Научная статья на тему 'СИСТЕМА ТРИЕДИНОГО ТРУДА: АСКЕТИЧЕСКИЙ ТРУД'

СИСТЕМА ТРИЕДИНОГО ТРУДА: АСКЕТИЧЕСКИЙ ТРУД Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
85
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРИЕДИНЫЙ ТРУД / АСКЕТИЧЕСКИЙ ТРУД / КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАСТЕЙ / ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ СОСТОЯНИЙ / TRIUNE LABOR / ASCETIC LABOR / CLASSIFICATION OF PASSIONS / OVERCOMING NEGATIVE STATES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кандалинцев Виталий Геннадьевич

В новой статье из цикла, посвященного авторской методике «Система триединого труда», рассматриваются вопросы управления аскетическим трудом, как особой категорией труда. Автором определяются и классифицируются негативные (страстные) состояния, отрицательно влияющие на мотивацию труда, а также предложены подходы к их преодолению. Началом подобных состояний и их первым проявлением определяется впадение в гордость, порождающее целую цепь негативных последствий, прежде всего, иллюзорность сознания с присущей ей недооценкой окружающих, чрезмерным личным тщеславием, самонадеянностью, самооправданием, неприятием неудач и т.д. Отмечается, что неумение противостоять данным состояниям опустошает человека, в конечном счете, отправляют его на дно жизни. Констатируя важное значение предложенной классификации негативных состояний для самодиагностики, автор особое внимание уделяет анализу алгоритма их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF TRIUNE LABOR: ASCETIC LABOR

In the new article from the cycle devoted to the author's methodology “The System of the Triune Labor”, it viewed the questions of the management of ascetic labor, as a special category of labor. The author identifies and classifies negative (passionate) states that adversely affect the motivation of work, and also suggests approaches to overcome them. The beginning of such states and its first manifestation determine the inflow into pride, which generates a whole chain of negative consequences, first of all, the illusion of consciousness with its inherent underestimation of others, excessive personal vanity, self-reliance, self-justification, rejection of failures, etc. It is noted that the inability to resist these conditions devastates a person, ultimately sending him to the bottom of life. Acknowledging the importance of the proposed classification of negative states for self-diagnosis, the author pays special attention to the analysis of the algorithm for its overcoming.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ТРИЕДИНОГО ТРУДА: АСКЕТИЧЕСКИЙ ТРУД»

Research Project of Humanitarian and Social Sciences of 2016 "Research on the Cultural Heritage of Russian Emigrants in China" (RWZ201601); Heihe University Guidance Project of 2017 "Research on the Status Quo, Issues With Countermeasures and Roles of Sino-Russian Humanitarian Interchange" (YDP201703).

12. Симонян Г.А., Сарян А.А. О некоторых особенностях построения системы туристического маркетинга территории // Современная научная мысль. 2015. №1. С. 113-119.

References and Sources

1. Dan' Czehn. Razvitie industrii kul'tury. - Pekin: Narodnoe izdatel'stvo, 2005. - S.162. (na kit. yazyke).

2. Doklad Vsemirnoj turisticheskoj organizacii OON (YUNVTO) «Osobennosti turizma v 2018 godu». 2018. 28 avgusta. «ZHehn'min' zhibao» onlajn. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://russian.people.com.cn/n3/2018/0828/c31518-9494915.html. (Data obrashcheniya: 12. 09. 2018).

3. Kradin N. P. Harbin - russkaya Atlantida: ocherk. - Habarovsk: KGUP «Habarovskaya kraevaya tipografiya», 2010.

4. Kun Syannin. O razvitii podderzhki politiki industrii kul'tury // EHkonomika biznesa. - 2005. - №8. - S. 45. (na kit. yazyke).

5. Li YAn'lin. O kul'ture russkih ehmigrantov Harbina. Kul'tura ehmigrantov. - Cicikar: Kitajskij kul'turnyj most, 1999. - S.103. (na kit. yazyke).

6. Fu Tounyuj, Vehn' SHancin. Kul'turnaya industriya Kitaya v kontekste globalizacii // Kul'turologiya. - 2005. - №2. - S. 70. (na kit. yazyke).

7. CHzhan Sin'. Issledovanie o razvitii industrii kul'tury v provincii Hehjlunczyan. - Harbin: Harbinskij institut biznesa, 2014. - S. 28 (na kit. yazyke).

8. CHzhao Li. Strategii razvitiya specificheskoj kul'turnoj industrii provincii Hehjlunczyan // Materialy promyshlennogo i tekhnologicheskogo foruma - 2013. - T.2. - Vyp.1. - S. 49. (na kit. yazyke).

9. CHzhao Li. Harakteristiki strategii razvitiya kul'turnoj industrii provincii Hehjlunczyan // Materialy promyshlennogo i tekhnologicheskogo foruma. - 2013. - T.2. Vyp. 1. - S.12. (na kit. yazyke).

10. Shehn' Shan'. Konnotaciya kul'turnoj industrii i ee tendencii razvitiya politiki //. Social'nyj uchenyj. - 2016. - .№12. - S 166. (na kit. yazyke.)

11. Foundation item: Heilongjiang Provincial Research Project of Philosophy and Social Sciences of 2017 "Study on the Excavation and Protection of the Cultural Heritage of Russian Emigrants in Harbin" (17ZSE435); Heihe University Research Project of Humanitarian and Social Sciences of 2016 "Research on the Cultural Heritage of Russian Emigrants in China" (RWZ201601); Heihe University Guidance Project of 2017 "Research on the Status Quo, Issues With Countermeasures and Roles of Sino-Russian Humanitarian Interchange" (YDP201703).

12. Simonyan G.A., Saryan A.A. O nekotoryh osobennostyah postroeniya sistemy turisticheskogo marketinga territorii // Sovremennaya nauchnaya mysl'. 2015. №1. S.113-119.

ЛИ, ЧУНЬЯНЬ - преподаватель Хэйхэсского университета (провинция Хэйлунцзян, КНР).

ПЭН, ЧУАНЬХУАЙ - научный сотрудник Хэйхэсского университета (провинция Хэйлунцзян, КНР)

ДРУЗЯКА АНДРЕЙ ВИКТОРОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент Благовещенского государственного

педагогического университета (druzyaka12@mail.ru)..

LI, CHUNYAI - Lecturer, Heihe University (Heilongjiang Province, China).

PEN, CHUANHUAI - Researcher at Heihes University (Heilongjiang Province, PRC).

DRUZYAKA, ANDREY V. - Ph.D. in History, Associate Professor, Blagoveshchensk State Pedagogical University

УДК 331.101.3+241.3

КАНДАЛИНЦЕВ В.Г. СИСТЕМА ТРИЕДИНОГО ТРУДА: АСКЕТИЧЕСКИЙ ТРУД

Ключевые слова: триединый труд, аскетический труд, классификация страстей, преодоление негативных состояний.

В новой статье из цикла, посвященного авторской методике «Система триединого труда», рассматриваются вопросы управления аскетическим трудом, как особой категорией труда. Автором определяются и классифицируются негативные (страстные) состояния, отрицательно влияющие на мотивацию труда, а также предложены подходы к их преодолению. Началом подобных состояний и их первым проявлением определяется впадение в гордость, порождающее целую цепь негативных последствий, прежде всего, иллюзорность сознания с присущей ей недооценкой окружающих, чрезмерным личным тщеславием, самонадеянностью, самооправданием, неприятием неудач и т.д. Отмечается, что неумение противостоять данным состояниям опустошает человека, в конечном счете, отправляют его на дно жизни. Констатируя важное значение предложенной классификации негативных состояний для самодиагностики, автор особое внимание уделяет анализу алгоритма их преодоления.

KANDALINTSEV, V.G. THE SYSTEM OF TRIUNE LABOR: ASCETIC LABOR

Keywords: Triune labor, ascetic labor, classification of passions, overcoming negative states.

In the new article from the cycle devoted to the author's methodology "The System of the Triune Labor", it viewed the questions of the management of ascetic labor, as a special category of labor. The author identifies and classifies negative (passionate) states that adversely affect the motivation of work, and also suggests approaches to overcome them. The beginning of such states and its first manifestation determine the inflow into pride, which generates a whole chain of negative consequences, first of all, the illusion of consciousness with its inherent underestimation of others, excessive personal vanity, self-reliance, self-justification, rejection of failures, etc. It is noted that the inability to resist these conditions devastates a person, ultimately sending him to the bottom of life. Acknowledging the importance of the proposed classification of negative states for self-diagnosis, the author pays special attention to the analysis of the algorithm for its overcoming.

В предыдущих двух статьях [1,2] рассматривались исходная концепция и общая архитектура Системы триединого труда (СТТ). Проведенный там анализ позволяет перейти к характеристике отдельных разделов методики. Первый такой раздел - аскетический труд. В нем определяются и классифицируются негативные (страстные) состояния, а также выстраивается определенный подход к их преодолению.

А. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ НЕГАТИВНЫХ СОСТОЯНИЙ

А1. Источник негативных состояний

Для определения источника негативных (страстных) состояний необходимо рассмотреть проблему восприятия человеком сравнительной ценности трех основных аспектов его бытия:

- интегрированного с Богом бытия в рамках отношения «творение - Творец»;

- интегрированного с другими людьми бытия как части человеческой общности;

- относительно обособленного бытия в качестве личности.

Приоритетным является первый аспект, в котором через исполнение воли Божией достигается высшая ценность человеческого бытия. Что касается второго и третьего аспектов, то заповедь «возлюби ближнего как самого себя» устанавливает их равноценность.

Самолюбие (себялюбие, эгоизм, эгоцентризм) есть нарушение названной ценностной иерархии. Оно заключается в том, что самолюбивый человек признает, что для него «я» имеет большую ценность, чем «другие», а предпочтения этого «я» - большую ценность, чем заповеди Божии.

Самолюбие можно рассматривать как начальное отклонение от нормы человеческого бытия, которое негативно влияет на духовную, душевную и телесную жизнь человека. Если это отклонение не контролируется, то самолюбие начинает набирать силу и превращается в гордость. Эта последняя декларирует в человеке абсолютную (т.е. превосходящую любую другую) ценность его обособленного существования.

Как следствие, гордый человек начинает исходить из своего несуществующего превосходства над всеми, что загоняет его в тупик. Из этого негативного состояния трудно выбраться, и оно порождает целую цепь различных по тяжести страстей. И хотя данную цепь нельзя определить однозначно, поскольку она варьируется в зависимости от характера человека и его жизненных обстоятельств, логика причинно-следственных связей часто используется в классификациях страстей.

А2. Классификация страстей

Для самодиагностики и постановки целей в сфере аскетического труда удобно пользоваться какой-либо классификацией страстей. В таблице 1 приводится пример такой классификации.

Таблица 1. Классификация страстей.

Страстные состояния Проявления страстных состояний

1. Впадение в гордость Возношение и презрение

2.Иллюзорность сознания Смущение, мнительность, подозрительность, прелесть

3.Утверждение самости Своеволие, ревность не по разуму, самонадеянность, самооправдание

4.Тщеславие Славолюбие, честолюбие, падкость на лесть, желание похвал

5. Обольщение богатством Жажда обогащения любым путем, жадность, скупость

6.Неприятие неудач Раздражение, гнев, ропот

7. Мстительная уязвленность Зависть, клевета, осуждение

8.Угнетенность Печаль, уныние, лень, отчаяние

9. Подверженность плотским страстям Переедание, вредные привычки, блуд

В классификации началом всех страстных состояний и их проявлений выступает впадение в гордость. Гордость проявляется как возношение (поставление себя выше других) и как презрение (отношение к другим как много низшим себя).

Поскольку таковой взгляд ошибочен, он влечет второе страстное состояние -иллюзорность сознания. В легкой форме иллюзорность сознания проявляется как смущение, затем следует мнительность и подозрительность и, наконец, наиболее тяжелая форма -прелесть.

В иллюзорном восприятии действия других людей оцениваются как ошибочные, от чего появляется третье страстное состояние - утверждение самости. Гордый человек начинает во все вмешиваться, все стремится изменить согласно своим иллюзорным представлениям, проявляет самонадеянность и во всех случая прибегает к самооправданию.

Естественно, что таким образом самоутвердиться не удается, и это приводит к четвертому страстному состоянию - тщеславию. Оно проявляется как острая потребность в похвалах, падкость на лесть, желание славы и т.д. Гордость стремится получить подтверждение правильности своего возношения над другими.

Она также часто неравнодушно к богатству, которые считает доказательством исключительности и действенным способом прославиться. Так возникает пятое страстное состояние - обольщение богатством.

Гордого человека преследуют неудачи, так как он не способен выстроить здоровые и взаимоперспективные отношения с людьми. Так как подлинная причина неудач им отрицается, то неизбежно приходит шестое страстное состояние - неприятие неудач. В начальной стадии оно проявляется как раздражение, далее идет гнев, а самой тяжелой стадией становится ропот (недовольство, адресованное Богу).

Что касается чужих успехов, то они бьют в самое сердце гордости, опровергая все иллюзии гордого о собственном превосходстве. И тогда наступает седьмое страстное состояние - мстительная уязвленность. Гордость реагирует завистью и стремится расправиться с «обидчиком» посредством клеветы и осуждения.

Но и здесь, в конечном счете, ей не удается добиться своего. И тогда человек погружается в восьмое страстное состояние - угнетенность. Степени угнетенности: печаль, уныние, отчаяние.

Стремление забыться или махнуть на все рукой в угнетенном состоянии делает человека подверженным плотским страстям, этому девятому страстному состоянию. Плотские страсти, особенно тяжелые (алкоголизм, наркозависимость) опустошают человека и отправляют его на дно жизни.

Б. ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ СОСТОЯНИЙ

Б1. Самодиагностика и постановка целей аскетического труда

Классификация страстей нужна для самодиагностики, т.е. для определения наиболее опасных и сильных страстей в себе. По определению, самой опасной, корневой для других страстью является гордость. Поэтому первая и приоритетная цель аскетического труда -преодоление гордости, освобождение от нее. Мы все в той или иной степени подвержены гордости, и поэтому названная цель должна рассматриваться как обязательная. По нашей классификации, эта цель ставится для преодоления состояния «1.Впадение в гордость».

Далее нужно определить так называемую «любимую» страсть. Это то страстное состояние, к которому мы наиболее склонны, которое чаще всего возникает и которое стало устойчивой привычкой (греховным навыком). Здесь мы индивидуальны, и у каждого есть своя «любимая» страсть. Она может относиться к любому из восьми страстных состояний (со второго по девятое). Соответственно, второй целью аскетического труда становится преодоление «любимой» страсти. Если эта страсть преодолена, то выявляется следующая страсть, ставится цель по ее преодолению и т.д.

Б2. Преодоление гордости и обретения смирения

После того, как цели поставлены, к ним нужно подобрать показатели. Для измерения степени впадения в гордость может быть использована 7-балльная шкала сравнительной

силы гордости и смирения в человеке (см. Таблицу 2). В этой шкале 1 балл означает наихудший результат (гордость доминирует), а 7 баллов - наилучший (смирение устранило гордость).

Таблица 2. Уровни сравнительной силы гордости и смирения

Уровень в баллах Характеристика уровня

1 Уверенность в превосходстве над любым человеком. Отношение к другим, как к не стоящим ничего

2 Декларация своей принадлежности к узкому кругу «избранных», отношение к большинству как к «профанам»

3 Завышенная самооценка, но уже с внутренним признанием, что определенная часть людей может быть лучше и успешнее, в том числе и в духовно-нравственной жизни

4 Понимание своей непредпочтительности перед другими, отношение к себе как среднему человеку

5 Концентрация на самопознании и осуждение себя, как страстного и грешного, хуже других.

6 Высокая степень смирения и очищения от страстей. Борьба идет с «тонкими» обольщениями (например, обольщением своей праведностью)

7 Полнота смирения, бесстрастие, святость

Приведенная шкала служит для определение текущего состояния, т.е. того, «где я сейчас», и поставки задачи - «где я должен/должна быть через некоторый период времени». Это требует честности перед собой и навыка самоанализа.

Если задача поставлена, например, перейти с уровня 3 баллов на уровень 4 баллов, то нужно принять во внимание, что и это кажущееся не очень высоким достижение может потребовать длительного времени и немалых усилий. Поэтому к задаче необходимо разработать инициативу - совокупность шагов для решения задачи (достижения цели).

Такими шагами могут быть:

• Начать с понимания, что без помощи Бога победа над гордостью невозможна. Включить в свое молитвенное правило прошение помощи Божией в деле преодоления гордости и обретения смирения.

• Составить список необходимой аскетической литературы, изучить ее и сформировать базу знаний из цитат, советов, рекомендаций. Пользоваться этой базой для выбора наиболее эффективных средств борьбы с гордостью.

• Применять самоукорение в тех случаях, когда не удается проигнорировать горделивый помысл.

• Вслед за самоукорением осуществлять волевое усилие для отсечения помысла, в том числе и посредством переключения на смиренные мысли и концентрации на добрых делах.

• Выработать навык отношения к укоризнам, досадам и критике со стороны других как к лекарству от гордости.

На первых порах инициативу не стоит слишком усложнять. Главное - перейти к систематической и осмысленной работе по преодолению гордости, которая позволит накопить опыт и даст возможность более умелых аскетических действий.

Б3. Преодоление «любимой» страсти

Сначала нужно внести определенность в вопрос о том, что мы будем считать преодолением соответствующей страсти. Для примера возьмем чрезмерное употребление алкоголя. Здесь два варианта целевого состояния - норма полного отказа и безопасная норма потребления. Для других плотских страстей вариант обычно один. Например, по курению и

более тяжелым формам наркозависимости - полный отказ, по перееданию - соблюдение обоснованной нормы питания.

Показатели степени достижения цели будут основываться на отклонениях от выбранной нормы. Эти отклонения могут учитываться как в абсолютных величинах (количество и длительность нарушений нормы за период), так и относительных (% отклонения от нормы за период). Так, составив схему питания, можно просто учитывать количество ее нарушений, стремясь свести их в плановом периоде к нулю.

Инициатива может включать шаги:

• Определить норму, отклонения от которой будут измерять степень проявления страсти.

• Изучить опыт других людей, преодолевших данную страсть.

• Перечислить средства, которые будут использоваться (молитва, волевое усилие).

Далее выбирается плановый период, строится план-график шагов.

Б4. Цикл непосредственно аскетического труда

В зависимости от вида нормы цикл «планирование-выполнение-проверка-действия» (цикл Деминга или цикл РБСЛ) носит единичный или повторяющийся характер. При норме полного отказа однократное совершение цикла - наилучший вариант. В этом случае мы говорим, что нам удалось бросить курить и т.д. «с первой попытки».

Но так удается далеко не всегда. Многие страстные состояния устойчивы, часто маскируются благовидными предлогами и требуют определенных знаний и опыта в борьбе с ними. Поэтому приходится выбирать сначала норму посильного ограничения страсти, и затем ужесточать ее от одного планового периода к другому.

Цикл непосредственно аскетического труда - базовый. Он сравнительно прост, в нем используются начальные аскетические знания и уже имеющийся жизненный опыт личности. При повышении норм, применяемых в борьбе с труднопреодолимыми страстями, может оказаться необходимым совершенствование процесса аскетического труда.

В. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ И ПЕРЕДАЧА ОПЫТА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В.1. Совершенствование процесса аскетического труда

Согласно архитектуре СТТ, совершенствование процесса аскетического труда относится к влиянию общественного труда на аскетический труд. Это означает, что данное совершенствование осуществляется с помощью инструментов, применяемых в общественном труде.

Первым таким инструментом является декомпозиция, т.е. разбиение целого на части. Декомпозиция - это прием, заменяющий крупную цель, показатель, задачу, инициативу на несколько меньших или более простых целей, показателей, задач, инициатив.

В качестве схемы декомпозиции для всех процессов преодоления страстей может быть использована известная схема развития страсти, включающая шесть стадий: прилог (помысл), сочетание (внимание), сосложение (услаждение), пленение (желание), решение, исполнение [3].

Пример. Процесс преодоления страсти на базовом уровне (в непосредственно аскетическом труде) был определен так:

Цель (Ц1) - преодоление страсти.

Показатель (П1) - количество неудачных попыток за период.

Задача (З1) - количество неудачных попыток не более п за период.

Инициатива (И1) - молитва, база знаний, волевое усилие.

В результате декомпозиции получились шесть подпроцессов, относящихся к влиянию общественного труда на аскетический труд, с соответствующими параметрами:

Подпроцесс 1.1.

Ц1.1. - игнорировать помысл.

П1.1. - количество неудачных попыток в игнорировании помысла.

З1.1. - количество неудачных попыток не более п.

И1.1. - молитва против помыслов, база знаний о помыслах, волевое усилие по игнорированию помысла.

Подпроцесс 1.2.

Ц1.2. - переключить внимание.

П1.2. - количество неудачных попыток в переключении внимания.

З1.2. - количество неудачных попыток не более п.

И1.2. - молитва об отвлечении внимания от помыслов, база знаний об управлении вниманием, волевое усилие на переключении внимания.

Подпроцесс 1.3.

Ц1.3. - обесценить услаждение.

П1.3. - количество неудачных попыток обесценить услаждение.

3.1.3. - количество неудачных попыток не более п.

И1.3. - молитва об удалении услаждения, база знаний об управлении чувствами, волевое усилие на самоукорении и отторжении услаждения.

Подпроцесс 1.4.

Ц1.4. - пересилить желание.

П1.4. - количество неудачных попыток пересилить желание.

3.1.4. - количество неудачных попыток не более п.

И1.4. - молитва о терпении, база знаний об управлении чувствами, волевое усилие на терпении и самоконтроле.

Подпроцесс 1.5.

Ц1.5. - отменить решение.

П1.5. - количество неудачных попыток отменить решение.

3.1.5. - количество неудачных попыток не более п.

И1.5. - молитва о помощи в исправлении, база знаний об управлении волей, волевое усилие на откладывании и отмене решения.

Подпроцесс 1.6.

Ц1.6. - ограничить исполнение.

П1.6. - количество неудачных попыток ограничить исполнение.

3.1.6. - количество неудачных попыток не более п.

И1.6. - молитва о помощи в воздержании, база знаний о воздержании, волевое усилие на ограничении исполнения

Декомпозиция позволяет выстроить эшелонированную защиту, что повышает вероятность избавления от страсти. На разных стадиях развития страсти применяется наиболее подходящий способ борьбы, а в целом приобретается навык использования комплекса мер противостояния страстям.

Также появляется возможность использовать и другие инструменты общественного труда. Например, в компаниях часто применяется методика «бережливого производства», в которой значительное внимание уделяется определению и устранению «временных ловушек» в производственном процессе. В результате производственный поток ускоряется, а время, в течение которого не создается добавленная стоимость - сокращается.

Применительно к аскетическому труду удобнее говорить о замедлении (ускорении с обратным знаком) развития страсти и его блокировании. Это несколько меняет подход к преодолению страсти. Здесь на первый план выходит стремление все более и более замедлять переход страсти с одной стадии на другую. При застарелой, сильной страсти одолеть ее будет непросто. Замедляя сначала понемногу, а потом все больше переход от помысла к вниманию, от внимания к услаждению и т.д. мы вырабатываем навык все более упорного сопротивления страсти. Соответственно, появляется еще один показатель - время замедления.

В конечном счете мы стремимся к тому, чтобы сделать такое замедление бессрочным. И если оно произойдет на стадии помысла (т.е. помысл никогда не будет пользоваться нашим вниманием), то это и будет означать преодоление страсти. Оба подхода дополняют

друг друга. В каких-то случаях развитие страсти можно остановить с одной или нескольких попыток. Но чем больше неудачных попыток, тем более целесообразно попытаться перейти к замедлению. В сущности, замедление готовит такое ослабление страсти, при котором можно снова попытаться преодолеть ее с одной попытки.

В2. Передача аскетического опыта

В СТТ передача аскетического опыта относится к влиянию благотворительного труда на аскетический. Чаще всего, встречаются два варианта: передача личного опыта и передача опыта святых.

Личный опыт передают те, кому удалось победить какую-либо страсть и при этом выработать определенный, полезный и для других метод. Наиболее распространены советы бывших курильщиков и любителей «зеленого змия». Желающих поделиться личным опытом преодоления гордости, самости, тщеславия и т.д. заметно меньше. Мы не очень-то любим признаваться в подверженности таким страстным состояниям и редко добиваемся значительного успеха в их преодолении.

Тем не менее, если есть что сказать - надо говорить. И смиряться с тем, что круг заинтересовавшихся может быть узким. Ведь для того, чтобы оценить значение аскетического опыта, многим людям требуется прожить большую часть жизни.

Второй вариант - содействовать распространению аскетического опыта святых как наиболее ценного. Публикация сборников их наставлений имеет непреходящую актуальность. Естественно, что оба варианта могут быть объединены в один. Так, если в рамках личного труда по преодолению какой-либо страсти сделана подборка наставлений и советов святых, привязанная к структуре некоторого показателя, то это может иметь практическое значение и для других людей.

Пример подборки наставлений святых [см. 4], соотнесенных с уровнями Таблицы 2:

Уровень 1.

«На великую высоту восходит душа гордого и оттуда низвергает его в бездну» (прп. Нил Синайский).

Уровень 2.

«Не считай себя мудрым: иначе гордостью вознесется душа твоя, и ты впадешь в руки врагов твоих» (прп. Антоний Великий).

Уровень 3.

«Как узнается гордый и чем исцеляется? Узнается потому, что домогается предпочтения. А исцеляется, если будет верить суду Сказавшего: "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (Иак. 4, 6). Впрочем, надо знать, что хотя убоится суда, произнесенного за гордость, однако не может исцелиться от этой страсти, если не оставит всех помышлений о своей предпочтительности» (свт. Василий Великий).

Уровень 4.

«Не вдавайся в гордыню потому, что дела идут у тебя успешно, как будто не можешь потерпеть чего-либо худого. Напротив, помни, что обстоятельства часто меняются, держись скромного образа мыслей и не выходи из пределов человеческих. Правосудие наблюдает дела наши; возмечтавших о себе, что они уже не подлежат наказанию, оно доводит до наказания тем способом, которым они думают избежать его» (прп. Исидор Пелусиот).

Уровень 5.

«Гордый человек не знает себя: он считает себя светлым, а на деле он мрачен. Считает себя лучше многих, а на деле он хуже всех. Мнит себя идущим к небу, в то время как идет к бездне» (свт. Димитрий Ростовский).

Уровень 6.

«О духовной гордости, которою искушаются все совершенные, скажем, что этот род гордости не многими познан и испытан, потому что не многие стараются приобрести совершенную чистоту сердца, чтобы достигнуть этих степеней брани, и не заботятся об очищении страстей. ... Эта гордость обыкновенно искушает только тех, которые, победив предыдущие пороки, находятся уже почти на верху добродетели. Поскольку хитрый враг не

может подвергнуть их плотскому грехопадению, то пытается низложить духовным падением, чтобы лишить их всех заслуг прежних добродетелей, приобретенных с большим трудом» (прп. Иоанн Кассиан Римлянин). Уровень 7.

"Гордый необходимо унизится, а смиренный, напротив, возвысится; величие смиренного есть величие истинное и подлинное, а не то, которое состоит в одних словах и наименованиях. ... Так и святых мы почитаем за то, что они, будучи выше всех, перед всеми смиряли себя; потому-то они и доселе остаются высоки, и величия их не потребила и самая смерть» (свт. Иоанн Златоуст).

В заключение можно отметить, что и в области передачи аскетического опыта целесообразно воспользоваться общим алгоритмом «цели-показатели-задачи-инициативы». И здесь также возможно применять инструменты совершенствования.

Литература и источники

1. Кандалинцев В.Г. О православной этике труда // Право и практика. - 2017. - №3.

2. Кандалинцев В.Г. Триединый труд: прикладная система, основанная на христианских ценностях // Современная научная мысль. - 2018. - №5.

3. Схема развития страсти была разработана практически одновременно (IV век) на Востоке Евагрием Понтийским и на Западе Иоанном Кассианом Римлянином.

4. Святые отцы о гордости // Интернет-ресурс «Вера Православная». URL: http://verapravoslavnaya.ru/7Svyatye_o_gordosti, (дата обращения: 14.11.2018).

References and Sources

1. Kandalincev V.G. O pravoslavnoj ehtike truda // Pravo i praktika. - 2017. - №3.

2. Kandalincev V.G. Triedinyj trud: prikladnaya sistema, osnovannaya na hristianskih cennostyah // Sovremennaya nauchnaya mysl'. - 2018. - №5.

3. Skhema razvitiya strasti byla razrabotana prakticheski odnovremenno (IV vek) na Vostoke Evagriem Pontij skim i na Zapade Ioannom Kassianom Rimlyaninom.

4. Svyatye otcy o gordosti // Internet-resurs «Vera Pravoslavnaya». URL: http://verapravoslavnaya.ru/7Svyatye_o_gordosti, (data obrashcheniya: 14.11.2018).

КАНДАЛИНЦЕВ ВИТАЛИЙ ГЕННАДЬЕВИЧ - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН.

KANDALINTSEV, VITALIY G. - Ph.D. in Economics, Senior Researcher of the Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences (kanvital@mail.ru).

УДК 338.1

МАЛИНИН В.Л., МОРШНЕВ А.В., ТАРАСОВА И.И. ГИПОТЕЗЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ТЕНДЕЦИИ РАЗВИТИЯ АДДИТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ, И ПОДХОДЫ

К ИХ ПРОВЕРКЕ

Ключевые слова: аддитивные технологии, гипотезы, рыночная перспективность.

В статье рассмотрен вопрос о сложности применения аддитивных технологий в условиях Российской Федерации в настоящий момент. Представлен ряд гипотез, проверка и последующее опровержение или подтверждение которых, позволит создать системную модель экономик аддитивного производства. Показано, что для количественной оценки экономического эффекта, возникающего при переходе на полностью цифровое проектирование и производство изделий, необходимо вычесть из дохода, который будет получен из-за ускорения процесса проектирования и изготовления деталей, расход, величина которого равна затратам на создание и поддержку инфраструктуры цифрового проектирования и производства за срок полного жизненного цикла изделий. Величина указанных доходов и расходов масштабируема в зависимости от уровня объекта исследования: от эффекта в рамках отдельно взятого предприятия, до общего народнохозяйственного эффекта в рамках экономики страны.

MALININ, V.L., MORSHNEV, A.V., TARASOVA, I.I. THE HYPOTHESIS, DEFINING THE TRENDS OF THE DEVELOPING OF ADDITIVE TECHNOLOGIES IN MODERN RUSSIAN CONDITIONS AND APPROACHES TO ITS CHECK

Keywords: additive technologies, hypotheses, market prospects.

In the article viewed the question on complexity of the application of additive technologies in the conditions of Russian Federation at the moment. It presented a number of hypotheses, the ckeck and subsequent refutation or confirmation of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.