Научная статья на тему 'К вопросу защиты вкладов граждан в коммерческих банках Монголии'

К вопросу защиты вкладов граждан в коммерческих банках Монголии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
254
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНГОЛИЯ / СИСТЕМА / ЗАЩИТА / ВКЛАД / БАНК / РИСК / СТРАХОВАНИЕ / УПЛАТА / ПРЕМИЯ / ПРИБЫЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Даажамба Б., Дэлгэрбаяр Б.

В статье рассматривается система защиты вкладов граждан от банковских рисков в России и в зарубежных странах. Обосновывается настоятельная необходимость создания национальной системы защиты вкладов граждан в коммерческих банках Монголии. Авторы выдвигают свои аргументы и предлагают применять форму гарантирования вкладов граждан в коммерческих банках Монголии в условиях, сложившихся в банковском секторе страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу защиты вкладов граждан в коммерческих банках Монголии»

УДК 336.71

к вопросу защиты вкладов граждан в коммерческих банках монголии

Б. ДААЖАМБА,

докторант Монгольского государственного университета Е-mail: daajamba_b@yahoo. com

Б. ДЭЛГЭРБАЯР,

аспирант Байкалького государтсвенного университета экономики и права, г. Иркутск, сотрудник Центрального банка Монголии Е-mail: delgerbayarb@yahoo. com

В статье рассматривается система защиты вкладов граждан от банковских рисков в России и в зарубежных странах. Обосновывается настоятельная необходимость создания национальной системы защиты вкладов граждан в коммерческих банках Монголии. Авторы выдвигают свои аргументы и предлагают применять форму гарантирования вкладов граждан в коммерческих банках Монголии в условиях, сложившихся в банковском секторе страны.

Ключевые слова: Монголия, система, защита, вклад, банк, риск, страхование, уплата, премия, прибыль.

Приоритетным направлением политики в области управления кредитным риском и обеспечения безопасности банковского сектора Монголии является создание системы защиты депозитов организаций и граждан [3].

Особенность банковской системы состоит в том, что она в большей мере, чем экономика в целом, подвержена кризисным явлениям, которые могут затрагивать не только финансово неустойчивые банки, но и клиентов, имеющих тесные взаимоотношения с этими учреждениями.

Изъятие вкладов физическими лицами создает неблагоприятную обстановку для стабильной работы коммерческих банков. Этот процесс может приобрести стихийный характер и охватить большое число организаций, вызвать остановку расчетных операций, заморозить предоставление кредитов,

необходимых для нормального функционирования предприятий, привести к спаду экономической активности. Затраты, связанные с восстановлением платежеспособности, несоразмеримы с потерей доверия к банкам со стороны вкладчиков [2, 4].

Система защиты вкладов призвана избежать внезапного и массового изъятия вкладов в случае неблагоприятной экономической конъюнктуры или банкротства, сохранить доверие вкладчиков к коммерческим банкам. Вопрос о защите вкладов граждан в Монголии раньше не стоял так остро, как в настоящее время. Дело в том, что до 2007 г. действовал государственный сберегательный банк, куда граждане вкладывали свои денежные сбережения. Учреждение было приватизировано в конце 2006 г., после чего денежные сбережения начали размещать в любом коммерческом банке.

Ныне все коммерческие банки работают с привлечением депозитов организаций и граждан. Соотношение депозитов к собственному капиталу банков составляет 6 к 1. В конце 2010 г. общая сумма депозитов составила 51 % от ВВП Монголии. По масштабам экономики страны это огромная масса денег. Причем из года в год вклады граждан увеличиваются высокими темпами, опережая денежную массу, выпускаемую банковским сектором в экономику (см. таблицу).

Анализ данных таблицы позволяет сделать следующие выводы:

1) темпы роста активов банков и вкладов граждан

в банках находились примерно на одном уровне

Зарубежный опыт

9(99) - 2012

Динамика роста активов, собственных средств банков и вкладов граждан в банках Монголии в 2005-2011 гг., млрд тугр.

Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Актив банковского сектора 1 585,0 2 320,1 3 383,9 3 650,0 5 568,2 6 245,6

Рост показателя, % - 46,4 45,9 7,9 52,6 12,2

Собственные средства банков 207,1 294,8 376,4 340,6 369,8 382,5

Рост показателя, % - 42,3 27,7 -9,5 8,6 3,4

Вклады граждан в банках 631,8 908,9 1 358,5 1 195,2 1 820,6 2 360,7

Рост показателя, % - 43,9 49,5 -12,0 52,3 29,7

Удельный вес вкладов граждан в активах банков, % 39,8 39,2 40,1 32,7 32,6 37,7

Соотношение вкладов граждан и собственных средств банков 3 : 1 3 : 1 4 : 1 3,5: 1 4,9 : 1 6,2 : 1

в 2005-2009 гг. Однако стремительно увеличились вклады граждан в 2010 г., и темп их роста превысил темп роста активов банков в 2,4 раза. Удельный вес вкладов граждан в активах банков составляет 37,7-40,1 % за исключением кризисных 2008-2009 гг. Значит, вклады граждан являются одним из главных источников привлеченных средств банков Монголии; 2) рост собственных средств банков отставал от роста вкладов граждан в 1,8 раза в 2007 г. и в 6,0-8,7 раза в 2009-2010 гг. Вледствие отмеченного из года в год уменьшается коэффициент потенциального покрытия возможных потерь вкладов граждан собственными средствами банков. Это говорит о том, что создание системы защиты вкладов граждан имеет особо важное значение для обеспечения безопасности банковского сектора Монголии. Поэтому при исследовании темы «Пути повышения эффективности управления кредитными рисками в коммерческих банках Монголии» авторы специально изучили этот вопрос.

Существуют две формы защиты вкладов граждан: страхование и гарантирование. В экономической литературе и на практике зачастую ставится знак равенства между этими терминами [1, 3, 8]. Однако страхование и гарантирование различаются не только по форме организации, но и по содержанию.

Страхование - отношения по защите имущественных интересов физических лиц при наступлении страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых этими лицами страховых взносов.

Гарантирование - система правовых норм и механизмов, направленных на содействие образованию и мобилизации сбережений с целью защиты банковской системы от финансовых кризисов, а вкладчиков -от рисков, которые они не способны оценить и учесть в своих инвестиционных решениях.

Во многих странах, в том числе и в России, действует система страхования вкладов. В механизмах страхования вкладов, действующих в разных странах, можно выделить ряд общих черт. В зависимости от задач, которые ставятся перед подобными системами, выделяют три разновидности:

• системы, действующие в соответствии с нормами страховой деятельности;

• системы, обладающие большой гибкостью в выборе мер по оздоровлению банка;

• смешанные системы, включающие элементы двух названных;

Страны, создавшие системы депозитного страхования, в основном придерживаются следующей схемы ее организации:

• создается необходимая законодательная база;

• устанавливается преимущественно обязательное участие для всех банков;

• создается государственная или смешанная организация;

• предусматривается активное участие государства с установлением лимитированной государственной гарантии;

• предусматривается финансирование системы защиты вкладов за счет совокупных средств государства и коммерческих банков;

• устанавливается предел покрытия застрахованных выплат из расчета на одного вкладчика или на один вклад;

• фиксированные ставки взносов определяются в процентах от общей суммы банковских вкладов. Базой для расчета отчислений в страховые фонды являются остатки на счетах привлеченных вкладов.

В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2003 № 177-Ф3 «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» система страхования вкладов в России - государс-

твенная и обязательная [7]. Основные принципы действия системы:

• обязательность участия банков в системе;

• сохранение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств;

• прозрачность деятельности;

• накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов. Финансовую основу системы страхования вкладов составляет фонд обязательного страхования. Он формируется за счет:

• взносов страхователей;

• пеней за несвоевременную и неполную уплату страховых взносов;

• денежных средств и иного имущества, которые получены от удовлетворения прав требования страхового агентства, приобретенных им в результате выплаты возмещения по вкладам;

• доходов от размещения и инвестирования временно свободных денежных средств фонда;

• первоначального имущественного взноса, полученного путем передачи агентством по реструктуризации кредитных организаций 2 млрд руб. и других доходов.

На ежеквартальной основе банки уплачивают страховые взносы, ставка которых не может превышать 0,15 % расчетной базы за последний расчетный период. Страховые взносы едины для всех банков.

Исследования показывают, что в развитых странах даются широкие полномочия системе депозитного страхования для стабилизации банковской системы.

В развивающихся странах и странах переходного периода, где изначально государство оказывает существенное воздействие на внутренние экономические процессы и где пока отсутствуют соответствующие институциональные, структурные и другие макроэкономические условия, полномочия данной системы ограничены.

В любом случае, бесспорно, необходима правовая защита вкладов организаций и граждан. Только вопрос состоит в том, как его решать в условиях Монголии.

25 ноября 2008 г. парламент страны принял Закон «О государственной гарантии вкладов граждан в банках» [6]. В соответствии с ним государственная гарантия действительна четыре года, срок действия истекает в 2012 г. В ходе реализации положений закона в него два раза были внесены дополнения

и уточнения. Так, согласно уточнениям от 6 марта 2009 г. государственная гарантия распространяется на остаток денежных средств организаций, находящихся на корреспондентских счетах в банках.

Эта мера имела целью предотвратить отток из банковского сектора вкладов не только граждан, но и организаций. Второй раз в закон были внесены 2 июля 2010 г. следующие дополнения и уточнения:

• не распространять гарантии на процентный доход, превышающий процентную ставку рефинансирования Монголбанка;

• не распространять гарантии на денежные средства организаций, полученные с межбанковского рынка и финансового рынка иностранных государств;

• банки обязаны внести денежную сумму, равную 1 % гарантированных вкладов организаций и граждан на счет правительства, открываемый в Монголбанке ежегодно.

Данная государственная гарантия вкладов организаций и граждан - вынужденная и временная мера. Необходимо создать постоянно действующую систему защиты вкладов (страхование или гарантирование).

С этой целью министерство финансов и Мон-голбанк совместно разработали проект закона «О страховании вкладов граждан в банках». Документ рассмотрен и одобрен правительством страны. Согласно установленной процедуре он будет внесен в парламент на утверждение.

Рассмотрим основные принципиальные положения проекта закона:

• форма страхования - государственная и обязательная;

• создается комитет управления как руководящий орган;

• страхующими выступают коммерче ские банки, где размещены вклады граждан;

• страховое учреждение имеет резервный фонд;

• резервный фонд образуется за счет следующих источников:

- страховые взносы;

- доходы, полученные из инвестиций;

- доходы, полученные от реализации активов обанкротившихся или упраздненных банков;

- кредиты и безвозмездная помощь, полученные от правительства и Монголбанка, а также иностранных финансовых организаций;

Зарубежный опыт

9(99) - 2012

- другие источники, не запрещенные законом;

• в пределах, установленных комитетом управления, страховое учреждение может вложить средства из резервного фонда в следующие виды инвестирования:

- ценные бумаги правительства и Монгол-банка;

- вклады, размещенные в Монголбанке;

- ценные бумаги, входящие в классификацию «инвестиции», установленную уполномоченными организациями иностранных государств;

• не подлежат страхованию следующие виды вкладов граждан:

- вклады, размещенные в банках от имени третьего лица;

- денежный (сберегательный) сертификат;

- вклады, размещеные в банках иностранных государств. Банки вносят уплату за страхование в резервный фонд в размере 0,08 % от суммы вкладов, имеющихся в данном банке, ежеквартально;

• страховое учреждение в случаях недостаточности денежных средств резервного фонда для полного возмездия вкладов граждан имеет право получить финансовую поддержку от правительства и Монголбанка.

Анализ показывает, что в основу проекта закона заложены общие принципы, принятые в других странах. По мнению авторов, при нынешней ситуации в банковском секторе Монголии самым подходящим видом защиты вкладов граждан является гарантирование вкладов. Для этого утверждения есть следующие веские основания.

Во-первых, система страхования вкладов не лишена недостатков. Она не исключает обострения рисков банковской деятельности. Источником уплаты страховых премий является прибыль, что стимулирует менеджмент коммерческих банков проводить высокорисковые операции с целью возмещения понесенных затрат. В результате снижается уровень надежности банка.

Объем страховых платежей зачастую зависит от степени риска кредитной организации, объема вкладов, покрываемых системой страхования. Крупные банки формируют большую часть страхового фонда, а малые банки могут проводить необоснованную с точки зрения риска политику. При этом надо иметь в виду, что правительства многих стран с развитой

страховой системой дали полную гарантию на вклады своих граждан в банках и вышли из мирового финансового кризиса.

Во-вторых, на сумму уплаты за страхование банки могут повысить процентную ставку по кредитам или снизить процентную ставку по вкладам. Одним словом, банку безразлично, поскольку страхование вкладов не влияет на его финансовое состояние. Наоборот, банку выгодно в том смысле, что он освобождается от возможных потерь вкладов.

В-третьих, появляется лишнее управленческое звено, для содержания которого требуется немало финансовых средств.

В результате привитизации коммерческих банков в Монголии образовалась специфическая структура национальных и иностранных банков, где доминирует иностранный финансовый капитал. Коммерческие банки с американским, японским и российским участием, а также с привлечением иностранного капитала владеют 70 % активов банковской системы Монголии. Эта особенность имеет свои плюсы и минусы.

Иностранный финансовый капитал диктует свои условия на денежно-кредитном рынке страны, работая на депозиты организаций и граждан Монголии. Используя свое доминирующее положение на денежном рынке страны, иностранные банки гонятся за прибылью.

В настоящее время банковский сектор Монголии нуждается в здоровой конкурентной среде, которую можно обеспечить путем создания государственных конкурентоспособных коммерческих банков.

С этой целью правительство создало государственный коммерческий банк на основе обанкротившегося банка «Зоос» и приняло решение о создании еще одного государственного коммерческого банка -Банка развития.

С учетом сказанных обстоятельств авторы предлагают форму защиты вкладов граждан - гарантирование. В этом случае правительство могло бы дать полную гарантию вкладов, размещаемых в государственном Банке развития. При этом Монгол-банку следует дать разрешение на аккумулирование вкладов граждан только тем банкам, учредители которых дали подобную гарантию за счет уставного капитала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Такая система даст, с одной стороны, полную гарантию вкладов граждан, обеспечит безопасность банковского сектора и, с другой стороны, возмож-

ность правительству использовать огромную сумму вкладов граждан в инвестиционных целях через Банк развития.

Список литературы

1. Ардатова М.М., Балинова В. С. Страхование: учеб. пособие. М.: Проспект, 2006.

2. Банковское дело. Экспресс-курс / под ред. О. И. Лаврушина. М., 2009.

3. Бахматов С. А., Бондарь Ю. В. Страхование: курс лекций. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007.

4. Кошкин Р. Е. Страхование кредитного риска на российском рынке. Страховая деятельность. М., 2007.

5. О банках: Закон от 28.01.2010 (Монголия).

6. О государственной гарантии вкладов граждан в банках: Закон от 25.11.2008 (Монголия).

7. О страховании вкладов физических лиц в банках Роосийской Федерации: Федеральный закон от 25.12.2003 № 177-Ф3.

8. Страхование / под ред. проф. Т. А. Федере-вой. 3-е изд. М.: Магистр, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.