Научная статья на тему 'Система законодательства: понятие и структура'

Система законодательства: понятие и структура Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
13315
1502
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система законодательства: понятие и структура»

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

О.В. Анциферова

СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА

Прежде чем рассматривать систему законодательства, на наш взгляд, необходимо определиться с такими понятиями, как «законодательство», «система законодательства».

Несмотря на то, что термин «законодательство» часто используется в правотворческой деятельности и является предметом исследования многих ученых, тем не менее четкого однозначного определения на сегодняшний день он не имеет1.

Так, Ю.А. Тихомиров под законодательством понимает упорядоченную совокупность законов2. В.М. Левченко считает, что законодательство - форма существования, прежде всего правовых форм, средство придания им определенности и объективности, их организации и определения в конкретные правовые акты3.

Иногда термином «законодательство» обозначают законы и иные нормативные правовые акты законодательного органа. Например, такое понимание законодательства содержится в ст. 3 Федерального закона «О товариществах собственников жилья». Аналогичное понимание законодательства заложено в ст. 10 Устава г. Москвы, где говорится, что законодательство Москвы образует Устав города, законы и постановления городской Думы.

Л.Б. Тиунова полагает, что в настоящее время очень остро стоит вопрос о практической недопустимости объединения под общим термином «законодательство» не только законов, но также указов, актов исполнительной власти. Это подрывает авторитет закона, подменяет его актами управления4. С таким опасением в известной степени можно согласиться, справедливо отмечает Ф.Р. Муратшин. Однако отказ от использования термина «законодательство» в указанном широком смысле ставит другой вопрос: каким термином обозначить совокупность различного рода нормативных правовых актов? Использование для этого таких словосочетаний, как «нормативный массив», «правовая система», на наш взгляд, вряд ли может быть оправданным, так как ни одно из них в полной мере не отражает сущности данного явления. Введение же какого-либо нового термина сопряжено с большими трудностями, вызванными необходимостью его научного обоснования5.

Если рассматривать законодательство как систему только законов, то можно говорить о нарушении построения системы нормативных правовых актов. Например, в ч. 2 ст. 5 Конституции РФ установлено, что субъекты Федерации имеют свое законодательство, а в ч. 2 и 4 ст. 76 основного правового акта государства говорится не только о законах субъектов Федерации, но и об иных нормативных правовых актах. Если учесть, что в соответствии со ст. 16 Конституции РФ положения ч. 2 ст. 5 составляют одну из основ конституционного строя России, то несоответствие между указанными нормами Конституции РФ станет очевидным6.

По мнению С.С. Алексеева, в состав законодательства кроме законов допустимо включать нормативные акты, например указы Президента, изданные в порядке делегирования законодательных полномочий, то есть переданных ему законодательным органом или в условиях, когда высший представительный орган не действует7.

Иногда под законодательством, как указывает А. С. Пиголкин, понимается деятельность высшего органа государственной власти по принятию законов. Законодательство в этом смысле - основная, наиболее важная форма правотворческой деятельности8.

5

Как считает С.В. Поленина, чаще всего термин «законодательство» используется для обозначения всего массива нормативных правовых актов определенного уровня: федерального, регионального. Такая трактовка вытекает из анализа положений Конституции Российской Федерации, конституций и уставов большинства субъектов Российской Федерации, многих федеральных законов и законов регионального уровня. В широком смысле слова термин «законодательство», как правило, используется и в отраслевой литературе9.

В литературе высказана и такая точка зрения, что расширительная трактовка законодательства может приводить, как это уже было в истории государства, к подмене закона подзаконными актами и может использоваться как легальное средство умаления роли закона в жизни общества10.

Думаем, что все вышеизложенные точки зрения имеют право на существование. Однако в основу настоящей работы положена самая широкая из рассмотренных трактовок законодательства. На наш взгляд, понимание законодательства как совокупности всех нормативных правовых актов на сегодняшний день оптимально. Более того, оно является традиционным в юридической науке и соответствует практике правотворчества и правоприменения.

Широкое понимание законодательства, в отличие от узкого, позволяет рассматривать законы в единстве, взаимосвязи и взаимодействии с подзаконными актами. Лишь такой подход может создать реальную картину состояния правового регулирования общественных отношений. Это особенно важно с точки зрения предмета нашего исследования. Ведь только законами субъектов Российской Федерации невозможно регулировать конкретные отношения на региональном уровне. Они нуждаются в различных подзаконных актах, которые создают механизм реализации норм законов и только вместе (законы и подзаконные акты) образуют единое целое.

Следует различать систему права и систему законодательства. Система законодательства, в отличие от системы права как совокупности правовых норм - это совокупность источников права. Если система права отражает внутреннее строение права, то система законодательства есть внешняя форма выражения системы права. Система права, как уже говорилось выше, носит объективный характер. В системе законодательства значимое место занимает субъективный фактор. В основе построения системы права лежит предмет и метод правового регулирования, а основу системы законодательства составляет юридическая сила нормативных правовых актов и как ее следствие - их иерархия11.

В последние годы в Российской Федерации происходит стремительное и масштабное развитие законодательства, направленное на реализацию принципов правового государства и осуществление коренных преобразований в различных сферах общественной жизни. Повышение роли закона сделало его главным регулятором общественных отношений, а законодательство в точном смысле этого слова - основой всей правовой системы государства. Крупные перемены происходят в структуре федерального законодательства, которое в прошлые десятилетия характеризовалось унитарными признаками 12. Для того чтобы объективно выяснить теоретические основы законодательной системы субъектов РФ, обратимся к дореволюционному опыту России.

Законодательная система Российской империи «даже в отсутствие федерализации власти широко использовала практику автономного правого регулирования. Свои законодательные акты имели как национальные образования - Царство Польское, Остзейский край (Прибалтика), Финляндия, Бесарабия, - так и территориальные «русские» регионы (Сибирь)»13. По свидетельству С.В. Кодана, «в XIX в. правовая регуляция жиз-

6

ни России осуществлялась на уровнях общеимперского и регионального законодательства. Причем последнее во многом опиралось на обычное право, признаваемое государством в качестве источника норм при решении юридических дел. За пределы родовых органов управления коренными народами Сибири выносились лишь наиболее тяжкие уголовные преступления и ряд гражданских дел, по которым не было достигнуто приемлемое для сторон решение при рассмотрении спора в низших инстанциях (родах). Государством были предприняты попытки кодифицировать обычное право местного населения, что способствовало учету «степных законов» в разрешении дел государственными органами. При этом именно государство выступало инициатором кодификации и финансировало проведение соответствующих работ. Такая деятельность должна была способствовать интеграции обычно-правовых регуляций в законодательную систему России»14.

Однако уже в дореволюционный период - с середины XIX века - начинает складываться и постепенно укрепляться структурный перекос в здании общероссийской правовой системы - ее центрально-национальная полярность, в основном двухполюсное развитие правовых источников: жестко централизованного, правительственного и узконаправленного, во многом отчужденного от духовной сущности общественного правового уклада.

После Октябрьской революции 1917 года данный перекос нашел законодательное закрепление, стал питательной средой для возникновения и укрепления кризиса советской государственности, приведшего к распаду СССР 15.

В настоящее время российское законодательство строится в соответствии с конституционными принципами разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и их органами государственной власти.

Есть федеральное законодательство, находящееся как в исключительной компетенции федерации, так и совместной - федерации и ее субъектов. Развивается законодательство субъектов Российской Федерации, находящееся в совместном и исключительном ведении.

В первом случае, - верно отмечает Ю.А. Тихомиров, - закреплен конституционный перечень сфер федерального правового регулирования (п. «ж» ст. 71) и пяти отраслей федерального законодательства. Во втором же случае речь идет о десяти отраслях законодательства (п. «к» ст. 72). В п. 4 ст. 76 закреплены гарантии собственного правового регулирования субъектов РФ вне указанных предметов ведения федерации и ее совместного ведения. В п. 6 этой статьи закреплен приоритет правового акта субъекта РФ в сфере его исключительного ведения 16.

С учетом федеративного устройства России в системе законодательства можно выделить два уровня - федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации 17. Относительно последнего некоторые исследователи предлагают использовать термин «региональное законодательство» 18. Мы разделяем высказанную в литературе точку зрения о том, что традиционно под регионом понимается часть территорий Российской Федерации, обладающих общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Исходя из данного определения, регион может совпадать с границами территории субъекта РФ, а может и объединять территории некоторых субъектов федерации, что и имеется в реальной российской деятельности. Отсюда следует, что на территории таких регионов России действует законодательство нескольких субъектов РФ, а не региона 19.

7

Таким образом, говоря о двух уровнях законодательства, мы имеем в виду его федеральный уровень и уровень субъекта федерации.

Необходимо также учитывать, что если раньше, в условиях существования СССР, РСФСР осуществляла все текущее законодательное регулирование, то с заключением Федеративного договора и принятием Конституции РФ 1993 года по вопросам, отнесенным к исключительному ведению Российской Федерации, последняя издает федеральные конституционные законы и федеральные законы, а по вопросам совместной компетенции - федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. По предметам собственного ведения субъекты федерации самостоятельно осуществляют правовое, в том числе законодательное регулирование.

Как справедливо отметил Ю. А. Тихомиров, Федеративный договор закрепил основы разграничения предметов ведения во внутрифедеральных отношениях. Конституция РФ 1993 года закрепила три сферы ее развития и функционирования в соотношении компетенции Российской Федерации и ее субъектов, что, безусловно, предопределяет и соответствующую иерархию российского законодательства.

Во-первых, установлены предметы исключительного ведения Российской Федерации согласно ст. 71. К их числу отнесены способы обеспечения публичных интересов и государственного суверенитета, статуса государства в целом, важнейшие государственные экономические и ресурсные системы, единое правовое регулирование в масштабе Российской Федерации.

Во-вторых, определены предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов согласно ст. 72. Речь идет о мере согласованного решения социально-экономических вопросов, особенно в сферах культуры, образования, организации государственных структур и органов местного самоуправления. Закреплен перечень отраслей законодательства, находящихся в совместном ведении. Их - 10 (административное, трудовое, земельное и т.д.).

В-третьих, в ст. 73 гарантировано самостоятельное определение субъектами РФ собственных правотворческих полномочий вне пределов, установленных в ст. 71, 72. Тем самым закрепление в Конституции РФ компетенции субъектов РФ по «остаточному принципу» открывает простор для их инициативных решений и действий, связанных со спецификой условий регионов 20.

В юридической литературе дискуссионным является вопрос: представляет ли систему законодательство самих субъектов РФ? На этот счет существуют различные точки зрения.

Так, А. С. Пиголкин и Т.Н. Рахманина при анализе законодательства на уровне субъектов Федерации выделяют такой его недостаток, как бессистемность21.

Схожую позицию занимает губернатор Свердловской области Э.Э. Россель, который считает, что в формировании областного законодательства еще не достигнута необходимая системность 22. Встречается и такая точка зрения, согласно которой идея формирования системы законодательства субъекта РФ вообще не приемлема23.

Ф.М. Раянов полагает, что сегодня с полным основанием можно и нужно оперировать понятием «система законодательства»24.

Мы разделяем высказанную в литературе точку зрения о том, что современное законодательство субъектов РФ несомненно обладает признаком системности. На наш взгляд, в большинстве субъектов РФ к настоящему времени в основном сформировалось собственное законодательство. За сравнительно короткий срок в субъектах Феде-

8

рации удалось разработать и принять целый ряд важнейших нормативных правовых актов: конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, большое число законов и подзаконных актов25.

Анализ статьи 5 Конституции РФ также дает основание говорить о наличии системы законодательства в субъектах РФ: «Республика (государство) имеет свою Конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство». По справедливому мнению Ф.М. Раянова, понятие «законодательство» употребляемое в сочетании со словом «свое», можно трактовать как систему законодательства в субъектах РФ24.

Термин «система законодательства» используется в законодательстве некоторых субъектов РФ. Например, о системе законодательства Республики Башкортостан говорится в ее Конституции (ст. 126 - 128). Упоминания о системе нормативных правовых актов регионального уровня встречаются в уставах Краснодарского края (ст. 62), Красноярского края (ст. 84), Омской (ст. 34), Иркутской областей (ст. 20), в региональных законах «О законодательных актах Магаданской области» (ст. 1), «О нормативных правовых актах республики Дагестан» (ст. 2) и т.д.

Конституция РФ (ч. 4 ст. 76) говорит о собственном правовом регулировании субъектов Российской Федерации. Как представляется, собственное правовое регулирование невозможно без собственного законодательства. Упоминание о собственном законодательстве субъекта РФ встречается также в некоторых постановлениях Конституционного Суда РФ26.

В юридической литературе иногда выделяется и такой признак законодательства субъекта Российской Федерации, как его самостоятельность27.

Всякой системе, независимо от того, какие объекты или явления составляют ее содержание, свойственна определенная структура. Связь, целостность и обусловленная ими устойчивая структура - таковы отличительные признаки любой системы28.

«Система определяется через множество составляющих ее элементов и множество отношений, существующих между этими элементами»29.

Как мы уже отмечали, законодательная система Российской Федерации является двухуровневой. При этом оба уровня законодательства взаимосвязаны, что, по оценке Ю. А. Тихомирова, «выражается прежде всего в общих целях и принципах законотворчества, в строгой иерархии законодательных и иных правовых актов, в механизмах предотвращения и устранения юридических противоречий»30. Потому попытки их изолированного развития нарушают конституционное единство правовой системы и законодательства.

Следовательно, законодательство федеративного государства представляет собой единую систему. Вне единой системы оно существовать не может, так как в противном случае становится реальным распад страны и обретение ее субъектами полного государственного суверенитета. Россия как государство собиралось в течение столетий различными поколениями людей. Поэтому задачей нынешнего поколения является сохранение ее территориальной целостности и утверждение суверенитета РФ на всей территории. Это необходимо иметь в виду при формировании двухуровневой системы законодательства России. Конечно, необходимо учитывать, что после принятия Конституции РФ в 1993 году эта система законодательства фактически создается заново. В настоящее время осуществлен переход от союзно-республиканской к федеративной структуре законодательства.

9

В одном из первых определений система законодательства представлена как результат систематизации по отраслевому и комплексному признакам, выраженным в нормативных актах статей закона при такой субординации этих актов, которая определяется компетенцией издавших их органов, а также их содержанием и структурой31.

Несколько позже С.В. Поленина охарактеризовала систему законодательства как совокупность связанных иерархией и сопряженностью общегосударственных и республиканских законов и иных нормативных актов, взаимодействующих между собой и регламентирующих общественные отношения применительно к отраслям права, функциям и сферам государственного управления32.

В зависимости от предмета правового регулирования, то есть специфически регулируемых отношений, выделяется отраслевая (горизонтальная) система законодательства. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, совпадающие с одноименными отраслями права. Так, нормы конституционного права выражены в конституционном законодательстве, уголовного права - уголовном законодательстве, семейного права - в семейном законодательстве и т.д.

В рамках отраслевой системы законодательства выделяются комплексные отрасли по двум основаниям:

• предмету правового регулирования (отношения в определенной сфере государственного управления: оборона, здравоохранение, связь и т.д.);

• заимствование норм и институтов из различных отраслей права.

В связи с этим выделяют законодательство об обороне, транспортное законодательство и т. д.

В зависимости от юридической силы и иерархии государственных органов, их принявших, выделяется вертикальная (иерархическая) система законодательства. По этим критериям весь комплекс нормативных правовых актов делится на законы, принимаемые высшими представительными органами государства или путем референдума, регулирующие наиболее важные сферы жизни общества и имеющие высшую юридическую силу, и подзаконные акты, которые издаются во исполнение законов и не противоречат им.

Во главе российского законодательства стоит Конституция РФ, затем следуют законы Российской Федерации о поправках в Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, обычные законы, нормативные приказы, постановления, инструкции министерств, ведомств, нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления и т.д.

Третья классификация - федеральная система законодательства - выделяется на основании федеративного устройства государства и распределения правотворческих полномочий между федеральными органами и органами субъектов. В соответствии с данными критериями законодательства Российской Федерации подразделяются:

• на федеральное законодательство (Конституция РФ, федеральные конституционные и обычные законы, нормативные акты палат Федерального Собрания, указы Президента РФ, постановления Правительства, акты центральных органов исполнительной власти);

• законодательство субъектов РФ (конституции республик, уставы краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения, законы, указы президентов республик, постановления глав администраций и т.д.);

• систему нормативных актов представительных и исполнительных органов местного самоуправления (постановления, распоряжения и т.д.)33.

10

Есть федеральное законодательство, развивающееся как в рамках исключительной компетенции федерации, так и в рамках совместных предметов ведения с ее субъектами. Есть законодательство субъектов Федерации, принимаемое как в пределах совместной компетенции, так и самостоятельно. Система законодательства опирается на базовые принципы верховенства Конституции России в общей правовой системе Российской Федерации (ст. 15), верховенства федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4, ч. 5 ст. 76), самостоятельности собственного правового регулирования субъектов федерации и его приоритета при условии соблюдения положений (ч. 4, 6 ст. 76)34.

Наиболее важным с точки зрения нашего исследования является принцип обеспечения единства двухуровневой системы законодательства России. Единство системы конституционного законодательства характеризуется следующими принципами:

• закрепление верховенства Конституции РФ на всей территории Российской Федерации;

• определение сфер исключительной и совместной компетенции Федерации и ее субъектов;

• установление приоритетов законодательства РФ и ее субъектов;

• гарантированность самостоятельности субъектов РФ в сфере законодательства (отнесенного к их ведению);

• определение общей процедуры разрешения юридических споров и коллизий путем отнесения к ведению РФ федерального коллизионного права. Это составляет правовую основу обеспечения единства двухуровнего конституционного законодательства Российской Федерации. Разумеется, ведущее место в этой основе принадлежит Конституции РФ и ее правовому регулированию федеративных отношений.

Конституция РФ не ставит вопросов о пределах соответствия конституций и уставов субъектов федерации Конституции РФ, не определяет, в каких случаях они должны соответствовать Конституции РФ, а в каких не противоречить ей. Вполне очевидно, что установление соответствия основных законов субъектов РФ Конституции РФ направлено на внедрение в жизнь основных принципов конституционного строя России: народовластия, федеративного, правового, социального государства, разделение властей, идеологического и политического многообразия, признание и гарантированность местного самоуправления, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, признание и защита равным образом государственной, муниципальной, частной и иных форм собственности, прямого действия Конституции РФ и федеральных законов на всей территории России.

Вне этого противоречия субъекты Федерации самостоятельно определяют свои конституционные устои. Перечисленное служит основным целям - созданию условий существования России как целостного единого федеративного государства и обеспечению самостоятельности субъектов РФ, созданию в стране единой системы законодательства.

Примечания

1 См.: Систематизация хозяйственного законодательства. М., 1971; Теоретические проблемы системы советского законодательства. М., 1979; Система советского законодательства. М., 1980; Тихомиров Ю.А. Теория закона. М., 182; Конституция, закон, подзаконный акт. М., 1994; Российское законодательство: проблемы и перспективы развития. М., 1995.

11

2 См.: Тихомиров Ю.А. Юридическая коллизия. М., 1994. С. 33.

3 См.: Общая теория государства и права: Академ. курс: В 2 т. / Под ред. М.Н. Марченко. Т. 2. Теория права. М., 1998. С. 237.

4 См.: Тиунова Л.Б. Системные связи правовой действительности. СПб., 1991. С. 55.

5 См.: Муратшин Ф.Р. Теоретические основы развития аграрного законодательства субъектов Российской Федерации. Уфа, 2000. С. 10.

6 См.: Потапов М.Г. Система права и норм нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации // Журн. рос. права. 2001. № 12. С. 65.

7 См.: Алексеев С.С. Государство и право. М., 1994. С. 108.

8 См.: Юридический энциклопедический словарь. М., 1989. С. 102.

9 См.: Поленина С.В. Теоретические проблемы системы советского законодательства. М., 1979. С.5.

10 См.: Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации. М., 2000. С. 9.

11 См.: Гошуляк В.В. Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации. М., 2000. С. 8-9.

12 См.: Лебедев В.А. Проблемы организации и деятельности законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. М., 2000. С. 206.

13 См.: Синюков В.Н., Синюкова Т.В. Правовые системы субъектов Федерации: общая характеристика и пути совершенствования // Становление государственности и местного самоуправления в регионах России: на примере Саратовской области: Сб. науч. ст. Саратов, 1997. С. 43.

14 Правовые проблемы евроазиатского сотрудничества: глобальное и региональное измерения. Екатеринбург, 1993. С. 63 - 64.

15 См.: Синюков В.Н., Синюкова Т.В. Указ. соч. С. 63 - 64.

16 См.: Конституционное законодательство России / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 1999. С. 45.

17 См., напр.: Лебедев В.А. Указ. соч. С. 205 - 228; Тихомиров Ю.А. Общая характеристика конституционного законодательства // Конституционное законодательство России / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 1999. С. 42 - 51. В системе права, учитывая ее отличия от системы законодательства, только два уровня права - федеральное право и право субъектов РФ - выделять нельзя. В противном случае может произойти подмена понятий, которая отрицательно скажется на научном уровне исследований, посвященных проблемам законодательства субъектов РФ.

18 См.: Толстошеев В.В. Региональное право России: проблемы становления и развития // Государство и право. 1998. № 11. С. 8-9; Сергевнин С.Л. Субъект федерации: статус и законодательная деятельность. СПб., 1999. С. 160 - 188.

19 См.: Гошуляк В.В. Указ. соч. С. 106.

20 См.: Конституционное законодательство. С. 43 - 44.

21 См.: Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации. М., 1999. С. 3.

22 См.: Россель Э.Э. Правовая реформа и перспективы развития областного законодательства // Правовая реформа в России: проблемы теории и практики. Екатеринбург, 1996. С. 6.

23 См.: Титов Ю.Н. Проблемы развития, принятия и использования законодательства Республики Башкортостан: становление и дальнейшее развитие. Уфа, 1996. С. 98.

12

24 См.: Раянов Ф.М. Система законодательства Республики Башкортостан как субъекта Российской Федерации / Башкортостан: становление и развитие. Уфа, 1996. С. 18.

25 См.: Лебедев В.А. Указ. соч. С. 208.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26 По делу о конституционности Лесного Кодекса Российской Федерации: постановление Конституционного Суда РФ от 09.01.1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 3. Ст. 429; . По делу о проверке конституционной статьи 3 Федерального закона «О рекламе»: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.03.1997г. // СЗ РФ. 1997. № 11. Ст. 1372.

27 Проблемы правотворчества ... С. 17.

28 См.: Проблемы общей теории права и государства: Учеб. для вузов / Под ред. В.С. Нерсе-сянца. М., 1999. С. 328; Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973. С. 177; Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Системный подход в современной науке // Проблемы методологии системного исследования. М., 1970.

29 Зиновьев А.А. Общая теория систем с точки зрения логики // Вопр. логики и методологии общей теории систем: Материалы к III Всесоюз. симпозиуму по кибернетике. Тбилиси, 1967. С. 15.

30 Тихомиров Ю.А. Общая концепция развития российского законодательства. М., 1998. С. 19.

31 Систематизация хозяйственного законодательства. М., 1971. С. 64.

32 См.: Поленина С.В. Теоретические проблемы системы советского законодательства. М., 1979. С. 27.

33 См.: Мухеев Р.Т. Теория государства и права. М., 2001. С. 328 - 329.

34 Тихомиров Ю.А., Зражевская Т.Д. Правотворчество области как субъекта Российской Федерации // Государство и право. 1997. № 1. С. 14.

В.А. Лебедев

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Одним из основополагающих принципов конституционализма, согласно которому единая государственная власть подразделяется на самостоятельные и независимые друг от друга ветви - законодательную, исполнительную и судебную, - является принцип разделения властей. Уже древние римляне пытались разделить власть на законодательную и исполнительную. Это делалось для того, чтобы государственное управление обществом было сосредоточено в руках одного лица или органа. Таким образом они пытались увести государственное управление от диктатуры монархов, от деспотизма.

Наибольшее развитие теория разделения властей получила в XVII в. в трудах англичанина Джона Локка и французского юриста Шарля Монтескье, которые считали, что всякая власть должна быть рассредоточена между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти.

С тех пор идея разделения властей превратилась в целостную и весьма привлекательную теорию. Она стала одним из конституционных принципов, закрепленных в актах Великой Французской революции и в Конституции США 1787 года, где три ветви власти не только разъединены, но и контролируют одна другую через так называемую систему сдержек и противовесов, получивших отчетливое выражение как по горизонта-

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.