Научная статья на тему 'СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ'

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1968
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕФТЕГАЗОВАЯ ОТРАСЛЬ / МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА / НЕРАЗРУШАЮЩИЙ КОНТРОЛЬ / УПРАВЛЕНИЕ / АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / OIL AND GAS INDUSTRY / QUALITY MANAGEMENT / QUALITY CONTROL / NON-DESTRUCTIVE TESTING / MANAGEMENT / ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скифская А.Л.

Развитие транснациональных корпораций, расширение международного сотрудничества, повышение требований к продукции формируют новые требования к системе управления качеством. Подобное положение связано с тем, что положение компании, а также устойчивость ее внешних и внутренних связей (не только на национальном рынке), определяется таким критерием, как «конкурентоспособность». Данный критерий, сам по себе, определяется внушительной группой факторов окружающей среды, среди них решающее значение имеет качество. Структуризации развития системы оценки качества продукции в России позволила выделить 3 этапа. Современная же система менеджмента качества 21 века в нефтегазовой сфере базируется на четвертой редакция стандарта 2020 года ISO 29001: 2020 «Нефтяная, нефтехимическая и газовая промышленность. Отраслевые системы менеджмента качества». Данный стандарт распространяется на сертификацию компаний и организаций, работающих в нефтегазовой отрасли, однако имеет ряд проблем в сопоставимости требований системы менеджмента качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Скифская А.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY MANAGEMENT SYSTEM IN THE OIL AND GAS INDUSTRY

The development of multinational corporations, the expansion of international cooperation, and the increase in product requirements form new requirements for the quality management system. This is due to the fact that the stability of the company, its position, including in the international market, is determined by the level of competitiveness. In turn, the competitiveness of products is determined by an impressive group of factors of the external and internal environment, among which quality is crucial. Structuring the development of the product quality assessment system in Russia allowed us to distinguish 3 stages. The modern quality management system of the 21st century in the oil and gas sector is based on the fourth edition of the 2020 standard ISO 29001: 2020 " Oil, petrochemical and gas industry. Industry-specific quality management systems". This standard applies to the certification of companies and organizations operating in the oil and gas industry, but has a number of problems in the comparability of the requirements of the quality management system.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ»

Система управления качеством

I V V

на предприятиях нефтяной и газовой отрасли

Скифская Анна Леонидовна

кандидат социологических наук, доцент, кафедра маркетинга и муниципального управления, ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет», skifskajaal@tyuiu.ru

Развитие транснациональных корпораций, расширение международного сотрудничества, повышение требований к продукции формируют новые требования к системе управления качеством. Подобное положение связано с тем, что положение компании, а также устойчивость ее внешних и внутренних связей (не только на национальном рынке), определяется таким критерием, как «конкурентоспособность». Данный критерий, сам по себе, определяется внушительной группой факторов окружающей среды, среди них решающее значение имеет качество. Структуризации развития системы оценки качества продукции в России позволила выделить 3 этапа. Современная же система менеджмента качества 21 века в нефтегазовой сфере базируется на четвертой редакция стандарта 2020 года ISO 29001: 2020 «Нефтяная, нефтехимическая и газовая промышленность. Отраслевые системы менеджмента качества». Данный стандарт распространяется на сертификацию компаний и организаций, работающих в нефтегазовой отрасли, однако имеет ряд проблем в сопоставимости требований системы менеджмента качества.

Ключевые слова: нефтегазовая отрасль, менеджмента качества, управление качеством, контроль качества, неразрушаю-щий контроль, управление, администрирование.

Для достижения высокого уровня качества, компания должна продемонстрировать высокий уровень управления на предприятии за счет разработки систем менеджмента качества. Соответствие данной системы национальным и международным критериям качества является обязательным. Также, стоит сказать, что выбор указанных критериев и стандартов в компании должен производиться путем учета интересов всех заинтересованных в этом лиц.

Контроль качества, как и любое лидерство, невозможно реализовать без актуальной современной информации. Отсюда следует, что это касается теории информации, предполагает знание маркетинга и патенто-лицензионной деятельности. Управление качеством плотно связано со стандартизации, поскольку ее основная нормативная база заключается в том, что стандарты устанавливают процедуру проверки и оценку качества и требования к самому качеству.

Обоснованием актуальности темы является процесс управления качеством на предприятиях. Это один из важнейших критериев деятельность предприятия на современном рынке, где преобладает неценовая конкуренция. Выполнением работ надлежащим образом, а также, постоянное улучшение уровня технических характеристик работ и поставляемой продукции на предприятии, коррелирует с ростом эффективности экономических и финансовых показателей.

Объектом исследования является система менеджмента качества как как основа конкурентоспособности на мировом рынке. Предметом - субъектно-субъектные отношения, складывающиеся в сфере управления качеством продукции на предприятиях нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслей.

Для того, чтобы наиболее полно раскрыть проблематику выбранной нами темы, мы бы хотели обратиться к истории становления самой системы менеджмента качества в нашей стране. Отметим, что в настоящим момент вопрос обеспечения качества является достаточно острым. Это связано с тем, что продукция дорожает и усложняется, а стоимость ее комплектующих частей постоянно растет. Именно с подобной тенденцией связан наш интерес к истории развития названной нами системы. В данной области можно выделить три этапа развития:

— Российская Империя (XVШ-XIX века). В этот период началось зарождение системы менеджмента качества: были приняты первые нормативные акты в данной области. С учетом того, что Империя активно вела военную политику, первые попытки контроля качества продукции затронули военную промышленность.

— Советский Союз (1917-1991 гг.). Система менеджмента качества становится отдельной областью знаний, создается государственная система управления качеством.

X X

о

го А с.

X

го m

о

ю

2 О

м

es

0 es

es

01

о

Ш

m

X

<

m О X X

— Современный период (с 1991 года и по настоящее время). Понятие качества как фундаментальной социально-экономической категории вышло на первый план. Данное понятие охватывает все сферы жизни общества, в том числе, нефтегазовую отрасль экономики [1].

Нефтегазовая отрасль является стратегической не только для экономики России, но и для социальной, политической сфер жизни общества. При этом, данный комплекс имеет огромное значение для всего мира. Россия уже давно играет главную роль среди нефтедобывающих гигантов - около 34% мировых запасов газа и 13% мировых доказанных запасов нефти находятся мене чем на 1/5 территории России (притом, что на ее территории проживает менее 3% населения Земли). Производство первичных источников энергии в России составляется около 12% всего мирового производства в год .

Однако, ученые и практики, вовлеченные в изучение данной отрасли экономики, считает, что в современном мире функция контроля качества не является достаточной. Нефтегазовая отрасль является не просто единым процессом - это совокупность самостоятельных процессов, связанных с жизненным циклом продукции. Каждый из данных этапов должен четко отслеживаться и контролироваться системой менеджмента качества. Подобная ситуация требует применения стандартов качества к данному менеджменту на всех нормативных уровнях [2].

В 2003 году предприятиям нефтяной и газовой промышленности предложили стандарты, которые в совокупности представляют собой международный стандарт ISO/TS 29001. Его роль важна не только для нефтегазовых компаний, но и для сервисных, обслуживающих, снабжающих организаций, а также нефтехимической отрасли России. Стандарт, по сути, является неким техническим заданием для исполнителя, которое позволяет соответствующим организациям беспроблемно внедрять систему менеджмента качества в свою деятельность, так как эта система полностью учитывает особенности нефтегазовой отрасли [1].

Данный стандарт был разработан Техническим комитетом ISO 67 (Материалы, оборудование и морские конструкции для нефтяной, нефтехимической и газовой промышленности) и API (Американский институт нефти).

В 2020 году была принята четвертая редакция данного стандарт - ISO 29001: 2020. ISO 29001 был принят на основе ISO 9001: в него также включены разделы, касающиеся разработки, проектирования, производства, установки, обслуживания и так далее. Является целесообразным то, что эти дополнительные требования были приняты: их введение позволит предотвратить ошибки и потери в процессе производства и поставки. Координация деятельности предприятий, занятых в нефтегазовой отрасли, повышение качества поставок товаров и услуг - все это является прямым следствием следованиям указанным требованиям. Указанные требования приводятся отдельно в других частях стандарта [3].

В ряде нефтегазодобывающих стран были приняты свои национальные стандарты на основе третьей редакции ISO (2010 год):

— Стандарт ближневосточных нефтегазодобывающих стран (Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Йемен): GSO ISO TS 29001:2012 «Petroleum, Petrochemical and Natural Gas Industries - Sector Specific Quality

Management Systems - Requirements for Product and Service Supply Organizations».

Данные стандарты полностью идентичны третьей редакции ISO/TS 29001, принятой в 2010 году. Как только данная редакция устаревает, а новая вступает в силу, национальные органы пересматривают существующий стандарт.

В России действующим стандартом является принятый в 2020 году ГОСТ Р ИСО / ТУ 29001-2007 «Управление организацией. Требования к системам менеджмента качества организаций, поставляющих продукцию и услуги в нефтяной, нефтехимической и газовой отраслях». Заметим, что данный стандарт является лишь переводом ISO/TS 29001 в редакции 2003 года [4].

Зачастую, гиганты нефтегазовой отрасли разрабатывают все документацию и стандарты системы менеджмента качества исключительно для себя и тех компаний, которые с ними взаимодействуют.

В качестве примеров можно привести документы ПАО «Газпром»: СТО «Газпром» 1.5-2012 «Система стандартизации ОАО «Газпром». Комплекс стандартов ОАО «Газпром» на системы менеджмента качества. Основные положения»; СТО «Газпром» 9000-2018 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»; «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по оценке систем менеджмента качества».

Несмотря на все вышесказанное, в области формирования отраслевых систем менеджмента качества остаются нерешенными многие проблемы:

— Внедрение стандартов системы менеджмента качества в предприятия нефтегазовой отрасли связано с учетом огромного числа особенностей деятельности данной отрасли, что создает дополнительные вопросы их интеграции;

— Создание и оценка систем менеджмента качества, которые соответствуют международным стандартам редакций 2008 и 2020 годов с учетом специфики нефтегазовой отрасли;

— В отдельных секторах и процессах, существующих в нефтегазовой отрасли (хранение, переработка, транспортировка нефтегазовых продуктов), на данный момент отсутствуют какие-либо стандарты. И вопрос об их принятии не поднимается до сих пор [5].

Как уже было сказано ранее, крупные нефтегазовые компании выстраивают свои отношения с поставщиками на основе принятых ими стандартов - это необходимо для осуществления наиболее эффективного контроля качества приобретенных и произведенных ими продуктов.

На данный момент многие предприятия, занятые в нефтегазовой отрасли, является клиентами аутсорсин-говых организаций. На долю данных организаций приходится около 7% предоставления специализированных услуг и поставок на российском нефтегазовом рынке, и это при том, что деятельность данных компаний никак не контролируется их клиентами - нефтегазовыми предприятиями [5]. Подобное положение требует вмешательства путем создания для аутсорсинговых компаний, занятых в нефтегазовых отраслях, своей уникальной системы менеджмента качества, которая бы отвечала, как национальным, так и международным стандартам (ISO 9001:2008, ISO 9004: 2009), корпоративным требованиям и требованиям экологического менеджмента (ISO 14001:2007) [2].

Следовательно, необходимо сформировать фундаментальную модель интегрированной системы менеджмента качества на основе отраслевых стандартов, корпоративных и международных стандартов (ISO 9001, ISO 14001, ГАЗПРОМ 9001). При применении аутсорсинга в нефтегазовой отрасли, мы считаем целесообразным разработать системы на основе аддитивной модели. Данная система будет направлена на расширение области соответствия, сертификации система менеджмента за счет международных стандартов (OHSAS 18001, SA 8000 и так далее) и стандартов иностранных государств [5].

Аддитивная модель и независимой экспертизой (с привлечением аутсорсера) предполагает непредвзятую оценку готовности крупного проекта к переходу на следующий этап. Крупный проект оценивается по каждому из функциональных направлений проектного управления, в т. ч. по соблюдению требований стандарта по управлению качеством; достижимости заявленных целевых показателей проекта (стоимости, сроков); качеству геологоразведки и доразведки, разработки пластов, бурения и освоения скважин; качеству выбора концепции, технического проектирования, обоснования инвестиций и сметной оценки стоимости, контроля стоимости и планирования; качеству инженерных решений; стратегии контрактования. Для крупных проектов категории 2 независимая экспертиза должна стать обязательным элементом.

Литература

1. Владимиров В.Л. - Беседы о метрологии / В.Л. Владимиров. - М.: Изд-во стандартов, 1988. - 159 с.

2. Шабанова Д.Н., Александрова А.В. Интегрированное управление рисками как фактор повышения конкурентоспособности предприятий нефтегазовой отрасли // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. - 2016. - №2. - С. 60-70.

3. ISO/TS 29001 «Нефтяная, нефтехимическая и газовая промышленность. Отраслевые системы менеджмента качества. Требования к организациям, поставляющим продукцию и услуги» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. kpms.ru/Standart/ISO_Petroleum.htm (дата обращения: 01.01.2021).

4. Шабанова Д.Н. Интегрированное управление рисками как фактор повышения конкурентоспособности предприятий нефтегазовой отрасли // Вестн. Волгоградского государственного университета. - Сер. 3. - 2016. -№ 2 (35). - С. 61.

5. Скифская А.Л. Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов: управленческий аспект деятельности. / А.Л. Скифская, К.Н Скифская // Инвестиции. Инновации. - 2019. - №10. - С.238.

Quality management system in the oil and gas industry

JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33_

Skifskaia A.L.

Industrial University of Tyumen

The development of multinational corporations, the expansion of international cooperation, and the increase in product requirements form new requirements for the quality management system. This is due to the fact that the stability of the company, its position, including in the international market, is determined by the level of competitiveness. In turn, the competitiveness of products is determined by an impressive group of factors of the external and internal environment, among which quality is crucial. Structuring the development of the product quality assessment system in Russia allowed us to distinguish 3 stages. The modern quality management system of the 21st century in the oil and gas sector is based on the fourth edition of the 2020 standard ISO 29001: 2020 " Oil, petrochemical and gas industry. Industry-specific quality management systems". This standard applies to the certification of companies and organizations operating in the oil and gas industry, but has a number of problems in the comparability of the requirements of the quality management system.

Keywords: oil and gas industry, quality management, quality management, quality control, non-destructive testing, management, administration.

References

1. Vladimirov V. L.-Conversations about metrology / V. L. Vladimirov. - Moscow: Izd-vo standartov, 1988. 159 p.

2. Shabanova D. N., Alexandrova A.V. Integrated risk management

as a factor in improving the competitiveness of oil and gas industry enterprises / / Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Episode 3: The Economy. Ecology. - 2016. No.2. p.60-70.

3. ISO / TS 29001 " Oil, petrochemical and gas industry. Industry-

specific quality management systems. Requirements for organizations that supply products and services" [Electronic resource]. - Access mode:

https://www.kpms.ru/Standart/ISO_Petroleum.htm (accessed: 01.01.2021).

4. Shabanova D. N. Integrated risk management as a factor in

improving the competitiveness of oil and gas industry enterprises. Volgograd State University. - Sir. 3. 2016. № 2 (35). P. 61.

5. Skifskaya A. L. Trunk pipeline transport of oil and petroleum

products: managerial aspect of activity. / A. L. Skifskaya, K. N. Skifskaya // Investment. Innovation. 2019. No. 10. p. 238.

X X О го А С.

X

го m

о

ю

2 О

м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.