Научная статья на тему 'Система управления использованием земельных ресурсов сельскохозяйственного назначения в регионе'

Система управления использованием земельных ресурсов сельскохозяйственного назначения в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ / СОЦИУМ / РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковалев В. М.

Представлена разработанная автором модернизированная система управления использованием земельных ресурсов сельскохозяйственного назначения региона, имеющая цель повышение эффективности сельскохозяйственного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ковалев В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система управления использованием земельных ресурсов сельскохозяйственного назначения в регионе»

УДК 332.54:332.122 (470.312)

В.М. Ковалев, руководитель (Россия, Тула, Территориальное управление Министерства имущественных отношений в Российской Федерации по Тульской области)

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В РЕГИОНЕ

Представлена разработанная автором модернизированная система управления использованием земельных ресурсов сельскохозяйственного назначения региона, имеющая цель повышение эффективности сельскохозяйственного производства.

Ключевые слова: система, управленческое решение, хозяйствующий субъект, социум, рынок.

Применяемая в настоящее время система управления земельными ресурсами требует качественной модернизации как на уровне землепользователя, так и государства. Органичное сочетание функционирования подсистем этих уровней может привести к повышению эффективности использования земельных ресурсов и как следствие - к увеличению налоговых сборов, привлечению инвестиций в развитие регионов, а также обеспечить уверенность товаропроизводителей в успешном развитии сельскохозяйственной отрасли. В настоящее время методика управления использованием земельных ресурсов на государственном уровне включает следующие операции: проведение анализа связей в системе управления; осуществление сбора данных о результатах хозяйственной деятельности предприятий; формирование обобщенных результатов выхода сельскохозяйственной продукции по районам, областям и округам; проведение анализа динамики обобщающих показателей (структуры земельного фонда, выхода валовой продукции и ее реализации по каналам сбыта, характера землепользования, распределения земельного фонда по формам собственности, результатов землеустроительных работ, государственного земельного контроля и мониторинга земель), разработку программ развития сельскохозяйственного производства в целом. Обобщенная схема системы управления сельскохозяйственным производством (рис. 1). Включает хозяйствующий субъект (ХС), управление со стороны хозяйствующего субъекта (У), значимость используемых ресурсов в процессе производства сельскохозяйственной продукции (Б). Социум производит сигнал о потребности в определенной сельскохозяйственной продукции. Хозяйствующий субъект проводит анализ, выработку управленческих решений, а также подключает необходимые ресурсы для удовлетворения спроса. На выходе получается готовая продукция, которая поставля-

ется в социум. При этом проводится обработка информации о результатах производства, план выпуска корректируется с учетом вновь полученных данных.

Рис. 1. Схемаучастия государства вуправлении сельскохозяйственным

производством

Статистические данные передаются органам государственной статистики. При этом государство практически не вмешивается в деятельность хозяйствующих субъектов и в рамках, предусмотренных законодательством РФ, осуществляет воздействие на хозяйствующие субъекты посредством использования мер регулирования земельных отношений. На эффективное использование земельных ресурсов оказывают влияние ряд факторов, которые можно сгруппировать по социальным, демографическим, экономическим, техническим, технологическим, научно-техническим, организационным и политическим признакам. Усовершенствованная методика включает в себя следующие операции: анализ связей в системе управления; определение основных связей и отбрасывание второстепенных; интегрирование связей; определение списка предприятий, работающих в близких условиях; анализ статистических данных по 1-му предприятию; выделение обобщающих показателей (выходных параметров) для анализа хозяйственной деятельности предприятий; построение регрессионной модели, представляющей зависимость выходных параметров от условий хозяйствования с использованием корреляционно-регрессионного анализа; проведение анализа функций чувствительности выходного параметра к входным по данному предприятию; фиксацию отклонений параметров 1-го предприятия от среднего значения; формирование дифференцированных рекомендаций для данного предприятия; поиск областей пересечения множеств и формирование интегральных рекомендаций по списку параметров в целом; формирование по интегральным рекомендациям на основе созданной базы знаний предложений по организационно-

правовому, экономическому, социальному и информационному обеспечению; актуализацию базы знаний.

Система управления сельскохозяйственным производством достаточно сложна, однако в общем виде ее можно представить в виде модели, входами которой являются факторные признаки, характеризующиеся социально-экономическими и природно-экологическими условиями хозяйствования, а выходы - результат деятельности предприятий, который может быть выражен в стоимости валовой продукции, урожайности сельскохозяйственных культур или же в финансово-экономических показателях организаций. Система управления включает анализ текущего положения землепользования, разработку мероприятий, направленных на повышение его эффективности, а также выбор средств для реализации поставленной цели (рис. 2-4). Цикличность представленных событий и наличие обратных связей позволяет оперативно реагировать на изменение условий хозяйствования.

Рис.2. Схемауправления со стороны хозяйствующего субъекта в процессе производства сельскохозяйственной продукции

Хозяйствующий субъект определяет потребности социума в определенном виде продукта, проводит анализ поступившей информации, формирует управленческие решения и подключает необходимые ресурсы в соответствии с поставленными задачами. Каждый из ресурсов оказывает влияние на результат производственной деятельности, причем это влияние характеризуется весовыми коэффициентами Б;. Суммируя факторные признаки, на выходе системы получается готовую продукцию, которая поступает в социум. Социум корректирует свои потребности и отправляет запрос на требуемые продукты в систему управления хозяйствующего субъекта. Информация о результатах деятельности поступает также к товаропроизводителю, который ее обрабатывает и осуществляет необходимые изменения своей деятельности в соответствии с новыми потребностями. Взамен ранее рассмотренной автор предлагает модернизированную схему, представленную на (рис. 3), реализующую описанную выше методику

управления сельхозпроизводством со стороны государства. На схеме ХС;, ХСК, - ьй и к-й хозяйствующие субъекты соответственно. Схема функционирования аналогична схеме, представленной на рис. 1. Сумматор показывает объединение федеральных и региональных рекомендаций. После сбора статистической информации о выпуске продукции сельскохозяйственными предприятиями проводится объединение и группировка данных в разрезе структуры использования земель, характера использования, вида выпускаемой продукции.

Рис. 3. Схема системы государственногоуправления сельхозпроизводством врегионе

Определяется система обобщающих показателей, включающая стоимость валовой продукции, урожайность продукции растениеводства и т.п. Затем проводится корреляционно-регрессионный анализ, который выявляет степень влияния каждого из факторных признаков на результат хозяйственной деятельности предприятий. На следующем этапе строится математическая модель вида У = Г(х), показывающая средние значения результативных показателей в зависимости от условий хозяйствования. Далее осуществляется сравнение фактических и расчетных данных, и делается вывод об эффективности деятельности конкретных сельскохозяйственных организаций. Выявляются причины, которые влекут за собой развитие (сокращение) объемов производства, и вырабатываются рекомендации для оптимизации (рационализации) процесса землепользования. Органы государственного контроля, используя базу данных и базу знаний, соответствующую статистическую и нормативно-правовую информацию, выдают интегральные (общие по региону) и дифференциальные (для конкретного товаропроизводителя) рекомендации, направленные на повышение эффективности использования земельных ресурсов. Происходит формирование отношений между социумом (рис.4.), хозяйствующим субъектом-агентом

рынка и государством, обеспечивающим регулирование и контроль использования земельных ресурсов. Социум генерирует потребность в продукте. Эта информация поступает в государственные органы и на рынок. В государстве исходя из потребностей формируется субъект управления, позволяющий удовлетворить социум в продукте, посредством управления сельскохозяйственным производством. Параллельно с этим происходит объединение ресурсов, позволяющих решить проблему обеспечения продовольствием. Государство формирует собственное мнение о потребности в продукте и в зависимости от принятого решения подключает определенные ресурсы. Исполнительные органы реализуют управление посредством организационно-правового, экономического, социального и информационного воздействий на сельскохозяйственное производство, а также создают модель сельскохозяйственного производства.

Рис.4. Предлагаемая схема взаимодействия социума, рынка и государства в сфере сельскохозяйственного производства

Рынок формирует «осознаваемые потребности», которые вырабатываются с учетом менталитета, средств продвижения и средств массовой информации. Под воздействием рыночных условий и государства хозяйствующий субъект обеспечивает управление собственным сельскохозяйственным производством. После выхода продукции информация о ней поступает на рынок и в государственный орган, в результате чего корректируются «осознаваемые» и определяемые потребности социума. На этом шаге также меняется и сформированная модель. На конечном шаге выход продукции сравнивается с объективными потребностями социума, тем самым формируя обратную связь. В этом случае также корректируется модель сельскохозяйственного производства, после чего цикл повторяется заново. В качестве оценки эффективности использования земельных ре-

сурсов в Тульской области были выбраны следующие показатели: стоимость валовой продукции (У^; урожайность зерновых и зернобобовых культур (У2); стоимость валовой продукции зерновых и зернобобовых культур (У3); стоимость валовой продукции растениеводства (У4), выражения для которых были получены с помощью корреляционнорегрессионного анализа статистических данных, предоставленных Госста-том Тульской области.

У1 = 2999,302 + 0,024X1 - 39,415X2 - 437,839Хз - 10,043Ху + 1,886Хв + 63,598Х13 - 3,622Х14, где Х1 - кадастровая стоимость земель; Х2 -процент распаханности сельскохозяйственных угодий; Х3 - количество среднегодовых работников; Х7 - количество физических тракторов; Х8 -издержки производства; Х13 - поголовье КРС; Х14 — внесение минеральных удобрений на 1 га пашни. У2 = -1198,5 - 16,5Х1 + 11,5Х2 + 30,7Х3 + 53,9Х4, где Х1 - доля чистых паров; Х2 - внесение минеральных удобрений на 1 га пашни; Х3 - балл бонитета; Х4 - доля многолетних трав в площади пашни. У3 = - 322,061 + 0,001Х1 + 3,787Х2 + 0,877Х3 + 0,187Х4, где Х1 - кадастровая стоимость земель; Х2 - процент распаханности сельскохозяйственных угодий; Х3 - количество физических тракторов на 100 га пашни; Х4 - внесение минеральных удобрений на 1 га пашни. У4 = -275,976 + 3,184Х1 - 0,044Х2 + 1,763Х3 + 3,822Х4 - 2,201Х5 + 1,791Х6, где Х1 - процент распаханности сельскохозяйственных угодий; Х2 - стоимость основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения; Х3 -количество физических тракторов на 100 га пашни; Х4 - затраты на покупку семян; Х5 - затраты на нефтепродукты; Х6 - затраты на запчасти и ремонт.

Анализ показал, что на эффективность использования земельных ресурсов наибольшее влияние оказывают следующие факторы: балл бонитета, кадастровая стоимость с/х угодий, процент распаханности сельскохозяйственных угодий, внесение минеральных удобрений на 1 га пашни, доля чистых паров в площади пашни, доля многолетних трав в площади пашни, количество среднегодовых работников в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий, количество физических тракторов на 100 га пашни, затраты на покупку семян, затраты на нефтепродукты, затраты на запчасти и ремонт, издержки производства в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий, поголовье КРС в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий, стоимость ОПФ сельскохозяйственного назначения в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий.

По предложенной методике легко проводить анализ по всем административным районам региона, что позволяет выработать как количественные, так и качественные рекомендации для принятия управленческих решений со стороны государственных органов и отдельных хозяйствующих субъектов.

Этим и обосновывается целесообразность использования предложенных в данной работе методики и системы управления использованием земельных ресурсов, направленных на повышение эффективности сельскохозяйственного производства.

Kovalev V.M.

Control system of use of ground resources of agricultural purpose in region Here follows the author ’ updated usage control system of agricultural resources of the region - the aim of which is the agricultural production growth.

Key words: system, the administrative decision, the managing subject, society, the

market

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.