- увеличение числа новых рабочих мест в рамках кластера;
- рост объемов НИОКР и инновационной деятельности в рамках кластера;
- сокращение процента несоответствия между числом специалистов, выпускаемых начальными, средними и высшими профессиональными учебными заведениями, и потребностью рынка в данных специалистах в рамках кластера;
- рост удельного веса товаров и услуг субъектов малого и среднего предпринимательства, произведенных и оказанных в рамках кластера с помощью механизмов аутсорсинга и субконтрактации.
Выводы
Анализ развития фармацевтической отрасли позволяет сделать вывод, что необходимо создавать условия для кооперации научно-исследовательских учреждений и предприятий отрасли в области НИОКР, что обеспечит создание информационной базы и подготовку квалифицированных кадров. Объединение предприятий биофармацевти-ческой продукции вокруг научно-исследовательского центра ГАГУ позволит миними-
зировать трансакционные издержки и повысить уровень рентабельности производства, что в свою очередь будет способствовать росту производства конкурентоспособной продукции и увеличению темпов роста валового регионального продукта.
Библиографический список
1. Портер М. Международная конкуренция / пер. с англ.; под ред. В.Д. Щетинина.
— М.: Междунар. отношения, 1993. — 901 с.
2. Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]
— Режим доступа: http://www.
pharma2020.ru.
3. Кундиус В.А. и др. Экономическая стратегия и механизмы инновационнокластерного развития АПК региона: монография. — Барнаул: Изд-во АГАУ, 2008. — 460 с.
4. Шваков Е.Е., Адарина Р.Т., Зяблиц-
кая Т.С., Шеффер Г.Н. Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа как форма инновационного развития Республики Алтай: монография. — Барнаул:
Изд-во Алт. ун-та, 2010. — 164 с.
+ + +
УДК 336.22:08 Ю.В. Нуретдинова,
И.Г. Нуретдинов
МАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ УГОДИЙ
Ключевые слова: землепользование,
система поощрения, рациональное землепользование, шкала поощрения, восстановление загрязненных земель.
Введение
В ходе проведения аграрной реформы механизм регулирования земельных отношений еще далеко не сложился. Действующие ставки земельного налога не отвечают сложившейся экономической ситуации, так как не стимулируют рациональное использование, охрану и освоение земель, повышение плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества [1].
Рациональное землепользование трактуется с двух позиций — это повышение выхода продукции с единицы площади сельхозугодий и наиболее полное использование имеющейся земельной площади [2].
Целью исследования является разработка методических положений, а также практических рекомендаций по повышению эффективности землепользования сельскохозяйственных предприятий. Для достижения поставленной цели определены следующие основные задачи: разработка методики
расчета нормативов эффективности землепользования в условиях рыночной экономики, методических рекомендаций по стимулированию коллективов растениеводческих подразделений и ИТР сельхозорганизаций за эффективное землепользование.
Объектами исследования выступают сельскохозяйственные предприятия Меле-кесского района Ульяновской области.
Работа выполнена с использованием совокупности методов экономических исследований: абстрактно-логического, монографического, расчетно-конструктивного, эко-
номико-статистического, балансового, метода экспертных оценок.
Основная часть
Рассматривая показатели экономической эффективности использования сельскохозяйственных угодий в предприятиях различных организационно-правовых форм, можно сделать вывод, что наиболее эффективно земля используется в крестьянских (фермерских) хозяйствах. Так, стоимость валовой продукции сельского хозяйства в фактических ценах реализации в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий, производство зерна и маслосемян подсолнечника на 100 га пашни, а также урожайность возделываемых культур в хозяйствах данной организационно-правовой формы выше, чем в сельскохозяйственных организациях по итогам проведенного анализа.
В то же время необходимо отметить, что крестьянские хозяйства слабо оснащены техникой, имеют низкую производительность труда, многие из них имеют натуральный и полунатуральный характер. Фермерские хозяйства так и не сумели занять весомое место в сельскохозяйственном производстве области, их доля в валовой продукции в среднем составила около 2%.
Анализ использования сельскохозяйственных угодий в новых формах хозяйствования, созданных на базе бывших колхозов и совхозов, не выявил их более высокой эффективности. Более того, в условиях проводимой налоговой, ценовой и кредитной политики на таких предприятиях также наблюдается снижение объемов производимой продукции. За анализируемый период на сельскохозяйственных предприятиях Ульяновской области производство валовой продукции сельского хозяйства сократилось на 3%, в том числе продукции животноводства — на 25,1% [3].
Результаты исследований и их обсуждение
В целях стимулирования землепользователей за рациональное использование сельскохозяйственных угодий была разработана шкала поощрения (табл. 1).
Нормативы выхода товарной продукции на 100 га условной пашни устанавливаются
едиными для сельскохозяйственных предприятий по административным районам или зонам ежегодно. Помимо уровня их выполнения учитывается и доля посевов от пашни (данный показатель характеризует полноту использования пашни — самой ценной категории земельных угодий для сельского хозяйства). В зависимости от выполнения данных показателей определяется норма поощрения.
К примеру, если сельскохозяйственное предприятие или фермерское хозяйство за данный конкретный год под посевы использовали более 85% площадей находящейся в их распоряжении пашни, при этом выполнили установленный среднерайонный уровень выхода товарной продукции на 100 га условной пашни, принятый в качестве норматива, свыше 140%, то они могут претендовать на сумму поощрения, равную 10% стоимости сверхнормативной продукции.
В таблице 2 представлен расчет экономического стимулирования за рациональное землепользование по трем базовым хозяйствам Мелекесского района Ульяновской области за 2009 г., в двух из которых имеет место превышение среднерайонного уровня (принятого в качестве норматива) выхода товарной продукции сельского хозяйства в расчете на 100 га условной пашни.
Стимулирование за рациональное землепользование должно осуществляться за счет средств, выделяемых из бюджета данного субъекта федерации, и направляться на повышение плодородия сельскохозяйственных угодий, в частности на увеличение нормы внесения минеральных удобрений, а также приобретение средств защиты растений и другие мероприятия по улучшению земель. Предложенная система поощрения будет стимулировать хозяйствующие субъекты к росту эффективности землепользования.
Стимулирование за восстановление загрязненных земель должно быть направлено на поощрение тех хозяйствующих субъектов, которые сумели восстановить загрязненные сельскохозяйственные земли и, тем самым, обеспечить возможность их использования для целей сельскохозяйственного производства.
Таблица 1
Предлагаемая шкала поощрения за рациональное землепользование хозяйствующих субъектов Ульяновской области
Уровень выполнения норматива Доля посевов от площади пашни, %
выхода товарной продукции до 80 81-85 свыше 85
на 100 га условной пашни, % Нормы поощрения от стоимости сверхплановой продукции, %
От 100,1 до 120,0 2 4 6
От 120,1 до 140,0 4 6 8
Свыше 140 6 8 10
Вестник Алтайского государственного аграрного университета № 5 (103), 2013
161
Таблица 2
Расчет экономического стимулирования за рациональное землепользование по сельскохозяйственным организациям Мелекесского района Ульяновской области
за 2009 г.
Показатели СПК «Маяк» СПК «Фи-липовский» СПК «Ленина»
Площадь условной пашни, га 5684 8187 4531
Балл бонитета почвы 58 49 61
Площадь условной пашни с учетом балла бонитета почвы, тыс. га 329,7 401,2 276,4
Доля посевов от площади пашни, % 79,1 74,5 95,7
Сумма выручки от реализации сельхозпродукции, тыс. руб. 20191 18684 9001
- то же на 100 га условной пашни с учетом балла бонитета почвы, руб. 6124 4657 3256
Выход товарной продукции на 100 га условной пашни в среднем по району, принятый за норматив, руб. 3877 3877 3877
Выполнение норматива выхода товарной продукции, % 158,0 120,1 84,0
Сверхнормативная продукция, тыс. руб. 7408 3129 -
Норма поощрения, % 6 4 -
Сумма поощрения, тыс. руб. 444,5 125,2 -
Заключение
Можно рекомендовать следующие варианты такого поощрения.
1. Если у хозяйствующего субъекта имеется задолженность перед бюджетами всех уровней, то расходы, связанные с осуществлением культуртехнических и восстановительных работ, могут быть полностью погашены за счет уменьшения долговых обязательств на соответствующую сумму.
2. Учитывая, что большинство сельскохозяйственных предприятий работают убыточно, то средства на культуртехнические и восстановительные работы можно формировать за счет предоставления льготных кредитов на следующих условиях: реализация согласованного между сторонами (т.е. государственными органами и хозяйствующим субъектом) программы осуществляется за счет льготных кредитов банков (при ставке рефинансирования 7-9%) и после ее осуществления производится субсидирование затрат в размере 50%, на оставшиеся 50% устанавливается определенный срок погашения (5-10 лет) в зависимости от величины затрат и финансовых возможностей предприятий).
В регионах со значительным дефицитом сельхозугодий и избытком рабочей силы целесообразно применять меры наказания за нерациональное землепользование. Если земля не обрабатывается в течение определенного срока (например, 2 лет), то решением суда собственник данного участка лишается своих прав, ему выплачивается кадастровая (но не рыночная — в таких регионах рыночная стоимость сельхозугодий многократно может быть выше кадастровой стоимости) стоимость земли, участок
реализуется на аукционе или сдается в аренду (в этом варианте его собственником остается государство). Такой же механизм может быть использован относительно невостребованных земельных участников (при отсутствии наследников).
Меры ответственности могут быть применены также за неэффективное использование сельхозугодий. Так, если в течение определенного срока (2-3 года) уровень выполнения норматива эффективности (по товарной продукции) окажется ниже 70% (этот порог можно скорректировать с учетом степени востребованности сельхозугодий в данном регионе), то решением суда осуществляется представленная выше процедура.
Государство может применить и другие варианты стимулирования и ответственности хозяйствующих субъектов за рациональное землепользование, а также другие схемы оказания поддержки за осуществление культуртехнических и восстановительных работ для рекультивации загрязненных земель.
Библиографический список
1. Петриков А.В., Узун В. О регулировании оборота земель сельскохозяйственного назначения // Аграрная реформа. Экономика и право. — 2007. — № 3. — С. 6.
2. Матвеевич Ю.А. Об обороте земельных долей в сельском хозяйстве // Никоновские чтения. — М.: ВИАПИ, 2009. — С. 151-152.
3. Нуретдинова Ю.В. Организационноэкономическое обоснование эффективного землепользования в сельском хозяйстве: дис. — Мичуринск, 2010. — С. 120-122.
+ + +