Научная статья на тему 'Система заморозки грунта на основе парокомпрессионного и естественноциркуляционного циклов'

Система заморозки грунта на основе парокомпрессионного и естественноциркуляционного циклов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
743
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЗОННО-ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ОХЛАЖДАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО / ТЕРМОСТАБИЛИЗАЦИЯ ГРУНТА / ЕСТЕСТВЕННЫЙ ХОЛОД / ЗОНЫ ЗАМОРАЖИВАНИЯ ГРУНТА / COMBINED COOLING DEVICE OF SEASONAL FROZEN SOIL DOSED FOR CONSTRUCTION / OF COMPRESSOR STATIONS IN THE PERMAFROST / TEMPERATURE REGULATION OF THE SOIL / THE NATURAL COOLING / FREEZING ZONE OF SOIL

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Максименко Василий Александрович, Евдокимов Владимир Сергеевич, Гладенко Алексей Анатольевич, Новиков Алексей Алексеевич, Галдин Владимир Дмитриевич

В настоящее время весьма бурно развивается нефтегазовая отрасль, из-за чего возникает необходимость в качественной транспортировке сырья. В этой связи появляется спрос на устройства, осуществляющие термостабилизацию грунтов и оснований магистральных трубопроводов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Максименко Василий Александрович, Евдокимов Владимир Сергеевич, Гладенко Алексей Анатольевич, Новиков Алексей Алексеевич, Галдин Владимир Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of soil freezing on the basis of vapor compression and natural circulation loops

At present the oil and gas industry is developing rapidly. So, there is a need for qualitative transportation of raw materials. In this regard, there is a demand for devices implementing thermal stabilization of soils and grounds pipelines.

Текст научной работы на тему «Система заморозки грунта на основе парокомпрессионного и естественноциркуляционного циклов»

"ДК 621.56 в. А. МАКСИМЕНКО

В. С. ЕВДОКИМОВ А. А. ГЛАДЕНКО А. А. НОВИКОВ В. Д. ГАЛДИН

Омский государственный технический университет

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, г. Омск

СИСТЕМА ЗАМОРОЗКИ ГРУНТА НА ОСНОВЕ ПАРОКОМПРЕССИОННОГО И ЕСТЕСТВЕННОЦИРКУЛЯЦИОННОГО ЦИКЛОВ____________________________

В настоящее время весьма бурно развивается нефтегазовая отрасль, из-за чего возникает необходимость в качественной транспортировке сырья. В этой связи появляется спрос на устройства, осуществляющие термостабилизацию грунтов и оснований магистральных трубопроводов.

Ключевые слова: сезонно-действующее охлаждающее устройство, термостабилизация грунта, естественный холод, зоны замораживания грунта

Сезонно-действующие охлаждающие устройства (СОУ Combined cooling device of the seasonal frozen soil dosed for the construction of compressor stations in the permafrost.) — термостабилизаторы грунта, служащие для замораживания талых и охлаждения пластичномерзлых грунтов под зданиями с проветриваемыми подпольями и без него, эстакадами и другими сооружениями с целью повышения их несущей способности и для предупреждения выпучивания свай в районах распространения вечномерзлых грунтов [1] (рис. 1).

Конструкция сезонно-действующих охлаждающих устройств ООО «Ньюфрост» представляет собой герметичную неразъемную сварную конструкцию, с глубиной подземной части до 14 метров, заправленную хладагентом: углекислотой или аммиаком. Устанавливается вертикально, наклонно под углом до 90 градусов к горизонту. Для предотвращения выпучивания свай «СОУ» устанавливаются под углом 10...

Ри^ 1. Надземная пpoклaдкa c щшменением тepмocтaбилизaтopoв

15 градусов к вертикали в непосредственной близости от нижнего конца сваи и имеют изоляцию в зоне деятельного слоя грунта (рис. 2).

Т возд ° С 3 а, ' У

1 R

V V

>:

Рис. 2. Схема процесса охлаждения грунта с помощью индивидуального парожидкостного СОУ-термостабилизатора: 1 - конденсатор, 2 - теплоизоляция, 3 - корпус испарителя, а - пленка конденсата, б - парообразный хладагент, в - граница промерзания грунта, г - жидкий хладагент, Ог - тепло, подводимое от грунта к испарителю, Ок - тепло, отводимое от конденсатора в окружающую среду

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (110) 2012 МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ

МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (110) 2012

Сентябрь 2002 Г. Октябрь 2007 г.

Рис. 3. Заваливание сваи

Недостатками этих систем являются:

— невозможность использования в условиях летнего периода;

— неэффективность использования при высоких среднегодовых температурах;

— неработоспособность при использовании их в условиях заболоченной местности с многочисленными подземными водными потоками.

Эти факторы приводят к потере несущей способности и устойчивости опорных конструкций магистральных трубопроводов и других сооружений (рис. 3).

На кафедре «Холодильная и компрессорная техника и технология» разработана конструкция экспериментального стенда для исследования характеристик комбинированных сезонно-действующих охлаждающих устройств магистральных трубопроводов (рис. 4). В отличие от серийных она имеет две попеременно работающих зоны конденсации А и В, одна из которых использует естественный холод в зимний период, когда температура наружного воздуха более низкая, чем температура грунта. Вторая зона работает, когда температура наружного воздуха становится равной или более высокой, чем температура грунта. Использование двух зон приводит к тому, что охлаждение грунта возможно проводить как в зимний, так и в летний периоды. Причем эти периоды охлаждения взаимно усиливают действие один другого, поскольку однажды аккумулированный в грунте естественный и искусственный холод только поддерживается на заданном уровне, а не возобновляется в каждый холодный период вновь [2].

С целью повышения эффективности, в устройстве для аккумуляции холода часть промежуточной трубы снабжена испарительной зоной Н2. В ней дополнительно расположен испаритель, выполненный в виде стакана изготовленного из теплоизоляционного материала. Во внутренней полости стакана расположена промежуточная труба для транспортирования жидкого хладагента. Такое решение позволяет разделить зоны промораживания грунта и обойти места с подземными водными потоками, с целью повышения несущей способности и для предупреждения выпучивания свай.

Устройство для аккумуляции холода включает трубу, выполненную в виде термосваи 1, состоящую из испарителей 2 и 3 заполненных хладагентом, конденсатора 4, состоящего из конденсаторных зон А и В, вокруг конденсаторной зоны А расположен трубопровод 5, выполняющий роль испарителя и выполненный в виде трубки эллипсного сечения плотно навитой на термосваю 1 вокруг трубопровода 5 смонтирована оболочка с теплоизоляцией 6 для уменьшения теплопритоков от грунта к зоне А. Термосвая 1 помещается в грунт на глубину L (до 50 метров), содержит испаритель 2, который через промежуточную трубу 7 соединен с воронкой 8. Воронка 8 расположена на расстоянии Ь2 от конденсаторной

зоны А и выполнена с трапециевидными отверстиями с размерами Я1, И2, т, И, г и бортиком I таким образом, чтобы бортик I был направлен в сторону движения пара для сбора испаряющихся паров и поступления их в зоны конденсации А или В и во избежание попадания хладагента в отверстия С. Испаритель 3 (рис. 5), выполненный из теплоизоляционного материала, через соединенную с внутренней стороны стакана промежуточную трубу 9, соединен с воронкой 10. Воронка 10 расположена на расстоянии Ц от конденсаторной зоны А и выполнена с трапециевидными отверстиями с размерами Я1, И2, т, И, г и бортиком I таким образом, чтобы бортик I был направлен в сторону движения пара для сбора испаряющихся паров и поступления их в зоны конденсации А или В и во избежание попадания хладагента в отверстия С.

Конденсаторная зона В выполнена из отдельных вертикальных труб 11, соединенных коллектором 12, и расположена на расстоянии НВ < 1,5 м, т.к. от грунта, в противном случае, если НВ < 1,5 м, по правилам эксплуатации требуется изготовление дополнительных площадок для обслуживания оборудования.

Устройство для аккумуляции холода содержит компрессорно-конденсаторный агрегат 13, состоящий из компрессора 14, конденсатора 15, расположенного на сплошном каркасе 16 и соединенный нагнетательным трубопроводом 17 и отводящим трубопроводом 18 при помощи терморегулирующего вентиля и гермомуфт с трубопроводом 5.

Сборка и работа устройства осуществляется следующим образом. Термосваю 1 помещают в грунт на глубину L до 50 метров, в испарительной зоне Н1 расположен испаритель 2, заполненный хладагентом, который через промежуточную трубу 7 соединен с воронкой 8, расположенной на расстоянии Ь2 от конденсаторной зоны А. В зоне А термосваи 1 размещают трубопровод 5 с теплоизоляцией 6 для уменьшения теплопритоков от грунта в зоне А.

А-А

Рис. 5. Стакан-испаритель

На расстоянии Н2 от зоны Ц расположен еще один испаритель 3, выполненный в виде цилиндрического стакана 3 с отверстием диаметром <33 в нижней части корпуса в котором размещена труба 9 загнутая под углом 90°, для заполнения жидким хладагентом стакана 3. На расстоянии Ц от зоны А расположена воронка 10 расположенная в трубе 9. Воронки испарителей 2 и 3 выполнены с трапециевидными отверстиями с размерами Ш, Я2, т, И, г и бортиком f таким образом, чтобы бортик f был направлен в сторону движения пара для сбора испаряющихся паров и поступления их в зоны конденсации А или В во избежание попадания хладагента в отверстия С.

С наступлением периода, когда среднесуточная температура наружного воздуха становится ниже 0°С, происходит охлаждение и замораживание грунта за счёт циркуляции хладагента между испарителями 2, 3 и конденсатором 4.

Циркуляция происходит следующим образом.

На жидкий хладагент, находящийся в испарительных зонах Н1 и Н2, причем зону Н1 можно изменять путем заполнения или отбора хладагента, воздействует температура грунта, при этом между наружной поверхностью испарителей 2 и 3 и внутренней поверхностью термосваи 1 начинает испаряться жидкий хладагент, пары которого движутся вверх между термосваей 1 и промежуточными трубами 7 и 9. Подойдя к воронкам 8 и 10 пары проходят через отверстия С и поступают в зону конденсации А или В и, в зависимости от температуры воздуха окружающей среды, конденсируются. Жидкий хладагент по стенкам термосваи 1 стекает к воронке 10, и поступает через промежуточную трубу 9 в зону Н2 испарителя 3, где происходит пе-

редача теплоты от грунта к кипящему хладагенту, избыток жидкого хладагента по стенкам испарителя 3 стекает к воронке 8, и поступает через промежуточную трубу 7 в зону Н1 испарителя 2 термосваи 1.

С наступлением периода, когда среднесуточная температура наружного воздуха становится выше 0°С, в термосвае 1 происходит повышение давления и циркуляция хладагента прекращается. Включается компрессорно-конденсаторный агрегат 13 давление в термосвае 1 понижается. Хладагент из компрессорно-конденсаторного агрегата 13, расположенного на сплошном каркасе 16, поступает в нагнетательный патрубок 17, а затем дросселируется в трубопровод 5, выполненный в виде трубки эллипсного сечения плотно навитой на конденсаторную зону А термосваи 1, где посредством теплообмена происходит конденсация хладагента находящегося в конденсаторной зоне А. Далее пары хладагента из трубопровода 5 поступают в отводящий трубопровод 18 и возвращаются в компрессорно-конденсаторный агрегат 13, где происходит их сжатие, конденсация, и пройдя нагнетательный трубопровод 17 хладагент дросселируется и возвращается в зону А. Далее цикл повторяется.

Предложенное устройство для аккумуляции холода позволяет разделить площади зоны испарения и при этом уменьшить их суммарную площадь. Благодаря этому уменьшатся и площадь зоны конденсации, что позволит снизить энергозатратность и металлоемкость устройства.

Библиографический список

1. Механика мерзлых грунтов и принципы строительства нефтегазовых объектов в условиях Севера / Под ред. Н. Н. Карнаухова. — М. : Изд. ЦентрЛитНефтеГаз, 2008. — 432 с.

2. Пат. 62617 Российская Федерация, МПК Е 02 Б 3/115. Устройство для аккумуляции холода / Афанасьев В. А, Максименко В. А., Шалай В. В. ; заявитель — Омский гос. техн. ун-т.— № 62617 ; заявл. 24.08. 06 ; опубл. 27.04.07, Бюл. № 12. — 2 с.

МАКСИМЕНКО Василий Александрович, кандидат технических наук, доцент кафедры «Компрессорные и холодильные машины и установки» ОмГТУ. ЕВДОКИМОВ Владимир Сергеевич, магистрант РТТ-610, ассистент кафедры «Компрессорные и холодильные машины и установки» ОмГТУ.

ГЛАДЕНКО Алексей Анатольевич, доктор технических наук, профессор кафедры «Транспорт и хранение нефти и газа, стандартизация и сертификация» ОмГТУ.

НОВИКОВ Алексей Алексеевич, доктор технических наук, доцент, профессор кафедры «Информационноизмерительная техника» ОмГТУ.

ГАЛДИН Владимир Дмитриевич, доктор технических наук, профессор кафедры «Городское строительство и коммунальное хозяйство» Сибирской автомобильно-дорожной академии, г. Омск.

Адрес для переписки: fr17z@list.ru

Статья поступила в редакцию 13.02.2012 г.

©В. А. Максименко, В. С. Евдокимов, А. А. Гладенко,

А. А. Новиков, В. Д. Галдин

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (110) 2012 МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.