Научная статья на тему 'Система внутреннего контроля предприятия'

Система внутреннего контроля предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3113
350
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ / КОНТРОЛЬНАЯ СРЕДА ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА / МОДЕЛЬ COSO / MONITORING SYSTEM / CONTROL CIRCLE OF THE ECONOMIC SUBJECT / COSO MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горлов В. В.

В статье рассматриваются элементы внутреннего контроля предприятия, система контроля, действия руководства организации по установлению и поддержанию этой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система внутреннего контроля предприятия»

- формирование системы экономической безопасности организации.

Предстоит большая работа по созданию стройных постулатов по экономическим системам:

в области теории - введение только объективно необходимых понятий, принципов и законов управления в экономической сфере, выделение и описание областей применения единиц управленческой деятельности;

в области методологии - осмысление форм и содержания основных видов профессиональной управленческой деятельности, описание основных методов и средств управления в эффективных организациях;

в области технологии - описание опыта успешной управленческой деятельности в виде взаимосвязанных операций, которая позволяет эффективно решать управленческие задачи и разрешать проблемы организаций.

В области российского менеджмента необходима разработка методов раздельного и совместного влияния на людей различных элементов воздействия в рамках управленческой деятельности, исследование результатов их применения и описание технологий с использованием различных методов, разработка средств поддержания и развития отдельных факторов российской ментальности.

Таким образом, можно констатировать, что если элементы и процессы управления экономическими системами типа «организация» являются достаточно устойчивыми и предсказуемыми, то элементы менеджмента имеют достаточно широкую трактовку вообще, а в рамках национального менталитета, в частности.

Список литературы:

1. Виханский ОС, Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учеб. - М.: Гардари-ки, 2007. - 416 с.

2. Богатырев В.Д., Герасимов Б.Н. Основы теории управления экономическими системами: учеб. пособие. - Самара: СГАУ, 2008. - 260 с.

3. Герасимов Б.Н. Технологии управления: монография. - Самара: СИБиУ, 2010. - 472 с.

4. Герасимов Б.Н. Основы российского менеджмента: Методология менеджмента: учеб. пособие. - Самара: СМИУ, 2008. - 172 с.

5. Клок К., Голдсмит Дж. Конец менеджмента и становление организационной демократии: пер. с англ.

- СПб.: Питер, 2004. - 368 с.

6. Коротков Э.М. Концепции менеджмента. - М.: ДеКа, 2004. - 896 с.

7. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: учеб.: пер. с англ. - М.: Дело, 2007. - 701 с.

8. Пудич ВС. Системные компоненты менеджмента: монография. - Чебоксары: ИД «Пегас», 2009. - т. 1 -560 с. т. 2. - 502 с.

9. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента: учеб.-практ. пособие. - М.: Интел-Синтез, 1996. - 248 с.

10. Цлаф В.М. Методология современного менеджмента: метод. пособие. - Самара, 2004. - 124 с.

Горлов В.В.

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента и налогового консалтинга Российского университета кооперации, г. Липецк

УДК 657.633.5

СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

В статье рассматриваются элементы внутреннего контроля предприятия, система контроля, действия руководства организации по установлению и поддержанию этой системы.

Ключевые слова: система контроля, контрольная среда экономического субъекта, модель COSO.

SYSTEM OF INTERNAL CONTROL OF THE ENTERPRISE

The author in article considers elements of internal control of the enterprise, the monitoring system, actions of the management of the organization on establishment and maintenance of this system.

Key words: monitoring system, control circle of the economic subject, COSO model.

В современной литературе используется разнообразная градация элементов внутреннего контроля, но по своей сути элементы, входящие в структуру системы, либо объединены друг с другом, либо отражаются развернуто. Согласно правилу (стандарту) аудиторской деятельности «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом» к этим элементам внутреннего контроля относятся:

• контрольная среда;

• оценка средств контроля;

• система бухгалтерского учета.

Характеризуя систему внутреннего контроля

предприятия как совокупность трех основных элементов — средств контроля, учетной системы и процесса контроля, экономисты отмечают, что «каждый элемент подразумевает наличие правил, методик, положений и документации, разработанных для достижения указанных выше целей. В сочетании все элементы системы контроля обеспечивают предприятию снижение риска в деловой и финансовой деятельности, а также в бухгалтерском учете».

Под контрольной средой подразумевается понимание руководством организации важности и значения системы внутреннего контроля, а также действия руководства организации по установлению и поддержанию этой системы.

Контрольная среда экономического субъекта включает:

- основные принципы управления;

- организационную структуру;

- распределение ответственностей и полномочий;

- кадровую политику;

- порядок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности;

- порядок осуществления внутреннего управленческого учета и подготовки внутренней отчетности для целей управления;

- обеспечение соответствия хозяйственной деятельности организации требованиям законодательства.

В свою очередь средства контроля должны обеспечивать:

- совершение хозяйственных операций с одобрения руководства;

- правильное отражение всех операций на счетах бухгалтерского учета в соответствии с учетной политикой организации;

- возможность доступа к активам только с разрешения руководства организации;

- осуществление руководством организации надлежащих действий при несоответствии фактически имеющихся активов и обязательств данным бухгалтерского учета.

Следует отметить, что весь перечень контрольных процедур, упомянутых во внутренних докумен-

тах организации, не дает гарантий и уверенности, что они исполняются ответственными сотрудниками.

В классическом понимании действия системы внутреннего контроля состоят из трех элементов:

• определение стандартов деятельности системы;

• сравнение достигнутых ею результатов с установленными стандартами;

• в случае расхождений, корректировка процессов управления.

С пониманием важности внутреннего контроля в управлении организацией и проблемами, связанными с несовершенством в существующем контроле, была сформирована новая модель системы внутреннего контроля, ориентированная на риск, известная в профессиональном мире как модель COSO.

Данная модель была разработана при участии и на средства пяти профессиональных саморегулируе-мых организаций:

• Американский институт сертифицированных бухгалтеров (American Institute of Certified Public Accountants);

• Американская Ассоциация по учету и отчетности (American Accounting Association);

• Финансовый исполнительный институт (Financial Executives Institute);

• Институт внутренних аудиторов (Institute of Internal Auditors);

• Институт специалистов управленческого учета (Institute of Management Accountants).

Этими организациями была создана национальная комиссия по борьбе с недостоверной финансовой отчетностью, известная по имени первого своего председателя, Джеймса С. Тредуэя (James С. Treadway), Комиссия Тредуэя. Выпущенный ими в 1987 году отчет, помимо других рекомендаций, содержал призыв к упомянутым организациям - спонсорам Комиссии Тредуэя объединить усилия для достижения договоренностей по обобщению понятий внутреннего контроля. Основываясь на этом предложении, рабочая группа под покровительством Комитета спонсорских организаций Комиссии Тредуэя (Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission, COSO) пересмотрела существующую на тот момент литературу по внутреннему контролю. Результат этой работы был представлен общественности в 1992 году в труде «Интегрированная концепция внутреннего контроля» (Internal Control-Integrated Framework).

В концепции в роли стандарта выступает уровень риска, приемлемый для организации. Проверка уровня остаточных рисков проходит постоянно и неотрывно от основной деятельности. В случае выявления отклонений корректируется тот бизнес-процесс, контроль над которым не уменьшает риск. Выбор наиболее эффективных методов и технологий

внутреннего контроля определяется целями и видами деятельности организации, окружающей средой и свойственных рисков. Необязательно поручать осуществление всех видов контроля отдельному подразделению. Можно распределить ответственность между различными подразделениями, встраивая систему внутреннего контроля в их текущую деятельность. Достаточно знать, где и какой функциональный контроль принят. При этом основную ответственность за правильное функционирование системы внутреннего контроля несет руководство, а владельцы заинтересованы в ее эффективности, так как она снижает риск вложения. Модели, которые строятся на базе системы, предполагают разработку критериев и показателей, выполняющих функцию контрольных точек. На их основе можно судить о качестве системы. Под критериями риско-защищенности подразумевается оценка важнейших процессов, отражающих сущность системы как по элементам, так и в целом.

Выбор критериев оценки зависит от ресурсного потенциала и возможностей его развития, уровня эффективности использования ресурсов (капитала и труда), а также уровня угроз внешнего и внутреннего характера, сведенных к минимуму. Гибкость и быстрота реакции на изменения среды являются основными преимуществами риск-ориентированного контроля при сравнении с идеей полного контроля. Система внутреннего контроля, по оценке COSO, строится из пяти взаимосвязанных элементов:

Элементы системы внутреннего контроля

Все эти компоненты связаны между собой, т. е. каждый из них оказывает воздействие на остальные четыре и испытывает на себе воздействие с их стороны. Рассмотрим каждый элемент в отдельности.

Контрольная среда. Для производственных фармацевтических организаций под контрольной средой следует понимать особенности и способы реагирования на внешние и внутренние обстоятельства.

Качество действующей контрольной среды, способной достигать поставленных целей, определяет руководство. Оно ответственно за принятие внутреннего контроля и добросовестное управление. Этот элемент носит нематериальное свойство, его качество нельзя оценить, ограничиваясь рассмотрением отдельных бизнес-процессов и анкетированием некоторых представителей руководства. Именно уровень оптимальности контрольной среды дает основание полагать, что она обеспечивает выполнимость целей, поставленных руководством. Существует ряд основных факторов, которые определяют эффективность контрольной среды в организации:

• Честность и нравственные качества, которыми должна руководствоваться организация. Она формирует принципы поведения сотрудников организации. Это должно закрепляться внутренним нормативным документом, в котором будут описаны наиболее спорные моменты, возникающие в действиях сотрудников, и способы разрешения таких затруднений (например, конфликт интересов или надлежащее использование ресурсов и т. д.). Это действие помогает создать единый «организм», который будет принимать одинаковые ценности и в равной степени соответствовать морально-этическим требованиям организации. В организации должны применяться дисциплинарные действия в случае отклонения от стандартов поведения или нарушения их. Однако очень важно обратить внимание на определенные особенности к устранению ненравственного поведения. Для этого менеджменту следует руководствоваться правильным пониманием ситуации, устанавливая реалистичные цели, не заставляя сотрудников стремиться к выполнению нереалистичных целей.

• Приверженность к компетенции (необходимому уровню квалификации) формирует перед руководством задачу определения круга обязанностей должностей. Основой для этого служит описание обязанностей, закрепленных за конкретной должностью внутренним нормативным документом, называемым должностной инструкцией. Следует учитывать обилие информационных потоков и рост требований к квалификации персонала. По этой причине возникает необходимость в периодической проверке знаний сотрудников. Исходя из вышеизложенного утверждения, следует вывод, что для поддержания организации на текущем уровне и дальнейшего ее развития руководство должно осознавать необходимость обучения и оказания консультативной помощи сотрудникам, поддерживать и повышать требуемый уровень компетенции для выполнения своих должностных обязанностей.

• Отношение руководства к финансовой информации, при котором операции, связанные с финансовым учетом и составлением бюджетов или смет,

считаются важными для благосостояния организации и рассматриваются в качестве методов осуществления контроля над различными видами деятельности. Руководство организации постоянно полагается на финансовые и учетные данные, а также на программные данные, поступающие из существующих программных систем оценки результатов работы. Оно уделяет значительное внимание работе внешних аудиторов и другим оценкам и исследованиям, оперативно реагирует на результаты проверок, имеет полную информацию по всем вопросам финансовой отчетности и принимает по ним решения.

• Философия и стиль работы руководства. Под данным фактором подразумевается отношение руководства к решению новых задач и новых операций, его концептуальные подходы в ведении дел и способах решения возникающих проблем. Например, менеджмент компании перед принятием решения проводит тщательный анализ всех рисков и разрабатывает способы уменьшения таких рисков или смягчения негативных последствий. Или наоборот, руководство склонно к авантюризму, т. е. заключает сделки с сомнительными организациями, сулящие большие доходы, или в принятии решения основывается на интуицию.

• Организационная структура. Грамотно сформированная организационная структура способствует свободному потоку информации внутри организации. При этом сотрудники должны иметь возможность регулярно получать информацию об организационно-структурных изменениях, происходящих в организации. Администрация компании должна руководствоваться потребностями в изменении организационной структуры, связанными с условиями функционирования организации, а не политическими и внутренними потребностями. Что касается внутреннего контроля, то организационная структура должна способствовать определению отношений в сфере отчетности, которая, в свою очередь, позволяет сотрудникам получать информацию, необходимую для выполнения обязанностей и проведения работы.

• Распределение полномочий и ответственности. Важным фактором является способность организации надлежащим образом распределять и делегировать полномочия для достижения организационных целей. При этом руководство уверено, что полномочия и ответственность ясно и понятно распределены внутри организации и используются эффективные методы контроля получения результатов. Каждый сотрудник должен ощущать свою причастность к деятельности организации и стремиться к достижению целей организации.

• Политика и практика деятельности в сфере человеческих ресурсов. Этот фактор раскрывает отношение руководства к человеческим ресурсам у организации: критерии отбора персонала на руководящие позиции, подходы к подбору персонала (например,

предоставление информации в рекрутинговые агентства с требованиями, предъявляемыми к потенциальному работнику). Организация имеет свои стандарты или критерии отбора квалифицированных лиц, делая упор на образование, опыт, достижения и нравственное поведение. В свою очередь, со стороны организации существует обязательство в обеспечении достаточного внимания непосредственного начальства.

Оценка риска. Торговая фармацевтическая компания сталкивается с целым рядом рисков как из внешних, так и из внутренних источников. Такие риски должны быть заранее оценены. Необходимой предпосылкой для оценки риска является постановка задач, которые должны быть взаимосвязаны на различных уровнях и отличаться внутренним постоянством. Оценка риска — это выявление и анализ релевантных видов риска в целях реализации поставленных задач. Они образуют основу принятия последующих решений в управлении этими рисками. Для этого элемента характерны следующие факторы, определяющие его эффективность:

• Определение задач в масштабах всей организации. Главным направлением в руководстве является определение задач в масштабах всей организации, которые сформулированы достаточно широко. Цель задач — охватить все то, чего организация должна добиться в процессе своей деятельности, и в то же время быть достаточно конкретизированными. Эти задачи должны разрабатываться с глубокой детализацией на различных уровнях руководства.

• Определение задач на уровне отдельных видов деятельности. Суть данного фактора заключается в определении задач на уровне отдельных видов деятельности, не противоречащих стратегическим планам развития организации. Руководство обеспечивает контроль за соответствием важными видами хозяйственно-экономической деятельности, особенно связанными с «масштабными» задачами и стратегическими планами организации. Задачи, установленные по отдельным видам деятельности организации, должны не противоречить друг другу, а наоборот, дополнять друг друга. При этом задачи определяются по всем ключевым и вспомогательным видам хозяйственно-экономической деятельности организации. Немаловажным аспектом при определении задач является то, что руководство должно удостовериться, что ресурсов, необходимых для выполнения задач, достаточно, и если у руководства не имеется их в наличии, то в плане мероприятий должны быть разработаны действия по их приобретению. Иначе при реализации поставленных целей могут возникнуть серьезные проблемы с их достижением.

• Выявление риска. Руководитель в планировании должен применять количественные и качествен-

ные методы определения рисков и методы построения рейтинга по ним. В этом ему помогает анализ проведенных аудиторских проверок, оценок и других видов оценочной деятельности. Это позволит руководству увидеть объективную картину происходящих изменений и выявить негативные воздействия внешней и внутренней среды.

• Анализ риска. После выявления возможных рисков, характерных для организации, руководство проводит тщательный и полный анализ их возможных последствий. Результатом анализа должна стать выработка критериев оценки рисков и возможностей их отне -сения к разным разрядам значимости с оценкой вероятности возникновения каждого из них. В анализе рисков должны принимать участие руководители соответствующего уровня, а также сотрудники функциональных направлений. Эти действия уменьшат вероятность критических ситуаций, характерных анализируемому бизнес-процессу. Предложенные альтернативы должны содержать наилучшие способы управления рисками или возможности смягчения их последствий. Принимаемые решения по управлению рисками и смягчению их возможных последствий должны разрабатываться как в масштабах всей организации, так и на уровне каждого отдельного бизнес-процесса.

Контрольная деятельность. Определив и проанализировав риски, руководство торговой фармацевтической организации оценивает и разрабатывает способы их минимизации. Совокупность этих способов образует понятие контрольной деятельности, которая является третьим элементом системы внутреннего контроля. Под контрольной деятельностью следует понимать структуру, методы и процедуры, используемые организацией для того, чтобы предотвратить возможность отрицательного влияния выявленных рисков на выполнение задач. Контрольная деятельность является неотъемлемой частью процессов планирования, исполнения и анализа. Контрольная деятельность относится ко всем уровням и подразделениям организации. Ответственные сотрудники должны уделять внимание контрольной деятельности в контексте руководящих указаний, отданных с учетом рисков.

• Общие аспекты применения заключаются в том, что руководство определяет мероприятия и отдельные виды контрольной деятельности, направленные на устранение рисков. Сотрудники и их непосредственные начальники должны понимать цель внутреннего контроля, знать, что, контрольная деятельность, упомянутая в методиках и инструкциях, действительно исполняется в соответствии с существующей в работе.

• Общие категории видов контрольной деятельности. В первую очередь, к этому фактору относится анализ контрольной деятельности на высшем уровне руководства. Руководящий персонал на постоянной основе анализирует результаты работы организации

и сравнивает их с результатами прошедших периодов и этапов работ. Контроль поддерживается руководством в инициативах сотрудников по ключевым направлениям развития организации. Кроме руководства высшего звена контрольной деятельностью должны заниматься сотрудники на функциональном уровне или на уровне отдельных подразделений. Сотрудники на всех уровнях анализируют и изучают отчеты о результатах работ, выявляют тенденции и сравнивают результаты с поставленными задачами. Ими применяются надлежащие действия по контролю, например, сопоставление обобщенной информации с соответствующими деталями и проверками точности операционных сводок. При анализе системы управления над рабочей деятельностью организации руководством должна выявляться приоритетность целей, способствующих реализации миссии организации на практике. Это проявляется в предоставлении персоналу возможностей получать необходимую подготовку для выполнения своих должностных обязанностей и постоянном улучшении результатов деятельности своей работы в соответствии с изменяющимися требованиями организации. Руководство должно рассматривать возможность предоставления компенсаций, адекватных рынку труда, комплекса мероприятий и услуг (например, профориентация, гибкое рабочее время, социальный пакет услуг и т. д.). Все эти действия позволяют привлекать талантливых сотрудников, повышать степень удовлетворения сотрудников и степень их приверженности к данной организации. Процедуры качественной обработки информации помогают повысить контроль над безопасностью уязвимых активов. В организации предусмотрены процедуры реагирования на факты изменения сохранности активов, т. е. на регулярной основе ведется учет, сравнивается фактическое количество с контрольными значениями, а по всем выявленным расхождениям проводится детализация. Приведем небольшой перечень процедур, которые повышают степень физического контроля за активами:

• денежные средства хранятся в помещении, предусматривающем меры безопасности, и доступ к ним строго ограничен;

• формы документов, например, бланки счетов и закупочных документов, заранее пронумерованы в последовательном порядке;

• оборудование, подверженное хищению, надежно закреплено или защищено каким-либо другим способом;

• таблички с данными и инвентарными номерами закреплены на всех предметах офисной мебели, оборудовании, а также на движимых объектах;

• товары, расходные материалы и готовые продукты/изделия хранятся в защищенных от повреждений помещениях;

• наличие в помещениях систем противопожарной сигнализации и автоматических систем пожаротушения;

• доступ к помещениям и оборудованию ограничивается заграждениями, службой охраны или другими средствами контроля;

• доступ к производственным мощностям ограничен и контролируется в нерабочее время и т. д.

Изучение неожиданных результатов или необычных тенденций приводит к определенным обстоятельствам, в которых достижение целей и выполнение задач могут быть затруднены. По этой причине существует необходимость в принятии мер по результатам такого изучения. Одной из причин таких затруднений может быть недостаточное разделение обязанностей. Особенность этой процедуры заключается в распределении обязанностей сотрудников одного бизнес-процесса. Например, предоставление разрешений на приобретение актива, обработки трансакции и регистрации этой операции в учетных системах, осуществления платежей или получения актива производится разграниченно, т. е. эти действия осуществляют разные сотрудники. Эти распределения среди сотрудников помогают обеспечить существование эффективной системы «сдерживающих и уравновешивающих сил». Такие действия помогают снизить риск несанкционированного использования или утери ресурсов и учетной документации. На конкретных сотрудников возлагается ответственность за сохранность ресурсов и учетных данных и их правильное использование. На регулярной основе должны проводиться сравнения имеющихся в наличии ресурсов с учетными данными. Все расхождения должны тщательно анализироваться. Частота сравнения имеющихся в наличии ресурсов и степень существующих ограничений к доступу зависят от подверженности данного вида ресурсов ошибкам, мошенничеству, порчи, неправомерному использованию, хищению или несанкционированному изменению. При определении степени ограничения доступа руководство должно принимать во внимание такие факторы, как ценность активов, их движимость/недвижимость и возможность их замены. На основании этого подхода руководство осуществляет контроль за исполнением своих полномочий сотрудниками. При проведении контрольных процедур необходимой частью контроля являются меры оценки достигнутых результатов, т. е. анализ предпринятых действий по предотвращению рисковых обстоятельств и оценка их эффективности. Такие меры должны проводиться периодически. Они выявляют действующие показатели работы и определяют их адекватность как в отношении всей организации, так и в отношении отдельных лиц.

Но существуют обстоятельство, которое может свести на нет эффективность разделения обязанно-

стей. Таким является сговор, поэтому при постановке задач по распределению обязанностей руководство должно учитывать такую возможность. По этой причине оно должно внимательно следить за признаками сговора и принимать все меры к уменьшению вероятностей зарождения сговора среди сотрудников.

Важной составляющей контрольной деятельности является показатель качества учетных систем и наличие возможностей проведения надлежащим образом классификации и регистрации операций. В организации должны приниматься меры по классификации операций и правильному формированию информации в оригинальных документах (в бумажном и электронном виде), а также меры по подготовке суммарных данных, используемых далее в управленческих и финансовых отчетах. И наконец, документация по внутреннему контролю должна вестись структурно, сгруппированно по всем важным операциям и бизнес-процессам. Эта документация должна включать информацию по отдельным видам хозяйственно-экономической деятельности с описанием мер контроля (указания руководства, административные методики и другие подобные инструкции). В них освещается информация по автоматизированным информационным системам, сбору данных и их обработке, а также по конкретным деталям общего и практического контроля.

Информация и связь. Для осуществления в производственной фармацевтической организации должного контроля над ее операциями необходима надежная информация (финансовая, нефинансовая, относящаяся как к внешним, так и к внутренним событиям). Руководство должно иметь возможность получения достоверной информации для оценки рисков и передачи необходимой информации соответствующим лицам. В организации должна существовать система, при которой информация, необходимая для достижения успехов организации, выявлялась и регулярно доводилась до управляющего персонала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация - фактор, который должен представляться с необходимым уровнем аналитичности, что позволяет сотрудникам, ответственным за подготовку отчетности, по требованию давать информацию с максимальной детализацией, тем самым способствуя принятию важных решений. Руководство должно получать финансовую информацию, операционную для определения стадии выполнения стратегических и годовых планов, а также о соответствии текущих процессов задачам организации в области контроля над использованием ресурсов.

• Коммуникация и обмен информацией. Предпосылкой для повышения уровня информированности служит механизм, обеспечивающий свободное распространение информации и наличие возможностей для коммуникаций между различными функциями, например, между

подразделениями, занимающимися закупками, и подразделениями, ответственными за хранение товара или продукции. Это взаимодействие должно иметь как официальную связь коммуникации, так и неформальную. Руководство должно обеспечивать установление открытых и эффективных каналов с клиентами, поставщиками, консультантами и другими группами лиц, которые могут оказать значительное влияние на работу организации. Важным фактором в постановке или улучшении существующего контроля является степень внимания руководства к оценкам и рекомендациям, предоставленным сотрудниками или подразделениями контрольной деятельности. Поступающие сигналы из источников, (например, закупка товара, оформление первичных документов или сбыт и т. д.) должны фиксироваться надлежащим образом. Так как они могут способствовать выявлению проблем внутреннего контроля на важных этапах функционирования цикла товарного оборота.

• Формы и средства коммуникации. Руководство использует эффективные средства распространения информации, в число которых могут входить инструкции, правила и методы работы, указания руководства, памятные записки, доска объявлений, объявления, страницы в Интернете, средства электронной почты и выступления на собраниях. Управление информационными системами организации должно основываться на стратегическом плане развития, который связан с общим стратегическим планом данной организации. Важной составляющей контроля является разработанный механизм, при котором отслеживаются новые потребности в информации и оценка достижений в области технологий с целью наиболее быстрого реагирования на нужды потребителей этих технологий, чьи интересы они удовлетворяют.

Мониторинг. Хорошая система внутреннего контроля может оказаться устаревшей в силу изменившихся внешних обстоятельств. Поэтому после оценки рисков, разработки методов и процедур и доведения информации о мерах контроля до сотрудников руководителям предстоит организовать пятый элемент внутреннего контроля — мониторинг.

Руководители должны постоянно наблюдать за эффективностью системы контроля. При помощи мониторинга можно оценить качество внутреннего контроля за определенный период времени. Постоянный мониторинг проводится параллельно с проведением нормальных рабочих операций и включает в себя регулярные мероприятия по контролю и управлению, сравнительный анализ, сопоставление информации и другие.

• Постоянный мониторинг. Цель таких действий заключается в напоминании персоналу организации о том, что они несут ответственность за внутренний контроль и что они должны контролировать эффективность всей деятельности в рамках своих основных обязанностей. Наилучший способ - это создание произвольного плана периодически проводимых кон-

трольных процедур. В этих документах может содержаться оценка действий по внутреннему контролю, а также могут выявляться критические операционные и вспомогательные процессы, где важность присутствия внутреннего контроля необходима по причине чрезмерного риска, влияющего на нормальное функционирование организации.

Руководство должно уделять значительное внимание выявленным расхождениям и принимать соответствующие меры по выяснению причин их возникновения. Частота таких проверок, в первую очередь, зависит от уязвимости актива.

Кроме этого следует проводить мониторинг по внутреннему контролю, встроенному в бизнес-процесс. Руководство организации осознает наличие косвенных признаков, свидетельствующих о правильности данных. Для наибольшей эффективности контроля, точности и полноты обработки операций используют автоматизированное редактирование и автоматизированные элементы проверки.

• Отдельные оценки. При определении диапазона и частоты отдельных оценок должны использоваться результаты оценки рисков, а также параметры эффективности постоянного мониторинга. Необходимость проведения отдельных оценок часто связана с определенными событиями, например, значительные изменения в планах или в действующих стратегиях, расширение или сокращение организации, или значительные изменения в осуществляемых операциях, в обработке финансовой или бюджетной информации.

• Меры, принимаемые по результатам аудиторских проверок. Сотрудники без задержек должны предоставлять информацию аудиторам. Руководство рассматривает и оценивает результаты аудита и проверок, а также результаты и всех других проверок, в том числе тех, которые свидетельствуют о недостатках и выявляют возможности для улучшения. Руководители надлежащего уровня оценивают результаты проверок и рекомендаций и принимают решения для исправления ситуации или улучшения уровня контроля.

Рассмотренные факторы должны учитываться при построении эффективной системы внутреннего контроля. Они являются отправными точками, на которые может опираться руководство при анализе и формировании адекватной системы контроля в организации.

Рассмотрение требований организации к системе, охватывающей все ее потребности и дающей полное представление о процессах, действующих в организации, достаточно кропотливое занятие, при котором необходимо учитывать другой риск. Это чрезмерный контроль.

Чрезмерный контроль может быть не менее опасен, чем чрезмерный риск, поскольку может привести к излишнему бюрократизму и к снижению производительности. Прежде чем внедрять новый метод или процедуру руководитель должен убедиться, что новая

политика действительно необходима. В ряде случаев адекватные средства уже имеются и нужно только активизировать их применение. Также необходимо учитывать специфику отрасли, в которой функционирует организация. Слепое следование предлагаемым шаблонам может не только не дать никаких результатов, но и негативно сказаться на управляемости бизнес-процессов, происходящих в организации.

Список литературы:

1. Вознесенский Э.А. Внутрихозяйственный контроль на предприятии. - М.: Знание, 1967.

2. Ленквист Р. Учет в системе внутренней информации предприятия. - Упсала: Швеция, 1994. - 120 с.

3. Соколов Б.Н., Рукин В.В. Системы внутреннего контроля (организация, методика, практика). - М.: Экономика, 2007. - 442 с.

Требования к оформлению материалов, предоставляемых для публикации в журнале:

1. Статьи, предоставляемые авторами в журнал, должны соответствовать профилю журнала, обладать новизной, интересовать широкий круг научной общественности.

2. Редакция принимает к публикации только открытые материалы на русском и английском языках (для иностранных авторов).

3. Материалы, предоставляемые для публикации, должны быть представлены на бумажном и электронном носителе в формате MS Word по адресу: 450078, г. Уфа, ул. Чернышевского, 145. Управление образовательной политики, каб. 321. Электронный адрес: uop-ugaes@mail.ru.

4. Поля - 2,5 см с каждой стороны; шрифт - TNR, кегль 14, межстрочный интервал - полуторный; ссылки на литературу в квадратных скобках. При наличии ссылок список литературы обязателен (в порядке цитирования, в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 или ГОСТ Р 7.05-2008).

5. В правом верхнем углу жирным курсивом: фамилии и инициалы авторов. Светлым курсивом: ученая степень, ученое звание, должность, наименование организации, страна, город.

6. По центру, жирным шрифтом, заглавными буквами: название статьи. УДК - в правом верхнем углу.

7. В конце статьи укажите почтовый адрес с указанием индекса (по этому адресу будет выслан журнал), фамилию и инициалы получателя, телефон, e-mail контактного лица. Файл со статьей оформить: Фамилия И.О^с (или docx).

8. Обязательно прикрепить к документу фото размером не больше 5 Мб, соответствующее научному журналу.

9. К статье должны быть приложены на русском и английском языках: название статьи, аннотация (5-6 строк), ключевые слова (5-7 слов), список литературы (не более 15 источников).

10. Автор дает согласие на воспроизведение на безвозмездной основе в сети Интернет на сайте ФГБОУ ВПО «УГАЭС» электронной версии своей статьи, опубликованной в журнале «Вестник УГАЭС. Наука. Образование. Экономика. Серия: Экономика».

11. Графический и табличный материал должен быть представлен в приложении к WORD. Например, Microsoft Graph, без использования сканирования; для диаграмм применять различную штриховку, размер шрифта 10 или 11 pt, математические формулы оформляются через редактор формул Microsoft Equation, а их нумерация проставляется с правой стороны. Таблицы подписываются 12-м шрифтом в правом верхнем углу, диаграммы и рисунки по центру внизу.

12. Сокращение слов, имен и названий, как правило, не допускается. Разрешаются лишь общепринятые сокращения мер физических, химических и математических величин и терминов и т. д.

13. Поступившие в редакцию статьи в обязательном порядке будут проходить рецензирование. Рецензии отклоненных работ высылаются авторам и содержат аргументированный отказ от публикации. В рецензиях работ, отправленных на доработку, указываются замечания к статье.

14. Авторы получают авторский экземпляр с опубликованной статьей, оттиски статьи (по требованию автора).

15. С аспирантов плата за опубликование статей не взимается. При отправлении статьи на электронный адрес также необходимо отправить отсканированную справку из аспирантуры, заверенную отделом кадров.

Памятка авторам

В статье настоятельно рекомендуется:

- НЕ использовать табуляцию (клавиша Tab);

- НЕ устанавливать свои стили абзацев (кроме принятых по умолчанию);

- НЕ расставлять автоматические списки (при нумерации строк и абзацев);

- НЕ ставить двойные, тройные и т. д. пробелы между словами.

Рекомендуется применять в статье только один тип кавычек («») или (“”).

Помнить о том, что необходимо различать дефис и тире. Тире выставляется сочетанием двух клавиш (“Ctrl” + “-”).

Все цитаты в статье должны быть соотнесены со списком литературы, при прямом цитировании обязательно указывать номера страниц. Список литературы не следует смешивать с примечаниями, которые должны располагаться перед списком литературы.

Статьи, не соответствующие требованиям, рассматриваться не будут.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.