Научная статья на тему 'Система управления непрерывным образовательным процессом'

Система управления непрерывным образовательным процессом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цибизова Татьяна Юрьевна

Рассмотрены вопросы подготовки высококвалифицированных специалистов с точки зрения построения системы управления непрерывным образовательным процессом. Показано, что успешная деятельность в этом направлении должна базироваться на интеграции образования, науки, культуры, производства и творчества. Представлен алгоритм организации научно-исследовательской работы учащихся. Сделан вывод о необходимости тесного сотрудничества с промышленностью и наукой, предложены возможности решения вопросов, связанных с повышением эффективности подготовки высококвалифицированных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система управления непрерывным образовательным процессом»

УДК 37.031.4

Т. Ю. Цибизова

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ НЕПРЕРЫВНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ

Рассмотрены вопросы подготовки высококвалифицированных специалистов с точки зрения построения системы управления непрерывным образовательным процессом. Показано, что успешная деятельность в этом направлении должна базироваться на интеграции образования, науки, культуры, производства и творчества. Представлен алгоритм организации научно-исследовательской работы учащихся. Сделан вывод о необходимости тесного сотрудничества с промышленностью и наукой, предложены возможности решения вопросов, связанных с повышением эффективности подготовки высококвалифицированных специалистов.

E-mail: mumc@bmstu.ru

Ключевые слова: профессиональное образование, высококвалифицированный специалист, интеграция науки и образования, научно-исследовательская деятельность.

Одной из основных задач в условиях появления новых взглядов на приоритетность и престижность тех или иных профессиональных сфер стала задача подготовки молодежи к выбору профессии. Важнейший принцип выбора профессии — потребность в самоутверждении как личности, стремлении занять свою позицию в общественном социуме, объективность оценки своих сил, способностей к реализации возможностей наряду с потребностями и необходимостью выбранной профессии в настоящее время в обществе.

Образование — процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, а также целенаправленное обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства. В процессе образования происходит передача от поколения к поколению знаний, которые выработало человечество, усвоение результатов общественно-исторического познания, отраженного в науках о природе, обществе, в технике и искусстве, а также овладение трудовыми навыками и умениями. Образование ведет к овладению ценностями культуры и нравственно-эмоциональным отношением к миру, опытом профессиональной и творческой деятельности, сохраняющими и развивающими духовные и материальные достижения человечества.

Профессиональное образование должно быть ориентировано на подготовку специалиста, способного обеспечить прогресс в своей отрасли. Быстрое развитие современного рынка труда требует подготовки работника нового типа, имеющего разносторонние знания, отличную специальную подготовку, активную жизненную позицию, способность адаптироваться к новым ситуациям, готовность развиваться и повышать свой образовательный и профессиональный уровень.

Успешная деятельность в области профессиональной подготовки молодежи должна базироваться на интеграции образования, науки, культуры, производства, творчества, поэтому требует развития системы, поддерживающей взаимодействие перечисленных составляющих. В связи с этим актуальны вопросы о научно-исследовательской деятельности как особом виде социальной практики, о закономерностях ее развития, об оптимальных и эффективных формах организации, о стимулировании научного поиска, о возможностях и границах регулирования, а также о инициировании творческих процессов.

В этом есть своя логика: современное производство, составляющее основу реального сектора экономики, должно базироваться на новейших инженерных и научных достижениях. Обеспечение такого производства высококлассными специалистами возможно лишь при наличии профессионально-ориентированного образования, опирающегося на систему научной подготовки кадров. От этого в значительной степени зависит способность страны к созданию наукоемких технологий как важнейшего условия укрепления ее промышленного, экономического и социального развития.

Поэтому в учреждениях высшего образования для формирования личности и, в частности для получения учащимися практических знаний все чаще используются методы исследовательской и проектной деятельности.

Формирование проектной, научно-исследовательской культуры личности от дошкольного образования до образования взрослых становится важной частью ее общей и профессиональной культуры. В качестве средства формирования проектной культуры следует использовать проектную деятельность, формирующую способность к самообразованию, творчеству, к исследовательской и научной деятельности [1].

В МГТУ им. Н.Э. Баумана накоплен и выработан богатый опыт в организации научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся, форм и методов формирования научного мировоззрения и научного мышления молодежи. Большую роль в такой организации играет участие молодежи, школьников, студентов и аспирантов в научно-исследовательских работах под руководством профессорско-преподавательского состава и научного персонала вуза. Главная задача организации и осуществления научной деятельности довузовской и студенческой молодежи в техническом университете — внедрение новых интеллектуальных технологий в процесс обучения и подготовки специалистов путем освоения ими в процессе обучения методов, приемов и навыков выполнения научно-исследовательских работ, развития творческих способностей студента, самостоятельности, инициативы в учебе и будущей деятельности.

Наука, прежде всего, помогает разрабатывать технику овладения жизнью — как внешними вещами, так и поступками людей. С помощью науки создаются методы мышления, рабочие инструменты и вырабатываются навыки обращения с ними [2].

Ранняя профессиональная ориентация и научно-исследовательская деятельность содействуют материализации научных знаний, позволяют осуществлять информационную связь в отношениях обучение — знание — наука и наука — производство. Каждый новый результат рождается не только как следствие открытия нового, но и как следствие обобщения и переосмысления уже имевшегося знания, вовлеченного в оборот системой непрерывного профессионального образования. В этом методологическом смысле накопленные научные знания становятся орудием дальнейшей познавательной и практической деятельности.

Интеграция науки и образования в системе высшего образования — процесс овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, профессиональных, исследовательских, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.

На рис. 1 приведен алгоритм технологии организации научно-исследовательской работы учащихся, применимый для системы общего, высшего и послевузовского образования [3].

Кардинальные изменения общественной и культурной жизни, формирование рынка труда и профессий, быстро развивающаяся техническая и технологическая база профессиональной деятельности ориентируют систему образования на подготовку не только грамотного специалиста-исполнителя, но и самостоятельной, творчески развитой личности, критично и мобильно мыслящей, умеющей ориентироваться в стремительно нарастающем потоке информации, способной к непрерывному самообразованию. Любой специалист должен получать не только определенные знания, но и самое главное — самостоятельно применять и повышать свои знания, проявлять научное творчество в профессиональной деятельности, используя в конкретной работе все новое полезное, что содержится в интенсивном потоке современной жизни.

Наука и определяется как сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности [4].

Для России, учитывая состояние промышленности в настоящее время и, особенно, для стратегически важных ее отраслей, крайне необходимо предпринять срочные меры для мощной модернизации именно профессионально-технического образования. Только массовый приход в промышленность подготовленных на обновленной научно-технической базе инженеров-интеллектуалов, может защитить промышленность от кризисных явлений.

Высококвалифицированный специалист (инженер) — основная фигура в технических отраслях промышленности. На него возлагается обязанность разрабатывать новые, а также поддерживать и развивать действующие образцы техники и технологий. Поэтому он должен обладать следующими основными качествами и характеристиками:

Рис. 1. Алгоритм технологии организации научно-исследовательской работы учащихся

— высшее образование;

— практические навыки и умения;

— знания в своей предметной (профессиональной) области;

— опыт работы и достижения в конкретной области деятельности;

— знания в смежных профессиональных областях;

— стремление постоянно обогащать свои знания;

— инициативность, готовность к активной профессиональной и социальной деятельности;

— умение ориентироваться в быстроизменяющемся информационном поле;

— умение аналитически мыслить, саморазвитие и самовоспитание.

Характеристики знаний, умений, навыков и компетенций формируются сообществом специалистов из промышленности, общего и высшего образования, академической науки, сферы обслуживания. Следовательно, необходимым условием является сотрудничество работодателей с системой образования. Тогда совместными усилиями структурные составляющие системы непрерывного профессионального образования будут связаны друг с другом функционально, и работать на общую цель — подготовку высококвалифицированных специалистов.

Для того чтобы подготовка специалистов имела действительно профессиональную направленность, необходимо влияние представителей промышленности, академической науки, других сфер интеллектуальной деятельности на всех этапах процесса обучения и образования. На рис. 2 приведена функциональная схема системы управления непрерывным образовательным процессом с участием работодателей.

Рис. 2. Функциональная схема системы управления непрерывным образовательным процессом

С учетом изложенного выше предложены следующие возможности решения вопросов, связанных с повышением эффективности подготовки высококвалифицированных специалистов:

— усилить влияние промышленности на образовательный процесс в системе непрерывного профессионального образования с возможностью корректировки запроса на подготовку по конкретным

специальностям и квалификациям (бакалавр, специалист, магистр); образовательные стандарты в образовательном процессе высшего образования;

— разработать систему общественно-профессиональной аккредитации вузов на основе повышения качества образования, востребованности в данных специальностях, конкурентоспособности выпускников и т. д.;

— повысить эффективность взаимодействия вузов и предприятий для реализации целевого набора;

— усиливать материально-техническую базу вузов, обеспечивать производственные практики, соотносить темы научно-исследовательских работ, курсовых и дипломных проектов с реальными задачами промышленности;

— осуществлять научно-исследовательское сотрудничество вузов и предприятий;

— обязательно включить вузы в федеральные целевые программы, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, проводимые промышленными предприятиями;

— обеспечивать взаимную научную и обучающую интеграцию вузов и предприятий;

— содействовать повышению квалификации, переподготовке, стажировке, получению второго высшего образования сотрудниками предприятий.

Основа образовательного процесса в МГТУ им. Н.Э.Баумана — подготовка так называемых инженеров широкого профиля, основанная на модификации известного «русского метода обучения ремеслам». Ее неотъемлемой частью является объединение фундаментального образования, практической и научно-исследовательской деятельности. В современных условиях развития постиндустриального общества при смене культурных, социальных, экономических ценностей, норм и отношений, увеличении количества ежеминутно поступающей информации в условиях развития высокотехнологичных производств, междисциплинарных связей и полипрофессиональных интересов необходимость подготовки специалистов широкого профиля все более актуальна.

Распространение в системе образования методов обучения, основанных на научно-исследовательской и практической деятельности, приводит к существенным изменениям и в традиционном способе передачи знаний, и в институциональной образовательной сфере, а также позволяет подготовить высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов для развития промышленности, производства, науки и экономики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Орешкина А. К. Педагогические системы в логике культурологической парадигмы. — М.: Профессиональное образование, 2008. — 220 с.

2. Вебер М. Наука как признание и профессия // Самосознание европейской культуры ХХ века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. — М.: Политиздат, 1991. — С. 130—153.

3. Орешкина А. К., Цибизова Т. Ю. Развитие преемственности образовательных процессов в системе непрерывного образования. — М.: МГОУ, 2010. — 228 с.

4. Новиков А. М. Методология образования. — М.: «Эгвес», 2006. — 488 с.

Статья поступила в редакцию 4.07.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.