Научная статья на тему 'Система заданий, направленных на контроль рецептивных видов деятельности на уроке английского языка в средней школе'

Система заданий, направленных на контроль рецептивных видов деятельности на уроке английского языка в средней школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ / РЕЦЕПТИВНЫЕ ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СРЕДНЯЯ СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ / УРОК АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / CONTROL / CRITERIA OF VALUATION / RECEPTIVE SPEECH ACTIVITIES / SECONDARY SCHOOL / ENGLISH LESSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мошнина Анжела Валерьевна

В статье приводится система заданий, направленных на контроль рецептивных видов речевой деятельности (чтение, аудирование), предлагаются критерии их оценивания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мошнина Анжела Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF TASKS DESIGNED TO CONTROL RECEPTIVE SPEECH ACTIVITIES AT AN ENGLISH LESON IN THE SECONDARY SCHOOL

The article includes the system of tasks designed to control receptive speech activities, namely reading and listening and deals with the criteria of their valuation.

Текст научной работы на тему «Система заданий, направленных на контроль рецептивных видов деятельности на уроке английского языка в средней школе»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

Мошнина А. В. Система заданий, направленных на контроль рецептивных видов деятельности на уроке английского языка в средней школе [Электронный ресурс] / А. В. Мошнина // Научное обозрение: электрон. журн. -2019. - № 2. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел III. Слово молодым ученым. 2019. № 2. ID 181

Мошнина Анжела Валерьевна

студентка, факультет иностранных языков, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт им М. Е. Евсевьева», г. Саранск ащето8кп58@уапйвх. ги

УДК 372.881.111.1

СИСТЕМА ЗАДАНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА КОНТРОЛЬ РЕЦЕПТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

В статье приводится система заданий, направленных на контроль рецептивных видов речевой деятельности (чтение, аудирование), предлагаются критерии их оценивания.

Ключевые слова: контроль, критерии оценивания, рецептивные виды речевой деятельности, средняя ступень обучения, урок английского языка

Одним из условий успешного овладения иноязычной коммуникативной компетенцией является приобретение обучающимися навыков и умений в речевой деятельности.

В первую очередь особое внимание в процессе обучения рецептивным видам речевой деятельности должно быть уделено аудитивным навыкам и умениям, так как качество понимания обучающимися информации на слух в значительной степени способствует успешному иноязычному общению. Однако в группе обучения рецептивным видам речевой деятельности в школе ведущим является чтение, так как основным средством обучения иностранному языку в большинстве случаев выступает текстовый материал.

Выявление уровня сформированности у обучающихся навыков и умений в данных областях осуществляется посредством контролирующей деятельности, реализуемой педагогом.

В связи с тем, что зачастую учебно-методические комплексы содержат недостаточное количество заданий, вызывающих интерес у обучающихся, мы предлагаем собственную систему заданий, направленных на контроль

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

Мошнина А. В. Система заданий, направленных на контроль рецептивных видов деятельности на уроке английского языка в средней школе [Электронный ресурс] / А. В. Мошнина // Научное обозрение: электрон. журн. -2019. - № 2. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел III. Слово молодым ученым. 2019. № 2. ID 181

перечисленных видов речевой деятельности. Предполагается, что представленные задания носят индивидуальный характер.

Итак, при изучении темы "Daily Life" (учебное пособие «Английский язык. V класс», авторы И. Н. Верещагина, О. В. Афанасьева [1]) примерами контролирующих заданий навыков и умений чтения с пониманием основного содержания (изучающего) могут быть следующие (по тексту "Peter's holiday" [1, с. 26]):

- Заполните пропуски, используя слова из таблицы.

1. Say if the statements below true or false. Correct the false ones.

Example: Mrs. Gray liked art and ballet. music

1) Peter's father worked in a museum.

2) Peter succeeded at school.

3) There was a cupboard, a white fridge, a cooker and a sink in the kitchen.

4) Peter adored water.

5) It was very difficult to get both cold and hot water in the country.

- Прочитайте текст и найдите в нем слова, соответствующие описаниям

ниже.

2. Read the text and find out the words which mean:

1) an electrical equipment which you use to collect dust or small particles from the floor or carpet;

2) the place which lets you light a fire right in the house;

3) a man's working place;

4) a room where people usually have a bath or take a shower;

5) a piece of glass which lets you see your own reflection.

Для контроля навыков и умений ознакомительного чтения учителем могут быть, к примеру, использованы следующие задания:

- Подобрать ключевые слова к прочитанному тексту [2, с. 207].

1. Decide which of the phrases are related to the context of the text:

be in the mountains have a rest dislike water stay at a hotel spending time with the family modern conveniences

- Из предложенных вариантов ответа выбрать один правильный:

2. Choose the right answer: 1) Mr. Gray worked in:

a) a bank;

b) a school;

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

Мошнина А. В. Система заданий, направленных на контроль рецептивных видов деятельности на уроке английского языка в средней школе [Электронный ресурс] / А. В. Мошнина // Научное обозрение: электрон. журн. -2019. - № 2. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел III. Слово молодым ученым. 2019. № 2. ID 181

c) a restaurant.

2) What was Peter's mother interested in:

a) art;

b) dancing;

c) singing.

3) The family wished to spend summer:

a) abroad;

b) in the city;

c) in the country.

4) The Grays were going to stay in the country:

a) for one weekend;

b) for two weeks;

c) for a month.

5) What facility was not there in the house?

a) gas;

b) electricity;

c) water.

Контролирующими заданиями навыков и умений поискового чтения могут выступать задания типа:

- Установите, каким персонажам присущи указанные действия.

1. Find out who:

1) spent much time at work:

2) studied good at school;

3) said there was no water in the house;

4) intended to spend summer in the country;

5) went to the county for two weeks.

- Определите, кому из действующих лиц принадлежат следующие реплики.

2. Match the person from the first column with the line in the second one.

"I haven't found a bathroom. Where is it?"

Peter "That is going to be a very nice holiday indeed!"

Mrs. Gray "We're going to stay here for fourteen days."

"It's very difficult to get water here."

В свою очередь, задания, направленные на контроль аудитивных навыков и умений обучающихся, также были разработаны на базе УМК «Английский язык. V класс» авторов И. Н. Верещагиной, О. В. Афанасьевой [1], а именно

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

Мошнина А. В. Система заданий, направленных на контроль рецептивных видов деятельности на уроке английского языка в средней школе [Электронный ресурс] / А. В. Мошнина // Научное обозрение: электрон. журн. -2019. - № 2. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел III. Слово молодым ученым. 2019. № 2. ID 181

аудиотексте "Things used to be different many years ago", изучаемого в рамках темы "The world around us". Так как данные задания характеризуются более высоким уровнем сложности, рекомендуем учителю использовать их при осуществлении контролирующих мероприятий в качестве дополнительных.

Задания, направленные на контроль навыков и умений аудирования, предполагающего полное понимание содержания, могут выглядеть следующим образом:

1. Say if the statements true or false.

1) Mary Baker worked as a nurse before she became a writer.

2) Mary has written more than fifteen books since her childhood.

3) Mary has always been interested in the way of life in the past.

4) She moved from the capital city to the village in the country.

5) The lifestyle of the past differs from current one.

2. Answer the following questions:

1) How many books has Mary Baker written in the past fifteenth years?

2) Where did she work in London?

3) Why does Mary prefer living in the country?

4) What has she always been curious about?

5) Why didn't people from the past buy any food?

Для контроля навыков и умений аудирования с пониманием основного содержания ученикам можно предложить из ряда картинок выбрать ту, которая верно изображает род занятий героини прослушанного текста:

1. Choose the picture which describes what Mary Baker does for living.

- Выбрать правильный вариант из предложенных для завершения предложений.

2. Complete the sentences with the right variant.

1) Mary Baker's occupation is_.

a) a writer;

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мошнина А. В. Система заданий, направленных на контроль рецептивных видов деятельности на уроке английского языка в средней школе [Электронный ресурс] / А. В. Мошнина // Научное обозрение: электрон. журн. -2019. - № 2. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел III. Слово молодым ученым. 2019. № 2. ID 181

b) a reader;

c) a rider.

2) Mary Baker began to write when she_:

a) worked at the hospital;

b) got married;

c) was a girl.

3) Now Mary writes_:

a) poems;

b) historical novels;

c) short stories about animals and birds.

4) Living in the country gives Mary an opportunity_:

a) to spend much time with grandchildren;

b) to write her history book;

c) to work in the garden every day.

5) People in the past used to_:

a) travel by automobiles and planes;

b) learn the time by watches;

c) grow much food by themselves.

В качестве контролирующих заданий умений и навыков аудирования с выборочным пониманием, например, обучающиеся могут после прослушивания текста заполнить пропуски:

1. While listening complete the sentences below:

1) I have written_books in the past_years.

2) I used to write poems and_stories about birds and animals.

3) I used to live and work in the capital city, one of the_cities of England.

4) Now I prefer the_of the country.

5) I write_novels now.

6) They used to_by the sun.

- Соотнесите действующее лицо в тексте и его действия.

2. Match the persons with their activities.

didn't buy food but grew most of it themselves;

used to write a lot while studying at the medical college;

Mary Baker didn't use to travel in cars and planes;

used to work as a nurse;

People from the past used to tell the time by the sun;

used to write poems and short stories;

used to live and work in the capital city.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

Мошнина А. В. Система заданий, направленных на контроль рецептивных видов деятельности на уроке английского языка в средней школе [Электронный ресурс] / А. В. Мошнина // Научное обозрение: электрон. журн. -2019. - № 2. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел III. Слово молодым ученым. 2019. № 2. ID 181

Так как итогом любой контролирующей деятельности является оценка либо, в нашем случае, отметка, оценивание представленного комплекса контролирующих заданий мы предлагаем осуществлять посредством системы оценки, взяв за основу критерии традиционной пятибалльной шкалы, которые подобны критериям контроля сформированности коммуникативных навыков и умений.

Таким образом, при контроле заданий по чтению рекомендуется обращать внимание на полноту передачи содержания текста, а также точность перевода. Оценка «5» (отлично) выставляется, если выполнено от 91 до 100% задания, оценка «4» (хорошо) - при выполнении 76-90%, оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если объем выполненного задания составляет 55-75%. Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется, если объем выполненного задания составляет менее 50% или при его выполнении неоднократно искажался смысл высказывания.

При контроле заданий по аудированию оценка «5» (отлично) выставляется, если выполнено от 80 до 100 % задания, оценка «4» (хорошо) -при выполнении 70-80 %, оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если объем выполненного задания составляет 50-70 %. Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется, если объем выполненного задания составляет менее 50 % или при его выполнении неоднократно искажался смысл высказывания. Более подробно критерии оценивания заданий по аудированию представлены в таблице 1 .

Таблица 1

Аудитивные речевые умения

Степень понимания текста Количество смысловых ошибок (искажение, опущение, добавление информации) при ответе на вопросы к прослушанному тексту Количество грамматических ошибок Отметка

Полное понимание (90100% содержания) 1 1 5

Понято более 70% содержания 2 2 4

Понято более 50% содержания 2 4 3

Понято менее 50% содержания более 3 более 5 2

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

Мошнина А. В. Система заданий, направленных на контроль рецептивных видов деятельности на уроке английского языка в средней школе [Электронный ресурс] / А. В. Мошнина // Научное обозрение: электрон. журн. -2019. - № 2. - 1 электрон. опт. диск ^D-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел III. Слово молодым ученым. 2019. № 2. ID 181

Таким образом, контроль речевых навыков и умений обучающихся является важнейшей частью образовательного процесса. Разработанный нами комплекс заданий, направленных на контроль рецептивных видов речевой деятельности (чтения и аудирования) может использоваться на уроке в качестве основного и дополнительного материала и быть особенно полезным для учителей, выстраивающих обучение языку на материалах УМК «Английский язык. V класс» (авт. И. Н. Верещагина и О. В. Афанасьева). Он позволит учителям английского языка получить более полную и объективную оценку уровня сформированности рецептивных речевых умений обучающихся.

Список использованных источников

1. Верещагина И. Н., Афанасьева О. В. Английский язык. V класс : учебник для общеобразоват. организаций и шк. с углубл. изучением англ.яз. с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1. 2-е изд. М. : Просвещение, 2013. 174 с.

2. Научно-методическое сопровождение дополнительного лингвистического образования школьников : монография / под ред. Т. В. Адамчук ; Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2017. 164 с.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

Мошнина А. В. Система заданий, направленных на контроль рецептивных видов деятельности на уроке английского языка в средней школе [Электронный ресурс] / А. В. Мошнина // Научное обозрение: электрон. журн. -2019. - № 2. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел III. Слово молодым ученым. 2019. № 2. ID 181

Moshnina Anzhela

student, faculty for foreign languages, Federal state budgetary educational institution of higher education «M. E. Evsevev Mordovian State Pedagogical Institute», Saransk

THE SYSTEM OF TASKS DESIGNED TO CONTROL RECEPTIVE SPEECH ACTIVITIES AT AN ENGLISH LESON IN THE SECONDARY

SCHOOL

The article includes the system of tasks designed to control receptive speech activities, namely reading and listening and deals with the criteria of their valuation.

Keywords: control, criteria of valuation, receptive speech activities, secondary school, English lesson

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2019 © Мошнина А. В., 2019

Учредитель и издатель журнала:

Автономная некоммерческая организация содействие

научно-образовательной и литературной деятельности «Партнёр»

ОГРН 1161300050130 ИНН/КПП 1328012707/132801001

Адрес редакции:

430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Ульянова, д.22 Д, пом.1

тел./факс: (8342) 32-47-56; тел. общ.: +79271931888;

E-mail: redactor@anopartner.ru

О журнале

S Журнал имеет государственную регистрацию СМИ и ему присвоен международный стандартный серийный номер ISSN.

S Материалы журнала включаются в библиографическую базу данных научных публикаций российских учёных Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

S Журнал является официальным изданием. Ссылки на него учитываются так же, как и на печатный труд.

S Редакция осуществляет рецензирование всех поступающих материалов, соответствующих тематике издания, с целью их экспертной оценки.

- 8 -

w.-.w. anopaitne-.m

TTiFTI I"' ИЗ£Д-ЕЛЫ_ТБО

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

Мошнина А. В. Система заданий, направленных на контроль рецептивных видов деятельности на уроке английского языка в средней школе [Электронный ресурс] / А. В. Мошнина // Научное обозрение: электрон. журн. -2019. - № 2. - 1 электрон. опт. диск ^D-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел III. Слово молодым ученым. 2019. № 2. ID 181

^ Журнал выходит на компакт-дисках. Обязательный экземпляр каждого выпуска проходит регистрацию в Научно-техническом центре «Информрегистр».

^ Журнал находится в свободном доступе в сети Интернет по адресу: www.srjournal.ru. Пользователи могут бесплатно читать, загружать, копировать, распространять, использовать в образовательном процессе все статьи.

Прием заявок на публикацию статей и текстов статей, оплата статей осуществляется через функционал Личного кабинета сайта издательства "Партнёр" (www.anopartner.ru) и не требует посещения офиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.