Научная статья на тему 'Система высшего технического образования: диалектика согласования интересов ее субъектов'

Система высшего технического образования: диалектика согласования интересов ее субъектов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЦЕЛЕЙ И МЕХАНИЗМОВ / ПРОТИВОРЕЧИЯ ИНТЕРЕСОВ СУБЪЕКТОВ / АНТИНОМИЧНОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН / HIGHER TECHNICAL EDUCATION SYSTEM / PURPOSES AND MECHANISMS DIVERSIFICATION / SUBJECTS INTERESTS CONTRADICTIONS / INTERESTED PARTIES INTERACTION CONTRADICTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилаев Дмитрий Петрович, Маливанов Николай Николаевич, Польский Юрий Ехилевич

Статья посвящена анализу сложных взаимоотношений субъектов системы высшего технического образования. Предложены механизмы обеспечения их взаимодействия. Рассмотрены возможности высшего технического учебного заведения в формировании собственных механизмов обеспечения взаимодействия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данилаев Дмитрий Петрович, Маливанов Николай Николаевич, Польский Юрий Ехилевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The possibilities in concording the interests of the subjects of higher technical education systems

The article focuses on the analysis of complex interrelations between the subjects of higher technical education system. The mechanisms that ensure their effective interaction are considered. The possibilities of higher technical educational institution in elaboration of their own interaction maintenance mechanisms are viewed

Текст научной работы на тему «Система высшего технического образования: диалектика согласования интересов ее субъектов»

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Д.П. ДАНИЛАЕВ, доцент Н.Н. МАЛИВАНОВ, профессор, проректор

Ю.Е. ПОЛЬСКИЙ, профессор КГТУ им. А.Н. Туполева

Система высшего технического образования: диалектика согласования интересов ее субъектов

Статья посвящена анализу сложных взаимоотношений субъектов системы высшего технического образования. Предложены механизмы обеспечения их взаимодействия. Рассмотрены возможности высшего технического учебного заведения в формировании собственных механизмов обеспечения взаимодействия.

Ключевые слова: система высшего технического образования, диверсификация целей и механизмов, противоречия интересов субъектов, антиномичность взаимодействия заинтересованных сторон.

В последнее время производственная сфера экономики России в целом оказалась в ситуации острейшего кадрового дефицита технических специалистов. Среди причин, обусловивших проблемы предприятий и организаций различных отраслей промышленности и форм собственности в комплектовании высококвалифицированными кадрами, можно отметить перераспределение трудовых ресурсов в условиях рыночных отношений, а также стремительный технический прогресс и совершенствование технологий и в связи с этим непрерывное обновление профессиональных компетенций специалистов.

Уровень и качество профессионального образования всегда являлись актуальными для существования государства, особенно в период развития экономики знаний. Содержание современных исследований социальных функций образования, его связей с внешними социальными институтами, социальных отношений в сфере образования и других направлений социологии образования отражают влияние категории «взаимодействие » на формирование подхода к проблеме осуществления образовательного процесса. Содержание, структура и функции образования не остаются неизменными, а видоизменяются в связи с теми про-

цессами, которые происходят в развитии науки, техники, культуры, материального производства, в социальной структуре общества в свойственной ему системе ценностей [1]. В целях объективного анализа существующих в системе высшего технического образования организационно-эконо-мическихотношений и разработки механизмов эффективной реализации функций образовательной деятельности следует определить круг взаимодействующих здесь субъектов и специфику их интересов.

С позиций кадрового менеджмента в этой сфере целесообразно, на наш взгляд, рассмотреть взаимодействие всех заинтересованных сторон [2, 3], а именно - государства, работодателя, обучающихся (студентов) и образовательных учреждений. Государство является субъектом, определяющим условия для удовлетворения потребности личности в качественном образовании, соответствующем требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Высшие технические учебные заведения - это субъекты, реализующие данные условия. Работодатели -это объединения или самостоятельные юридические лица, оказывающие влияние на учебный процесс через спрос на высоко-

квалифицированных технических специалистов и требования к ним, а также через сложные взаимоотношения в сфере образования. В общем случае обучающийся -это лицо, зачисленное в установленном порядке в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, или заключившее в установленном порядке договор на получение образовательных услуг и осваивающее образовательную программу, программу профессионального обучения. Студент в данной структуре отношений -это потребитель качественного образования и благополучатель некоторого набора компетенций, формирующий, с одной стороны, спрос на это образование, а с другой - спрос на последующее трудоустройство и высокое социальное положение, которое гарантируется уровнем приобретенных в процессе обучения компетенций.

Итак, высшее техническое образование (ВТО) (рис. 1) представляет собой сложную социальную систему - совокупность взаимодействующих заинтересованных сторон (субъектов). Каждая из них, в свою очередь, является социальной системой с уникальным предназначением, имеющей множество возможностей эволюции. Отсюда - неоднозначность будущего, наличие моментов неустойчивости, связанных с выбором пути дальнейшего развития, а также особая роль человека в нелинейных ситуациях бифуркации и выбора желаемого "маршрута". Фактически это означает на-

личие в системе ВТО своей собственной квазиорганической жизни [4]. Объединение указанных социальных систем во имя достижения общей цели приводит к неустойчивости системы ВТО в целом. Она может проявляться, например, в множественности образовательных траекторий, неоднозначности профилей и специализаций подготовки, сложности выбора методов и средств обучения, в несоответствиях между потребностью в конкретных кадрах и количеством, качеством выпуска.

У каждой из сторон есть свои интересы, возможности и пути достижения намеченной общей цели; они не только не совпадают, но и зачастую противоположны. Интересы выделенных нами субъектов системы ВТО можно классифицировать по разным основаниям: образовательные (качество подготовки, фундаментальность и инновационность образования, академическая мобильность, вариативность образовательных программ и т.д.), экономические, социально-психологические и юридические. Имеются как внут-ригрупповые (из уже отмеченных -образовательные, экономические, социально-психологические и юридические), так и межгрупповые противоречия интересов сторон. Поскольку процессы у каждой самостоятельной социальной системы характеризуются собственными временными интервалами и скоростями, то можно заметить также и, так сказать, временные противоречия (например, потребности в кадрах меняются гораздо быстрее, чем завершается полный курс обучения, поскольку структура экономики становится все более динамичной). Частные противоречия, возникающие между отдельными субъектами, порождают более общие противоречия интересов всех субъектов системы ВТО. Поэтому важной частью исследования и планирования организационно-экономических отношений заинтересованных сторон системы ВТО является анализ этих сложных

Предприятие-работодатель

Рис.1. Взаимодействие заинтересованных сторон системы высшего технического образования

взаимодействий, требующий разработки соответствующих моделей, поиска методов и подходов, позволяющих получать практически значимые результаты.

Взаимоотношениям указанных заинтересованных сторон внутренне присуща ан-тиномичность. Предпосылкой этого феномена, возможно, является противоречивая природа образования как такового: с одной стороны, оно является инструментом для производства товара - специалиста, для качественной подготовки («производства») которого необходимо привлечение значительных интеллектуальных и материальных ресурсов; с другой - оно само по себе является товаром, производство которого требует, естественно, минимизации затрат (поскольку, как и для любого товара, здесь важны себестоимость, спрос, сбыт, норма прибыли и т.д.). Пересечение интересов побуждает системы к взаимодействию и к поиску компромиссов во имя достижения общих целей. Напротив, разобщенность действий и наличие антагонистических противоречий могут привести к снижению эффективности функционирования системы ВТО в целом. Становление взаимно ответственной структуры отношений в сфере образования нельзя обеспечить с помощью административных мер; актуален системный подход, мотивирующий субъекты системы ВТО к поиску компромиссов.

Многоаспектность феномена антино-мичности образования как социального института позволяет выделить направления совместного эффективного сотрудничества заинтересованных сторон. В настоящее время проявляются разные направления их сотрудничества: процедуры независимой аккредитации в образовании, управление качеством обучения, выбор технологий обучения, совместное формирование профессиональных стандартов и их применение в профессиональном образовании, прогнозирование будущего системы образования и др. Все эти меры, несомненно, способствуют развитию высшего техническо-

го образования. Однако только их конструктивное сочетание гарантирует создание релевантных по отношению к целям деятельности механизмов реализации образовательных программ и обеспечения образовательного процесса и, следовательно, наибольшую эффективность комплектования промышленности высококвалифицированными техническими специалистами.

ВТО как сложная социальная система, нацеленная на достижение общей цели самостоятельными и в принципе независимыми субъектами, накладывает некоторые ограничения на деятельность каждого из них. Отдельная сторона должна меняться во имя достижения общей цели и создавать приемлемые для других субъектов условия взаимодействия. Таким образом, механизмы обеспечения взаимодействия включают мероприятия по формированию условий для выработки партнерами компромисса и перспективного достижения общих целей, что, в свою очередь, является залогом устойчивого функционирования системы в целом. При этом каждый субъект может реализовывать собственные мероприятия.

Рассмотрим возможности технического вуза (втуза) в формировании подобных механизмов. Необходимо отметить, что втуз, являясь центральным звеном системы ВТО, не только вырабатывает средства разрешения противоречий между своими интересами (образовательными, экономическими, социально-психологическими, юридическими и временными) и интересами других субъектов, но и может также влиять на характер взаимодействия между другими заинтересованными сторонами, например, на ряд противоречий типа «студент - работодатель».

Подготовка технических специалистов -весьма наукоемкий процесс, ориентированный на инновационное развитие техники и технологий. Высокое качество образования может быть гарантировано лишь при активном взаимодействии всех субъектов системы ВТО, предполагающем, в частности,

обязательное привлечение профильного предприятия-работодателя к конкретным процедурам построения образовательного процесса: к формированию образовательной программы, обеспечению конкретных условий ее реализации (выбор учебно-методической и материально-технической баз учебного процесса, мест прохождения производственных практик и др.) и т.п.

Для вуза основным инструментом разрешения внутренних проблем является система организации учебного процесса, которая определяет требования к содержанию образовательных программ и условиям их реализации. При этом она должна обеспечить соблюдение требований федеральных законов, государственных образовательных стандартов, типовых положений об образовательном учреждении ВПО, приказов и рекомендаций Министерства образования и науки РФ. Выбор системы организации учебного процесса должен осуществляться исходя из ряда ключевых критериев, таких как оперативность кадрового обеспечения, экономическая эффективность систем, вариативность и мобильность, эффективность взаимодействия с представителями работодателей, социальная защищенность и профессиональная адаптация студента, качество подготовки специалистов и т.д. Указанные критерии позволяют отразить степень удовлетворения интересов каждого из субъектов и недостатки отдельных элементов организации учебного процесса [5]. Обладая определенной свободой действий, втузы занимаются поиском рациональных механизмов обеспечения взаимодействия. Они реализуют различные системы организации учебного процесса: моноуровневую систему подготовки специалиста, классическую двухуровневую систему подготовки бакалавра - магистра техники и технологии, схему «2+2+2» (МИСИС), комбинированную систему с «общим ядром», блочно-мо-дульную систему и др.

Четкость разграничения фаз образова-

тельного процесса и соответствующее структурирование образовательных программ в блочно-модульной системе организации учебного процесса позволяют реализовать диверсификацию проблем ВТО, задач каждого его субъекта и путей их решения. Блочно-модульная система создает условия для реализации мероприятий каждого отдельного субъекта по решению собственных задач и достижению общей цели. За счет структурирования образовательных программ и, соответственно, учебного процесса создаются условия для рационального - внешнего и внутреннего - распределения ответственности за образовательный процесс, в том числе экономической [6]. Появление промежуточных этапов обучения в структуре образовательной программы позволяет осуществлять периодический конкурсный отбор и перегруппировку студентов в соответствии с результатами обучения, дальнейшими задачами обучения, имеющимися ресурсами, заявками, возможностями вуза. При этом обеспечивается гарантированное повышение мотивации и конкурентоспособности специалиста при трудоустройстве. Актуальность периодического конкурсного отбора подтверждается переходом всей системы высшего образования на двухуровневую систему обучения «бакалавр - магистр», с отдельным конкурсным отбором абитуриентов на образовательные программы магистерской подготовки. Одним из критериев конкурсного отбора и перегруппировки может являться успешность взаимодействия студента и работодателя, которая юридически подтверждается вполне определенным пакетом документов, например договорами «студент - работодатель », «работодатель - вуз» на целевую контрактную подготовку высококвалифицированных технических специалистов с конкретным профилем или специализацией, заключенными на старших курсах обучения с учетом склонностей, интересов, возможностей обучаемого и потребностей работодателя. Таким

образом, за счет организации учебного процесса разрешается ряд социально-образовательных противоречий между субъектами, а принципиально важные противоречия типа «студент - работодатель» переносятся на более ранний и достаточно протяженный период подготовки специалиста.

Подведем итоги. В рамках внедрения этой системы вузу приходится пересматривать содержание образовательной программы, условия ее реализации, методические и материально-технические основы обучения студентов, кадровое обеспечение учебного процесса. Другими словами, реализуя механизмы компромиссного взаимодействия с заинтересованными сторонами, вуз вынужден пересматривать подходы к подготовке технических специалистов, адаптируя их к интересам и задачам других субъектов системы ВТО.

Блочно-модульная система организации учебного процесса полностью удовлетворяет законодательной базе системы образования и вписывается в современные основы организации обучения в техническом вузе. Реализация системы в техническом вузе демонстрирует ее большой потенциал, заключающийся в последовательном развитии этого механизма при незначительном уточнении существующей нормативно-правовой базы. Указанная система позволяет сохранить и развить все имеющиеся направления взаимодействия заинтересованных сторон (они же - направления повышения эффективности системы ВТО). Например, блочно-модульная система организации учебного процесса создает предпосылки для формирования максимально полной и прозрачной системы взаимодействия участников системы высшего технического образования по вопросам контроля качества подготовки (независимой профессиональной аккредитации). Отличительный признак подобной системы качества - наличие непрерывной обратной связи между контролирующей стороной и стороной исполнительной.

Моделирование блочно-модульной системы организации учебного процесса с учетом проблем взаимодействия заинтересованных сторон позволяет исследовать как общий процесс подготовки технических специалистов, так и отдельные его этапы. На базе моделей возможен анализ поведения социальных систем и решение проблем стабилизации, управления и последующей оптимизации процесса подготовки технических специалистов.

Итак, втуз обладает собственными механизмами для достижения эффективного взаимодействия заинтересованных сторон ВТО. Переход к блочно-модульной системе организации учебного процесса, на наш взгляд, позволяет наиболее полно реализовать данные механизмы и, соответственно, обеспечить путь устойчивого развития системы высшего технического образования как неотъемлемого элемента формирующейся инновационной экономики страны.

Литература

1. Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учеб. пособие. Минск: ТетраСистемс, 2000. 496 с.

2. Маливанов Н.Н, Польский Ю.Е, Павлов

Б.П. Развитие системы высшего технического образования и инновационное развитие экономики России // Высшее образование в России. 2008. № 12. С. 100-104.

3. Рубин Ю.Б. Бесплатное ВПО в России: вза-

имные интересы и взаимные гарантии // Высшее образование в России. 2010. № 3. С. 24-37.

4. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в

новое тысячелетие. Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Логос, 2000. 431 с.

5. Данилаев Д.П, Маливанов Н.Н, Польский

Ю.Е. Организация учебного процесса в современном техническом вузе // Высшее образование в России. 2010. № 6. С. 11-17.

6. Гортышов Ю.Ф, Маливанов Н.Н, Павлов Б.П, Польский Ю.Е. Инновационный подход к повышению качества высшего технического образования // Управление качеством инженерного обра-

зования и инновационные образовательные технологии: Сборник докладов Международной научно-методической кон-

ференции (Москва, 28-30 октября 2008 г.). В 2 ч. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. Ч.2. С. 153-156.

DANILAEV D, MALIVANOV N. POLSKIY YU. THE POSSIBILITIES IN CONCORDING THE INTERESTS OF THE SUBJECTS OF HIGHER TECHNICAL EDUCATION SYSTEMS

The article focuses on the analysis of complex interrelations between the subjects of higher technical education system. The mechanisms that ensure their effective interaction are considered. The possibilities of higher technical educational institution in elaboration of their own interaction maintenance mechanisms are viewed.

Key words: higher technical education system, purposes and mechanisms diversification, subjects' interests contradictions, interested parties interaction contradictions.

Е.С. СЖЁНОВ, доцент МГУ им. М.В. Ломоносова

Социально-экономический статус ДПО в современных условиях

Анализируется статус дополнительного профессионального образования как одного из наиболее востребованных сегментов профессионального образования в современной России. Платность ДПО рассматривается как ключевая позиция в развитии этой сферы непрерывного образования.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, профессиональная переподготовка, учреждения ДПО, платное образование.

Признание социальной значимости и (Союза ДПО), появление в Интернете це-

необходимости дополнительного профессионального образования, равно как и очевидная заинтересованность общества и государства в совершенствовании системы непрерывного образования находят своё выражение в увеличении числа организационных форм ДПО и расширении контингента обучаемых. Весьма знаменательным индикатором осознания в российском социуме значимости дополнительного профессионального образования является активизация деятельности образовательной общественности именно в данной сфере. Подтверждением этого является создание (2003 г.) и успешное функционирование Союза руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования и работодателей

лого ряда сайтов, ориентированных на проблематику развития ДПО, растущее внимание к форумам, посвящённым вопросам совершенствования дополнительного профессионального образования 1, увеличение числа публикаций по различным аспектам функционирования ДПО (в этом плане необходимо рассматривать и выпуск периодического журнала «Дополнительное образование »).

Об этом же говорит и явное усиление интереса педагогов к работе именно в данном сегменте образовательного комплекса, в связи с чем имеет место тенденция к приросту квалифицированных кадров в сфере ДПО. Это вызвано отнюдь не исключительно меркантильными или конъюнктурными стимулами (а мнение об их доминировании

1 Из последних можно отметить ряд всероссийских форумов по дополнительному образованию [1], а также конференции «Дополнительное образование: от спроса до признания» (Москва, июнь 2007, 2009, 2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.