следующие результаты: при исходном БПКп.-230 мг/л после очистки на биофильтре БПК очищенных вод составлял - 10-13 мг/л. При содержании взвешенных веществ в исследуемой сточной воде 280 мг/л после очистки на биофильтре составляло 8-15 мг/л. Эффект очистки сточных вод по БПК составлял - 9%, по взвешенным веществам до 95%.
В настоящее время технология очистки сточных вод в Кыргызской Республики с использованием базальтовых биофильтров внедрена на ряде объектов. Таких как пансионаты на озере Иссык-Куль, на объектах Чуйской области и Казахстана.
Литература
1. Ибадуллаев Ф. Ю., Ласков Ю. М. Локальная очистка сточных вод предприятий текстильной промышленности. Физ. химия. М., 1986. С. 64-65.
2. Яковлев С. В., Ласков Ю. М. Очистка сточных вод предприятий легкой промышленности. М.: Стройиздат, 1972. 113 с.
3. Повторное использование сточных вод. Доклад совещания экспертов ВОЗ. 517. Женева, 1975.
4. Клячко В. А. Технологический анализ воды и его применение при проектировании очистных сооружений. М. Стройиздат, 1948.
5. Есполов Т. И. и др. Улучшение качества природных вод и очистка сточных вод, Алматы, 2013. Издательская компания RUAN.
6. Яковлев С. В., Воронов Ю. В. «Биологические фильтры». Москва: Стройиздат, 1982. С. 120. Ил.
7. Каримов Т. Х., Исманбаев А. И., Осмонов Ж. И. Использование местных природных материалов для фильтрования воды // Наука и новые технологии. Материалы I съезда инженеров Кыргызской Республики. Бишкек, 2002.
8. Каримов Т. Х., Абдурасулов И. А. Очистка сточных вод Республики Кыргызстан. Бишкек. КыргызНИИНТИ, 1991.
9. Каримов Т. Х., Исмаилова Э. К. Доочистка городских сточных вод // Наука и новые технологии. Материалы I съезда инженеров Кыргызской Республики. Бишкек, 2002.
Система водоотвода автомобильных дорог Мартынов К. Ф.
Мартынов Кирилл Федорович /Martynov Kirill Fedorovich - магистрант,
кафедра дорожного строительства, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону
Аннотация: основной целью данного исследования является анализ функционирования водоотводных компонентов, которые включают в себя всю совокупность проектной документации и специфики сооружений на определенном участке дороги. В соответствии с поставленной целью выдвигается следующая задача: рассмотреть особенности водоотводных конструкций и возможность применения проектной документации на определенном участке местности. Abstract: the main purpose of this study is to analyze the functioning of the drainage components that comprise the entire set of design documentation and specific structures on certain road section. In accordance with the set objective put forward the following tasks: Consider the peculiarities of the drainage structures and the possibility of project documentation for certain areas of land.
Ключевые слова: водоотводные конструкции, строительство, автодороги. Keywords: construction, drainage, roads.
УДК 6925
Введение
Прогресс в строительстве автомобильных дорог связан с рядом крупных проблем: всестороннее исследование и изучение грунтов, законов воднотеплового режима земляного полотна, способ его регулирования; совершенствования расчета дорожных одежд и способов комплексного конструирования земляного полотна, широкое изучение минеральных материалов и подробное исследование органических вяжущих; исследование технологии строительства асфальтобетонных покрытий; разработка научных основ дорожного машиностроения в области создания машинороботов и др.
Актуальность темы исследования
Дороги страны являются ее лицом, показателем развития и богатства государства. Технический уровень существующих автомобильных дорог не соответствует современным, а тем более перспективным требованиям. Потребительские свойства автомобильных дорог не позволяют полноценно обеспечить пользователей (участников движения), а во многих случаях не отвечают и функциональному назначению отдельных автомобильных дорог.
В настоящее время реализуется территориальная целевая программа «Региональная Программа развития и совершенствования сети автомобильных дорог Республики Карелия до 2016 года с прогнозом на 20-летний период», часть средств, из которых инвестируется из федерального бюджета. Проектируемый участок дороги является частью дороги территориального значения «Вологда - Кириллов - Пудож -Медвежьегорск». По техническим показателям плана проектируемый участок дороги соответствует III категории, по нормативам продольного и поперечного профилей, конструкции дорожной одежды существующая дорога относится к IV категории. Земляное полотно состоит в основном из невысоких насыпей, обочины просели, откосы размыты. При прохождении по заболоченным участкам существующая дорога имеет просадки земляного полотна. Дорожная одежда на всем протяжении находится в неудовлетворительном состоянии, износ составляет 60-70%, наблюдаются продольные и поперечные трещины, просадки, выбоины, волны, ямочность, разрушение кромок, что вызывает снижение нормативной скорости движения автотранспорта на 50% [3, с. 38].
Научная новизна
Обоснована возможность учета при строительстве пошагового изменения величины модуля деформации при воздействии дорожно-строительной техники; Предложена методика проектирования и расчета дорожного полотна, при пошаговом изменении модуля деформации, требуемой величины модуля деформации, как расчетного показателя [1, с. 46].
Основной целью данного исследования является анализ функционирования водоотводных компонентов, которые включают в себя всю совокупность проектной документации и специфики сооружений на определенном участке дороги.
В соответствии с поставленной целью выдвигается следующая задача: Рассмотреть особенности водоотводных конструкций и возможность применения проектной документации на определенном участке местности; обоснована возможность учета при строительстве пошагового изменения величины модуля деформации при воздействии дорожно-строительной техники; предложена методика проектирования и расчета дорожного полотна лесовозных веток на основе обеспечения, при пошаговом изменении модуля деформации, требуемой величины модуля деформации, как расчетного показателя; Общие требования: работы должны выполняться в соответствии с проектной документацией (рабочим проектом (РП)),
проектом организации строительства (ПОС), ППР. Работы должны производиться при условии обеспечения безопасности СТО НОСТРОЙ 2.25.103-2013 15 движения транспортных средств по СП 49.13330 [2, с. 4, 78]. Водоотводные и дренажные сооружения следует начинать устраивать с пониженных мест рельефа. Работы по устройству водоотводных и дренажных систем следует организовать так, чтобы разработка, планировка и уплотнение грунта были выполнены до полного замерзания грунта на глубину промерзания, установленную климатическими условиями района строительства по СП 22.13330 [5, с. 21].
Особенности производства работ в зимний период должны быть дополнительно оговорены в ППР. До начала устройства систем водоотвода и дренажа должна быть составлена исполнительная разбивочная схема с указанием: расположения геодезических знаков (в том числе временных); расположения знаков закрепления оси сооружения; высотных отметок (проектных и фактических). Определение всех отметок должно производиться с привязкой к постоянному реперу, расположенному вблизи от строящегося объекта. До начала производства работ в рабочую зону должен быть доставлен грунт обратной засыпки. В ППР должны быть отражены: технологическая схема движения машин и механизмов при выполнении работ, схемы складирования грузов, места стоянок автотранспорта, строительной техники и механизмов подъема грузов. Между местами складирования грунта вдоль траншеи должны быть устроены проходы с расстоянием не более 25 м между ними, с шириной не менее 1,2 м.
При устройстве водоотводных и дренажных систем следует предусматривать следующие операции: подготовительные работы; разработка траншеи; СТО НОСТРОЙ 2.25.103-2013 16 осушение и крепление стенок траншеи; подготовка основания под элементы дренажной системы; работы по водопонижению (в необходимых случаях); укладка элементов дренажной системы; засыпка элементов дренажной системы дренажным материалом; заполнение траншеи грунтом; защита дренажа от поверхностных вод; завершающие работы [6, с. 264]. Для устройства траншей под элементы водоотводных и дренажных систем должны использоваться экскаваторы с обратной лопатой, многоковшовые экскаваторы, бульдозеры с дополнительным профильным ножом, бульдозеры с откосным отвалом, автогрейдеры, а также средства малой механизации. Монтаж элементов водоотводных и дренажных систем следует производить автомобильными кранами, средствами малой механизации или вручную, в зависимости от массы монтируемых элементов.
Система поверхностного водоотвода городских и поселковых дорог должна быть сопряжена с действующей или строящейся системой ливневой канализации города. Если система канализации в местах устройства автодороги отсутствует, проектом должно быть предусмотрено устройство ливневой канализации (водостока). Устройство водоотводных систем в условиях города включает: подготовительные работы, устройство бордюров по; устройство прикромочных лотков; устройство водоприемных колодцев по СП 32.13330.2012, устройство поперечного уклона проезжей части по СП 34.13330.2012, устройство дренажных систем и СТО НОСТРОЙ 2.33.21-2011 завершающие работы [4, с. 115, 5]. К подготовительным работам по устройству поверхностного водоотвода в условиях города относятся: расчистка поверхности грунта в пределах зоны работ в соответствии с ППР; разбивка осевых линий траншеи в соответствии с ППР; завоз материалов и изделий.
В составе завершающих работ выполняется ликвидация всех временных сооружений и рекультивация территории, затронутой работами. При устройстве бордюров должны выполняться следующие основные работы: разработка траншеи, устройство цементобетонного основания, установка бордюрных блоков, заполнение швов цементным раствором, заделка пазух цементобетонной смесью. Траншея под бордюрные блоки должна разрабатываться экскаватором с ковшом вместимостью
не более 0,15 м3 с последующей зачисткой дна вручную. Допускается разработка траншеи ручным способом. Дно траншеи должно быть спланировано в соответствии с проектным уклоном. Бордюрные блоки должны быть до начала работ доставлены и разложены вдоль траншеи. Бордюрные блоки должны устанавливаться на цементобетонное основание (обойму) или на цементобетонные лекальные блоки. Установка длинномерных бордюрных блоков должна производиться только на цементобетонное основание. Перед заливкой цементобетонного основания в траншее должна быть устроена опалубка в соответствии с требованиями ППР. Опалубка должна быть заполнена бетонной смесью по ГОСТ 7473 согласно проекту. Способ устройства водоотводного сооружения заключается в нарезании канавы, укреплении ее стенок и дна покрытием в виде геотекстильного материала, который укладывают по поверхности дна и стенок. Выступы формируют из геотекстильного материала с образованием поперечных обойм, заполняемых для придания жесткости грунтом, например песком или иным материалом. Кромку материала по длине канавы закрепляют в грунте для предотвращения размыва откосов водоотводной канавы. Геотекстильный материал закрепляют скобами и пропитывают жидким цементно-песчаным раствором или битумом. Вода поверхностного стока, попадая в водоотводную канаву, проходит через гасители и теряет скорость течения, что способствует предотвращению размыва водоотводной канавы и грунтового сооружения.
Способ реализуют следующим образом.
Нарезают в грунте канаву. Производят раскладку геотекстильного материала с выпуском за бровки канавы и заглубляют кромки материала в грунт. Геотекстильный материал закрепляют металлическими скобами. Для устройства гасителей скорости течения воды в дно водоотводной канавы вбивают П-образные металлические скобы диаметром сечения не менее мм и шириной, равной ширине дна канавы. Поверх скоб укладывают отрезки геотекстильного материал и крепят к основному полотну. Крепление производят сваркой или склейкой. Затем геотекстильный материал и пропитывают цементно-песчаным раствором или битумом.
Выводы
Предложен комплекс технологических решений проектирования и строительства водоотводных сооружений, отличающийся расширенным использованием местных почво-грунтов с минимальным количеством строительных машин, имеющий практическое значение, и может быть рекомендован для использования при строительстве дорог. Расширение области применения, сокращение сроков и стоимости строительства, снижение трудоемкости при требуемой надежности водоотводного сооружения. В способе устройства водоотводного сооружения, заключающимся в нарезании канавы, укреплении ее дна и стенок покрытием и придании дну канавы профилированной в продольном сечении формы с выступами, в качестве покрытия используют геотекстильный материал, который укладывают по поверхности дна и стенок и закрепляют кромки по длине канавы. Выступы формируют из геотекстильного материала, скрепленного с образованием поперечных обойм, заполняемых для придания жесткости грунтом или иным материалом при использовании их в качестве гасителей скорости течения воды. Обоймы заполняют П-образными скобами - по одной на каждую, с фиксацией скобы в грунте донной части канавы. Наиболее близким к предложенному является способ устройства водоотводного сооружения, заключающийся в нарезании канавы, укреплении ее дна и стенок покрытием и придании дну канавы профилированной в продольном сечении формы с выступами.
Литература
1. Автоматизация организационно-технологического проектирования в строительстве: Учеб. издание. М.: Издательство АСВ, 2002. 240 с.
2. Артемьева. Строительная климатология и геофизика. М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1983. 136. С. 2. СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги. М.: Госстроя СССР, 1986. 51 с.
3. СНиП 2.01.14-83 Автомобильные дороги. М.: Госстроя ССР, 1984. 109 с.
4. СНиП 1.02.07-87 Инженерно-геологические изыскания. М.: Госстроя СССР, 1988. 78 с.
5. СНиП Ш-8-76, п. 3.68. Автомобильные дороги. М.: Госстроя СССР, 1977. 115 с.
6. Автомобильные дороги, март 1997 год. Издательство: Дороги. 64 с.
7. ОДН 218.046-01 Проектирование нежестких дорожных одежд. Юмашев В. М., Казарновский В. Д. и др. М.: Информавтодор, 2001. 145 с.
8. ГОСТ 9128-97 Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия. М.: Издательство стандартов, 1997. 45 с.
9. СНиП 3.01.01-85 Нормы продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий, зданий, сооружений и дорог. М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1986. 528 с.