Научная статья на тему 'СИСТЕМА ТОПОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ЕДИНИЦ И ТИПОЛОГИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ'

СИСТЕМА ТОПОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ЕДИНИЦ И ТИПОЛОГИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
многофункциональные пространственные единицы / архитектурный облик / морфология / топология / типология / единство и разнообразие / тенденции градостроительства / cross-functional spatial units / architectural guise / morphology / topology / typology / integrity and diversity / tendencies of urban planning

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — А.С. Ванюшкин, Н.М. Ветрова

В статье рассмотрена проблема формирования облика многофункциональных пространственных единиц, исключающих однообразие и монотонность архитектурной среды. Рассмотрены современные тенденции градостроительства (15-минутные, компактные, зеленые/эко города и др.), выявлены их основные черты и сходства как содержательной основы формирования облика архитектурного пространства. Проанализированы основы топологии и морфологии, в т. ч. подходы к обеспечению единства и многообразия архитектурной среды как основы ее художественного восприятия. На этой базе нами предложена система топологических характеристик многофункциональных пространственных единиц, а также их возможная типология.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — А.С. Ванюшкин, Н.М. Ветрова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF CROSS-FUNCTIONAL SPATIAL UNITS TOPOLOGICAL PROPERTIES AND THE TYPOLOGY OF THEIR IMPLEMENTATION POSSIBILITIES ON THE EXAMPLE OF REPUBLIC OF CRIMEA

The problem of forming a guise of creative spaces, which could prevent monotony of architectural environment, is considered in the article. The contemporary tendencies of urban planning (15 minutes, compact, green/eco cities, etc.) are analyzed; their main features and similarities as the content basis for forming a guise of an architectural space are discovered. The basis of topology and morphology, including approaches for support of integrity and diversity of an architectural space as the basis for its art-like perception, are analyzed. On this basis the system of topological properties of cross-functional spatial units, as well as their possible typology, are proposed.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ТОПОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ЕДИНИЦ И ТИПОЛОГИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»

О

i-^

X

X с

X X

CD С CD U

CD U

О

U

CD

УДК 72.012.22 DOI: 10.24412/1816-1863-2023-3-68-74

СИСТЕМА ТОПОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ

ЕДИНИЦ И ТИПОЛОГИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

§ А. С. Ванюшкин, д-р техн. наук, доцент, Крымский федеральный университет X им. В. И. Вернадского, vanyushkin2@yandex.ru, г. Симферополь, Россия, ^ Н. М. Ветрова, д-р техн. наук, профессор, Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, xaoc.vetrova.03@mail.ru, г. Симферополь, Россия

В статье рассмотрена проблема формирования облика м ногофункциональных пространственных

единиц, исключающих однообразие и монотонность архитектурной среды. Рассмотрены совре-

О менные тенденции градостроительства (15-минутные, компактные, зеленые/эко города и др.),

^ выявлены их основные черты и сходства как содержательной основы формирования облика ар-

х хитектурного пространства. Проанализированы основы топологии и морфологии, в т. ч. подходы

§ к обеспечению единства и многообразия архитектурной среды как основы ее художественного

с восприятия. На этой базе нами предложена система топологических характеристик многофунк-

О^ циональных пространственных единиц, а также их возможная типология. m

The problem of forming a guise of creative spaces, which could prevent monotony of architectural environment, is considered in the article. The contemporary tendencies of urban planning (15 minutes, compact, green/eco cities, etc.) are analyzed; their main features and similarities as the content basis for forming a guise of an architectural space are discovered. The basis of topology and morphology, including

x

¡^ approaches for support of integrity and diversity of an architectural space as the basis for its art-like peru ception, are analyzed. On this basis the system of topological properties of cross-functional spatial units, О as well as their possible typology, are proposed.

Ключевые слова: многофункциональные пространственные единицы, архитектурный облик, 1— морфология, топология, типология, единство и разнообразие, тенденции градостроительства.

Keywords: cross-functional spatial units, architectural guise, morphology, topology, typology, integrity and diversity, tendencies of urban planning.

68

Введение

В «Стратегии пространственного развития РФ до 2025 г.» указан ряд основных проблем (п. III) и направлений (п. VI), в т. ч. «низкий уровень комфортности городской среды» «благоустройство общественных пространств», «освоение заброшенных территорий», «согласованное и комплексное развитие территорий» [1, с. 6—7, 15—17]. Все эти направления неразрывно связаны с креативными ин-дустриями и кластерами.

В «Концепции развития творческих (креативных) индустрий» указан ряд проблем и барьеров их развития, в т. ч. «недостаточное развитие инфраструктуры для творческого (креативного) бизнеса в регионах» [2, с. 8—9].

Развитие инфраструктуры креативных индустрий возможно в рамках пространственных единиц, в роли которых выступают т. н. «узловые районы», согласно терминологии Родомана Б. Б. [3]. В узловом районе выделяют центр с общественными

пространствами и монофункциональную периферию (зоны жилья, производства, рекреации). Общественные и креативные пространства могут быть вписаны как в ядро, так и в периферию, которая также может стать многофункциональной. В первом случае креативные пространства и кластеры могут стать ядром узлового района, позитивно способствуя его развитию.

Для сообществ творческих людей очень важен момент «самоидентификации», одним из аспектов которого является «облик архитектурного пространства» [4, с. 157]. Архитектурная среда должна иметь «художественное начало», «эстетическую функцию», утрата которых привела к «безликости жилых массивов», «обезличенному примитивизму», «однообразию градостроительных схем» [5, с. 32, 61; 6, 7—8; 7, 12]. Данная проблема весьма актуальна как для России, так и для территории Республики Крым (запада, центра и севера полуострова). Поскольку «креативным людям и нужны креативные пространства»,

это требует «изменения архитектурного облика города» [8, с. 159].

Выявление возможных вариантов планировки «узловых районов» как многофункциональных пространственных единиц требует систематизации соответствующей типологии, для чего, в свою очередь, требуется детальная проработка их топологических характеристик.

Материалы, модели и методы

Облик архитектурного пространства определяется современными тенденциями в градостроительстве. К ним относятся: концепции «15-минутного», «компактного», «зеленого» и «эко» города, близкие идее «города-сада» Э. Говарда, «города без машин», «пешеходных карманов», [9, с. 97], «городов будущего» [10], «многофункциональных жилых единиц», «микрорайонов — кварталов» [11], «гибридных пространств» [12], «ступенчатого обслуживания» потребностей жителей в «специализированных центрах» как в жилых районах, так и в центре города [13, с. 133—134].

Перечисленные концепции объединяют такие признаки: многофункциональность, компактность территории, близость мест работы и проживания, общественные пространства, насыщенные объектами отдыха и досуга, экологические приемы (большая доля озеленения, альтернативная энергетика, переработка отходов, эко транспорт), экономический базис включает сельское хозяйство и переработку, искусственные водоемы.

Отдельный тренд — «формирование креативной инфраструктуры: выставочных галерей, коворкинг-центров, бизнес-инкубаторов» [14, с. 3].

Приведенных концепций градостроительства для формирования облика архитектурного пространства явно недостаточно. Необходимо учитывать принципы его создания в рамках основ топологии, морфологии.

В архитектуре термин «топология» означает «область первичных формообразующих принципов» и «совокупность факторов и принципов членения пространства» [5, с. 57—58]. Они выражаются в т. ч. в систематизации топологических характеристик среды города, которые «позволяют перейти к планировочному решению» [15, с. 126]. Выделяют следующие «топологические характеристики моделей

среды города»: «локализация (центр/периферия), дистанция (далеко/близко), структура связей (оси/узлы)», границы (открыто/закрыто) [15, с. 38]. На наш взгляд, данная классификация не является исчерпывающей, так как она не учитывает всех аспектов формообразования (морфологии) архитектурной среды.

В рамках архитектурной морфологии выделяют три уровня»: материальный (функциональный), коммуникативно-сре-довой (ориентация, комфорт, «утилитарная линия») и художественный уровень (эмоции, смыслы, «символическая линия») [5, с. 12, с. 24].

Материальный и коммуникативно -средовой уровни формируют концепции и тенденции градостроительства. Художественный уровень как символическая линия раскрывается в основах морфологии и эстетики. Основное требование к форме — это целостность, понимаемая как: «порядок, согласованность, единство части и целого, соразмерность элементов» [5, с. 112]. Целостность формируется «закономерным пропорциональным строем» [16, с. 9, 47, 49, 52, 106], «гармонизацией признаков фасадов» [5, с. 111].

Требования целостности композиции и наличия ритма отражаются в развитии формы плана города: круглой, прямоугольной [17, с. 11—12]. Применяются «диагональные, «лучевые» улицы, ведущие к основным объектам города» [18, с. 16]. Также получают распространение фрактальные структуры, благодаря их свойствам: «само подобие, непрерывность, принадлежность к хаосу и порядку одновременно», что придает им «особую эстетическую привлекательность» [19, с. 45—46].

В композиции важна как «упорядочен -ность элементов», так и их «разнообразие» [5, с. 113]. В градостроительстве упорядоченности форм соответствует «решетка» [13, с. 169—170]. Разнообразие достигается за счет «смещений внутри ритмических рядов», «их сложных чередований», вариации «признаков и отношений элементов», «традиционных типических черт» что создает «эстетическое наслаждение» [5, с. 67—68, 80, 112; 16, 59].

Приемы архитектурной композиции направлены на формирование «легенды, концепции, образа территории» [7, с. 13]. Основой является «синтез символических элементов, типических признаков объек-

тз а ш

о г>

-I

тз

о

-I

а>

О-

Г> -I 03

о

п

а л

X

ТЗ

О

03 ^

а

с

а>

О-

Г> ^

X н

а

г> а>

а> т т

у

-I

о

03

69

О

IX

X с

X

X

ф

^

ф

и о

X

X ^

и

ф

и

о ^

т

О

СР

X

X

о

о

т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I-

и

Ф

IX

о

СР

I-

и о а о

тов прошлого» в виде «ассоциативных аналогий», «рождающих эмоции и образы» [5, с. 37, 64, 78].

Результаты и обсуждение

Обзор основ архитектурной морфологии позволил нам существенно расширить систему топологических характеристик многофункциональных пространственных единиц, включая коммуникативно-средо-вые, функциональные и композиционно-стилевые, которые показаны на рисунке.

Ядро м ногофункциональной пространственной единицы — ее центры. В этих центрах должна быть сосредоточена инфраструктура, в т. ч. креативная, а также сервисы обслуживания и торговли. Изучение «Практического руководства по созданию креативного кластера» [20] позволило выделить типы креативной инфраструктуры, которые желательно расположить максимально близко (в пределах здания) к местам проживания креативных специалистов. Это коворкинг как основное место их работы, которой не должны мешать посторонние посетители, а также

шоурум для д емонстрации результатов работы клиентам с возможностью изучения (примерки) и выбора из ассортимента. Вся остальная креативная инфраструктура плотно завязана на трафик посетителей, что является основанием для ее совмещения с объектами торговли и обслуживания.

На этом основании мы выделяем два основных типа креативных центров — культурно-досуговый центр (КДЦ) и креативный д ом (КД). В первом сосредоточены такие объекты досуга, как кафе, бары, спортзалы, фитнес-центры, салоны красоты, парикмахерские, выставочные залы, лектории, воркшопы, шоурумы, кинотеатр, игровые комнаты. Во втором — совмещается жилье для креативных специалистов и место работы (в виде коворкин-га), а также шоурумы при необходимости.

Подобное разделение функционала креативных центров позволит получить сразу два положительных эффекта. Во-первых, создание максимального комфорта благодаря возможности осуществлять производственную деятельность (в ковор-

Композиционные и стилевые характеристики

70

№3, 2023

Рис. 1. Система топологических характеристик многофункциональных пространственных

единиц. Источник: составлено авторами

кинге) без вмешательства посторонних лиц, и, при необходимости, демонстрировать результаты работы заказчикам рядом в шоуруме. Во-вторых, необходимое привлечение внимания клиентов возможно осуществлять за счет размещения выставочных залов, лекториев, воркшопов в расположенном поблизости отдельном центре с насыщенными вариантами проведения досуга посетителей (кафе, бары, спортзалы, фитнес-центры, салоны красоты, кинотеатр, игровые комнаты).

Многофункциональная пространственная единица состоит не только из ядра в виде креативных центров, но и из пешеходных улиц как элементов коммуникации, на которых можно проводить активности, привлекающие посетителей, например, массовую торговлю результатами творческого труда. Тогда пешеходные улицы становятся торговыми. Учитывая большее удобство прямоугольной планировки,

а также исторические традиции, креативную пространственную единицу целесообразно формировать в рамках двух взаимно перпендикулярных пешеходных улиц. Одна будет связывать креативный дом (КД) и культурно-досуговый центр (КДЦ), а вторая от середины первой протянется к располагаемым по обе ее стороны жилым кварталам (они необходимы для привлечения в проект девелоперов). Для придания живописности и образности, целесообразно внедрять фрактальную геометрию жилых кварталов (например, подковообразную).

Социальную и досуговую инфраструктуру: школу и детский сад, спортплощадки, аттракционы можно расположить как внутри, так и вне пространства жилых кварталов. Теплицы, сады, цеха переработки, где могут работать жители кварталов, должны быть расположены за их пределами, но вблизи них, а животноводческие

Основные компоненты типологии креативных пространств

Геометрия границ участка (района)

Прямоугольник Сектор кольца

Привязка (решетка) эюилых

кварталов к культурному центру и креативному дому

Геометрия сетки пешеходных улиц

Лучевая Дуговая

от центров фасадов

|

Крестовая

Пси-образная (\|/)

Расположение КДЦ и КД относительно границ участка

Параллельное

Под углом 90°

Группировка жилых домов

Вдоль окружностей, касательных к лучам (дугам)

Расположение школ, детсадов, парт с аттракционами, спортплощадок

Внутри

Разнообразие и единство (стиль фасадов, кровли)

Вне

пространства жилого квартала

Фрактальная

Единство (пропорции)

Подковообразная

'/26—8

угольников

блоки 3*2 секции

1:1,5

1:2

Аркада ордерная (в стиле возрождения/ мавританском, с орнаментами/без); эркеры (многоугольные, крутые); витражи; зеленый фасад (ячейки симметричные, в шахматном порядке;

в ряд (вертикаль), асимметричные); кровля (скатная с мансардами, плоская с башенками/без, с видовыми площадками/без)

блоки 7*2 секции

здания, участок, квартал

Образ (легенда)

Ритм/метр

2*5*2 секций 3*2

2*2*2 секций 7*2

Жилой квартал: бабочка, дерево, цветок, самолет, волны; культурно-досуговый центр: корабль

ТЗ

а ш

о г>

-I

тз

о

-I

а>

О-

Г> -I 03

о

п

а л

X

ТЗ

О

03 ^

а

с

а>

О-

Г> ^

X н

а

г> а>

а> т т

у

-I

о

03

Рис. 2. Типология архитектурного оформления многофункциональных пространственных единиц для Республики Крым. Источник: составлено авторами

71

фермы — на предусмотренном действую-

о щими санитарными нормами расстоянии

* от жилой застройки.

Система топологических характерис-

X тик многофункциональных пространс-

£ твенных единиц, а также опора на осно-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ф вополагающие принципы морфологии ар-

§ хитектурных пространств позволили нам

о создать их развернутую типологию. Раз-

^ вернутая типология многофункциональ-

х ных пространственных единиц на примере

и Республики Крым приведена на рисунке. § Предложенная нами система тополо-

и гических характеристик и типология ва-

* риантов ее реализации позволит обеспе-^ чить разнообразие архитектурного обли-х ка многофункциональных пространствен-о ных единиц в южных регионах России, в с т.ч. на территории Республики Крым.

¡5 Заключение

и

¡ц Резюмируя вышесказанное, можно от-

к метить следующее. Привлечение креативен ных специалистов в условиях их д ефицита ¡^ во многих регионах РФ требует создания о для них привлекательного облика архитек-¡^ турного пространства, лишенного моно— тонности, однообразия градостроительных схем, обезличенности жилой застройки.

Частично выход из ситуации заключается в учете современных тенденций градостроительства. Основные из них включают концепции «15-минутного», «компактного», «эко города», городов будущего, «гибридных пространств», «многофункциональных жилых планировочных единиц», «микрорайонов — кварталов». Их объединяют следующие характерис-

тики: многофункциональность, компактность территории, близость мест работы и проживания, общественные пространства, их насыщенность объектами отдыха и досуга, экологические приемы (большая доля озеленения, альтернативная энергетика, переработка и вторичное использование отходов, экотранспорт), экономический базис включает сельское хозяйство и переработку, искусственные водоемы.

Однако учет современных тенденций градостроительства отражает лишь содержательный аспект формирования архитектурного пространства, который носит хоть и необходимый, но поверхностный характер. Более глубокий взгляд на проблему потребовал анализа закономерностей архитектурного формообразования (морфологии) и его топологии в отношении м ногофункциональных пространственных единиц.

Учет основ архитектурной морфологии позволил нам создать расширенную систему топологических характеристик многофункциональных пространственных единиц, а также их развернутую типологию (см. рис. 1—2). Предложенная система включает в себя как содержательные аспекты (объекты инфраструктуры), коммуникативные (взаимное расположение объектов), так и художественно-стилистические (геометрия решеток, приемы обеспечения единства и разнообразия, символы духа места). Все это позволит избежать однообразия и монотонности архитектурного облика, планировочных решений многофункциональных пространственных единиц, в т. ч. в Республике Крым.

Библиографический список

1. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства РФ № 207-р от 13.02.2019. — URL: http://static.government.ru/media/files/ UVAlqUtT08o60RktoOXl22JjAe7irNxc.pdf, дата доступа 08.02.2023.

2. Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных городских агломерациях д о 2030 года. Распоряжение Правительства РФ № 2613-р от 20.09.2021. — URL: http://static.government.ru/media/files/ HEXNAom6EJunVIxBCjIAtAya8FAVDUfP.pdf, дата доступа 07.07.2023.

3. Родоман Б. Б. География, районирование, картоиды: сборник трудов. — Смоленск: Ойкумена, 2007. — 372 с.

4. Бирюкова Е. Е. Облик архитектурного пространства в контексте выразительного бытия архитектурного пространства // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2015. — Т. 7. — № 6. — Ч. 2. — С. 156—158.

Сомов Г. Ю. Проблемы теории архитектурной формы // Форма в архитектуре: Проблемы теории и методологии / А. Г. Раппапорт, Г. Ю. Сомов. Пробелы теории архитектурной формы. В кн.: Форма в архитектуре: Пробелы теории и истории. — Москва: Стройиздат, Часть 2, 1990. — С. 164—335.

5.

72

10 11 12

13

14

15

16

17

18

19

20

Красильников В. Д. О минимализме в нашей архитектуре // Academia. Архитектура и строительство. - 2015. - № 1. - С. 7-8.

ТЗ

Некрасов А. Б. Идентификация. Кухня архитектора // Academia. Архитектура и строительство. — Q 2015. — № 1. — С. 9—14. О

Фролов Д. П., Соловьева И. А. Современные модели городского развития: от противопоставления к комбинированию // Пространственная экономика. — 2016. — № 3. — С. 151—171. Волошинская А. А., Комаров В. М. Концепции эко города: рекомендации для России // Тегга Economicus. — 2017. — Том 15. — № 4. — С. 92—108. л

ь

Г) -I

тз

о

Романова А. Ю. Особенности современных реализуемых проектов «городов будущего» // Academia. Архитектура и строительство. — 2015. — № 1. — С. 65—78.

Федченко И. Г. Современные закономерности формообразования жилых планировочных единиц // Academia. Архитектура и строительство. — 2019. — № 4. — С. 75—82. л Климов Д. В., Красильникова Э. Э. Принципы формирования гибридных пространств в условиях Q градостроительной регенерации территории города // Academia. Архитектура и строительство. — U 2016. — № 4. — С. 85—89. О Гутнов А., Глазычев В. Мир архитектуры (Лицо города). — М.: Молодая гвардия, 1990. — 358 с. в Handbook of Creative Cities / Edited by D. E. Andersson, A. E. Andersson, Ch. Mellander. — UK, q Gloucestershire, Cheltenham: Edward Elgar Publishing, 2011. — 576 с. n Крашенинников А. В. Когнитивная урбанистика: архетипы и прототипы городской среды: мо- Л нография. — М.: КУРС, 2020. — 210 с. К Иконников А., Степанов Г. Основы архитектурной композиции. — М.: Искусство, 1971. — 225 с. и

у

Мазаев Г. В. Формы плана города и законы ее развития // Академический вестник Урал НИИ Про- н

ект РААСН. — 2014. — № 3. — С. 9—14. Q

n

Мазаев Г. В., Мазаев А. Г. «Идеальные города» — малоизвестное градостроительное наследие России // Академический вестник Урал НИИ Проект РААСН. — 2013. — № 4. — С. 10—16.

Бабич В. Н., Колясников В. А. Фрактальные структуры в планировке и застройке города // Ака- н

демический вестник Урал НИИ Проект РААСН. — 2009. — № 2. — С. 45—47. ы

Практическое руководство по созданию креативного кластера // Агентство Стратегических Ини- *

циатив при Президенте РФ. — URL: https://rurban.space/main, дата доступа 07.07.2023. у

н

--О

THE SYSTEM OF CROSS-FUNCTIONAL SPATIAL UNITS TOPOLOGICAL PROPERTIES AND THE TYPOLOGY OF THEIR IMPLEMENTATION POSSIBILITIES ON THE EXAMPLE OF REPUBLIC OF CRIMEA

A. S. Vanyushkin, Dr. Habil. (Technical sciences), assoc. prof., Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky, vanyushkin2@yandex.ru, Simferopol, Russia, N. M. Vetrova, Dr. Habil. (Technical sciences), professor, Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky, xaoc.vetrova.03@mail.ru, Simferopol, Russia

7

8

9

References

1. Strategiya prostranstvennogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda [The Order of the Government of Russia no.207-r from 13.02.2019]. URL: http://static.government.ru/media/files/ UVAlqUtT08o60RktoOXl22JjAe7irNxc.pdf, date 08.02.2023 [in Russian].

2. Koncepciya razvitiya tvorcheskih (kreativnyh) industrij i mekhanizmov osushchestvleniya ih gosudarstvennoj podderzhki v krupnyh gorodskih aglomeraciyah do 2030 goda [The Order of the Government of Russia no. 2613-r from 20.09.2021]. URL: http://static.government.ru/media/files/HEXNAom6EJun VIxBCjIAtAya8FAVDUfP.pdf, access date 08.02.2023 [in Russian].

3. Rodoman B. B. Geografiya, rajonirovanie, kartoidy: sbornik trudov. [Geography, zoning, cartography: a collection of works]. Smolensk: Ojkumena, 2007. 372 p. [in Russian].

4. Biryukova E. E. Oblik arhitekturnogo prostranstva v kontekste vyrazitel'nogo bytiya arhitekturnogo prostran-stva [The appearance of architectural space in the context of the expressive existence of architectural space]. Historic and social-educational thought. 2015. Tom 7. № 6. Part 2. P. 156—158 [in Russian].

5. Somov G. Yu. Problemy teorii arhitekturnoj formy [Problems of the theory of architectural form]. In the book: Form in architecture: Problems of theory and methodology / Rappaport A. G., Somov G. Yu. Moscow: Stroyizdat, Part 2. P. 164—335 [in Russian].

6. Krasil'nikov V. D. O minimalizme v nashej arhitekture [About minimalism in our architecture]. Academia. Architecture and construction. 2015. № 1. P. 7—8 [in Russian].

7. Nekrasov A. B. Identifikaciya. Kuhnya arhitektora [Identification. Architect's kitchen]. Academia. Architecture and Construction. 2015. № 1. P. 9—14 [in Russian].

73

O i-

8. Frolov D. P., Solov'eva I. A. Sovremennye modeligorodskogo razvitiya: otprotivopostavleniya k kombinirov-aniyu [Modern models of urban development: from counter-supply to combination]. Spatial economics. 2016. № 3. P. 151-171 [in Russian]. ^ 9. Voloshinskaya A. A., Komarov V. M. Koncepcii eko goroda: rekomendacii dlya Rossii [Concepts of eco-n. cities: recommendations for Russia]. Terra Economicus. 2017. Tom 15. № 4. P. 92—108 [in Russian].

X 10. Romanova A. YU. Osobennosti sovremennyh realizuemyh proektov "gorodov budushchego" [Features of modern implemented projects of "cities of the future"]. Academia. Architecture and construction. 2015. № 1. P. 65—78 [in Russian].

^ 11. Fedchenko I. G. Sovremennye zakonomernosti formoobrazovaniya zhilyh planirovochnyh edinic [Mod-u ern patterns of formation of residential planning units]. Academia. Architecture and construction. 2019.

g № 4. P. 75—82 [in Russian].

X

12. Klimov D. V., Krasil'nikova E. E. Principy formirovaniya gibridnyh prostranstv v usloviyah gradostroi-

x tel'noj regeneracii territorii goroda [Principles of the formation of hybrid spaces in the conditions of urban

u regeneration of the city territory]. Academia. Architecture and construction. 2016. № 4. P. 85—89

^ [in Russian].

u 13. Gutnov A., Glazychev V. Mir arhitektury (Lico goroda) [he world of architecture (The face of the city)]. O Moscow: Molodaya gvardiya. 1990. 358 p. [in Russian].

^ 14. Handbook of Creative Cities. Edited by D. E. Andersson, A. E. Andersson, Ch. Mellander. UK, Glouces-^ tershire, Cheltenham: Edward Elgar Publishing, 2011. 576 p.

x 15. Krasheninnikov A. V. Kognitivnaya urbanistika: arhetipy iprototipy gorodskojsredy: monografiya [Cognitive urbanism: archetypes and prototypes of the urban environment: monograph]. Moscow: KURS, 2020. ^ 210 p. [in Russian].

16. Ikonnikov A., Stepanov G. Osnovy arhitekturnoj kompozicii [Fundamentals of architectural composition]. O Moscow: Iskusstvo. 1971. 225 p. [in Russian].

17. Mazaev G. V. Formy plana goroda i zakony ee razvitiya [Forms of the city plan and the laws of its devel-¡£ opment // Academic Bulletin of the Ural Research Institute Project RAASN]. Academic bulletin of "Ural £ NIIProject" RAASN. 2014. № 3. P. 9—14 [in Russian].

g 18. Mazaev G. V., Mazaev A. G. "Ideal'nye goroda" — maloizvestnoe gradostroitel'noe nasledie Rossii ["Ideal ¡^ cities" — little—known urban heritage of Russia]. Academic Bulletin of the Ural Research Institute Project

5 RAASN. 2013. № 4. P. 10—16 [in Russian].

O 19. Babich V. N., Kolyasnikov V. A. Fraktal'nye struktury v planirovke i zastrojke goroda [Fractal structures O in the planning and construction of the city]. Academic Bulletin of the Ural Research Institute Project

RAASN. 2009. № 2. P. 45—47 [in Russian]. 20. Prakticheskoe rukovodstvopo sozdaniyu kreativnogo klastera [Practical guide to creating a creative cluster]. Agency for Strategic Initiatives under the President of the Russian Federation. URL: https://rurban.space/ main, access date 10.03.2023 [in Russian].

74

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.