Научная статья на тему 'Система ценообразования в области регулируемых цен в электроэнергетике'

Система ценообразования в области регулируемых цен в электроэнергетике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1306
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / РЕФОРМА / ТАРИФЫ / ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фурсов Д. А.

В статье рассматриваются основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRICING SYSTEM IN THE FIELD OF REGULATED PRICES IN THE ELECTRICITY INDUSTRY

The article discusses the fundamentals of pricing in the field of regulated prices (tariffs) in electric power industry.

Текст научной работы на тему «Система ценообразования в области регулируемых цен в электроэнергетике»

Фурсов Д. А.

студент

ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Липецкий филиал

Липецк, Россия

СИСТЕМА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРУЕМЫХ

ЦЕН В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ Аннотация: В статье рассматриваются основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.

Ключевые слова: электроэнергетика; реформа; тарифы; электрическая энергия.

Fursov D.A.

student

Russian Presidential Academy Of National Economy and Public Administration,

Lipetsk branch Lipetsk, Russia

THE PRICING SYSTEM IN THE FIELD OF REGULATED PRICES IN

THE ELECTRICITY INDUSTRY Abstract: The article discusses the fundamentals of pricing in the field of regulated prices (tariffs) in electric power industry.

Key words: electricity industry; reform; tariffs; electrical energy.

В 2011г. закончился процесс либерализации рынка электрической энергии и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011г. № 1178 [1] приняты основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.

Государственное регулирование тарифов в электроэнергетике сохранено в ценовых зонах в части объёмов поставки электрической энергии населению и приравненных к нему групп потребителей, а также в отдельных субъектах Российской Федерации, для которых определены особенности функционирования оптового и розничного рынков, в неценовых зонах и на

территориях технологически изолированных территориальных энергетических систем. [2]

В составляющей средней цены на электроэнергию для потребителей в целом по Российской Федерации наибольшая доля приходится на оплату производства, на оптовом и розничном рынках (64,3%), оставшаяся часть распределяется между оплатой услуг по передаче электрической энергии (31,6%), сбытовых (3,9%) и инфраструктурных (0,1%) компаний.

В Российской Федерации существует двухтоварный оптовый рынок: электрической энергии и мощности.

Сбыт электрической энергии и мощности на оптовом рынке в основном осуществляют сформированные в результате реформы генерирующие компании оптового рынка (ОГК), территориальные генерирующие компании (ТГК), а также другие генерирующие организации, независимые от них.

В части объемов продажи электрической энергии и мощности по регулируемым ценам тарифы для поставщиков с 2008г. определяются с применением метода индексации в соответствии с формулами индексации регулируемых тарифов на электрическую энергию (мощность).

На рынке мощности в настоящее время существует много ценовых параметров. Наибольшие объемы продажи мощности реализуются по свободным ценам, сформированным в результате конкурентного отбора.

В рамках зоны свободного перетока мощности осуществляется формирование цен на основе конкурентного отбора. Зоны свободного перетока (ЗСП) - это территории, на которых отсутствуют существенные системные ограничения, и перетоки между которыми ограничены. Федеральная антимонопольная служба России ежегодно осуществляет мониторинг конкурентной ситуации на рынках электрической энергии и мощности; на основании проведенного анализа формирует перечень зон со слабой конкуренцией, в рамках которых будет применяться предельный уровень цены на мощность. В настоящее время из 21 ЗСП в пяти не применяется предельный уровень цены на мощность. В данных зонах цена на

мощность определяется по максимальной величине из цен в заявках, не попавших в 15% (для первой ценовой зоны) и 10% (для второй ценовой зоны) наиболее дорогого предложения с учетом запроса[2].

Не отобранные по результатам конкурентного отбора мощности генерирующих источников, при необходимости ее поддержания в работоспособном состоянии для обеспечения параметров, установленных обязательными требованиями работы ЕЭС России и другими техническими регламентами, систем жизнеобеспечения оплачивается по ценам на мощность, которые определяются Федеральной службой тарифов России для производящих энергообъектов, осуществляющих поставку мощности в вынужденном режиме.

В результате преобразования электроэнергетической отрасли с целью привлечения инвестиций для вновь вводимых объектов выработки электроэнергии, продажа мощности осуществляется на основании договоров о предоставлении мощности по цене, обеспечивающей максимальный возврат капитальных и эксплуатационных затрат. Перечень объектов, осуществляющих продажу мощности по данным договорам, определяется Правительством Российской Федерации.

На рынке электрической энергии большая часть объемов продается по свободным ценам, сформированным на рынке на сутки вперед (далее РСВ). Формирование цены на РСВ осуществляется на основании маржинального ценообразования: цена определяется по самой дорогой удовлетворенной заявке на поставку электроэнергии. Отбор ценовых заявок осуществляется за сутки до поставки электроэнергии и основан на объемах планового почасового производства и потребления и соответствующих им ценах. По результатам таких торгов возникают отклонения потребления электроэнергии от планового, торговля которыми осуществляется на балансирующем рынке. [3]

В результате реформы магистральные сетевые активы перешли под контроль ОАО "ФСК ЕЭС", а межрегиональные в ОАО "Холдинг МРСК" и

независимые организации. В настоящее время на территории Российской Федерации осуществляют свою деятельность более 3000 территориальных сетевых организаций.

Оплата услуг на передачу электроэнергии сетевыми организациями осуществляется государственным регулированием в полном объеме. С 2008г. был введен "котловой принцип" тарифообразования, т.е. все потребители, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащие к одной группе, должны оплачивать услуги по передаче электрической энергии по одинаковым тарифам. Со временем, начиная с 2009г., осуществлялся переход на долгосрочные методы регулирования тарифов, и в данный момент во всех электросетевых компаниях тарифы регулируются либо методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, либо методом доходности инвестированного капитала. С 2014 г. при тарифном регулировании электросетевых организаций планировалось применение методики сравнительного анализа их деятельности с целью определения эталонного уровня эффективности операционной и инвестиционной деятельности по показателям надежности, затрат и потерь, а также создания условий для конкуренции сетевых организаций. Целевой ориентир - сокращение нормативов потерь электрической энергии к 2017 г. не менее чем на 11% уровня потерь электрической энергии предусмотренного в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках ЕЭС России по субъектам РФ на 2012г. Метод сравнения аналогов, который должен был синхронно внедряться вместе с переходом на долгосрочные методы регулирования, так до сих пор и не введен, хотя уже несколько версий проектов методических указаний было подготовлено, но все они пока не позволяют объективно подходить к оценке операционных расходов компаний.

В отношении конечных потребителей цены на электрическую энергию в настоящее время формируются дифференцированно по шести ценовым

категориям и отдельно в части объемов поставки электроэнергии населению и приравненным к нему категориям потребителей с учетом индивидуального подхода по каждой составляющей цены. Тарифы для поставки электрической энергии населению устанавливаются в виде одноставочного тарифа, а также дифференцированно по зонам суток, с календарной разбивкой.

В результате проведенных реформ средняя розничная цена на электрическую энергию в целом по Российской Федерации к 2013г. увеличилась в 7 раз относительно уровня 2000 г. и в 2,2 раза с 2007 г. (начала процесса либерализации рынка) и в абсолютном выражении составила 244 коп/ (кВТ*ч). И этот рост мог быть еще больше, если бы не были приняты решения Правительства РФ по содержанию темпов роста цен на электрическую энергию.

За последние 8 лет (2007-2014 гг.) в структуре общих расходов по всем видам деятельности доля затрат на электрическую энергию была самая низкая в период 2012 - 2013 гг. - 2,3%, наибольшая ее величина в рассматриваемый период наблюдается в 2010 г. - 2,8%, что объясняется существенным превышением темпов роста розничных цен на электроэнергию относительно инфляции в 2007 - 2010 гг. В итоге, несмотря на окончание процесса реформирования электроэнергетической отрасли, смысл которого заключался в переходе к рыночным отношениям в электроэнергетике и совершенствованию подходов к тарифообразованию на электрическую энергию, влияние роли государства в этой сфере по прежнему остается очень высоким, что говорит о том, что не все цели этого переустройства были достигнуты.

Список литературы

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен в электроэнергетике.»

2. http: //www.rg.ru/2012/01/24/ee-regulirovanie-site-dok.html

3. www.Consultant.ru/document/cons doc LAW 174660/?frame=1

4 Беспалов М.В. Предпринимательство России: перспективы и направления развития / М.В. Беспалов; М-во образования и науки

Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р. Державина». Тамбов, 2010

5. Беспалов М.В. Роль налоговой политики в развитии предпринимательства // Человек и труд. 2009. № 11. С. 38-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.