Научная статья на тему 'Система управления развитием электронной библиотеки в информационно-образовательной среде высшего учебного заведения'

Система управления развитием электронной библиотеки в информационно-образовательной среде высшего учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
528
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ / SYSTEM OF DEVELOPMENT MANAGEMENT / ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА / ELECTRONIC LIBRARY / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ульченко Юлия Викторовна

В статье представлена система управления развитием электронной библиотеки в информационно-образовательной среде современного высшего учебного заведения. Определен и представлен перечень процессов и операций, который будет осуществляться субъектами и объектами управления развитием электронной библиотеки образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of development management of electronic library in information educational environment of modern University is presented in the article. The list of processes and operations that will be accomplished by subjects and objects of development management of electronic library is determined and presented

Текст научной работы на тему «Система управления развитием электронной библиотеки в информационно-образовательной среде высшего учебного заведения»

- индивидуализация обучения, заключающаяся в предоставлении каждому субъекту обучения возможности осваивать компетенции по индивидуальному плану, должна быть реализована в процессе обучения.

Опыт работы по реализации идей компетентностного подхода на факультете педагогики и методики начального образования показал, что у студентов намечается значительный рост познавательной активности, их знания и в особенности умения стали более глубокими и прочными, прослеживается тенденция роста степени обученности и качества знаний. Если при традиционном подходе обучения уровень обученности (успеваемости) учащихся по отдельным темам составлял в различных группах от 55 до 65 %, то при реализации компетентностного подхода показатели выросли от 67 до 72 %. Таким образом, намечается позитивный рост качества знаний. Кроме того, нам удалось включить в активную познавательную деятельность «слабых» студентов, повысить их интерес к предмету, осуществить поэтапный контроль и коррекцию знаний, приучить к самооценке результатов своего труда. Данная система нацеливает субъектов обучения на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Байденко, В. И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода // Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы: тр. методологического семинара. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

2. Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10.

3. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта / И. А. Зимняя и др. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.

4. Тихоненко, А. В. Методико-математическая компетентность учителя начальной школы / А. В. Тихоненко. - Ростов н/Д., 2008.

5. Трофименко, Ю. В. Проектирование и реализация педагогической технологии формирования профессиональных компетенций будущего учителя начальной школы: дис. ... канд. пед. наук / Ю. В. Трофименко; Елецк. гос. ун-т им. И. А. Бунина. - Елец, 2009.

6. Трофименко, Ю. В. Принципы проектирования процесса формирования профессиональной компетентности будущего учителя начальной школы // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2009. - № 3.

УДК 378.09:[027.7:004]-043.86 ББК 78.347.61

Ю. В. Ульченко

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКИ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Аннотация. В статье представлена система управления развитием электронной библиотеки в информационно-образовательной среде современного высшего учебного заведения. Определен и представлен перечень процессов и операций, который будет осуществляться субъектами и объектами управления развитием электронной библиотеки образовательного учреждения.

Ключевые слова: система управления развитием, электронная библиотека, информационно-образовательная среда, высшее учебное заведение.

Y. V. Ulchenko

SYSTEM OF DEVELOPMENT MANAGEMENT OF ELECTRONIC LIBRARY IN INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF UNIVERSITY

Abstract. The system of development management of electronic library in information educational environment of modern University is presented in the article. The list of processes and operations that will be accomplished by subjects and objects of development management of electronic library is determined and presented.

Key words, system of development management, electronic library, information educational environment, University.

В управлении современной информационно-образовательной средой высшего учебного заведения актуальным вопросом является моделирование системы управления развитием электрон-

ной библиотеки, которое обусловлено сложностью указанного явления и необходимостью преодоления трудностей прогнозирования и предотвращения принятия неэффективных управленческих решений.

Цель статьи - теоретическое обоснование и презентация системы управления развитием электронной библиотеки в информационно-образовательной среде высшего учебного заведения.

Теоретической основой для обоснования системы управления развитием электронной библиотеки в образовательной среде высшего учебного заведения стали научные исследования А. Глузмана, А. Дахина, Н. Лазарева и др., в которых рассмотрена разработка организационных моделей. Проблему моделирования социальных и педагогических систем рассматривали Б. Койшибаев, А. Мещанинов, Л. Растригин, Р. Шеннон, В. Штофф и др.; моделированию управленческих систем посвящены работы Л. Даниленко, Ю. Конаржевского, В. Маслова, В. Олейника и др.

Как отмечают А. Айламазян и Е. Стась, для исследования и выявления закономерностей в функционировании сложных организационно-педагогических систем нужно сформировать теоретическую модель процесса развития, которая осуществляется поэтапно путем образования концептуальной модели [1].

По мнению Е. Хрыкова, для моделирования и создания управленческой системы необходимо определить достаточное количество структурных элементов системы; раскрыть функциональные свойства каждого элемента; найти оптимальные способы взаимодействия элементов [4].

Моделирование системы управления развитием электронной библиотеки в информационно-образовательной среде высшего учебного заведения предусматривает: определение внутренних противоречий системы управления развитием электронной библиотеки, их раскрытие; разработку критериев эффективного управления развитием электронной библиотеки в образовательной среде высшего учебного заведения; определение реального состояния существования системы управления развитием электронной библиотеки высшего учебного заведения; описание желаемого состояния функционирования электронной библиотеки; обоснование структуры системы управления развитием электронной библиотеки.

В процессе разработки системы управления развитием электронной библиотеки в информационно-образовательной среде мы опирались на следующие концептуальные положения:

1. Управление развитием электронной библиотеки в образовательной среде высшего учебного заведения должно иметь системный характер и охватывать все основные составляющие управленческой деятельности.

2. Для построения системы управления развитием электронной библиотеки в образовательной среде высшего учебного заведения необходимо определить реальное состояние и тенденции развития электронных библиотек.

3. Обеспечить динамическое развитие электронной библиотеки можно в условиях осуществления систематического анализа управленческой деятельности, который предусматривает разработку критериев, показателей и оценку эффективности управления развитием электронной библиотеки средством автоматизированной системы мониторинга.

4. Система управления развитием электронной библиотеки в образовательной среде высшего учебного заведения составляет определенную последовательность управленческих процессов, обусловленную общей логикой управленческой деятельности.

5. Эффективная система управления развитием электронной библиотеки предполагает высокий уровень взаимодействия управляющей и управляемой подсистем.

6. Необходимым условием эффективного развития электронной библиотеки является высокий уровень стратегического и тактического планирования развития электронной библиотеки.

7. Необходимым условием эффективного развития электронной библиотеки является высокий уровень профессионализма и мотивации персонала, который будет привлечен к развитию электронной библиотеки.

8. Эффективное управление развитием электронной библиотеки невозможно без применения современных информационных технологий, которые постоянно совершенствуются.

Моделирование системы управления развитием электронной библиотеки предполагает описание идеального состояния системы, в которой эффективно функционируют все подсистемы и образуют единое целое, что позволяет получить оптимальные результаты в процессе взаимодействия всех элементов системы.

Основой моделирования системы управления развитием электронной библиотеки является создание нормативно-правового, кадрового, материально-финансового, социально-прогностического, организационного обеспечения развития электронной библиотеки в информационно-образовательной среде высшего учебного заведения и системы ресурсов и услуг, которые она предоставляет. Благодаря определению составляющих управленческого процесса выделены наиболее действенные элементы развития электронной библиотеки, определяющие как сам процесс, так и его результат. В ходе моделирования осуществлялась систематизация управленческих процессов, позволяющих эффективно решить проблему управления развитием электронной библиотеки в информационно-образовательной среде высшего учебного заведения.

На наш взгляд, последовательность процессов управления развитием электронной библиотеки должна быть гибкой и учитывать степень развития конкретной информационно-образовательной среды высшего учебного заведения, поэтому отдельные этапы системы могут быть исключены.

Рассмотрим перечень процессов и операций, которые будут осуществляться субъектами и объектами управления развитием электронной библиотеки, представленных в табл. 1.

Таблица 1

Перечень процессов и операций субъектов и объектов управления развитием электронной библиотеки в информационно-образовательной среде высшего учебного заведения

Виды процессов Процессы Операции Исполнители

Управленческие процессы Планирование Разработка стратегического плана развития ЭБ Ректор, проректор, директор, научно -методический отдел

Организация управления развитием ЭБ: Разработка организационной схемы, выбор ответственных и их полномочий, распределение обязанностей и производственных задач

Заключение договоров с разработчиками программного обеспечения и пользователями

Управленческие процессы - нормативно-правовое обеспечение - кадровое обеспечение - материально -финансовое обеспечение Выполнение официальных документов, внедрение стандартов в области образования, ИТ и библиотечного дела. Разработка нормативно- правовой и методической документации. Документирование процессов управления развитием ЭБ. Изучение и распространение передового опыта. Обеспечение правовой защиты материалов ЭБ Ректор, проректор, директор, научно-методический отдел

Подбор персонала ЭБ. Организация подготовки и повышения квалификации персонала ЭБ к обеспечению её функционирования и развития. Создание системы мотивации персонала, обслуживающего ЭБ

Обеспечение компьютерной техникой и программным обеспечением. Разработка системы финансового обеспечения функционирования ЭБ

Контроль управления развитием ЭБ Выработка форм контроля. Осуществление контроля за сроками, организацией и качеством выполнения работы по обеспечению функционирования и развития ЭБ

Регулирование управлением развития ЭБ Выявление проблем и определение направлений приближения текущего результата управления к цели управления развитием ЭБ

Процессы по информационному обеспечению Информационное наполнение Составление собственных информационных баз данных для размещения на сайте ЭБ Группа предварительного отбора информации

Сбор информационных ресурсов для размещения на сайте ЭБ

Обработка информационных ресурсов Группа технологического обеспечения ЭБ

Редактирование информационных ресурсов

Размещение информационных ресурсов

Актуализация информации Внесение изменений в размещенные информационные ресурсы

Проверка работы ссылок на другие ЭБ

Архивирование информационных ресурсов

Обеспечение выполнения электронных услуг, ведение интерактивных сервисов, обратной связи Предоставление электронных услуг Группа информационно-библиотечного обеспечения

Модерация форумов , гостевых книг

Рассылка новостей

Организация ответов на вопросы „Справочной службы" ЭБ (распределение вопросов, сбор ответов, редактирование, размещение)

Ведение блога библиотеки

Окончание таблицы 1

Процессы по техническому обеспечению Технические работы по обеспечению функционирования ЭБ Приобретение и установка программного обеспечения, необходимого для обеспечения функционирования ЭБ Группа системного обеспечения

Разработка и реализация элементов дизайна ЭБ

Отслеживание целостности информационных массивов и гипертекстовых связей

Обеспечение взаимодействия с другими ЭБ

Мониторинг систем статистики ЭБ

Регистрация ЭБ в основных поисковых системах сети Интернет

Обеспечение информационной защиты фонда ЭБ Распределение полномочий доступа к информационным ресурсам ЭБ

Архивирование информационных ресурсов ЭБ

Резервное копирование информационных ресурсов

Мониторинг систем безопасности ЭБ

Маркетинговые процессы Оценка эффективности работы ЭБ Изучение активности использования ресурсов ЭБ (опросы и др.) Группа маркетинга

Изучение степени удовлетворенности пользователей (тестирование, опросы и др.)

Разработка форм для проведения опросов пользователей, обработка результатов опросов

Ведение, сбор, анализ, изучение, интерпретация статистики сайта ЭБ

Продвижение ЭБ Реклама ЭБ, прописка в поисковых системах, баннерный обмен и др.

Традиционные рекламные мероприятия в библиотеке и за её пределами (печатные, устные и др.)

Указанный перечень зависит от типа и функциональных возможностей библиотеки высшего учебного заведения и от объема функций, которые выполняет электронная библиотека в информационно-образовательной среде высшего учебного заведения. Поэтому представленный перечень процессов может уточняться, детализироваться и дополняться, но он достаточный в качестве основы для эффективного управления развитием электронной библиотеки.

Предложенные рабочие группы сотрудников электронной библиотеки должны иметь четкие должностные обязанности, закрепленные в должностных инструкциях, виды выполняемых работ, степень ответственности, также должны быть наделены полномочиями по принятию решений в пределах своей компетенции и по взаимосвязи с другими структурными элементами электронной библиотеки.

Администрация осуществляет все виды управленческих процессов, планируя и контролируя рациональное использование ресурсов - нормативно-правовых, кадровых, материально-финансовых, информационных на всех этапах развития электронной библиотеки.

Ректор университета выполняет стратегическую функцию, которая заключается в постановке общих целей и задач по развитию информационно-образовательной среды высшего учебного заведения, составной частью которой является электронная библиотека.

Директор библиотеки осуществляет экспертно-инновационную функцию, которая тесно связана со стратегической. В процессе реализации этой функции директор инициирует, направляет разработку и внедрение новых видов ресурсов и услуг, создает условия для необходимых организационных преобразований, консультирует подчиненных. Вместе с тем, директор библиотеки выполняет следующие функции: административную, которая объединяет ряд подфункций: контрольную (оценивание результатов деятельности, проведение необходимых корректирований); организационную (распределение ответственности, полномочий, задач, ресурсов, инструктирование и др.); координационную; кадровую (подбор, ориентация, обучение, развитие персонала, который обеспечивает функционирование и развитие электронной библиотеки); стимулирующую (убеждение и вдохновение исполнителей, поощрения за успешно выполненную работу, наказание); коммуникационную, которая предусматривает проведение совещаний, распространения информации, проведения переговоров; социальную, выполняя которую, директор создает в коллек-

тиве благоприятный морально-психологический климат, атмосферу комфорта, поддерживает существующие и формирует новые традиции и нормы поведения, обеспечивает необходимую помощь и поддержку сотрудникам. Директор библиотеки руководит научно-методическим отделом электронной библиотеки, состоящий из руководителей подразделений и главных специалистов библиотеки.

Научно-методический отдел уполномочен принимать ответственные решения по всем вопросам функционирования электронной библиотеки, осуществляя следующую деятельность: научно-методическую, которая предусматривает регулярный анализ и оценку эффективности работы электронной библиотеки; разрабатывает методическую документацию и принимает решение о внесении необходимых изменений в процессы, связанные с функционированием и развитием электронной библиотеки; рассматривает и утверждает дизайн электронной библиотеки, информационную структуру, определяет видовой состав контента и наполнения фонда электронной библиотеки согласно с учебным и научно-исследовательским направлением высшего учебного заведения; определяет порядок обновления контента электронной библиотеки; утверждает отбор новых информационных ресурсов для электронной библиотеки и передаёт его в подразделение технологической обработки документов; согласовывает и решает вопросы использования документов в локальном и удаленном доступе с их правообладателями; принимает решение об изъятии устаревших информационных ресурсов электронной библиотеки; принимает решение о порядке доступа различных категорий пользователей к разделам электронной библиотеки или отдельных ее ресурсов и услуг; устанавливает стоимость и порядок расчетов платных услуг, которые предоставляет электронная библиотека локальным и удаленным пользователям; руководит работой группы маркетинга электронной библиотеки.

Сотрудники группы маркетинга осуществляют обеспечение развития и оценивание эффективности работы электронной библиотеки. Маркетинговые процессы охватывают деятельность всех рабочих групп. Рассмотрим подробнее функции рабочих групп.

Процессы информационного сопровождения электронной библиотеки включают информационное наполнение, актуализацию информации, предоставления электронных услуг. Эти процессы находятся в рамках профессиональных компетенций библиотечных специалистов. Но возникают проблемы отсутствия знаний и навыков персонала в применении традиционных технологий в условиях электронной среды. В первую очередь, это касается создания собственных информационных баз данных, критериев отбора информационных ресурсов, коммуникации с пользователями и др. Именно поэтому обеспечение процессов по информационному обеспечению необходимо организовать тщательно, информационные ресурсы электронной библиотеки должны проходить редакционную обработку. На первом этапе начальные процессы готовят сотрудники группы предварительного отбора информации для размещения на сайте электронной библиотеки. Отобранные информационные ресурсы обрабатываются группой технологического обеспечения и передаются на утверждение в научно-методический отдел, затем в утвержденном виде возвращаются и размещаются на сайте электронной библиотеки.

Предоставление информационно-библиотечных услуг, ведения интерактивных сервисов и организации обратной связи осуществляет группа сотрудников по информационно- библиотечному обеспечению. Персонал группы системного обеспечения отвечает за все технические вопросы работы электронной библиотеки. Обеспечение технической поддержки электронной библиотеки требует наличия специальных технических знаний в области информационных технологий, к выполнению данных процессов целесообразно привлечь специалистов соответствующего профиля и квалификации. Уровень квалификации данных специалистов позволит сделать правильный выбор технологии по управлению контентом электронной библиотеки (информационная и техническая поддержка).

Четкое распределение функций между субъектами и объектами системы позволяет систематизировать и упорядочить управленческие процессы и механизмы развития электронной библиотеки в образовательной среде высшего учебного заведения. Систематизация управленческих процессов предусматривает план действий, который должен быть обсужден со всеми участниками и реализован в определенный управленческий цикл, а также определение сроков и ответственных. По истечении сроков выполнения анализируются отчеты исполнителей и степень выполнения запланированных действий.

Система управления развитием электронной библиотеки предусматривает совокупность процессов управления, связанных с инновационными преобразованиями и организацией управленческой деятельности, вследствие которой происходит гармоничное и слаженное взаимодействие всех звеньев и уровней управления.

Представленная система управления развитием электронной библиотеки в информационно-образовательной среде высшего учебного заведения прошла апробацию и внедрена в технологический процесс функционирования и развития научных библиотек Луганского национального университета имени Тараса Шевченко (справка о внедрении № 1/3746 от 25.09.2013 г.), Донецкого

национального университета экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского (справка о внедрении № 23/1880 от 27.09.2013 г.), Черниговского национального педагогического университета имени Т. Г. Шевченко (справка о внедрении № 29 от 01.10.2013 г.).

Введение разработанной системы развития электронной библиотеки высшего учебного заведения обеспечивает полноценное использование нормативно-правового, материально- финансового, кадрового потенциала и полученного опыта организации электронной библиотеки.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Айламазян, А. К. Модели и методы управления проектами на рынке образовательных услуг / А. К. Айла-мазян, В. А. Стась. - М.: МОДЭК, 2003. - 348 с.

2. Калшша, Л. М. Система шформацшного забезпечення управлшня загальноосвггшм навчальним закладом: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.06 / Людмила Миколаïвна Калшша; Держ. вищий навч. закл. «Ун-т менеджменту освгги». - Киев, 2009. - 472 с.

3. Хачванкян, В. В. Менеджмент предприятия : учеб. пособие / В. В. Хачванкян. - Киев: Знання, 2005. -422 с.

4. Хриков, С. М. Управлшня навчальним закладом : навч. поаб. / С. М. Хриков. - Киев: Знание, 2006. - 364 с.

УДК 371 ББК 74.26

Н. В. Фоменко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ КАК НАИБОЛЕЕ СЛОЖНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Аннотация. В статье рассматриваются особенности подросткового возраста, характерные черты современных подростков. Описаны физиологические, психологические и социально -психологические причины трудностей детей этого возраста.

Ключевые слова: иодростковый возраст; физиологические, психологические, социально-психологические причины трудностей.

N. V. Fomenko

THE TEENAGE PERIOD AS MOST COMPLEX DEVELOPMENT STAGE OF THE CHILD

Abstract. In the article are examined the special features of the teenage period, the characteristic features of contemporary adolescents. The physiological, psychological and sociopsychological reasons for the difficulties of the children of this age are described.

Key word: the teenage period; the physiological, psychological, sociopsychological reasons for difficulties.

Подростковый возраст - это период в жизни человека от детства к юности. В традиционной классификации он начинается в 11-12 лет и заканчивается в 14-15 лет. Границы возраста можно рассмотреть максимально широко, тогда подростковый возраст - это период от 11 до 17 лет. Внутри он разделяется на собственно подростковый (11-15 лет) и раннюю юность (15-17 лет) [4; 6].

В этот самый короткий, по астрологическому времени, период подросток проходит великий путь в своем развитии. Через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он становится личностью.

Отрочество - это время, когда происходит бурное развитие и перестройка организма. Человек приобретает не чувство взрослости, а чувство возрастной неполноценности. Под влиянием окружающей среды у подростка складываются нравственные идеалы и мировоззрения. Одним из важнейших моментов является формирование самосознания, самооценки, появление особого интереса к самому себе. Подросток хочет разобраться в себе и в отношениях, которые связывают его с окружающим миром. В этом возрасте часто меняются интересы. Это годы критики и самокритики, когда подростки особенно требовательны и к себе, и к учебе, и к людям.

Подростковый возраст протекает очень бурно. Можно говорить о трех кризисах, которые переживаются подростками. Выделим три группы причин, которые могут лежать в основе кризиса.

Во-первых, это физиологические причины, которые связаны с бурным ростом и половым созреванием организма. В этот период происходит резкий скачок в физическом развитии. Часто подросток кажется неуклюжим. Кровоснабжение затруднено, поэтому подростки часто жалуются на головную боль, быстро утомляются. Возрастает контроль над инстинктами, эмоциями. Процесс возбуждения преобладает над процессом торможения, характерна повышенная возбудимость. Бы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.