УДК 69.003(07)
М.Г. Ковтуненко, В.В. Заворотынская
СИСТЕМА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ, ДЕЙСТВУЮЩАЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В данной статье рассматривается вопрос составления смет и ценообразования на территории Российской Федерации. Приведены некоторые нормативные документы, с помощью которых определяются цены и составляются сметы. В статье дана классификация сметных нормативов. Также освещаются проблемы, с которыми могут столкнуться сметчики. В статье описано, какие изменения претерпела сметная нормативная база в РФ и Краснодарском крае.
Ключевые слова: система ценообразования, сметное нормирование, стоимость строительства, сметная прибыль, нормативные документы.
В наши дни в России существует актуальная задача улучшения качества инвестиционно-строительной деятельности. С момента перехода экономики к рыночным отношениям всё большую роль играет эффективность существующих механизмов оценивания стоимости инвестиционных проектов. При объективном формировании инвесторских смет и договорных цен с организациями и поставщиками всевозможных ресурсов значительное внимание уделяется точности, правильности и достоверности сметных расчетов.
Действующие системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве состоят из строительных норм и правил, а также других сметных нормативных документов. Главное назначение сметных норм состоит в определении нормативного количества ресурсов, требующегося для выполнения определённых видов работ, и, как следствие, их стоимостных показателей. Все нормативные базы содержат техническую часть, вводные указания к разделам, таблицу сметных норм и приложения. [1, с.178]
В наше время многие начинающие сметчики, а также профессионалы данной сферы могут столкнуться с некоторыми проблемами при составлении смет. Основной проблемой является наличие огромного перечня литературы, большая часть из которой устарела и путает мысли сметчиков. Также с каждым днём появляется всё большее количество курсов, которое может дать будущему сметчику только поверхностные, а часто и ошибочные знания, так как база данных курсов не всегда обновляется под новые нормативные документы и изменения в ценообразовании.
В пределах Российской Федерации сметная нормативная база со временем претерпела изменения. Некоторые из данных изменений:
1. В новых В ФЕР, ГЭСН-2017 коды материальных ресурсов, механизмов изменены в соответствии с новым Классификатором строительных ресурсов (КСР).
2. Если ранее сборники имели название «Часть», то теперь все новые сборники снова названы «Сборниками».
3. Уменьшение стоимости расценок в новых ФЕР осуществлено за счёт эксплуатации машин и механизмов, а именно — уменьшения базовой стоимости маш. -часа «Автомобиля бортового грузоподъёмностью до 5 т». Также отмечается снижение базисной стоимости материалов в ФССЦ.
4. В новых ФЕР и ГЭСН затраты труда водителей учтены в нормах как затраты труда механизаторов, оплата труда машинистов входит в базу для исчисления НР и СП, что привело к увеличению затрат труда механизаторов по каждой норме.
5. В новых сборниках затраты средств малой механизации, инструмента и инвентаря на средства малой механизации учтены в составе накладных расходов стоимостью до 40 000 руб., из некоторых норм исключили компрессоры, вибраторы и отбойные молотки, которые нельзя отнести к средствам малой механизации.
6. Согласно приложению, к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. № 1028/пр «Методика применения сметных норм», изменены таблицы коэффициентов на условия работ, деление по виду строительства: новое строительство, реконструкция, капитальный ремонт.
7. Коэффициент К = 1,5, учитывающий условия производства ремонтных работ без расселения, применяется теперь только для жилых зданий и др.
© Ковтуненко М.Г., Заворотынская В.В., 2018.
На территории Краснодарского края была введена в действие новая сметно-нормативная база ценообразования в строительстве, по которой:
1. Введены территориальные единичные расценки (ТЕР-2001) и государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001) на строительные, монтажные и пуско-наладочные работы.
2. Органам исполнительной власти Краснодарского края предоставлено право на утверждение индивидуальных сметных норм в качестве территориальных.
При разработке проектно-сметной документации в Краснодарском крае:
1. Разработка сметной документации по вновь начинаемым объектам производится ресурсным или базисным методом на основании сборников ГЭСН-2001 и ТЕР-2001. Решение о применении метода составления смет принимается заказчиками строительства объектов.
2. В случае отсутствия в новой сметно-нормативной базы (ГЭСН-2001, ТЕР-2001) расценок на отдельные виды работ допустить использование индивидуальных сметных норм в качестве территориальных в течение 6 месяцев с даты их утверждения главными распорядителями средств краевого бюджета при условии одновременного представления индивидуальных сметных норм на согласование в Госстрой России.
Классификация сметных нормативов, формирующих сметно-нормативную базу системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, возможна по трём признакам: структуре, времени опубликования и степени укрупнения. По структуре они могут делиться на федеральные, отраслевые, региональные. По времени опубликования: в ценах 1969 года (УПСС, УПВС), в ценах 1984 года (СНиП -84), в ценах 1991 года (СНиП 1991), в ценах 2000-2001 года (ФЕР-2001, ТЕР-2001). По степени укрупнения расценки делятся на элементные и укрупнённые.
В состав государственных элементов сметных норм входят: сборники государственных элементных сметных норм на строительные и специальные строительные работы (ГЭСН); сборники государственных элементных сметных норм на ремонтно-строительные работы (ГЭСНр); сборники государственных элементных сметных норм на монтаж оборудования (ГЭСНм); сборники государственных элементных сметных норм на пусконаладочные работы (ГЭСНп).
Таблицы ГЭСН содержат следующие нормативные показатели: затраты труда рабочих-строителей (монтажников, пусконаладочного персонала), в чел-ч; средний разряд работы (он показывает средний разряд звена рабочих-строителей, выполняющих полный комплекс работ); затраты труда машинистов, в чел.-ч; состав и время эксплуатации строительных машин, механизмов, механизированного инструмента, в маш.-ч; перечень материалов, изделий, конструкций, используемых в процессе производства работ, и их расход в физических (натуральных) единицах измерения. [2, с.213]
Классификация сметных нормативов по степени укрупнения: элементные сметные нормативы (государственные, индивидуальные элементные сметные нормы, а также нормы по видам работ), укрупненные сметные нормативы (сметные нормативы, выраженные в процентах, в том числе: нормативы накладных расходов, нормативы сметной прибыли, сметные нормы дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время, укрупненные сметные нормативы и показатели, в том числе: укрупненные показатели базисной стоимости строительства (УПБС), укрупненные показатели базисной системы по видам работ (УПБС ВР), сборник показателей стоимости на виды работ (ПВР) и т.д.). [3]
При составлении смет основанием для установления марок строительных машин является проектная документация (ППР или ПОС). При этом корректировка норм машинного времени (маш.-ч), приведённого в ГЭСН, не допускается.
При составлении сметной документации расход материальных ресурсов определяется по проектным данным, рабочим чертежам с учётом минимальных трудно устранимых потерь и отходов, связанных с перемещением материалов и изделий от приобъектного склада до рабочей зоны и их обработкой при укладе. Нормы расхода неоднократно используемых оборачиваемых материалов и деталей определены с учётом нормального числа их оборотов и нормы допустимых потерь после каждого оборота. Каждому виду элементов затрат ресурсов присваивается свой код.
Кодировка ресурсов происходит строго в соответствии с номенклатурой и системой кодирования, предусмотренными «Основными положениями по кодификации ресурсов». Также следует применять установочные поправочные коэффициенты.
Использование тех или иных сметных нормативов зависит в первую очередь от требований к используемым нормативам со стороны заказчика, а именно нормативам в строительных, ремонтно-строительных, а также монтажных работах.
На сегодняшний день определение стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации производится в соответствии с методикой, описанной в МДС 81.35-2004. Эта методика имеет
в своем составе общие положения по составлению сметной документации, определение сметной стоимости строительства, выполнение ремонтных, монтажных и пусконаладочных работ на всех стадиях разработки проектной и предпроектной документации.
При новом строительстве осуществляются: возведение комплекса объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения вновь создаваемых предприятий, зданий и сооружений, а также филиалов и отдельных производств, которые после ввода в эксплуатацию будут находиться на самостоятельном балансе.
Существующие виды строительства: расширение действующих предприятий, реконструкция (переустройство) существующих цехов предприятия, техническое перевооружение действующих предприятий, поддержание мощности действующего предприятия, капитальный ремонт зданий и сооружений, капитальный ремонт наружных инженерных коммуникаций и объектов благоустройства, предупредительный (текущий) ремонт.
Сметная стоимость строительно-монтажных работ (Ссм) по своему экономическому содержанию делится на прямые затраты (ПЗ), накладные расходы (НР) и сметную прибыль (СП).
Базой для начисления накладных расходов является суммарный фонд оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов. [4]
Сметная прибыль - это сумма средств, необходимых для покрытия определённых общих расходов строительно-монтажных организаций на развитие производства, социальной сферы и материальное стимулирование работников.
Базой для начисления сметной прибыли является суммарный фонд оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов.
Локальные сметные расчёты (сметы) составляются на отдельные виды строительных и монтажных работ, а также на стоимость оборудования. Они могут составляться по: зданиям и сооружениям: на строительные работы, специальные строительные работы, внутренние санитарно-технические работы, внутреннее электроосвещение, электросиловые установки и др.; общеплощадочным работам: на вертикальную планировку, устройство инженерных сетей, путей и дорог, благоустройство территорий, малые архитектурные формы и др. [5]
Стоимость работ в локальных сметных расчётах (сметах) в составе сметной документации может проводиться в двух уровнях цен: в базисном уровне, определяемом на основе действующих сметных норм и цен 2001 г.; в текущем (прогнозном) уровне, определяемом на основе цен, сложившихся ко времени составления смет или прогнозируемых к периоду осуществления строительства.
В сводных сметных расчётах стоимости производственного и жилищно-гражданского строительства средства рекомендуется распределять главам, в которые могут входить: подготовка территории строительства, основные объекты строительства, объекты энергетического хозяйства, проектные и изыскательские работы, авторский надзор и т.д. [6]
В сводных сметных расчётах стоимости строительства или ремонта, итоговые суммы из объектных сметных расчётов указываются в тысячах рублей с округлением до двух знаков после запятой.
К сводному сметному расчёту, предоставляемому на утверждение, в составе проекта осуществляется составление пояснительной записки, в которой приводится: месторасположение строительства, перечень каталогов сметных нормативов, принятых для составления сметы строительства, наименование генеральной подрядной организации в случае, если она известна, нормы накладных расходов для конкретной подрядной организации или по видам строительства.
При составлении смет могут применяться следующие методы расчёта затрат: ресурсный, ресурсно-индексный, базисно-индексный, на основе банка данных о стоимости ранее построенных или запроектированных объектов-аналогов.
Ресурсная ведомость разрабатывается в два приема: подсчитывается потребность в ресурсах по позициям сметы на основе перечня работ, их физических объемов и сметных норм расхода ресурсов на каждый вид работы, а затем однородные ресурсы с одинаковыми шифрами суммируются так, что локальная ресурсная ведомость сводится к сводной локальной ресурсной ведомости.
В составе всех смет учитываются индексы, подразделяющиеся на: федеральные, территориальные, отраслевые, индивидуальные. По экономическим составляющим сметной стоимости: индексы к элементам прямых затрат; индексы к прямым затратам; индексы к общей стоимости строительно-монтажных работ; индексы к специальным статьям и элементам сметной стоимости. Произвольное изменение утверждённых размеров индексов не допускается.
Определение размеров средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство, основные положения и методы организации оплаты труда рабочих изложены в МДС 83-1.99. [7, с.28]
Основным методическим документом, определяющим общие положения по ценообразованию и сметному нормированию, содержащим конкретные рекомендации по составлению всех форм сметной документации на разные виды работ, является «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» (МДС 81-35.2004), утверждённая с 9 марта 2004 г. постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1.
Таким образом, ценообразование в строительстве главным образом связано с типом возводимого здания или сооружения, его местоположением, экономикой района. Важно принимать во внимание стоимость строительной продукции, которая может быть рассчитана с помощью индексов цен. В процессе формирования цены необходим договор между проектировщиком, заказчиком и подрядчиком, чтобы не возникало разногласий по стоимости работ при проведении промежуточных расчетов. Ресурсный метод расчета и соответствующие ему нормативы приобретают всё большую популярность.
Библиографический список
1. Гумба Х. М. Ценообразование и сметное дело в строительстве: учеб. -практ. пособие / Х. М. Гумба, Е. Е. Ермолаев, С. С. Уварова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт: Высшее образование, 2010. 419 с.
2. Королева М. А. Сметное нормирование в строительстве: учеб. пособие / М. А. Королева. 2-е изд., доп. и перераб. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2006. 332 с.
3. Градостроительный кодекс Российской Федерации.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации.
5. Об утверждении Классификации сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета. Приказ от 04.12.2012 № 76/ГС (зарегистрировано в Минюсте России 07.03.2013 № 27572).
6. Постановление Правительства РФ «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию от 16.02.2008 № 87» (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.05.2009 № 427).
7. МДС 81-35.2004. Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации. М.: Госстрой России, 2004. 43 с.
ЗАВОРОТЫНСКАЯ ВИКТОРИЯ ВЛАДИМИРОВНА - бакалавр, Кубанский государственный технологический университет, Россия.
Научный руководитель: КОВТУНЕНКО МАРИНА ГЕОРГИЕВНА - кандидат экономических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, Россия.