Ш.МШШ
1 и информационные
технологии
Телемедицинские системы
СИСТЕМА ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ДЕ-ФАКТО И ДЕ-ЮРО
Комитет Государственной Думы по охране здоровья провел 19 февраля |л> 2009 года круглый стол на тему «Законодательные аспекты внедрения А телемедицинских технологий в Российской Федерации».
Участники обсуждения отметили, что в Российской Федерации применение телемедицинских технологий в практике здравоохранения для дистанционного консультирования больных осуществляется с 1995 года. В настоящее время в медицинских учреждениях всех уровней действуют более 100 телемедицинских центров и пунктов, формируются территориальные телемедицинские сети.
Вместе с тем отсутствие законодательных аспектов регулирования телемедицинской деятельности сдерживает ее развитие не меньше, чем технологические сложности или недостаток финансирования. До сих пор отсутствуют Положение и единые требования к создаваемым телемедицинским центрам, включая их информационное обеспечение, требования к структуре и объему передаваемых для консультирования данных и обеспечению их конфиденциальности. Существуют проблемы в отношении каналов связи. Оснащение системами для видеоконференций крайне неоднородно. Практически не развивается персональная (домашняя) телемедицина, оставаясь на уровне формальных предложений. Организаторы мероприятия направили в редакцию «ВиИТ» стенограмму обсуждения, на основе которой был подготовлен настоящий обзор.
I
Герасименко Николай Федорович, первый заместитель председателя Комитета по охране здоровья:
В проекте «Концепции развития системы здравоохранения до 2020 года» информатизация здравоохранения выделена как целое направление, в рамках которого отмечается развитие телемедицинских технологий для проведения дистанционно-консультативной диагностической деятельности как в первичной медицинской помощи, так и в специализированной помощи.
С целью координации и оптимизации работ по созданию и использованию телемедицинских технологий 27 августа 2001 года был подписан совместный приказ Министерства здравоохранения Российской Федера-
ции и Российской академии медицинских наук «Об утверждении Концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации и плана ее реализации».
Активно формирующаяся российская телемедицинская сеть обеспечивает доступ к специализированной помощи территориально удаленным лечебным учреждениям. Ряд научных учреждений и регионов стали самостоятельно разрабатывать и реализовывать различные подходы к оказанию телемедицинских услуг.
На федеральном уровне созданы телемедицинские центры в Научном центре сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева, в Московском НИИ педиатрии и детской хирургии, в НИИ имени А.В. Вишневского, в Научном центре хирургии.
1 52 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■
Телемедицинские системы
Примерно 50% субъектов Российской Федерации имеют телемедицинские центры. Получены сведения о наличии 205 телемедицинских центров, работающих на различных уровнях системы практического здравоохранения.
Что касается самого понятия «телемедицина», возникают разные точки зрения: некоторые не считают телемедицину самостоятельным разделом информатизационных технологий. В меморандуме о сотрудничестве госу-дарств-участников СНГ в области создания совместных национальных телемедицинских консультативно-диагностических систем выработано и записано следующее определение:
Телемедицина — комплекс организационных, финансовых и технологических мероприятий, обеспечивающих функционирование системы дистанционной консультативно-диагностической медицинской помощи, при которой пациент или врач, непосредственно проводящий обследование или лечение пациента, получает консультацию врача-специалиста в любое время в любой точке (медицина на расстоянии), используя современные информационно-коммуникационные технологии.
Этот меморандум был принят в Кишиневе в 2008 году. В нем отмечалось, что такие системы рассматриваются как приоритетные и перспективные направления развития электронного здравоохранения, составная и неотъемлемая часть интегрированной телемедицинской системы государств-участников СНГ, а в перспективе и общемировой телемедицинской системы.
Развитие телемедицины особенно важно для России с ее огромной территорией, неравномерным распределением населения, наличием отдаленных населенных пунктов, больших территорий с большим количеством районов сельского населения.
www.idmz.ru SOOS, №2
Вы прекрасно знаете, насколько в течение последних лет уменьшилось количество специалистов в районах, муниципальных образованиях. И специализированная консультативная помощь без телекоммуникаций просто невозможна.
При проведении парламентских слушаний мы предлагали Правительству Российской Федерации разработать специальную федеральную программу «Телемедицина». К сожалению, такой специальной программы тоже нет. Хотя сейчас вообще можно ставить вопрос о специальном спутнике, который бы занимался именно телемедициной, это было бы значительно дешевле.
Что касается законодательного обеспечения телемедицины, необходимо включить поправки в ряд законов, которые касаются развития телекоммуникационных систем. Это прежде всего в основы законодательства, в статью 30 — право на получение телекоммуникационных консультаций. В связи с тем, что проект Концепции развития здравоохранения предполагает одноканальность финансирования, то без включения в программу госгарантий территориальные программы развития телеконсультаций будут тормозиться.
Венедиктов Дмитрий Дмитриевич, член-корреспондент РАМН, консультант информационного аналитического центра РАМН:
Парламентские слушания, которые были семь лет назад, в 2002 году, показали крайнюю целесообразность использования информационных технологий и телемедицины для здравоохранения, для подъема уровня медико-санитарной помощи и для минимизации затрат. Были даны рекомендации целому ряду министерств и ведомств, в том числе приняты и решения разработать проект по телемедицине. Через два года эти же рекомендации были подтверждены и Советом Федерации. В последующие годы к этим проблемам неоднократно возвра-
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 53 ■
brill
Телемедицинские системы
и информационные
технологии
>щались и в Правительстве, и в Минздраве, и в Академии, и был принят целый ряд решений, постановлений, рекомендаций по поводу развития информатизации в медицине.
К большому сожалению, сделано намного меньше. Фактически все эти постановления Правительства остались невыполненными. И поэтому на меня произвело впечатление то, что совсем недавно, 12 февраля, сказал Дмитрий Анатольевич Медведев: по ключевым показателям развития информатизации мы отстаем от большинства развитых стран и занимаем 70-е и 80-е места. А по так называемому Электронному правительству — даже 92-е место.
Мне представляется, что сегодня мы обсуждаем вопрос несколько зауженно, мы больше говорим о телемедицине, в то время как нужно говорить об информационном обеспечении здравоохранения и науки как о создании единого информационного пространства, в котором все участники системы, все звенья системы взаимодействуют между собой и обмениваются свободно той информацией, которая им необходима для работы.
К сожалению, за последние годы благодаря тому, что эти вопросы не были включены даже в программу «Электронная Россия», сделано очень мало. Финансирования нет. Академия медицинских наук, например, не получила вообще ни копейки денег на развитие этих технологий за все последние годы.
Вместе с тем в РАМН была создана Рабочая группа по информационным технологиям, которая за это время провела свыше 30 заседаний, на которых рассматривался с участием очень активных людей из институтов, из клиник, из центров Москвы целый ряд принципиальных вопросов: о различии информационных потребностей научных и практических учреждений, о защите информационных данных, особенно при телеконсультациях, об электронном документообороте. И мне представляется, что именно потому, что сейчас кризис, сейчас самое главное для нас — это
сосредоточить усилия на разработке и осуществлении комплексной федеральной государственной общенациональной программы информационного обеспечения здравоохранения и медицинской науки. Исходя их того, что это — единая система, как бы не делили, здравоохранение на федеральное, региональное и муниципальное.
Орлов Олег Игоревич, генеральный директор «Фонда телемедицины»:
Несколько важных трендов должны быть учтены и в работе по развитию правового обеспечения. Во-первых, телемедицина трансформировалась в более широкое понятие — электронное здравоохранение, и под этим подразумевается не только применение информационных технологий и собственно задач информатизации лечебнодиагностического процесса, но и применение информационных технологий в направлении персонифицированного здравоохранения. И сегодня информатизация здравоохранения в целом — это одна из наиболее динамично развивающихся отраслей, куда вкладываются деньги правительством многих стран.
Для нашей страны, на мой взгляд, важны два момента. Во-первых, телемедицину можно рассматривать как один из важнейших элементов системы управления в здравоохранении в целом.
И второе, в современных условиях кризиса телемедицина становится еще более актуальной, поскольку одна из немногих технологий, которые реально могут стать ресурсосберегающими и повысить экономическую эффективность здравоохранения. Если восемь лет назад мы говорили о том, что отсутствие правового обеспечения телемедицины сдерживает внедрение этой технологии в регионах Российской Федерации, то сегодня можно сказать, что регионы внедряют эту технологию, несмотря на или вопреки отсутствию правового обеспечения на федеральном уровне. И сегодня де-факто система телеме-
54 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■
Телемедицинские системы
дицинских услуг в Российской Федерации уже создается. Поэтому здесь и проблемы возникают новые, связанные с отсутствием единой государственной политики, координации работы, отсюда отсутствие возможности использовать эту систему для государственных нужд: для военных, в чрезвычайных ситуациях и целого ряда других. Поэтому мы должны попросить Министерство здравоохранения совместно с Академией медицинских наук вернуться к концепции развития телемедицины в России.
Учитывая, что телемедицина является технологией такой межведомственной, вопрос межведомственной координации актуален, должен быть обсужден, и, может быть, нам необходимо вернуться к вопросу о формировании федеральной программы этой области.
Возвращаясь к опыту регионов... Этот опыт, безусловно, должен быть использован для формирования правового обеспечения телемедицины.
Поэтому считал бы целесообразным вернуться к тому опыту создания консультативноэкспертного совета по правовому обеспечению телемедицины, информатизации здравоохранения при комитете. И задачей этого совета были бы и проработка правового поля, и оценка опыта международного в этой сфере, и оценка того опыта, который сегодня по законодательному правовому регулированию создан в регионах.
Серегина Ирина Федоровна, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития:
Критически анализируя имеющийся в стране опыт развития телемедицины, можно сделать вывод, что эффективность данной работы в первую очередь зависит не только от инженерных технологических решений, а и от понимания роли, места и задач телемедицины в системе организации медицинской помощи.
www.idmz.ru
кявв
ьввв
2009, №2
I
4
В течение последних семи лет телемедицина в России развивалась как децентрализованная информационная система не только в техническом, финансовом, но и в организационном отношении.
Следует отметить, что в течение последних семи лет телемедицина в России развивалась как децентрализованная информационная система не только в техническом, финансовом, но и в организационном отношении.
Суть государственной политики в данном вопросе сводилась к тому, что это нужная отрасль технологии, но в достаточной степени она не была регламентирована на федеральном уровне. Подобный подход на стартовом этапе внедрения телемедицины в условиях отсутствия крупных федеральных проектов и в то же время исходя из необходимости наработки собственного опыта был вполне оправдан.
Сейчас очевидны и серьезные издержки такого децентрализованного подхода. Ярко выражена внутрирегиональная изоляция при развитии телемедицины, когда разные регионы пытаются развивать только ее отдельные направления, не руководствуясь при этом комплексным, системным подходом.
У медицинского персонала чаще всего не сформированы потребности в телемедицинских услугах, даже когда эти услуги имеются в наличии.
На большинстве территорий, где имеется необходимое и, как правило, очень качественное оборудование, его загруженность невелика. У медицинского персонала чаще всего не сформированы потребности в телемедицинских услугах, даже когда эти услуги имеются в наличии. Не проводится оценка медико-экономической эффективности использования телемедицинских технологий. В связи с тем, что основное внимание при внедрении
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 55 ■
Ш.МШШ
1 и информационные
технологии
Телемедицинские системы
телемедицины уделяется техническим вопросам, как правило, вне поля зрения остаются вопросы финансового обеспечения медицинских решений, для которых и используется телемедицина, оплата труда консультантов, преподавателей и так далее.
Система управления региональным здравоохранением не воспринимает телемедицину как комплексную организационную, в том числе и управленческую, технологию, а прежде всего относится к ней как к набору сложных инженерных решений.
В этой связи предлагаем конкретно определить роль и место телемедицины как в целом, так и в приоритетном национальном проекте «Здоровье», так и в его каждом компоненте отдельно: при укреплении первичной медико-санитарной помощи, при оказании медицинской помощи при социально значимых заболеваниях, в работе по формированию сосудистых центров и центров высокотехнологичной медицинской помощи, строительство которых ведется на территории Российской Федерации.
Система управления региональным здравоохранением не воспринимает телемедицину как комплексную организационную, в том числе и управленческую, технологию, а прежде всего относится к ней как к набору сложных инженерных решений.
Также следует подчеркнуть, что телемедицина может и должна стать одним из эффективных инструментов повышения доступности и качества медицинской помощи. И для решении указанной задачи необходима разработка комплекса мер, направленных на формирование единых принципов внедрения и эффективного использования телемедицины в системе регионального здравоохранения, обеспечивающих полную преемственность с ведущими федеральными специализирован-
ными медицинскими учреждениями. При этом в основе данной работы должны находиться в первую очередь все-таки медицинские управленческие, а не технические решения.
Предлагаем рассмотреть вопрос о разработке новой концепции развития телемедицины в Российской Федерации, которая будет учитывать и предшествующий опыт, и новые реалии жизни, либо о разработке стратегической идеологии развития телемедицины в рамках концепции развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года с последующей разработкой плана работы в этом направлении.
Что касается лицензирования телемедицинских услуг, то техническая составляющая, на наш взгляд, должна лицензироваться как услуга связи в соответствующих органах, а непосредственно медицинские услуги должны лицензироваться в соответствии с действующим перечнем работ и услуг в здравоохранении, как это осуществляется в настоящее время.
Кобринский Борис Аркадьевич, руководитель Центра новых информационных технологий НИИ педиатрии и детской хирургии:
На том этапе, на котором мы находимся сегодня, можно говорить, что интергоспитальная телемедицина у нас появилась. Российская телемедицина, конечно, уже стала практической частью здравоохранения и является на сегодня достаточно зримой альтернативой очень дорогой санитарной авиации, выездным бригадам врачей, которые сегодня фактически не функционируют.
По данным нашего центра, при разных видах патологии только от 17 до 37% детей нуждаются в том, чтобы их забирать на более высокие уровни. И цифры эти могут падать с развитием специализированной помощи на местах, заменяясь все больше дистанционными консультациями.
Мы все время говорим об обучении вообще. На самом деле всеми участниками сооб-
56 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■
Телемедицинские системы
щества, которые занимаются телемедициной в России за рубежом, отмечается факт повышения квалификации врачей во время видеоконсультаций — это называется «обучением на лету».
По разным данным (мы специально такой анализ проводили в рамках Росмедтехнологий), от 5-7 до 10-12% больных поступают несвоевременно, то есть им не показано в это время высокотехнологичное лечение, а на местах считают, что показано. Ну, и, конечно, сокращение продолжительности госпитализации и поступление пациента с уточненным диагнозом.
Сегодня у нас более 200 центров... На самом деле эти центры и пункты иногда очень небольшие и слабо оснащенные. Но мы перешли к следующему этапу — интенсивный путь, должно быть расширение спектра медицинских услуг.
С другой стороны, у нас вообще нет сегодня положения о телемедицинском центре. И если говорить так, то мы работаем вне правового поля, мы не легитимны. И это длится уже с 1995 года, фактически скоро 15 лет. Нам необходимо положение о телемедицинских центрах. Именно это приводит иногда к закрытию каких-то центров при смене руководства.
Второе — это требования к телемедицинским центрам в отношении телеконсультирования. Они тоже были разработаны, и без них мы ничего не сможем лицензировать.
И третье — это изменение федеральных законов и закона об ОМС, о чем сегодня уже много говорилось.
Нам нужно еще определиться с показаниями к проведению телемедицинских консультаций. С одной стороны, было справедливо сказано, что мы используем телемедицинские консультации незначительно. Незначительно используют, потому что денег нет и просто нечем оплачивать трафики. И это действительно, к сожалению, так. С другой стороны, у нас не прописаны показания к проведению таких консультаций.
www.idmz.ru SOOS, №2
Ф
ьввв
У нас вообще нет сегодня положе ния о телемедицинском центре.
И если говорить так, то мы работаем вне правового поля, мы не легитимны.
Не уверен в правильности исходящего из Росздравнадзора предложения, что нам надо лицензировать свою деятельность в двух местах. Во-первых, это будет очень дорого, потому что лицензии Минкомсвязи очень дорогие, они рассчитаны не на здравоохранение. Во-вторых, им тоже непонятно, а что же мы хотим на самом деле с их позиций лицензировать.
Поэтому этот вопрос требует дополнительного обсуждения.
Гришин Владимир Владимирович, советник председателя Счетной Палаты:
Волею судьбы мне довелось создавать телемедицинскую сеть, самую крупную в Российской Федерации, вместе с госпредприятием «Космическая связь». Это было сделано в 1995 году. Была создана система из 47-50 телекоммуникационных систем на базе отечественного оборудования: это были ФАПСИ, госпредприятие «Космическая связь» и ФФОМС, где я был просто директором. Она благополучно была потом убрана.
Кто сегодня является головной организацией? Раз мы говорим о персонифицированном учете, раз мы говорим о системе взаиморасчетов, кто головная организация? Мы исходили из того, что головным должен быть Федеральный фонд медицинского страхования. У нас было хорошее сотрудничество с Фондом телемедицины. А то, что сегодня сказала Ирина Федоровна, это как раз результат 15-летнего децентрализованного развития телемедицины.
Расчеты за телемедицинские консультации должны быть через добровольное медицинское страхование, никакого обязательного, потому что, если мы не увеличим тарифы, этот вопрос очень сложный.
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 57 ■
brill
Телемедицинские системы
и информационные
технологии
>Кто является головной организацией в городе Москве? В Москве должно быть два института головных, потому что, исходя из вопроса потребности, число операций должно быть такое, чтобы система работала круглосуточно, — там же спутник.
Следующий вопрос — спутниковый ресурс у нас есть или нет? Кто его будет оплачивать, трафики и все прочее? Вторая часть телекоммуникаций — это связь. У нас могут быть свои система связи и телеконференция, и телемедицина, и связевые аспекты, и технологические, и технические, и все, что хотите.
Вопрос очень серьезный, многоуровневый и многоплановый. И если мы сейчас не создадим иерархию задач и целей и не структурируем их, то мы можем просто потом не собрать всю систему.
Ерофеев Юрий Владимирович, Министр здравоохранения Омской области:
□ собая важность телемедицины в России обусловлена не просто разрывом в уровне диагностики ведущих медицинских центров и практической региональной сети. Этот разрыв существует во всех странах мира. У нас он усиливается огромными расстояниями, отсутствием средств у населения порой даже для поездки в областную больницу, не говоря уже в федеральную клинику.
Именно поэтому все большую активность в развитии телемедицинских проектов проявляют регионы, при этом не только руководители здравоохранения, клиницисты, но и ряд губернаторов проявляют интерес к телемедицине.
Отсутствие законодательных аспектов регулирования телемедицинской деятельности
Телемедицина из ресурсопоглощающей может превратиться в ресурсосберегающую и оптимизированную. Непомерные трафики — вот что единственное, что в настоящее время нас сдерживает.
Телемедицина должна строиться как многоуровневая функциональная система, иметь единый координирующий центр на федеральном уровне и, как всякая система, она должна быть глубоко эшелонирована и основываться на единых методологических подходах, медицинских и технических стандартах и протоколах.
сдерживает это развитие не меньше, чем технологические сложности или недостаток финансирования. Но на уровне регионов нас, конечно, душат непомерные трафики. И мы бы работали в открытых телекоммуникационных системах типа «Скайп», но нет денег в районных центральных больницах каждый месяц платить около 100 тысяч рублей. Но эта технология из ресурсопоглощающей может превратиться в ресурсосберегающую и оптимизированную. Непомерные трафики — вот то единственное, что в настоящее время нас сдерживает.
Одним из базовых правовых вопросов в сфере регулирования телемедицинской деятельности является лицензирование. Омские медики, широко сотрудничая с европейскими коллегами, обоснованно интересовались, какие документы им необходимо предоставить перед осуществлением телеконсультации... Например, колледж американских патологов исходит из того, что врач, осуществляющий дистанционное лечение, должен иметь лицензию по месту нахождения пациента. Но у нас имелись случаи, уже судебный процесс, в ходе которого оспаривалась легитимность дистанционных медицинских рекомендаций из Германии.
Не могу не отметить необходимость решения вопроса об оплате дистанционных консультаций из средств фонда ОМС. Мы считаем, это такая же услуга, как консультация профильного специалиста.
Телемедицина должна строиться как многоуровневая функциональная система, иметь еди-
58 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■
Телемедицинские системы
ный координирующий центр на федеральном уровне и, как всякая система, она должна быть глубоко эшелонирована и основываться на единых методологических подходах, медицинских и технических стандартах и протоколах.
Денисов Игорь Николаевич, первый проректор ММА им. И.Н. Сеченова:
Мы говорим об информационных технологиях, но только 44% лечебных учреждений имеют выход в Интернет. Посмотрите, пожалуйста, следующие цифры, которые я взял в февральском номере газеты «Аргументы и факты»: сколько активных пользователей Интернетом в различных странах. У нас в России таковых 42,3 на тысячу населения, а в Швеции — 573, а в Ямайке — 228. То есть уровень-то совершенно иной! Назову последнюю цифру — 60% россиян не пользуются вообще Интернетом.
И для того, чтобы реализовывать то, о чем мы сегодня говорим, должно быть очень много составляющих. Давайте создадим единый государственный медицинский портал, в котором будет все, начиная с клинических рекомендаций, кончая протоколами ведения больных. Сегодня у нас каждая территория ту же самую гипертоническую, язвенную болезнь лечат по своим стандартам.
Мы говорим об информационных технологиях, но только 44% лечебных учреждений имеют выход в Интернет.
Если мы не предложим системы и государственной политики, поймите, пожалуйста, из этого ничего не получится.
Поэтому мне кажется, мы должны в конце концов создать единое электронное медицинское информационно-образовательное пространство. Для врачей, работающих в государственных лечебных учреждениях, должен быть абсолютно свободный и бесплатный доступ к Интернету — тогда врач будет туда
www.idmz.ru SOOS, №2
ьввв
обращаться и станет сопричастным к тем реформам, которые проводятся в стране.
Колесников Сергей Иванович, заместитель председателя Комитета по охране здоровья, академик РАМН:
Во-первых, мне кажется, нельзя разрывать то, что называется «электронным здравоохранением», и то, что называется «электронным обучением». Сегодня мы ставим задачу ввести систему непрерывного медицинского образования в нашей стране. А система непрерывного образования невозможна без дистанционных методов обучения.
Сейчас в связи с принятием Болонской конвенции нашей страной появляется возможность учитывать так называемые образовательные кредиты, которые получены в результате, в том числе дистанционного обучения, участия в конференциях, включая телеконференции. То есть это позволяет не очень надолго отрывать специалиста от своего рабочего места с последующей сдачей экзамена по данной специальности.
Я — горячий сторонник, чтобы был медицинский портал. Как я понимаю, Министерство здравоохранения при реализации концепции ставит такую задачу: сделать защищенный портал медицинской статистики и медицинских консультирований. Но открытый портал тоже необходим, обучающий открытый портал с открытым доступом, который очень нам нужен.
Телемедицина как таковая сегодня ушла из области только консультирования больных. Сегодня появляются тысячи шарлатанов, которые проводят медицинские консультации, советуют методы лечения, рекламируют какие-то непонятные лекарства. И тут наступает проблема лицензирования этих услуг — первая. И вторая проблема ответственности.
Поэтому я бы написал в наших рекомендациях все-таки разработку поправок в Уголовный и Административно-правовой кодексы по
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 59 ■
brill
Телемедицинские системы
и информационные
технологии
заведомо ложным или, так скажем, по шарла-щЖ танству в области телемедицинских услуг.
Столяр Валерий Леонидович, руководитель Центра телемедицины Научного центра сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева:
Сегодня телемедицинская сеть в России включает в себя более 140 действующих телемедицинских центров, из них 21 расположен в Москве.
Очень важно, чтобы у нас была обеспечена полная совместимость по оборудованию, по каналам связи, чтобы новые разработки, новое оборудование, например, российские системы видеосвязи, которые включаются в сеть, были полностью совместимы, чтобы поддерживали все стандарты Союза электросвязи, иначе будет хаос, который наблюдается в ряде регионов.
Надо помнить, что телемедицинские технологии сегодня также позволяют обеспечить обучение новым медицинским технологиям, освоение новых медицинских приборов. Когда идет прямая трансляция из операции, из операционной, мы видим новое оборудование в действии, которое показывают ведущие специалисты.
Теперь о проблемах, которые я хотел подчеркнуть. Первое — это подготовка кадров телемедицинских центров. Два раза в год Российская ассоциация телемедицины с участием многих присутствующих здесь лекторов проводит международную школу телемедицины.
Вторая вещь, которую хотелось подчеркнуть, это новое направление — домашняя телемедицина. На Западе оно сейчас очень популярно, потому что оно резко снижает нагрузку на стационары за счет того, что люди, находясь дома, в режиме домашнего стационара, находятся под динамическим контролем. Думаю, что кафедра, которую возглавляет профессор И.Н. Денисов, занимающийся семейной медициной, должна развивать это направление. Мы готовы помочь.
Симаков Олег Владимирович, директор Департамента информатизации Минздравсоцразвития России:
Напомню, что 23 февраля исполняется 7 месяцев как образован Департамент информатизации Минздрав-соцзразвития — это единственный Департамент информатизации среди федеральных министерств.
Мне было важно услышать участников круглого стола, понять те проблемы, которые связаны с очень важной проблематикой, которую мы с Вами называем телемедицина. Хотя, конечно, нельзя отрывать проблемы телемедицины, отделять их от проблем информатизации здравоохранения.
Здесь много говорилось о каналах. В рамках разработки системы персонифицированного учета предполагается широкополосный доступ для каждого лечебного учреждения, для каждого юридического лица, мы говорим аккуратно. И в рамках этого канала связи, закрытого канала связи, конечно, все проблемы передачи информации должны быть решены.
Другой вопрос, что надо каким-то образом решить проблему трафика, и один из возможных вариантов, я подчеркиваю, возможных, пока он еще не реализован, но обсуждается, — это включение 6-й статьи в обязательное медицинское страхование. Но я говорю так крайне осторожно об этом, потому что идет дискуссия.
Что касается законодательной базы. Вот у меня в руках упомянутый уже модельный закон, который позавчера обсуждался и который будет уже с учетом доработок обсужден в конце года на Межпарламентской Ассамблее.
Двигаться, естественно, надо в этом направлении. И, тем не менее, мы должны посмотреть на проблему шире, посмотреть не только на те изменения в законодательстве, которые нужно внести применительно к собственно вопросам консультаций по кана-
60 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■
Телемедицинские системы
лам связи и другим аспектам, которые сегодня затрагивались, но и в целом то, что связано с информатизацией медицины в рамках подхода к персонифицированному учету. А я не вижу возможность отделить оказание того перечня услуг, который сегодня обсуждался, от персонифицированного учета.
Естественно, когда коллега из Центра хирургии сказал о том, что главное — это электронная медицинская карта, я его полностью поддерживаю, потому что объединение всех данных о пациенте в электронной медицинской карте с учетом, естественно, обеспечения 152 Федерального закона в части персональных данных — это решение многих проблем, которые сегодня Вами поднимались и обсуждались.
Какие будут каналы — наземные, спутниковые? Если мы реализуем наложенную систему обмена медицинской информацией со всеми юридическими лицами в ранге лечебно-профилактических учреждений и научно-исследовательских институтов, входящих в РАН, и ВУЗов медицинских и даже колледжей медицинских, потому что они нам нужны для создания регистра медицинского персонала, то это уже вопрос технический. Мы каждый раз его будем решать: выгодно спутник, значит, спутник, если там нельзя проводные каналы провести. Но Вы прекрасно все знаете, что проводные каналы, естественно, устойчивые и будут держать лучше, что бы кто мне ни рассказывал о другом варианте.
У меня есть большой личный опыт в создании и спутниковых каналов, и проводных. Это все известно и никаких технических проблем нет, а вот юридические проблемы, они действительно возникают. И поэтому у меня есть предложение. Так как есть проект состава межведомственной Рабочей группы по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в системе здравоохранения, которая сейчас образуется в соответствии с решением Совета по информатизации при Президенте от 12 февраля текущего года,
www.idmz.ru SOOS, №2
гчн
hdH
то я полагаю, что при этой группе мы могли бы совместно с комитетом создать рабочую подгруппу, которая бы занималась и вопросами стандартизации, и правовыми вопросами.
Что касается образовательных элементов. Мы планируем, если бюджет центрального аппарата Минздравсоцразвития не будет подвергнут секвестру в этой части, создание 50 порталов главных специалистов Министерства в рамках одного общего портала. То есть фактически по всем нозологиям возникнет тематический портал. Логика этого портала — создать сообщество специалистов с тем, чтобы простой ординатор в любом ЛПУ по стране мог обратиться к главному внештатному специалисту, задать ему вопрос, обсудить с ним в режиме он-лайн или в режиме чата, какого-то форума, профессиональные проблемы. На этот же портал мы планируем вывести специфические для данной нозологии курсы и новейшие методологии.
Но понятно, что в рамках системы персонифицированного учета, разрабатывая стандарт оснащения ЛПУ в соответствии с унифицированными требованиями, мы планируем, что на рабочем месте каждого специалиста будет информационно-справочная система по его специальности, которая будет ориентирована на соблюдение медико-экономического стандарта. Понятно, что создание такой системы потребует привлечения множества лучших специалистов страны, которые могли бы такого рода системы сделать сбалансированными, не перекошенными, соответствующими медико-экономическим стандартам. То есть работа предстоит грандиозная. Но мы считаем, что то дело, которым мы занимаемся, этого заслуживает.
И самый важный в этом смысле образовательном вопрос — это получение сертификатов, то есть законодательное изменение проблемы получения сертификатов после дистанционного образования. Для этого, естественно, надо иметь сертифицированные классы аттестации.
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■■■ ■ ■ ■■ Si ■ ■■■ ■ ■
Ш.МШШ
1 и информационные
технологии
Телемедицинские системы
Я приглашаю всех участников круглого стола сотрудничать с Министерством, с нашими рабочими группами для того, чтобы
приблизить к практической реализации нашу сегодняшнюю проблематику.
Подводя итоги работы круглого стола, председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья Ольга Борзова, в частности, отметила: «Развитие телемедицины необходимо для повышения доступности и качества медицинской помощи населению с учетом огромной территории нашей страны, наличием отдаленных населенных пунктов и труднодоступных мест, концентрацией ведущих медицинских специалистов в крупных городах.
В последние годы все шире распространяются телемедицинские технологии, более половины субъектов Российской Федерации имеют телемедицинские центры. В проекте Концепции развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года выделено отдельное направление — «Информатизация здравоохранения».
Принятая в 2001 году «Концепция развития телемедицинских технологий в Российской Федерации» сыграла свою положительную роль, но сейчас этого уже недостаточно для дальнейшего развития телемедицины. Практика показала, что в действующее законодательство (прежде всего в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан) необходимо внести изменения и определить права граждан на оказание им телемедицинских услуг, требования к их документационному сопровождению и т.д.
Не способствует развитию телемедицины и относительно высокая стоимость оборудования при отсутствии целевого финансирования для оснащения телемедицинских центров. Практическое внедрение телемедицины неразрывно связано с обеспечением медицинских учреждений на местах современной аппаратурой, снабжением расходными материалами, наличием кадров, владеющих соответствующими методиками.
Необходимо рассмотреть вопрос о включении в номенклатуру работ и услуг в здравоохранении организацию и осуществление телемедицинских услуг, а также включение оплаты телемедицинских консультаций в Программу государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью. Также целесообразно проанализировать возможность разработки пилотного проекта, направленного на развитие телемедицины, в том числе при проведении диспансерных осмотров населения сельских и труднодоступных регионов с использованием мобильных телемедицинских комплексов».
Наталия КУРАКОВА
62 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■