Научная статья на тему 'Система ценностей как основа социального идеала общества в мюзикле и ее идентификация зрительской аудиторией'

Система ценностей как основа социального идеала общества в мюзикле и ее идентификация зрительской аудиторией Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
163
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Монд О. -л

В работе рассматривается влияние системы ценностей на формиро­вание социального идеала общества в отображении различными жан­рами американского музыкального театра. Через призму главных геро­ев постановок мюзиклов, относящихся к различным жанрам и времен­ным периодам, показана трансформация социального идеала и воз­можности идентификации системы ценностей зрительской аудиторией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система ценностей как основа социального идеала общества в мюзикле и ее идентификация зрительской аудиторией»

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО ИДЕАЛА ОБЩЕСТВА В МЮЗИКЛЕ И ЕЕ ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЗРИТЕЛЬСКОЙ АУДИТОРИЕЙ

© Монд О.-Л*

Московский городской педагогический университет, г. Москва

В работе рассматривается влияние системы ценностей на формирование социального идеала общества в отображении различными жанрами американского музыкального театра. Через призму главных героев постановок мюзиклов, относящихся к различным жанрам и временным периодам, показана трансформация социального идеала и возможности идентификации системы ценностей зрительской аудиторией.

В истории американского музыкального театра принято выделять следующие жанры: европейская оперетта, оперетты Гилберта и Салливана, музыкальная комедия, музыкальная драма Золотого века, поп-опера, рок-опера и современный мюзикл [4, 5]. У каждого из них сложился свой путь развития, который продолжается в той или иной мере и пой сей день [7]. Особенности жанрового разнообразия определяются понятием стиля [6].

Стиль - это не какая-то определенная идея или набор правил, установленных в момент зарождения нового жанра как категории искусства. Каждый из стилей представляет собой видоизменяющуюся со временем тра-дицию, которая относится к периоду ее возникновения и испытывает влияние современных веяний в области исполнительского искусства мюзикла. Иными словами, стиль ассоциируется с определенным жанром музыкального театра, а не обязательно с неким историческим периодом. Жанр предопределяет стилистические правила и обычаи, которые будут использоваться вне зависимости от года, в котором был написан тот или иной мюзикл.

Музыкальный театр представляет собой искусственную среду, наполненную ритуализованным поведением в области актерской игры и написания сценария, которую с готовностью принимают как актеры, так и аудитория [3]. Обычаи и традиции актерской игры, которые мы ассоциируем со стилем, есть некая экстраполяция нашего взгляда на мир. Каждому стилю, таким образом, соответствует специфическое мировоззрение.

Можно сказать, что мюзикл - единственный вид музыкально-драматического искусства, который рефлексирует на современные ему социальные проблемы общества. Это обеспечивается заложенными в постановке некими системами ценностей, в основе которых лежат характерные особенности межличностного взаимодействия и отношения к социальным структурам. Каждый стиль базируется на уникальной системе ценностей и пред-

* Аспирант кафедры Пения и хорового дирижирования.

ставляет собой ее манифестацию. Эти системы ценностей могут включать в себя веру в Бога, тендерные отношения, представления о красоте, моде, а также об отношении к власти, семье и обществу, какой-то возникшей конкретной ситуации (например, война, техногенная катастрофа, террористический акт) или складывающейся тенденции.

Система ценностей, которую выдвигает мюзикл, представляет собой желательную для аудитории. Вследствие того, что музыкальный театр зачастую отражает ценности, преобладающие в большей части общества, то, как она хочет (или хотела) сама себя видеть, часто отражено в характерах персонажей. Мы назвали это позитивное изображение обществом самого себя общественным или социальным идеалом. Как предполагает термин, это идеализированное, обобщенное и популярное видение того, как выглядят, одеваются и ведут себя совершенный мужчина и совершенная женщина. Социальный идеал вариабелен в различных субкультурах, этнических группах. Он эволюционирует по мере того, как изменяется общество и под его давлением. Этот образ не может быть по-настоящему живым, но именно к нему стремится музыкальный театр, и именно он находит свое отражение в рекламе, индустрии развлечений и поп-арте.

Системы вышеперечисленных ценностей, являются основой социального идеала [2]. Каждая социальная группа, а внутри нее - возрастная может иметь различный социальный идеал. Главные герои в большинстве мюзиклов являются нормативными персонажами, отражающими мейнст-рим социального идеала для своего сегмента общества. Попытаемся рассмотреть социальные идеалы через призму центральных мужских персонажей в постановках (мюзиклах), принадлежащих к различным жанрам.

Так, в опереттах Гилберта и Салливана главный герой обычно представляет собой комически преувеличенное воплощение социального идеала. Он обладает гипертрофированным чувством долга, невинный, нежный, очаровательный, т.е. несет в себе коренные викторианские достоинства. Примером может служить Фредерик из спектакля «Пираты из Пензанса» / Pirates of Penzance (1879).

В музыкальной комедии выразителем социального идеала становится яркая личность, беззаботный, несколько легкомысленный молодой человек, уютно себя чувствующий в безрассудном мире, полном музыки и джаза. Такой воспринимала себя Америка 20-х годов прошлого века, полюбившая мюзикл «Леди, будьте добры!» / Lady, Be Good! (1924) и его главного героя - молодого чечеточника Дика Тревора.

Музыкальная драма Золотого века представляет нам иной тип героя: физически сильный, упорный, оптимистичный и устремленный в будущее, он - независимая личность, обладающая чувством ответственности перед обществом и перед своей семьей. Таков например, Керли из мюзикла «Оклахома!» / Oklahoma! (1943). На фоне непретенциозного и бесхит-

ростного музыкального сопровождения можно сказать, что он - точное отражение американских ценностей середины XX-ro века.

В поп-опере появляется остроумный, циничный и ранимый герой, слегка занимающийся самообманом. Примером может служить Фредерик из мюзикла «Маленькая ночная серенада» / A Little Night Music (1973). Сложная партитура мюзикла отличается глубокой эмоциональностью. Такой хотела видеть себя космополитическая зрительская аудитория в начале 70-х годов прошлого века.

Рок-опера как «протестный» жанр с музыкой «несогласия, восстания» [8], естественно, имела иных героев, которые позиционировали себя вне общества. Так, Роджер из мюзикла «Рента» / Rent (1996) - сознательный аутсайдер. Все его существование окрашено в трагические тона, и он отчаянно нуждается в любви. Для молодежной культуры, представители которой столкнулись со СПИДом и ощутили, что правительство повернулось к ним спиной, Роджер оказался совершенно подходящим героем.

Конец прошлого и начало XXI века в музыкальном театре ознаменовали собой переход к современному мюзиклу. Характерными признаками нынешнего состояния общества становятся неспособность индивидуума верно оценивать окружающую действительность и определять свое место в ней. Своеобразный «синдром потерянности». Политика двойных стандартов, изощренность рекламных технологий, позволяющих черное представлять белым и наоборот, придали жизни американского общества сюрреалистический оттенок, а «американская мечта» все больше осознается как утопия. Для американцев, чья формировавшаяся веками система ценностей рушится, это апокалипсис. И в рок-опере We will Rock You (2002), как предтечи будущей трагедии, потерялись Музыка, Человеческие чувства, Личностная индивидуальность.

В двух последних современных мюзиклах - по сути сказке «Странная» / Wicked (2003) и «Близко к норме» / Next to Normal (2009) мы видим уже совсем другую систему ценностей, других героев, характерной особенностью которых становится «отклонение от нормы»; при этом они -структурированные личности, готовые на борьбу за обретение себя и своего места в социуме. Так, Элфаба - главная героиня мюзикла «Странная», являясь «странной» (с зеленой кожей) от рождения, оказывается умной, чуткой, одаренной личностью, которая несмотря ни на какие трудности, добивается признания. В мюзикле «Близко к норме» разворачивается социально-психологическая драма: главная героиня - Диана тоже «странная» с точки зрения окружающих, больная - по мнению психотерапевтов. Она борется за свои права, которые выражаются в том, чтобы считаться «нормальной» среди близких и родных. Муж Дианы - Дэн старается забыть историю гибели маленького сына, которого Диана не перестает считать живым. Встав перед дилеммой: согласиться считать мертвого живым, превратившись в «ненормальных», разделив точку зрения душевноболь-

ной, или потерять мать, оставшись «нормальными», отец и дочь выбирают паллиативный вариант - «близко к норме» [1].

Если обратиться к теме женских персонажей мюзиклов, скажем, что, начиная с музыкальной драмы эпохи Золотого века, они являются замечательно цельными. Поставим рядом Лори из мюзикла «Оклахома!» I Oklahoma!, Джули из «Карусель» I Carousel, Хоуп из «Все проходит» I Anything Goes, Амалию из «Она меня любит I She Loves Me, Мэриан из «Музыканта» I Music Man и, в какой-то степени, Гвиневеру из «Камелота» I Camelot и мы увидим, насколько они схожи. Все эти роли написаны для одного и того же голосового диапазона, они передают надежду и решимость, все служат как бы романтическим стержнем соответствующего спектакля; все героини умны (вне зависимости от формального уровня их образования), приблизительно одного возраста (около 20-30 лет), почти все не замужем; внешне миловидны и привлекательны, к тому же очень эмоциональны, большинство живет насыщенной духовной жизнью. Каждая из этих героинь ведет себя с достоинством и обходительностью, которые отличают ее от других персонажей в том же самом спектакле. Очевидно, что для американского общества, в котором женщины противостояли дискриминации, такой набор характеристик женских персонажей неслучаен.

Мюзикл - единственный вид быстро меняющегося музыкально-драматического искусства, который в полной мере отражает преобразования социального идеала общества, основанного на трансформирующейся системе ценностей. Не случайно, именно те мюзиклы, которые были созданы в переломные моменты, когда старые идеалы уступали место новым, стали не только долгожителями по числу состоявшихся представлений, но и периодически возрождаются уже в новом, современном стиле (например: Evita, South Pacific, The Sound of Music, Hair, Cabaret, La Cage aux Folles, A Little Night Music и др.). При этом они воспринимаются как ретроспектива и вновь привлекают своего зрителя, который хочет знать, как было тогда, чтобы оценить, что изменилось. И этот рассказ преподносится на понятном ему современном языке, основанном на соответствующем стиле актерской игры.

Зрительская аудитория на подсознательном уровне способна идентифицировать прототипические стили в музыке и актерской игре. Понимание того, что тот или иной социальный идеал действительно был таким в период создания мюзикла, базируется на опыте просмотра теле- и киноверсий старых лент, запечатлевших ранее созданные мюзиклы, воспроизведения прежних исполнительских традиций более молодыми артистами в музыкальных видеофильмах и в кинокартинах, в музыкальных радиопередачах, которые слушают, стоя на эскалаторах и в автомобильных пробках, готовя ужин на кухне. Люди также постоянно сталкиваются с другими разнообразными стимулами, которые усиливают их представления о разных стилях (популярные журналы и книги, реклама, художественная литература, радио и телевидение соответствующего периода и пр.). В ре-

зультате, даже не прикладывая к этому никаких усилий, зритель являемся в высшей степени чувствительным к точности и аутентичности актерской игры, которую он наблюдает в рамках данной постановки [2].

Таким образом, мы видим, что социальный идеал общества имеет свое специфическое отражение в разных жанрах музыкального театра, который трансформируется со временем и влечет за собой изменения в стиле актерской игры, сценографии, музыке и пр. Эстетические ожидания зрителя, решившего посетить ту или иную постановку мюзикла, включают в первую очередь соответствие стиля и определенной системы ценностей специфическому мировоззрению, соответствующему тому периоду, о котором повествует история, составляющая основу либретто.

Список литературы:

1. Монд Л. «Близко к норме» - лучший бродвейский мюзикл года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.pozitivplus.net/kyltura.

2. Монд О.-Л. Отражение «социального идеала» в разных жанрах музыкального театра // В сб. трудов Всероссийской научно-практической конференции «Психология социального взаимодействия в изменяющемся мире». - Саратов, 2010.

3. Boroff E. Origin of Species: Conflicting Views of American Musical Theater History // American Music. - 1984. - № 2/4. - P. 101-111.

4. Deer J., Dal Vera R. Acting in Musical Theatre / A Comprehensive Course. - London, New York: Routledge, Taylor & Francis Group, 2008. - 448 p.

5. Riddle P.H. The American Musical: History & Development. - Ontario: Oakville, 2003. - 338 p.

6. Swain J.P The Broadway Musical: A Critical and Musical Survey. -New York & Oxford, 1990. - 402 p.

7. The Cambridge Companion to the Musical. - second ed. // Ed. by W.A. Everett and P.R. Laird. - Cambridge University Press 2002, 2008. - 412 p.

8. Wollman E.L. The Theater Will Rock: A History of the Rock Musical, from «Hair» to «Hedwig». - Michigan: Ann Arbor, 2006. - 264 p.

ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

© Щербаков В.Ф.*

Государственный музыкально-педагогический институт им. М.М. Ипполитова-Иванова, г. Москва

В статье анализируется проблема формирования образовательной среды, способствующей творческому становлению личности, обретаю-

* Доцент кафедры Специального фортепиано и органа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.