УДК 796 (517.3) Ч. Наранбаатар
Система управления физической культурой и спортом Монголии
В статье рассмотрены этапы формирования органов управления физической культурой и спортом Монголии в связи с политическими, социально-экономическими и культурными процессами. Освещена их деятельность в настоящее время.
Ключевые слова: этапы формирования системы физической культуры и спорта; политика и законодательство по управлению физической культурой и спортом.
Ch. Naranbaatar
Management system of physical culture and sports in Mongolia
The article deals with the stages offormation physical culture and sports administration of Mongolia in connection with political, socio-economic and cultural processes, its activity at the present time is consecrated.
Key words: stages of physical culture and sports system, policy and legislation on physical culture and sports management.
При рассмотрении системы управления физической культурой и спортом Монголии во взаимосвязи с политическим, социально-экономическим, культурным развитием страны можно выделить следующие этапы.
Первый этап (1921-1940 гг.). На этом этапе сфера физической культуры и спорта Монголии еще не получила самостоятельность. Культивировались национальные виды состязаний, на основе которых стали развиваться некоторые виды современного спорта. Еще не были созданы условия для решения проблем развития физической культуры и спорта на государственном уровне. Однако партийными и государственными органами был принят ряд важных решений в этом направлении. Впервые (1921) на заседании Президиума ЦК партии и Правительства было принято решение совместно отмечать военный праздник и праздник народной власти. В следующем году вышел важный правовой документ - приказ главы военного министерства Д. Сухбаатара о праздновании первой годовщины народной революции.
В последующие годы были созданы учреждения «Новый стадион Народной партии» и «Кружок красной физкультуры». В 1924 г. при ЦК Ревсо-мола был учрежден «Отдел совершенствования физической культуры», затем он был расширен и стал «Советом совершенствования физкультуры», в 1935 г. был утвержден «Совет управления народной физкультурой».
Созданные в 1931 г. бюро физкультуры в 1936 г. были преобразованы в штатные советы.
С 1925 г. в образовательных школах стали проводить уроки физкультуры. В 1940 г. заседание
Президиума ЦК партии, обсудив вопрос о работе среди молодежи, приняло соответствующую резолюцию. Таким образом, в 1921-1940 гг. были заложены первые организационно-правовые основы государственного управления физической культурой как самостоятельной социальной отрасли.
Второй этап (1941-1960 гг.). За это время было принято значительное количество документов по организации и управлению физической культурой. Передача управления физической культурой и спортом в обязанности государственных учреждений стала важнейшим правовым решением. В 1947 г. при Совете Министров (СМ) был учрежден комитет по делам физической культуры и спорта. В это время при некоторых министерствах стали создаваться добровольные спортивные общества (ДСО). ЦК партии и СМ приняли как раздельно, так и совместно несколько резолюций: «О мероприятиях по дальнейшему развитию физической культуры и спорта» (1956) «Об улучшении тренировки физкультурников» (1960), «О некоторых мерах по совершенствованию физической культуры и спорта» (1960). По результатам законотворческой деятельности в этот период можно считать, что в стране отрасль физической культуры и спорта стала развиваться самостоятельно и систематично, сформировалась организационная и правовая система управления.
Третий этап (1961-1980 гг.). Одним из качественных изменений, произошедших в этот период, является законодательное преобразование управления сферой физической культуры и спорта. В Конституции МНР 1960 г. было указано, что
политика государства направлена на создание условий для получения образования и физического развития.
После 1960 г. были предприняты важные меры по развитию физической культуры и спорта. Созданный в 1960 г. Монгольский союз физической культуры и спорта созывал съезды, на них были приняты конкретные решения. В 1961 г. был создан лечебно-физкультурный диспансер, с сентября 1966 г. начала выходить газета «Спортын мэ-дээ» (Спортивные новости).
В 1977 г. был принят закон о здравоохранении, в него включена самостоятельная статья о том, что государственные, кооперативные, профсоюзные, молодежные организации, физкультурные и спортивные общества, газеты, промышленные предприятия и учреждения обязаны совместно выполнять работу по организации отдыха трудящихся, физкультурно-спортивных мероприятий, туризма, созданию и укреплению необходимых для этого баз, занятий производственной гимнастикой.
В 1979 г. по Указу Президиума Великого Народного Хурала (ВНХ) Монголии был учрежден Комитет по физической культуре и спорту. Было принято постановление ЦК партии и СМ по их дальнейшему развитию. В результате этих решений сформировалась система управления физической культурой и спортом в стране:
- в целях усиления государственного руководства работой по развитию физической культуры и спорта Центральный совет (ЦС) физической культуры и спорта преобразован в Комитет по физической культуре и спорту, расширены его права, утверждены правила работы комитета;
- созданы спортклубы, секции на предприятиях, учреждениях, сомонах, школах, воинских частях при соответствующем организационном и кадровом обеспечении;
- расширена материальная база ФФК педагогического института, увеличен набор студентов, возрос закуп спорттоваров за рубежом, организовано их производство внутри страны;
- созданы правовые гарантии управления и спортивного менеджмента;
- сформирована вертикальная и горизонтальная структура управления физической культурой и спортом;
- расширены международные спортивные связи.
Четвертый этап (1981-2000 гг.). В 1982 г. был принят закон об образовании, где зафиксированы
важные законодательные пункты по физической культуре и спорту, определены учреждения, которые должны создавать классы и школы со спортивным уклоном, организовать внешкольное физическое воспитание и обучение. Были приняты резолюции ЦК партии и СМ об улучшении физической подготовки (1982 г.), об организации Госкомитета по физической культуре и спорту (1982), о мерах по развитию военных видов спорта (1984).
Были приняты решения о спортклубах (1982, 1984), о повышении дисциплины и ответственности спортсменов, тренеров и педагогов (1985), дальнейшем развитии национальных видов спорта (1982), подготовке резерва в борьбе и боксе (1984), создании в общеобразовательных школах клубов «Олимпия» (1982), улучшении работы по физической культуре и спорту, организуемой среди учащихся общеобразовательных школ (1986). Кроме того, принимались отдельные решения по развитию видов борьбы, бокса, волейбола, лыжного спорта, стендовой стрельбы, футбола, спортивной гимнастики, настольного тенниса, шашек, бегов, ритмичной гимнастики и др.
Пятый этап (1990 г. - по настоящее время). С 1990 г. произошли значительные изменения во всех сферах политической, общественной, экономической жизни страны. Согласно Указу Президиума ВНХ МНР №83 от 6.04.1990 г. сокращены штаты и расходы центральных государственных органов, повышена роль и ответственность руководства, ликвидирован Государственный комитет по физкультуре и спорту (ГКФиС). Создано Министерство здравоохранения и социального обеспечения (МЗСО), постановлением СМ МНР №137 был утвержден фонд зарплаты и штат руководства. Принято постановление №141 об утверждении фонда месячной зарплаты, штата руководства Национального олимпийского комитета (НОК) Монголии. Таким образом, работа по развитию массовой физкультуры, укреплению здоровья населения была передана в ведение МЗСО, а вопрос развития видов спорта был передан в ведение НОК Монголии.
Постановлением СМ МНР «О создании комитета молодежи и спорта» от 8 февраля 1991 г. был назначен председатель данного комитета, утверждены штат руководства, фонд зарплаты, список подведомственных организаций. Согласно данному решению работа по развитию физкультуры и спорта стала организовываться в
сочетании с работой молодежной организации. Работа двух организаций - государственной и неправительственной - не была достаточно скоординированной. В июле 1992 г. был издан приказ министра здравоохранения «Об утверждении программы физического воспитания». В законе «О правительстве Монголии», утвержденном Великим государственным хуралом (ВГХ) от 6 мая 1993 г., указано, что за координацию политики охраны здоровья населения, развития физкультуры и спорта отвечает министр здравоохранения и социального обеспечения. Эта работа организуется посредством объединения сил государства, общественных организаций, граждан.
Постановлением Правительства Монголии от 25 января 1994 г. был ликвидирован Комитет молодежи и спорта, а министру здравоохранения было поручено передать вопрос развития спорта в ведение НОК Монголии на основе заключения договора. Был создан «Национальный учебномедицинский центр физкультуры и спорта», который вел самостоятельную деятельность. Также в марте 1994 г. Правительство издало Постановление «Об организациях молодежи, физкультуры и спорта» и поручило канцеляриям главы администраций аймаков, столицы, сомонов, районов организацию на своей территории работы по развитию физкультуры и спорта, разрешило главам администрации создавать центры физкультуры и спорта в рамках своего бюджета и фонда зарплаты. В столице был создан комитет по физкультуре и спорту.
Приказом министра здравоохранения и социальной защиты от 17 февраля 1998 г. был создан «Национальный центр физкультуры и спорта». Постановлением Правительства Монголии 11 августа 1999 г. была утверждена «Политика Правительства по развитию физкультуры и спорта».
Совместным приказом министра здравоохранения, министра финансов и экономики от января 2002 г. были утверждены «Порядок организации и финансирования физкультурно-спортивных соревнований» и «Порядок формирования национальной сборной команды для участия в международных соревнованиях». Чемпионаты страны были разделены на две группы: в первую группу попали виды спорта, по которым монгольские спортсмены завоевывали медали на 4-х последних Олимпийских играх, во вторую группу были включены виды спорта, спортивные федерации которых заняли первые 10 мест по оценкам Национального центра физкультуры и спорта.
Постановлением Правительства Монголии № 213 было решено организовать в 2003 г. детский спортивный фестиваль в 3 этапа. 19 июня 2003 г. ВГХ принял закон «О национальном празднике Наадам». По указу Президента Монголии государственные звания, разряды стали присваивать победителям соревнований по борьбе, скачкам и стрельбе из лука.
Также в Постановлении ВГХ 23 октября 2003 г. было указано, что Национальный комитет физкультуры и спорта находится в ведении министра здравоохранения. С принятием закона «О физкультуре и спорте» от 31 октября 2003 г. были созданы благоприятные правовые условия для развития физкультуры и спорта в стране. Согласно данному закону, стали проводиться детские, студенческие, всенародные спортивные игры Монголии раз в 4 года, созданы национальные сборные команды по олимпийским видам спорта.
Минздрав и Национальный центр физкультуры и спорта, руководствуясь решениями ВГХ и Правительства, обеспечили в 2004 г. подготовку и участие спортсменов национальной сборной Монголии в Олимпийских играх в Афинах.
Постановлением ВГХ №14 от 2004 г. была утверждена система и структура государственных органовМонголии. СогласноданномуПостановле-нию, ГКФКиС стал исполнительным агентством Правительства, находящимся в ведении министра здравоохранения. В 2005 г. приказом министра здравоохранения №36 были утверждены организационная структура и программа деятельности ГКФКиС, были разработаны, утверждены и введены в действие устав, стратегия, перспективный план деятельности на 2005-2008 гг. На основе Постановления Правительства Монголии №189 «О создании национальной сборной команды» от 14 сентября 2005 года был издан приказ министра здравоохранения №313 и приказ руководителя ГКФКиС №285 об утверждении состава национальной сборной команды Монголии, улучшении подготовки спортсменов к Олимпийским играм в Пекине.
Под руководством Национального комитета по подготовке к Олимпийским играм, возглавляемого премьер-министром Монголии, Минздрав, ГКФКиС создали научно-методическое подразделение физкультуры и спорта. Были приняты меры по укреплению службы спортивной медицины, обеспечению современным инструментарием и оборудованием.
Согласно Постановлению ВГХ «Об утвержде-
нии общей схемы системы и структуры государственных органов» №43 от 2008 г., Постановлению Правительства о создании координационных и исполнительных агентств № 68 от 2008 г., ГКФКиС с 2009 г. был преобразован в Управление делами физической культуры и спорта, которое, руководствуясь программой деятельности Правительства Монголии на 2008-2012 годы, определяет политику развития массовой физкультуры и спорта, работает в направлении совершенствования механизмов управления, организации исследований, экономики и финансов.
Учреждения и должностные лица, курирующие физическую культуру и спорт по отдельным отраслям: 1) постоянный комитет ВГХ по социальной политике; 2) министр здравоохранения; 3) ГКФКиС; 4) НОК; 5) аймачные, столичные, районные комитеты по физической культуре и спорту; комитеты по физической культуре и спорту при министерствах и отраслевых организациях (Общество «Слава», «Пограничник» и др.); 6) внештатные методисты физкультуры и спорта в самонах, аймаках; 7) спортивные федерации Монголии; физкультурные вузы; 8) спортивные клубы и учреждения образования; 9) физкультурные и оздоровительные центры в медицинских учреждениях; 10) спортивные единицы при хозяйственных и других организациях.
На основании постановления ВГХ от 31 октября 2003 г. центральным руководящим органом спортивного движения в Монголии является Управление по физической культуре и спорту (УФКиС). Цель УФКиС - претворение в жизнь законодательства о физической культуре и спорте, организация деятельности по физической культуре и спорту на общегосударственном уровне. В его структуру входят управления по физкультуре и спорту 21 аймака, столицы и 8 районов, а также
внештатные методисты в 340 сомонах.
УФКиС проводит информационную, исследовательскую и аналитическую работу, присваивает спортсменам и судьям звания и разряды, решает вопросы совместно с соответствующими органами о создании национальных сборных команд, организации спортивных школ, проведении совместных проверок, организации работы по предоставлению лицензии на спортивные услуги и обучению, руководстве спорткомитетов различного уровня.
В переходный период организационная структура учреждений физической культуры и спорта Монголии существенно изменилась по сравнению с периодом экономической системы централизованного планирования. Тенденцией развития учреждений физической культуры и спорта последних лет является создание многочисленных спортивных федераций, клубов по различным видам спорта, их сотрудничество с международными организациями.
Таким образом, процесс формирования системы управления физической культурой и спортом Монголии характеризуется постепенностью и постоянным поиском наиболее эффективных решений. В настоящее время эффективное государственное руководство и деятельность общественных организаций обеспечивают неуклонное повышение массовости занятий физической культурой и рост достижений на мировой арене.
Наранбаатар Чойгваа, заслуженный тренер Монголии, руководитель Агентства по физической культуре и спорта Монголии, факс 97611325234, е-mail: [email protected], тел. 99105803; 92005803 (моб.), раб. 97611321002. Naranbaatar Choygvaa, Honored coach of Mongolia, head of the Agency of Physical Culture and Sport of Mongolia, tel. 99105803, 92005803 (mobile), 976113210029 (work), fax 97611325234, e-mail: [email protected].