Научная статья на тему 'Система военного обучения в вузах в интересах гражданской специальности'

Система военного обучения в вузах в интересах гражданской специальности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система военного обучения в вузах в интересах гражданской специальности»

Военная кафедра

11

А. ТАРАСОВ, профессор Московский энергетический институт (ТУ)

Система военного обучения в вузах - в интересах гражданской специальности

Обучение студентов по программам подготовки офицеров запаса - один из видов подготовки граждан к военной службе на основании законов Российской Федерации «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании». Оно служит удовлетворению интересов личности, общества и государства.

Интересы личности выражаются в том, что по окончании высшего учебного заведения граждане готовы пройти военную службу по полученной специальности на офицерских должностях как по призыву, так и в добровольном порядке.

Удовлетворение интересов общества выражается в том, что оно получает специалистов наиболее эрудированных, с широким кругозором, способных решать более сложные задачи, чем узкие специалисты.

Интересы государства, и прежде всего Вооруженных Сил, выражаются в постоянном пополнении офицерского резерва, в поддержании комплекта кадровых офицерских должностей.

Помимо этого, система военного обучения в вузах способствует эффективной подготовке гражданских специалистов, которая, по признанию ученых, представляет собой актуальнейшую педагогическую проблему, требующую специальных междисциплинарных усилий.

Например, использование ресурса предметов военного обучения содействует реализации комплекса функций инженерной деятельности, в частности, конструкторской, организационной, коммуникативной, управленческой, психолого-педагогической. Изучение сложной боевой техники, ее применения, современных систем управле-

ния дает студентам большее представление об интегральных аспектах инженерной деятельности, об анализе и функционировании сложных систем, управлении ими.

Это мое утверждение основывается на отзывах выпускников МЭИ (ТУ), МГТУ им. Н.Э. Баумана и других вузов, успешно работающих в научных учреждениях и на предприятиях прогрессивных отраслей промышленности. В годы работы в Комитете народного образования СССР моим непосредственным руководителем был первый заместитель председателя этого Комитета Феликс Иванович Перегудов, который считал, что его успешной деятельности по окончании Томского политехнического института, включая руководство предприятием электронной промышленности, способствовало в значительной степени обучение на военной кафедре института. Это признание Феликс Иванович высказал в связи с обсуждением вопроса о поставках военным кафедрам современной боевой техники, когда узнал, что в годы его учебы на военной кафедре я активно занимался обеспечением вузов радиолокационными станциями, работая в управлении военно-учебных заведений противовоздушной обороны страны.

Роль военной кафедры в формировании гражданских специалистов начинают понимать и студенты по мере приближения к окончанию вуза. Для них становится ясной связь программы военной подготовки с базовыми дисциплинами гражданских кафедр, их интеграция в реальных конструкциях сложной военной техники. Это подтверждается результатами анонимного анкетирования студентов, которое регулярно проводится в МЭИ (ТУ).

78

Высшее образование в России • № 2, 2005

Практика показала, что и специалисты государственного аппарата, прошедшие во время обучения в вузе военную подготовку, в большей степени проявляют способность к самостоятельному адекватному решению актуальных задач. Напротив, недостаток таких специалистов, в частности, в органах управления образованием, привел к тому, что за последние годы было принято немало ошибочных решений лицами, не имеющими достаточно полного представления о структуре, содержании и возможностях системы военного обучения студентов.

Для оценки ее эффективности в современных условиях проводятся социологические исследования службы офицеров, получивших подготовку на военных кафедрах вузов, в войсках ПВО и ВВС.

Весьма убедительные материалы о состоянии методического и материально-технического обеспечения военных кафедр (ВК) и факультетов военного обучения (ФВО) были получены в процессе работы расширенного заседания Совета УМО вузов РФ по военному обучению студентов, состоявшегося 25 октября 2004 г.

На заседании отмечалось, что ВК и ФВО испытывают сегодня воздействие нерешенных в обществе экономических, профессиональных и социальных проблем. Укомплектованность штата профессорско-преподавательского состава (ППС) ВК и ФВО резко снизилась, не решается проблема повышения квалификации ППС, снижается уровень его социальной защищенности.

Переход в 2000 году на подготовку офицеров запаса по новым ВУС (военно-учетным специальностям) привел к изменению структуры ВК и ФВО, пересмотру программ обучения и их материально-технического обеспечения. В настоящее время данная работа полностью не завершена. Вместе с тем изменение перечня военно-учетных специальностей потребует последующего пересмотра объемов подготовки офицеров запаса на ВК и ФВО гражданских вузов, переработки учебно-методического комплек-

са по всем ВУС, создания новых учебников, учебных пособий и методик обучения.

Проводимая в России реформа Вооруженных Сил, связанная с переводом их на контрактную основу, требует решить проблему стандартизации подготовки граждан по программам подготовки офицеров запаса.

В решении расширенного заседания Совета УМО вузов РФ по военному обучению отмечалась необходимость создания межведомственной комиссии по проблемам подготовки офицеров запаса и кадровых офицеров на ВК и ФВО гражданских вузов, предлагалось выработать концепцию развития этой системы обучения и организовать разработку проектов нормативно-правовых документов по военной подготовке на ВК и ФВО гражданских вузов.

В нормативных документах предлагается расширить права ректоров вузов в укомплектовании военных кафедр профессорско-преподавательским составом. Ректоры должны принимать участие не только в подборе преподавателей военной кафедры, но и в вопросах об их увольнении из ВС РФ по возрасту. Наличие такого права могло бы воспрепятствовать огульному увольнению с военной службы опытных преподавателей по решениям безответственных должностных лиц.

Весьма важно закрепить в нормативных документах существующую систему функционирования военного обучения студентов. Устойчивость этой системы прежде всего состоит в том, что ВК и ФВО являются структурными подразделениями вузов и их деятельность опирается на высокий интеллектуальный потенциал коллектива вузовских ученых. С другой стороны, основу педагогических коллективов военных кафедр составляют офицеры, получившие опыт военной службы по той или иной специальности. Их назначение из войск и успешная работа на военной кафедре возможна лишь при сохранении им статуса военнослужащего, прав на соответствующие льготы, включая обеспечение жильем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.