Научная статья на тему 'Традиции актерской игры в опереттах Гилберта и Салливана'

Традиции актерской игры в опереттах Гилберта и Салливана Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
100
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Монд О. -л

В статье рассматриваются характерные особенности актерской игры в опереттах Гилберта и Салливана; анализируется ее зависимость от викторианской культуры. Также приводятся данные о значении оперетт Гилберта и Салливана для развития музыкального театра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиции актерской игры в опереттах Гилберта и Салливана»

6. Гришаева Ю.М. Гуманитарные технологии и перспективы модернизации экологического образования в вузе // «Alma Mater» (Вестник высшей школы). - 2011. - № 3. - С. 86-87.

ТРАДИЦИИ АКТЕРСКОЙ ИГРЫ В ОПЕРЕТТАХ ГИЛБЕРТА И САЛЛИВАНА

© Монд О.-Л *

Отделение музыкального театра Нью-Йоркской Киноакадемии, Соединенные Штаты Америки, г. Нью-Йорк

В статье рассматриваются характерные особенности актерской игры в опереттах Гилберта и Салливана; анализируется ее зависимость от викторианской культуры. Также приводятся данные о значении оперетт Гилберта и Салливана для развития музыкального театра.

Несмотря на то, что оперетты Гилберта и Салливана имеют много общего с опереттами, созданными в то же самое время в Европе, мы рассмотрим их отдельно. Уильям Швенк Гилберт (автор либретто) и Артур Салливан (музыка) были очень влиятельными людьми в англоговорящем музыкальном театре. Тонкое остроумие и замечательное чувство пародии, которыми обладал этот творческий дуэт, продолжают вызывать отклик и у современных зрителей. Исключительное умение создать абсурд посредством большого художественного мастерства родили самый забавный, самый очаровательный и мелодичный музыкальный театр из когда-либо существовавших. Гилберт и Салливан работали вместе с продюсером Ричардом Д'Ойли Карта в Савой-Театре, в Лондоне. Поэтому их работы часто называют «савойскими операми». Гилберт придумал в английском языке словечко «Topsy-Turvy», что означает «шиворот-навыворот»; именно оно лучше всего передает его творческое кредо: выворачивать ситуацию наизнанку, придумывая логически ожидаемый социальный отклик путем доведения его до нелогично абсурдной крайности. Это приводило к созданию характеров, которые смехотворно воплощали противостоящие ценности. Так, например, члены парламента, переодетые в пиратов, отказываются убивать, адмиралы ничего не знают о настоящих военно-морских операциях, осужденных назначают королевскими палачами, и так далее. Один современный критик утверждал, что Гилберт имел «проникающее видение безумства, заключенного в здравомыслии» [1, с. 122]. Задачей Гилберта как высокоталантливого сценариста было создать пьесу с захватывающим, хорошо закрученным сюжетом и показать в ней все классы общества, все типы разнообразных персонажей и их конфликтов. Поскольку сатирическому осмеянию можно

* Педагог-практикант, кандидат педагогических наук.

подвергнуть буквально все, каэвдый герой получает по заслугам. Гилберт и Саллпван как бы подносили зеркало к лицу общества и смеялись, в том числе и над собой, апеллируя при этом к умеренности, разуму и здравому смыслу. Беспристрастность делала их популярными во всех слоях викторианского общества [2].

Гилберт продолжил существовавшие в английском театре и литературе традиции словесной игры - при этом он использовал комические, иронические и сатирические возможности языка, которые берут начало еще в дошекспиров-ской эпохе. Он довел до совершенства традицию написания стихотворных песенных текстов и прозаического либретто, которая ведет непосредственно к П.Дж Вуцхаусу (10-е и 20-е гг. XX века), Айре Гершвину, Лоренцу Харту, Ко-улу Поттеру и Ноэлю Коуарду (20-50-е гг. XX века), а также к Стивен Сонд-хайму (50-е гг. двадцатого века - первое десятилетие XXI века). Было бы трудно представить себе такие шоу как мюзиклы «Авеню Ку» / «Avenue Q» и «Ури-натаун» / «Urinetown» без такого прецедента, как савойская опера. Использование остроумной игры слов и сложной рифмы, сатирического изображения персонажей и легкой абсурдности - все это является частью данной традиции.

Изучение оперетт Гилберта и Салливана представляет неоценимый материал для понимания истории развития музыкального театра. Став прототипами более поздних музыкальных комедий, эти произведения, по сути, представляют собой переходную форму от оперетты к музыкальной коме -дии, какой мы знаем ее сейчас [3].

Доминирующими традициями актерской игры в период расцвета оперетт Гилберта и Салливана являлись традиции мелодрамы и высоко формализованных стилей, такие, например, как представляемые Франсуа Дельсартом, французским певцом, вокальным педагогом и теоретиком сценического искусства [4]. В соответствии с его взглядами, актеры должны принимать шаржированные позы, которые показывают чувства и отношения. Гилберт, как известно, был сторонником реалистического подхода, чем отличался от многих своих современников. Но, тем не менее, влияние школы Дельсарта в музыкальном театре было столь значительным, что оперетты Гилберта и Салливана так и не отклонились от упрочившегося стандарта актерской игры. Другим важным источником влияния на постановки в музыкальном театре был в то время британский мюзик-холл, который можно считать в некоторой степени эквивалентом американского водевиля [4]. Исключительно развлекательная функция комедийного представления, прямое обращение к аудитории, разрозненные музыкальные номера - вот основные правила этого жанра.

Оперетты Гилберта и Салливана в наше время играют в соответствии с двумя все более различающимися традициями.

Оригинальные постановки, осуществленные продюсируемой Ричардом Д'Ойли Картом «Оперной компанией», были скрупулезно записаны и воспроизводились в течение десятилетий с очень небольшими изменениями. Поч-

ти так же, как играет в Японии традиционный театр кабуки. Хотя сторонники этой традиции настаивают на том, что отдельные актеры имеют известную свободу в игре, добавляя или убавляя «харакгеризацию» персонажей, все-таки на них оказывается мощное давление, побуждающее их оставаться как можно ближе к оригинальной интерпретации. Шутки понятны современному зрителю, но реакция на них происходит в как бы ритуализованной манере.

Другой стиль актерской игры по большей части преобладает в США и наиболее массово он начал применяться с начала восьмидесятых годов двадцатого века. В соответствии с этим подходом актеры играют свои роли преимущественно так, как они играли бы их в современной музыкальной комедии (например, «Авеню Ку», «Продюсеры»»), где главнее внимание уделяется искусству создания образов и характеров, непочтительности, эстрадным номерам, шуткам и остротам, непристойному юмору и переделке текста, чтоб позволяет включить в него реалии сегодняшнего дня. Те, кто предпочитает такой подход оправдывает это тем, что он дает возможность использовать отличный юмор и прекрасную музыку этих двух гениев оперетты, и они оживают, чудесно подходя для публики нашего времени. Но, хотя этот новый подход и популярен, он все равно основывается на использовании постановок, осуществленных когда-то Ричардом Д'Ойли Картом.

Для актеров музыкального театра чрезвычайно важно подробно изучить те особенности актерской игры, которая была характерна для исполнителей оперетт Гилберта и Салливана. Конечно, это невозможно без представления о том, как понимались основные ценности викторианской культуры - любовь и добродетель, непререкаемое уважение к власти [5]. Иерархическая классовая система помещала королеву на верхушку и, далее по нисходящей, шли королевская фамилия, аристократия, потом лидеры промышленности и церкви. Ниже по социальной лестнице находился средний класс (по большей части зрители этих опер принадлежали именно к нему). И, наконец, ниже всех располагался рабочий класс. Гилберт и Салливан немало высмеивали эту систему социального неравенства во многих своих самых известных произведениях. Их персонажи играют «уважение» к власти при полном отсутствии такового вообще. В центре их лучших работ находятся памфлет и сатира на социальные институты и условности викторианского общества (1837-1901), такие как честь и долг, социально-классовая структура Англии, абсолютное превосходство английской армии, уважение к монархии и ее право управлять империей, рыцарственность и романтическая любовь.

Говоря о маркерах физического стиля, следует в первую очередь остановиться на позе и силуэте. Физическая жизнь персонажей этих оперетт испытывает влияние со стороны сценических традиций того времени. Мелодрама оказывала мощное влияние на актерскую игру, поощряя актеров принимать физические формы и позы, которые служили индикатором играемого чувства или типа персонажа. Центральное место в этом типе актерской игры занимает идея, заключающаяся в том, что ни один характер персонажа не может быть

настолько сложным, чтобы его нельзя было распознать с первого взгляда. Это как судить о книжке по ее обложке. Образы гнусных негодяев, крадущихся через всю сцену, любовников, облокачивающихся на стволы деревьев или стоящих на колене с вытянутой задней ногой и руками, протянутыми к предмету воздыхания, типичны для этого стиля. Зритель легко мог провести параллель с игрой актеров в немых фильмах (как в комедиях, так и драмах).

Викторианское общество имело в высшей степени формализованную культуру, и это простиралось в значительной степени на физические отношения на публике. Для того, чтобы хорошо сыграть в современных постановках оперетт Гилберта и Салливана, артистам музыкального театра надо ухватить лежащую в их основе формальность и ригидность того общества, чтобы хорошенько посмеяться над его представителями. Социальными идеалами в ту эпоху являлись абсолютная собственность, уважение и послушание в каждой черточке поведения. Эти оперетты полны примерами того, как викторианские ценности искажаются. Например, это происходит в оперетте «Микадо». Коко осужден на смерть за то, что посмотрел на женщину, которая не является его женой. Заповедь «не желать жены своего ближнего» доведена здесь до абсурдной крайности. Высмеивается и такая добродетель, как непоколебимая верность данному обещанию (Фредерик в «Пиратах из Пензанса»). В опереттах Гилберта и Салливана профессиональный долг актера состоит в том, чтобы понять, какие ценности из вышеуказанной культуры высмеиваются и играть шаржировано, помня, что Гилберт и Салливан старались противопоставить социальные ожидания того времени и реакцию на чрезвычайные обстоятельства.

Язык жестов отличался напыщенностью, бьющей на эффект, и современному зрителю представляется преувеличенным, выходящим за рамки знакомого им стандарта. Из-за широты диапазона этих персонажей язык жестов, движений и поз является более разносторонним, чем в большинстве более ранних стилей. Но при этом все физические движения выполнялись чисто и точно. Партитуры Салливана дают так много музыкальной специфики, что артисты вынуждены отдельно работать над соединением своих физических действий, поведения на сцене с музыкой.

Ниже мы приводим самые популярные оперетты Гилберта и Саллин-вана, иллюстрирующие стиль актерской игры, о котором мы говорили выше: «Корабль его величества «Пинафор или девушка, которая любила моряка» Z «H.M.S. Pinafore or The Lass That Loved a Sailor», «Пираты и Пензанса или раб долга» Z «The Pirates of Penzance or The Slave of Duty», «Микадо или город Титипу» Z «The Mikado, or The Town of Titipu». Реже появляются на сцене такие их оперетты, как: «Руддигор или проклятие ведьмы» I «Ruddigore, or The Witch's Curse», «Гондольеры или король Барата-рии» I «The Gondoliers, or The King of Barataria», «Терпение или невеста Бунторана» I «Patience, or Bunthorn's Bride»», «Волшебник» Z «The Sorcerer», «Принцесса Ида или замок Адамант» Z «Princess Ida, or Castle Ada-

mant», «Утопия с ограниченной ответственностью или цветы прогресса» / «Utopia, Limited, or The Flowers of Progress» [6].

Практически все вышеперечисленные произведения сняты на кинопленку и доступны для просмотра с целью изучения, в том числе актерской игры, а также различий в традициях американской и английской школ.

Список литературы:

1. Bradley, Ian C. Oh Joy! Oh Rapture! The Enduring Phenomenon of Gilbert and Sullivan. - New York: Oxford University Press, 2007.

2. Goodman Andrew. Gilbert and Sullivan's London. - London: Faberand Faber, 2000.

3. Монд О.-Л. Музыкальный театр: жанры и вокальные стили //Social Science / Общественные науки: Всероссийский научный журнал. - М.: МИИ Наука, 2010. - № 6. - С. 95-101.

4. The Cambridge Companion to the Musical / Ed. by W.A. Everett and P.R. Laird. - Second Edition. - Cambridge University Press, 2008.

5. Монд О.-Л. Перспективы развития школ мюзикла как базового элемента системы дополнительного профессионального образования вокалистов // Дополнительное профессиональное образование: традиции и инновации: монография / Коллектив авторов; под ред. проф. В.В. Огурцова. -Красноярск: СибГТУ, 2010. - С. 193-204.

6. Bradley Ian C. The Complete Annotated Gilbert and Sullivan. - New York: Oxford University Press, 2005.

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ОПЫТА МЛАДШИМИ

ШКОЛЬНИКАМИ НА ОСНОВЕ НАГЛЯДНОГО-ОБРАЗНОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПРИОБРЕТЕНИЯ ЗНАНИЙ

© Насонова О. А.*

Орловский государственный университет, г. Орел

Наиболее перспективным подходом при формировании образно-эмоциональной речи учащихся, является применение народно-песенного творчества на уроках языкового цикла. Наличие двух звуковых сфер в народно-песенном творчестве - музыкальной и речевой - предопределяет и наличие функциональной системы для её восприятия. Большое значение имеет в этом не только музыкальный слух, но и речевой. Слуховое восприятие богато своей психологической активностью: Значительную роль в данном случае отводится обогащению языкового и музыкального опыта средствами музыкального фольклора.

* Заместитель начальника управления культуры и архивного дела департамента образования, культуры и спорта Администрации Орловской области, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.