Научная статья на тему 'СИСТЕМА СУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ'

СИСТЕМА СУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
105
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВОВАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ / СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / SUBJECTS AND OBJECTS OF ADMINISTRATIVE LAW / INFORMATION SECURITY / NATIONAL SECURITY / LEGAL SECURITY / EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Губич М.В.

Рассматривается система субъектов обеспечения информационной безопасности сотрудников органов внутренних дел, дается ее авторская дефиниция, определяются место каждого ее элемента, функциональное предназначение и системообразующие связи с другими элементами. Раскрывается иерархическая структура рассмотренной совокупности. Выявлены особенности правового положения субъектов административно-правового обеспечения информационной безопасности сотрудников органов внутренних дел, не входящих в эту систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Губич М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF SUBJECTS OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL ENSURING INFORMATION SECURITY OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS AND THEIR COMPETENCE

The article discusses the system of subjects of ensuring information security of employees of the internal affairs bodies, gives its author’s definition, determines the place of each of its elements, its functional purpose and system-forming links with other elements. Discloses the hierarchical structure of the considered population. The peculiarities of the legal status of subjects of administrative and legal support of information security of police officers who are not part of the system of internal affairs bodies are revealed.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА СУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ»

АДМИНИСТРА ТИВНОЕ ПРАВО

УДК 342.922

СИСТЕМА СУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ

канд. юрид. наук М.В. ГУБИЧ (Академия МВД Республики Беларусь, Минск)

Рассматривается система субъектов обеспечения информационной безопасности сотрудников органов внутренних дел, дается ее авторская дефиниция, определяются место каждого ее элемента, функциональное предназначение и системообразующие связи с другими элементами. Раскрывается иерархическая структура рассмотренной совокупности. Выявлены особенности правового положения субъектов административно-правового обеспечения информационной безопасности сотрудников органов внутренних дел, не входящих в эту систему.

Ключевые слова: субъекты и объекты административного права, информационная безопасность, национальная безопасность, правовая защищенность, сотрудники органов внутренних дел.

Введение. Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь определены основные функции системы обеспечения национальной безопасности, выполнение которых предполагает дальнейшее совершенствование имеющихся подсистем и механизмов, обеспечивающих надежность и устойчивость ее функционирования [1]. Одним из направлений указанной деятельности выступает совершенствование обеспечения информационной безопасности работников правоохранительных органов, в т.ч. сотрудников органов внутренних дел (ОВД). Данный нормативный правовой акт закрепляет необходимость решения задач обеспечения национальной безопасности на основе системного подхода, в т.ч. посредством реализации субъектами обеспечения информационной безопасности работников органов и организаций, составляющих силы обеспечения национальной безопасности, комплекса взаимосвязанных политических, экономических, правовых, управленческих, социальных, информационных и иных средств, направленных на выявление, предупреждение и нейтрализацию внутренних и внешних рисков, вызовов и угроз безопасности [1]. Исключительно важную роль для обеспечения эффективности функционирования указанных субъектов играет правильная, научно обоснованная организационная структура - система субъектов обеспечения информационной безопасности работников органов и организаций, составляющих силы обеспечения национальной безопасности, а также сотрудников ОВД - как ее подсистема.

Основная часть. До настоящего времени учеными и практиками не выработано единого определения понятия «система». Исследователями высказываются все новые точки зрения относительно указанного термина, которых насчитывается более двух десятков. Как отмечают А.М. Кориков и С.Н. Павлов, различия в определениях состоят в двойственности понятия «система», т.к. «с одной стороны, оно используется для обозначения объективно существующих феноменов, а с другой - как метод изучения и представления феноменов, т.е. как субъективная модель реальности» [2, с. 38]. Учитывая, что изучение указанной проблемы не входит в предмет настоящего исследования, представляется верным согласиться с господствующей трактовкой понятия «система», в соответствии с которой под ней понимают совокупность взаимодействующих, относительно самостоятельных элементов, объединенных выполнением некоторой общей функции, не сводимой к функциям ее компонентов [1, с. 29].

Взяв за основу вышеприведенное определение, под системой субъектов обеспечения информационной безопасности сотрудников ОВД в общем виде следует понимать совокупность взаимодействующих элементов данной системы, деятельность которых обеспечивает информационную безопасность сотрудников ОВД. Это позволяет заключить, что основная форма деятельности элементов системы - взаимодействие.

По мнению С.Н. Князева, «научное объяснение взаимодействия как философской категории сводится к тому, что оно является результатом углубляющегося понимания всеобщей связи конкретных проявлений материи» [3, с. 101]. Он выделяет три типичных вида содействия: комменсализм, мутуализм и кооперацию. Примером комменсализма является вид взаимоотношений, при котором один из элементов системы извлекает пользу из совместного существования. Достаточно широко распространены му-туалистические (взаимовыгодные) отношения - система субъектов административно-правового обеспечения информационной безопасности сотрудников ОВД и их компетенция к случайным контактам, пред-

ставляют собой устойчивые взаимосвязи. Кооперация - такой вид содействия, в результате которого две и более взаимодействующие системы извлекают обоюдную пользу.

Взаимодействие субъектов обеспечения информационной безопасности сотрудников ОВД характеризуется наличием всех выделяемых видов содействия, вместе с тем преобладающим видом взаимодействия объективно выступает кооперация.

В научной литературе присутствует мнение, что атрибутивным признаком создания «любой системы является ее способность обеспечить главную потребность человека - безопасность. В какой системе эта способность будет выше или какая система продемонстрирует посредством применения мер воздействия разного уровня интенсивности эту способность, в той системе и пожелает оказаться большинство людей. Именно поэтому подавляющей причиной образования системы безопасности является не столько желание отстаивать некую идею, сколько желание обеспечить собственную безопасность, обезвредить источник угрозы» [4, с. 23].

Согласно И.В. Прангишвили, «...понятие системы не распространяется адекватно на любой объект исследования, например, на систему с дезинтегрирующими и иррациональными типами связей и взаимодействий, либо на совокупности объектов, которые заведомо не имеют целостности и интегративного качества, или они связаны антагонистическими, конфликтными взаимодействиями» [5, с. 37]. В этой связи необходимо выделить следующие элементы рассматриваемой системы: субъекты обеспечения информационной безопасности сотрудников ОВД, а также внутрисистемные связи.

Другие авторы, В. А. Ананич и В.В. Шеин, отмечают, что на деятельность ОВД оказывают влияние многочисленные факторы, для нейтрализации которых необходимо проведение целого ряда мероприятий. «Эти мероприятия должны проводиться целенаправленно, постоянно, ими должны заниматься не только государственные органы, но и граждане, общественные объединения» [6, с. 175].

Разделяя данную точку зрения, следует указать, что субъекты обеспечения информационной безопасности сотрудников ОВД многочисленны и разнообразны: граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, индивидуальные предприниматели, общественные объединения, юридические лица; органы государственного управления, их структурные подразделения, должностные лица, которые наделены определенными полномочиями в данной сфере. Такая многосубъектность обусловлена комплексным характером деятельности по обеспечению информационной безопасности сотрудников ОВД. Важно, что основным субъектом обеспечения информационной безопасности сотрудников ОВД является государство, осуществляющее функции в данной сфере посредством органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Защита жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов участников общественных отношений от преступных и иных противоправных посягательств относится к важнейшим функциям государства. Решение основных вопросов в правоохранительной сфере входит в компетенцию органов государственного управления общей компетенции. Рассматривая деятельность Президента, Национального собрания, Совета Министров Республики Беларусь, Совета Безопасности Республики Беларусь в сфере обеспечения безопасности сотрудников ОВД, необходимо учитывать, что система субъектов обеспечения безопасности сотрудников ОВД является подсистемой более высокого уровня -национальной безопасности. В этой связи решение вопросов обеспечения информационной безопасности сотрудников ОВД указанными субъектами осуществляется, как правило, в комплексе вопросов в сфере национальной безопасности.

Значимые функции в обеспечении информационной безопасности сотрудников ОВД осуществляет Президент Республики Беларусь. Согласно ст. 79 Конституции Республики Беларусь Президент является Главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина [7]. Он принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности. Президент осуществляет общее руководство системой обеспечения национальной безопасности путем реализации своих полномочий в этой сфере через Совет Безопасности Республики Беларусь и его рабочий орган - Государственный секретариат Совета Безопасности Республики Беларусь, а также через Совет Министров Республики Беларусь.

Глава государства формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь, определяет состав и порядок его деятельности, назначает на должность и освобождает от занимаемой должности Государственного секретаря Совета Безопасности Республики Беларусь; определяет стратегию обеспечения внутренней и внешней безопасности, меры по обеспечению социально-политической и экономической стабильности в обществе; осуществляет контроль и координирует деятельность государственных органов по обеспечению безопасности; издает декреты, указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, обеспечивает их исполнение. Президент Республики Беларусь определяет основные направления деятельности государства по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внешних внутренних угроз.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» Президент Республики Беларусь осуществляет общее руководство ОВД; утверждает положения о МВД и его департаментах; о прохождении службы в ОВД, Дисциплинарный устав ОВД, текст Присяги лиц рядового и начальствующего состава; определяет штатную численность ОВД; согласовывает по представлению министра внутренних дел структуру центрального аппарата МВД; принимает решения об образовании, реорганизации и ликвидации департаментов МВД и организаций, входящих в систему ОВД; устанавливает перечень должностей высшего начальствующего состава ОВД и соответствующие этим должностям специальные звания; назначает на должность и освобождает от должности министра и его заместителей, а также руководителей других подразделений и организаций, входящих в систему ОВД; утверждает перечень вооружения, боевой и специальной техники, специальных средств, состоящих на вооружении; устанавливает порядок и нормы материально-технического обеспечения ОВД; принимает решения о привлечении ОВД для усиления охраны общественного порядка, обеспечения режимов чрезвычайного положения и военного положения; устанавливает перечень объектов, подлежащих обязательной охране ОВД; принимает решения по вопросам правовой и социальной защиты сотрудников ОВД и членов их семей; осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательными актами Республики Беларусь [8].

Таким образом, Президент Республики Беларусь, являясь Главой государства, осуществляет функцию координации деятельности по обеспечению национальной безопасности, в т.ч. безопасности сотрудников ОВД. Указанный элемент рассматриваемой системы является ее стратегическим центром, что позволяет ему эффективно выполнять возложенные на него задачи.

Для обеспечения реализации функций Президента по управлению государством, формированию внутренней, внешней и военной политики в области безопасности, по сохранению государственного суверенитета, территориальной целостности и конституционного строя, поддержанию социально-экономической стабильности в обществе, защите прав и свобод граждан создан Совет Безопасности Республики Беларусь. В соответствии со ст. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 5 августа 1994 г. № 24 «О создании Совета Безопасности Республики Беларусь» Совет Безопасности является конституционным органом, который создается и целях подготовки решений Президента Республики Беларусь по основным направлениям внутренней, внешней и военной политики в сфере обеспечения безопасности Республики Беларусь. В соответствии со ст. 3 названного Указа основными задачами Совета Безопасности являются: определение приоритетов жизненно важных интересов личности, общества и государства, выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности; определение основных направлений стратегии безопасности Республики Беларусь и организация подготовки государственных программ поддержания надлежащей безопасности Республики Беларусь; подготовка рекомендаций Президенту по вопросам формирования внешней, внутренней и военной политики; разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти по реализации принятых решений в сфере обеспечения безопасности и оценки их эффективности [9].

Таким образом, Совет Безопасности является высшим коллегиальным координационно-политическим органом, созданным в целях реализации полномочий Президента Республики Беларусь в области обеспечения национальной безопасности. Исходя из изложенного, а также принимая во внимание, что указанный элемент системы является обеспечивающим полномочия Президента Республики Беларусь в сфере национальной безопасности, он наряду с Главой государства занимает центральное место в системе субъектов обеспечения национальной безопасности.

Система органов исполнительной власти во главе с Советом Министров Республики Беларусь осуществляет функции по непосредственному обеспечению национальной безопасности. Так, согласно ст. 19 Закона Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь» Правительство в соответствии с Конституцией, законами, актами Президента Республики Беларусь в области обеспечения законности и правопорядка принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, охране собственности, общественного порядка, борьбе с преступностью, обеспечивает защиту личности от любых противоправных деяний, посягательств на жизнь, здоровье, имущество, честь и достоинство, а также защиту граждан как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами, руководит деятельностью подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций по обеспечению законности и правопорядка, реализации государственных программ по борьбе с преступностью [10].

Совет Министров обеспечивает исполнение решений Президента Республики Беларусь по вопросам правовой и социальной защиты сотрудников ОВД и членов их семей; осуществляет иные полномочия, делегированные ему Президентом Республики Беларусь, а также полномочия, предусмотренные законодательными актами Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь в области обеспечения законности и правопорядка принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, охране собственности и обще-

ственного порядка, борьбе с преступностью; обеспечивает защиту личности от любых противоправных деяний, посягательств на жизнь, здоровье, имущество, честь и достоинство, а также защиту граждан; определяет основные направления правовой работы в подчиненных ему республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях; руководит деятельностью подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций в области правового просвещения граждан, а также по обеспечению законности и правопорядка, реализации государственных программ по борьбе с преступностью. Совет Министров организует разработку и формирование государственного оборонного заказа, оснащение ОВД вооружением, военной техникой, другими материальными ценностями и ресурсами, а также решает вопросы строительства и размещения на территории Республики Беларусь объектов ОВД. Кроме этого Правительство определяет объемы материальных ценностей и бюджетных ассигнований на нужды системы МВД.

Таким образом, основная задача Совета Министров как субъекта обеспечения безопасности сотрудников ОВД состоит в непосредственной реализации на надведомственном уровне стратегических решений, принятых Президентом Республики Беларусь и Советом Безопасности, а также организации выполнения требований нормативных правовых актов в сфере информационной безопасности сотрудников ОВД.

Министерства и государственные комитеты Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь, реализуя задачи, возложенные на них, участвуют в обеспечении различных аспектов безопасности сотрудников ОВД в соответствии со своей компетенцией. Руководствуясь законами, декретами, указами, распоряжениями Президента Республики Беларусь, постановлениями Правительства Республики Беларусь, они реализуют политику государства, направленную на защиту жизненно важных интересов объектов безопасности, в т.ч. информационной безопасности сотрудников ОВД. В этой связи органы исполнительной власти Республики Беларусь также являются компонентом системы субъектов обеспечения безопасности сотрудников ОВД.

Национальное собрание Республики Беларусь в пределах своей конституционной компетенции обеспечивает законодательное регулирование отношений в сфере ОВД; устанавливает общие принципы, основы деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в сфере ОВД. Свои полномочия в сфере обеспечения информационной безопасности ОВД парламент реализует в различных правовых формах: во-первых, он осуществляет законодательную деятельность, т.е. принимает соответствующие законы; во-вторых, распорядительную деятельность путем принятия постановлений Палаты представителей и Совета Республики по вопросам распорядительного и контрольного характера, касающимся деятельности ОВД. Парламент осуществляет законодательное регулирование информационной безопасности сотрудников ОВД. Национальное собрание придает деятельности остальных элементов системы обеспечения информационной безопасности сотрудников ОВД правовой характер, устанавливает правовые пределы такой деятельности, посредством издания законов формирует формальное правовое единство целей, задач и полномочий, правовую общность элементов системы.

Судебные органы Республики Беларусь осуществляют правосудие посредством гражданского, уголовного, хозяйственного и административного судопроизводства. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей суды в Республике Беларусь призваны защищать гарантированные Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан, конституционный строй Республики Беларусь, государственные и общественные интересы, права организаций, индивидуальных предпринимателей, а также обеспечивать правильное применение законодательства при осуществлении правосудия, способствовать укреплению законности и предупреждению правонарушений.

Таким образом, суд как элемент системы обеспечения информационной безопасности сотрудников ОВД оценивает с позиции права те либо иные явления, негативно воздействующие на безопасность лиц рядового и начальствующего состава, и принимает решение о привлечении виновных в нарушении правовых норм, направленных на охрану общественных отношений в сфере информационной безопасности сотрудников ОВД, к установленной законом ответственности.

Прокуратура Республики Беларусь - единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь. В соответствии со ст. 12 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» прокуратура координирует правоохранительную деятельность государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, деятельность иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью [12], а также осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением ОВД законодательства Республики Беларусь [8].

Задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов. Осуществляя надзор за точным и единообразным исполнением всеми субъектами обеспече-

ния информационной безопасности сотрудников ОВД законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов; исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности; исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания; соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении; соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, мер принудительного характера, прокуратура обеспечивает соблюдение точного и единообразного применения норм права в сфере информационной безопасности сотрудников ОВД, гарантирует функционирование остальных элементов системы в соответствии с поставленными перед ними целями в рамках предоставленных им полномочий, сдерживает их отклонение от заданных параметров, что, в свою очередь, является дополнительным фактором, обеспечивающим стабильность работы элементов системы субъектов обеспечения информационной безопасности сотрудников ОВД.

Необходимо отметить, что государственное управление в сфере информационной безопасности сотрудников ОВД осуществляется централизованно главным образом высшими органами государственной власти. Однако из этого не следует, что органы местного управления и самоуправления стоят в стороне от решения вопросов в рассматриваемой сфере. Так, они обеспечивают потребности ОВД в материальных средствах, энергетических и других ресурсах и услугах, выделяют для нужд ОВД земельные участки, предоставляют служебные помещения и жилую площадь, коммунальные, бытовые и другие услуги в соответствии с законодательством Республики Беларусь. По верному утверждению В.И. Шабайлова, «компетенция и деятельность областных, районных, городских, поселковых, сельских советов, их исполкомов неотделима от решения общегосударственных задач и функций» [13, с. 130]. В этой связи наряду с органами исполнительной власти органы местного управления и самоуправления являются важным элементом системы субъектов обеспечения информационной безопасности сотрудников ОВД, позволяющим системе эффективно взаимодействовать с внешней средой.

Концепцией информационной безопасности Республики Беларусь определено, что эффективному решению задач в обеспечении информационной безопасности должно способствовать постоянное целенаправленное взаимодействие между государственным сектором и негосударственными субъектами обеспечения информационной безопасности в форме государственно-частного партнерства с целью привлечения компетенций, кадров, технологий, капитала частных предприятий, повышения отдачи использования бюджетных средств и активов предприятий, совместной разработки и реализации инвестиционных и иных проектов в области информационной безопасности [14, п. 96].

К негосударственным субъектам обеспечения информационной безопасности сотрудников ОВД относятся различные общественные формирования, содействующие органам правопорядка, общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодежи», ветеранские организации и др. Данные элементы системы можно рассматривать как вспомогательные элементы системы, выполняющие функции по непосредственному воздействию на внешнюю среду, что не снижает их значимости в обеспечении функционирования всей системы субъектов. Как и государственные субъекты обеспечения информационной безопасности сотрудников ОВД, указанные элементы системы выполняют функцию непосредственного воздействия на внешнюю среду. Специфичность рассматриваемых элементов заключается в том, что по правовому положению их можно отнести к элементам внешней среды; вместе с тем, выполняя свои функции, они также являются субъектами обеспечения информационной безопасности сотрудников ОВД. Это обстоятельство позволяет говорить о значимой роли данного элемента системы в обеспечении осуществления ее целей.

Граждане, не являющиеся сотрудниками ОВД, также могут рассматриваться в качестве субъектов рассматриваемой системы. Основная роль граждан в обеспечении информационной безопасности лиц рядового и начальствующего состава - создание благоприятных условий выполнения сотрудниками ОВД возложенных на них задач: оказание разносторонней помощи (сообщение правоохранительным органам о ставших им известными фактах готовящихся, совершаемых или совершенных правонарушений, в т.ч. и в отношении сотрудников ОВД, причинах и условиях, способствующих их совершению); содействие в работе по профилактике и пресечению правонарушений; пропаганда правовых знаний, способствующих предупреждению правонарушений, и др.

Законом Республики Беларусь «Об участии граждан в охране правопорядка» предусмотрена возможность граждан выступать субъектами рассматриваемой сферы правоотношений в следующих формах: индивидуальное участие; внештатное сотрудничество с правоохранительными органами, участие в объединениях граждан, содействующих правоохранительным органам в охране правопорядка; членство в добровольных дружинах; участие в советах общественных пунктов охраны правопорядка [15].

На основании вышеизложенного можно заключить, что обеспечение информационной безопасности сотрудников ОВД в большей либо меньшей степени составляет компетенцию всех без исключения государственных субъектов обеспечения информационной безопасности сотрудников ОВД, а также может осуществляться и негосударственными субъектами. При этом для их классификации, а также выяв-

ления закономерностей во взаимосвязях отдельных субъектов применимы общепринятые критерии классификации, разработанные административно-правовой наукой: территориальный масштаб деятельности, основания образования, объем и характер компетенции, порядок решения подведомственных вопросов, конкретная направленность компетенции, источник финансирования, место в системе органов власти и организационно-правовая форма.

По нашему мнению, негосударственные субъекты системы обеспечения безопасности сотрудников ОВД следует рассматривать в качестве вспомогательных элементов, основное назначение которых состоит в непосредственном воздействии на внешнюю среду, создании благоприятных условий осуществления сотрудниками ОВД служебной деятельности. При этом вспомогательная роль данных субъектов не умаляет их роли в достижении целей рассматриваемой системы.

Таким образом, при уяснении места каждого элемента системы субъектов обеспечения информационной безопасности сотрудников ОВД и ее сущности, осуществляемых функций выявляются системообразующие связи, которые и характеризуют перечисленную совокупность элементов как систему. Системообразующие связи придают рассматриваемой системе целостность и завершенность.

Как отмечает И.В. Прангишвили, «благодаря системообразующим связям свойства системы оказываются не просто суммой свойств, составляющих ее отдельные элементы, а определяются наличием и спецификой связей и отношением между элементами, т.е. их следует рассматривать как интегративные свойства, или качество системы как целое» [5, с. 50].

Исходя из изложенного можно сделать вывод, что совокупность субъектов обеспечения информационной безопасности сотрудников ОВД обладает всеми признаками системы. Каждый элемент системы занимает в ней определенное место, имеет свое функциональное предназначение и системообразующие связи с другими элементами. Степень участия выделенных нами субъектов в обеспечении информационной безопасности сотрудников ОВД различна, отличаются также формы и методы их деятельности. Совокупность субъектов обеспечения информационной безопасности сотрудников ОВД имеет формализованный и законченный вид, т.е. является единым целым функциональным элементом системы безопасности сотрудников ОВД.

К внутренним целям системы субъектов обеспечения информационной безопасности сотрудников ОВД следует отнести также и обеспечение ее устойчивости, стабильности функционирования, поддержание единства, жизнеспособности и эффективности, обретение оптимальных содержательно-функциональных параметров. Данные цели достигаются правильным и действенным расположением элементов, эффективным использованием системообразующих связей.

Внешние цели заключаются в изменении внешней среды в соответствии с интересами информационной безопасности сотрудников ОВД и поддержании ее в состоянии, обеспечивающем минимальную вероятность реализации факторов опасности сотрудникам ОВД, своевременное реагирование на их появление, пресечение и устранение. Указанные цели достигаются путем взаимодействия системы с внешней средой, эффективного управляющего воздействия ее элементов на социальные процессы, а также гибкостью и оперативностью системы, наличием управляющей воли субъектов.

Основываясь на вышесказанном, под системой субъектов обеспечения информационной безопасности сотрудников ОВД следует понимать совокупность государственных органов, общественных организаций, а также граждан, характеризуемую наличием системных связей и упорядоченностью элементов, осуществляющих воздействие на внешнюю среду в целях создания и поддержания необходимого уровня информационной защищенности сотрудников ОВД, посредством осуществления мер и средств нормативно-правового, организационного, правоохранительного и иного характера, адекватных воздействию факторов опасности и риска сотрудников ОВД.

Как уже отмечалось, не все субъекты обеспечения информационной безопасности сотрудников ОВД можно отнести к субъектам административно-правового обеспечения информационной безопасности рассматриваемой категории граждан, т.к. субъектами административно-правового обеспечения могут выступать только субъекты, наделенные государственно-властными полномочиями, что предполагает возможность применения мер государственного принуждения в рамках, установленных законом.

В этой связи систему субъектов административно-правового обеспечения информационной безопасности сотрудников ОВД составляют: субъекты общей компетенции (Президент Республики Беларусь, Совет Безопасности Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь и органы исполнительной власти); субъекты специальной компетенции, которых следует разделить на два уровня: руководители органов, учреждений и организаций системы МВД (несут персональную ответственность за организацию и состояние работы по обеспечению информационной безопасности сотрудников ОВД в подчиненных подразделениях); подразделения и должностные лица ОВД, обеспечивающие информационную безопасность сотрудников ОВД.

Анализ положений нормативных правовых актов Республики Беларусь позволяет выделить такие основные функции субъектов административно-правового обеспечения информационной безопасности со-

трудников ОВД, как: прогнозирование, выявление и оценка возможных угроз, дестабилизирующих факторов, причин их возникновения и последствий проявления; разработка концептуальных документов (доктрины, концепции, стратегии и программы) в сфере деятельности ОВД; создание нормативно-правовой основы, в том числе и административно-правовой, необходимой для эффективного функционирования ОВД; совершенствование организационной структуры системы субъектов административно-правового обеспечения информационной безопасности сотрудников ОВД; комплексное кадровое, финансовое, материальное, техническое, информационное и иное обеспечение ОВД; разработка научно обоснованных предложений и рекомендаций по принятию управленческих решений по повышению эффективности деятельности ОВД, а также оценка ее результативности; контроль.

Систему субъектов административно-правового обеспечения информационной безопасности сотрудников ОВД можно рассматривать как юридически упорядоченную внутренне согласованную совокупность различных по своей организационно-правовой форме органов, соподчиненных на основе разделения компетенции между ними и образующих интегрированное единство в процессе обеспечения безопасности сотрудников, осуществляющих воздействие на внешнюю среду в целях создания и поддержания необходимого уровня информационной защищенности сотрудников ОВД посредством осуществления мер и средств нормативно-правового, организационного, правоохранительного и иного характера, адекватных воздействию факторов опасности и риска сотрудников ОВД. Эта система имеет свою вертикальную иерархическую структуру и горизонтальные уровни, выполняет в соответствии с государственной политикой в сфере национальной безопасности повседневное оперативное управление обеспечением безопасности сотрудников ОВД.

Заключение. На основании результатов проведенного исследования представляется целесообразным сделать следующие выводы:

1) рассмотренная совокупность субъектов обеспечения информационной безопасности сотрудников ОВД обладает всеми основными признаками системы. Каждый ее элемент занимает определенное место, имеет свое функциональное предназначение и системообразующие связи с другими элементами. Рассматриваемая совокупность элементов имеет иерархичную структуру и формальную определенность;

2) особенностью правового положения субъектов административно-правового обеспечения информационной безопасности сотрудников ОВД, не входящих в систему ОВД, является то, что решение вопросов обеспечения информационной безопасности сотрудников ОВД указанными субъектами осуществляется, как правило, в комплексе вопросов в сфере национальной безопасности;

3) под системой субъектов административно-правового обеспечения информационной безопасности сотрудников ОВД следует понимать юридически упорядоченную внутренне согласованную совокупность различных по своей организационно-правовой форме органов, соподчиненных на основе разделения компетенции между ними и образующих интегрированное единство в процессе обеспечения безопасности сотрудников, осуществляющих воздействие на внешнюю среду в целях создания и поддержания необходимого уровня информационной защищенности сотрудников ОВД посредством осуществления мер и средств нормативно-правового, организационного, правоохранительного и иного характера, адекватных воздействию факторов опасности и риска сотрудников ОВД;

4) иерархическую систему субъектов административно-правового обеспечения информационной безопасности сотрудников ОВД составляют: субъекты общей компетенции (Президент Республики Беларусь, Совет Безопасности Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь и органы исполнительной власти); субъекты специальной компетенции, которых следует разделить на два уровня: руководители органов, учреждений и организаций системы МВД (несут персональную ответственность за организацию и состояние работы по обеспечению информационной безопасности сотрудников ОВД в подчиненных подразделениях); подразделения и должностные лица ОВД, обеспечивающие безопасность сотрудников ОВД.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь от 9 нояб. 2010 г. № 575 : в ред. от 30 дек. 2011 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.

2. Кориков, А.М. Теория систем и системный анализ : учеб. пособие / А.М. Кориков, С.Н. Павлов. - Томск : Том. гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники, 2008. - 264 с.

3. Князев, С.Н. Управление: искусство, наука, практика : учеб. пособие / С.Н. Князев. - Минск : Армита-Маркетинг : Менеджмент, 2002. - 512 с.

4. Липак, В.А. Необходимость формирования системы национальной безопасности / В.А. Липак // Право и безопасность. - 2003. - № 2. - С. 21-25.

5. Прангишвили, И.В. Системный подход и общесистемные закономерности / И.В. Прангишвили. - М. : Синтег, 2000. -521 с.

6. Шеин, В.В. Содержание, формы и методы деятельности органов внутренних дел при чрезвычайных ситуациях / В.В. Шеин, В .А. Ананич // Вестн. Акад. МВД Респ. Беларусь. - 2006. - № 1. - С. 172-176.

7. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. - 10-е изд., стер. - Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. -62 с.

8. Об органах внутренних дел Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь от 17 июля 2007 г. № 263-3 : в ред. от 9 янв. 2019 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.

9. О создании Совета Безопасности Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь от 5 авг. 1994 г. № 24 : в ред. от 15 окт. 2009 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.

10. О Совете Министров Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь от 23 июля 2008 г. № 24 : в ред. от 17 июля 2018 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.

11. Вилинов, А.М. Управление социальными системами на основе творчества : дис. ... д-ра социол. наук : 22.00.08 /

A.М. Вилинов. - М., 2002. - 318 л.

12. О прокуратуре Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220-З : в ред. от 18 июля 2016 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.

13. Шабайлов, В.И. Правовое регулирование социально-культурной деятельности / В.И. Шабайлов ; науч. ред.

B.А. Круталевича. - Минск : Наука и техника, 1981. - 183 с.

14. О Концепции информационной безопасности Республики Беларусь [Электронный ресурс] : постановление Совета Безопасности Респ. Беларусь от 18 марта 2019 № 1 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.

15. Об утверждении положения о главном управление собственной безопасности Министерства внутренних дел Респ. Беларусь : приказ М-ва внутр. дел Респ. Беларусь от 28 авг. 2013 г. № 400.

Поступила 09.08.2019

SYSTEM OF SUBJECTS OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL ENSURING INFORMATION SECURITY OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS AND THEIR COMPETENCE

M. GUBICH

The article discusses the system of subjects of ensuring information security of employees of the internal affairs bodies, gives its author's definition, determines the place of each of its elements, its functional purpose and system-forming links with other elements. Discloses the hierarchical structure of the considered population. The peculiarities of the legal status of subjects of administrative and legal support of information security of police officers who are not part of the system of internal affairs bodies are revealed.

Keywords: subjects and objects of administrative law, information security, national security, legal security, employees of internal affairs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.