Научная статья на тему 'Система управления налоговыми рисками в отношениях с налогоплательщиками'

Система управления налоговыми рисками в отношениях с налогоплательщиками Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
172
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ РИСК / УПРАВЛЕНИЕ НАЛОГОВЫМИ РИСКАМИ / НАЛОГОВЫЙ РИСК ГОСУДАРСТВА / ФАКТОРЫ НАЛОГОВОГО РИСКА / ИДЕНТИФИКАЦИЯ НАЛОГОВОГО РИСКА / ЭТАПЫ УПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫМИ РИСКАМИ / TAX RISK / TAX RISK MANAGEMENT / TAX RISK STATE TAX RISK FACTORS / IDENTIFICATION OF TAX RISK / TAX RISK MANAGEMENT STEPS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чекулаева Е.Н., Ахметова Н.О.

В статье рассматривается управление налоговыми рисками, определена подсистема управления налоговыми рисками в системе налогового администрирования. Отражены этапы управления налоговыми рисками, а также выбрана информация, обеспечивающая эффективность функций управления налоговыми рисками в отношениях с налогоплательщиками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax risk management system in relations with taxpayers

The article discusses the management of tax risk management subsystem defined tax risks in the system of tax administration. Recorded stages tax risk management, as well as selected information providing efficiency tax risk management functions in relations with taxpayers.

Текст научной работы на тему «Система управления налоговыми рисками в отношениях с налогоплательщиками»

New university

Economics & Law 2015. № 5 (51)

ISSN 2221-7347

УДК 005.334:336.21

Е.Н. Чекулаева , Н.О. Ахметова

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫМИ РИСКАМИ В ОТНОШЕНИЯХ С НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ

В статье рассматривается управление налоговыми рисками, определена подсистема управления налоговыми рисками в системе налогового администрирования. Отражены этапы управления налоговыми рисками, а также выбрана информация, обеспечивающая эффективность функций управления налоговыми рисками в отношениях с налогоплательщиками.

Ключевые слова: налоговый риск, управление налоговыми рисками, налоговый риск государства, факторы налогового риска, идентификация налогового риска, этапы управления налоговыми рисками.

Целью исследования является отражение этапов управления налоговыми рисками и значение функций налоговых рисков для налогоплательщиков, и принятие своевременных решений по их снижению.

Работа налоговых органов по выявлению и предотвращению налоговых рисков охарактеризована как сложный, трудоемкий и многофакторный процесс, ориентированный, в первую очередь, на достижение фискальных целей и обеспечение формирования бюджета налоговыми доходами. Управление налоговыми рисками связано не только с исполнением налоговыми органами возложенных на них задач по формированию бюджета, но и необходимостью урегулирования налоговых отношений по поводу возникновения и предотвращения налоговых рисков в системе налогового администрирования и в деятельности налогоплательщиков.

В работе обоснована необходимость целенаправленного управления налоговыми рисками исходя из следующих факторов:

- правового, означающего стабильность политической власти на федеральном и/или региональном уровне, и связанная с ней возможность кардинального пересмотра сложившихся отношений собственности; изменения налогового законодательства и правоприменительной практики;

- социально-экономического, обусловленного изменениями налоговых нормативов или процентных ставок по кредитам Центрального банка; изменение правил отражения налогов в финансовой отчетности;

- рациональности, то есть обеспечения рационального объема затрат на налоговое администрирование и управление налоговыми рисками. Поскольку величина налоговых рисков влияет на экономическое развитие и на бюджет государства, то государство стремится к увеличению налоговых поступлений и одновременно к сокращению затрат на налоговое администрирование;

- организационного, обусловленного необходимостью упорядочить действия налоговых органов в процессе исполнения ими контрольных функций.

Основные принципы налоговой политики государства дополнены принципами управления налоговыми рисками, к которым отнесены:

- соблюдение осторожности суждений о требованиях налогового законодательства;

© Чекулаева Е.Н., Ахметова Н.О., 2015.

DOI: 10.15350/2221-7347.2015.5

Чекулаева Елена Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, Поволжский государственный технологический университет.

Ахметова Наталья Олеговна - студент, Поволжский государственный технологический университет.

63

Новый университет

Экономика и право 2015. № 5 (51)

ISSN 2221-7347

- взвешенный подход к налоговым рискам, которые могут возникнуть при решении вопросов, недостаточно освещенных в действующем законодательстве;

- достаточная степень профессионального консерватизма в отношении налогообложения операций и сделок при неоднозначном толковании действующего законодательства;

- оптимизация налогообложения - разработка комплекса мер, направленных в рамках действующего законодательства на оптимизацию уплачиваемых налогов и снижение налоговых рисков, предполагающих баланс уровня налоговой нагрузки и удержание налоговых рисков в допустимых пределах.

Управление налоговыми рисками рассмотрено в работе в качестве самостоятельной подсистемы налогового администрирования, осуществляемого налоговыми органами. Выделение элементов управления налоговыми рисками позволило сформулировать в работе определение управления налоговыми рисками как совокупности действий, направленных на предупреждение возникновения налоговых рисков и обеспечения эффективного контроля налогоплательщиков.

Управление налоговыми рисками в системе налогового администрирования позволит проводить мониторинг в единой подсистеме, включающей организационно-функциональную структуру, принципы контроля, процессы, процедуры и методы, принятые руководством организаций в качестве средств для эффективного ведения деятельности (рис. 1).

Рис. 1. Подсистема управления налоговыми рисками в системе налогового администрирования

Данная подсистема позволяет осуществлять налоговый контроль организаций на предмет:

- соблюдения требований налогового законодательства;

64

New university

Economics & Law 2015. № 5 (51)

ISSN 2221-7347

- точности и полноты процессов и процедур, касающихся внутренней и внешней документации;

- предотвращения ошибок и искажений;

- исполнения приказов и распоряжений руководства;

- точности и полноты налоговой отчетности.

Под управлением налоговыми рисками понимается совокупность действий, направленных налоговыми органами по отношению к налогоплательщикам с целью предупреждения возникновения налоговых рисков и обеспечения эффективного контроля.

Процесс управления налоговыми рисками, осуществляемый налоговыми органами включает в себя следующие этапы: 1. Предварительный этап; 2. Основной этап; 3. Результативный этап (рис. 2).

Рис. 2. Управление налоговыми рисками

Предварительный этап управления налоговыми рисками включает проведение налоговыми органами разъяснительной, профилактической деятельности с целью определения круга лиц, у которых могут возникнуть налоговые риски. Содержанием основного этапа является группировка налогоплательщиков, у которых выявлены налоговые риски, и применение к ним мер по управлению налоговыми рисками. На заключительном этапе определяются результаты управления налоговыми рисками, производится работа эффективной деятельности налоговых органов, а на их основе осуществляется мониторинг (контроль результатов реализации программы мероприятий по управлению налоговыми рисками).

Управление налоговым риском можно охарактеризовать как совокупность методов, факторов, способов и мероприятий, позволяющих в определенной степени прогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры к исключению или снижению отрицательных последствий наступления таких событий.

Факторами целенаправленного управления налоговыми рисками являются:

- правовой, означающий стабильность политической власти на федеральном и/или региональном уровне и связанная с ней возможность кардинального пересмотра сложившихся отношений собственности; изменения налогового законодательства и правоприменительной практики;

- социально-экономический обусловленный изменениями налоговых нормативов или процентных ставок по кредитам Центрального банка; изменение правил отражения налогов в финансовой отчетности;

- рациональности, то есть обеспечения рационального объема затрат на налоговое администрирование и управление налоговыми рисками. Поскольку величина налоговых рисков

65

Новый университет

Экономика и право 2015. № 5 (51)

ISSN 2221-7347

влияет на экономическое развитие и на бюджет государства, то государство стремится к увеличению налоговых поступлений и, одновременно к сокращению затрат на налоговое администрирование;

- организационный, обусловленный необходимостью упорядочить действия налоговых органов в процессе исполнения ими контрольных функций.

Известны следующие основные способы управления налоговыми рисками с точки зрения их разрешения, а именно:

- избежание - простое уклонение от мероприятия, связанного с риском;

- удержание риска - оставление риска за налогоплательщиком, то есть на его ответственности;

- передача риска - налогоплательщик передает ответственность за налоговый риск кому-то другому налогоплательщику, изменяя условия оформления сделки;

- снижение степени риска - сокращение вероятности и объема возможных потерь, связанных с проявлением налогового риска.

Т.е. управление налоговыми рисками в системе урегулирования отношений с налогоплательщиками можно представить как определенную совокупность действий налоговых органов, направленных на предупреждение возникновения налоговых рисков и обеспечение эффективного контроля налогоплательщиков.

При выборе конкретного средства разрешения налогового риска представляется, что налогоплательщик должен исходить из следующих принципов предосторожности:

- принципа предварительной оценки возможных последствий риска;

- принципа поддержки положительной репутации, означающем, что не стоит рисковать добрым именем и успешностью функционирования бизнеса ради сомнительной налоговой экономии.

С налоговым риском имеет дело каждое предприятие, поскольку налогообложение касается всех видов деятельности и все налогоплательщиков и, следовательно, необходимо каждому предприятию учитывать налоговый риск и принимать меры по его снижению.

Таким образом, предприятия в своей деятельности должны учитывать налоговый риск и принимать меры по его снижению. Шевелев А.Е. считает, что необходимо осуществлять контроль за тем, когда возникает налоговый риск, в течение какого периода он действует, оценивать величину риска и предпринимать меры для снижения налогового риска до допустимого уровня.

Влиять на налоговый риск через объективные факторы предприятие не может, так как их действие не зависит от деятельности предприятия, но оно должно принимать определенные меры для смягчения их влияния на величину налоговых рисков.

Налоговый риск выполняет четыре функции: инновационную регулятивную, защитную и аналитическую.

Инновационная функция выполняется налоговым риском вследствие поиска оптимальных вариантов налогообложения, которые выгодны как предприятию, так как экономят его оборотные средства, так и обществу в целом, ибо при равных условиях они приводят к минимальной сумме налоговых издержек и налогов с оборота, входящих, в конечном итоге, в цену товара, что способствует относительному снижению цен.

Регулятивная функция риска имеет две формы: конструктивную и деструктивную. Выработка новых подходов к применению законодательства для снижения налогов, стимулирование освоения новых, но общественно значимых областей бизнеса, освоение новых методов снижения налогового риска способствует развитию творческого, нестандартного мышления - это реализация конструктивной формы регулятивной функции налогового риска. Однако если предприятие начинает регулировать свои налоговые риски путем ухода от налогообложения, то это деструктивный путь, приводящий к дестабилизации экономической жизни и предприятия, и общества в целом.

Защитная функция имеет два аспекта: историко-генетический и социально-правовой. Историко-генетическая защитная функция проявляется в том, что предприятие ищет средства и формы защиты от возможных нежелательных последствий налогового риска, например, во многих крупных и средних предприятиях работают штатные сотрудники и отделы, занимаю-

66

New university

Economics & Law 2015. № 5 (51)

ISSN 2221-7347

щиеся только налоговыми проблемами, для выявления налоговых ошибок используются услуги аудиторов и консалтинговых фирм, развиваются налоговый менеджмент, налоговая оптимизация. Согласно п. 2.5 Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу современный бухгалтер должен обладать таким профессиональным уровнем, который бы позволял использовать анализ рисков при принятии экономических решений. Социально-правовая защитная функция налогового риска направлена на создание благоприятной среды для инициативной деятельности бухгалтера и обеспечения ему права на риск. Специфика работы бухгалтера заключается в принятии решений, влияющих на объекты налогообложения, ошибки по формированию которых наказываются штрафными санкциями.

Статьями 111, 112 НК РФ впервые введены исключения и смягчение вины лица в совершении налогового правонарушения, если это лицо приняло все надлежащие меры для выполнения своих обязательств, но возникли обстоятельства, помешавшие ему в этом выполнении.

Аналитическая функция налогового риска реализуется в процессе разработки оптимального варианта налогообложения, проведения анализа налогового риска и управления им.

Таким образом, следует учитывать двойственный характер влияния налогового риска, то есть наряду с отрицательными последствиями он может способствовать повышению эффективности расходования денежных ресурсов предприятия. Чтобы адекватно управлять налоговым риском на предприятии, необходимо риск идентифицировать (для этого следует классифицировать риск и выявить факторы, влияющие на его величину), оценить величину риска и значимость последствий его проявления, а затем принять соответствующие меры по его управлению, при необходимости внося корректировки.

Библиографический список

[1] «Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам» [Текст]: приказ ФНС России от 19.08.2010 г. № ЯК-7-8/393@ // Рос.газ. - 2010. -06 окт. - С. 9.

[2] Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая. - М.: Проспект, КноРус, 2015. - 784 с.

[3] Гордеева О.В. К вопросу об управлении налоговыми рисками [Текст] / О.В. Гордеева. // Законодательство и экономика. - 2008. - № 2. - С. 38-45.

[4] Петров М.А. Налоговая система и налогообложение России [Текст] / М.А. Петров. - Ростов н/Дону.: Феникс, 2009. - 402 с.

[5] 5.Чекулаева Е.Н. Управление налоговыми рисками в системе урегулирования отношений с налогоплательщиками: Дис.к.э.н. - Йошкр-Ола, 2012. - 146 с.

[6] Щекин Д.М. Налоговые риски и тенденции развития налогового права [Текст] / Д.М. Щекин. -М.: Статут, 2007. - 112 с.

[7] Шевелев А.Е. Риски в бухгалтерском учете: учебное пособие / А.Е. Шевелев, Е.В. Шевелева. -М.: КНОРУС, 2007. - 280 с.

UDC 005. 334:336. 21

E.N. Chekulaeva, N.O. Ahmetova

TAX RISK MANAGEMENT SYSTEM IN RELATIONS WITH TAXPAYERS

The article discusses the management of tax risk management subsystem defined tax risks in the system of tax administration. Recorded stages tax risk management, as well as selected information providing efficiency tax risk management functions in relations with taxpayers.

Keywords: tax risk, tax risk management, tax risk state tax risk factors, identification of tax risk, tax risk management steps.

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.