организаций, находящихся на корреспондентских счетах в банках. Эта мера имела целью предотвратить отток вкладов не только граждан, но и организаций из банковского сектора. Второй раз, 2 июля 2010 г., в закон были внесены следующие дополнения и уточнения:
- не распространять гарантии на процентный доход, превышающий процентную ставку рефинансирования Монголбанка;
- не распространять гарантии на денежные средства организаций, полученные с межбанковского рынка и финансового рынка иностранных государств;
- банки обязаны внести денежную сумму, равную 1% гарантированных вкладов организаций и граждан, на счет правительства, открываемый в Монголбанке ежегодно.
Данная государственная гарантия вкладов организаций и граждан — вынужденная и временная мера. Необходимо создать постоянно действующую систему защиты (страхование или гарантирование) вкладов организаций и особенно граждан в банках.
С этой целью министерство финансов и Монголбанк совместно разработали проект закона «О страховании вкладов граждан в банках». Проект закона рассмотрен и одобрен правительством. По процедуре он будет внесен правительством в парламент на утверждение. Рассмотрим основные принципиальные положения проекта закона:
- форма страхования — государственная и обязательная;
- как руководящий орган создается комитет управления;
- страхователями выступают коммерческие банки, где размещены вклады граждан;
- страховое учреждение имеет резервный фонд;
- резервный фонд образуется за счет следующих источников: страховые взносы, доходы, полученные от инвестиций, доходы, полученные от реализации активов обанкротившихся или упраздненных банков, кредиты и безвозмездная помощь, полученные от правительства и Монголбанка, а также иностранных финансовых организаций, другие источники, не запрещенные законом;
- в пределах, установленных комитетом
управления, страховое учреждение может вложить средства из резервного фонда в следующие виды инвестирования: ценные
бумаги правительства и Монголбанка, вклады, размещенные в Монголбанке, ценные бумаги, входящие в классификацию «инвестиции», установленную уполномоченными организациями иностранных государств;
- не подлежат страхованию следующие
виды вкладов граждан: вклады, разме-
щенные в банках от имени третьего лица, денежный (сберегательный) сертификат, вклады, размещенные в банках иностранных государств. Банки вносят плату за страхование в резервный фонд в размере 0,08% суммы вкладов, имеющихся в данном банке, ежеквартально;
- страховое учреждение, в случае недостаточности денежных средств резервного фонда для полного возмещения вкладов граждан, имеет право получить финансовую поддержку от правительства и Монголбанка.
Анализ проекта закона показывает, что в его основу положены общие принципы, принятые в других странах. По нашему мнению, в сложившейся ситуации в банковском секторе Монголии самым подходящим видом защиты вкладов граждан является именно государственное гарантирование вкладов. Наша позиция основывается на следующем. Во-первых, система страхования вкладов не лишена недостатков. Она не исключает обострения рисков банковской деятельности. Источником уплаты страховых премий является прибыль, что стимулирует менеджмент коммерческих банков проводить высокорисковые операции с целью возмещения понесенных затрат. В результате снижается уровень надежности банка. Объем страховых платежей зачастую зависит от степени риска кредитной организации, объема вкладов, покрываемых системой страхования. Крупные банки формируют большую часть страхового фонда, а малые банки могут проводить необоснованную с точки зрения риска политику. При этом надо иметь в виду то, что правительства многих стран с развитой страховой системой дали полную гарантию на вклады своих граждан в банках и вышли из мирового финансового кризиса. Во-вторых, на сумму платежа за страхование банки могут повысить процентную ставку по кредитам или снизить процентную ставку по вкладам. Одним словом, это банку безразлично, поскольку страхование вкладов не влияет на его финансовое состояние. Наоборот, банку выгодно в том смысле, что он освобождается от возможных потерь вкладов. В-третьих, появляется лишнее управленческое звено, для содержания которого требуется немало финансовых средств.
В результате приватизации коммерческих банков в Монголии образовалась специфическая структура национальных и иностранных коммерческих банков, где доминирует иностранный финансовый капитал. Коммерческие банки с американским, японским и российским участием, а также с привлечением иностранного капитала владеют 70% активов банковской системы Монголии. Это особенность банковской системы Монголии, и она имеет свои плюсы и минусы.
Иностранный финансовый капитал диктует свои условия на денежно-кредитном рынке страны, работая на депозиты организаций и граждан Монголии. Используя свое положение на денежном рынке страны, иностранные банки гонятся за прибылью.
В настоящее время банковский сектор Монголии нуждается в здоровой конкурентной среде, формирование которой возможно путем создания государственных конкурентоспособных коммерческих банков. С этой целью правительство создало государственный коммерческий банк на основе обанкротившегося банка «Зоос» и приняло решение о создании еще одного государственного коммерческого банка — Банка развития.
С учетом вышесказанного в качестве формы защиты вкладов граждан мы предлагаем государственное гарантирование вкладов. В этом случае правительство могло бы дать полную гарантию вкладов граждан, размещаемых в государственном Банке развития. При этом Монголбанку следует давать разрешение аккумулировать вклады граждан только тем банкам, учредители которых дали подобную гарантию за счет уставного капитала.
Такая система, с одной стороны, даст полную гарантию вкладов граждан, обеспечит безопасность банковского сектора и, с другой стороны, предоставит возможность правительству использовать огромную сумму вкладов граждан в инвестиционных целях через Банк развития.