6. Крашенинникова М.В. Создание вспучивающихся огнезащитных покрытий для защиты стальных строительных конструкций от воздействия пожара при проведении работ в условиях пониженных температур и повышенной влажности / М.В. Крашенинникова // Технические средства противодействия террористическим и криминальным взрывам: материалы III Междунар. конф. СПб: Изд-во «Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России», 2007. С. 33-36.
7. Кривцов Ю.В. Безопасность энергетических объектов - широкое использование огнезащитных покрытий // Пожарная безопасность, 2006. № 2. С. 132-134.
СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА ВУЗА
12 3
Воротынцев В.В. , Крюков Д.В. , Шикульский М.И. Email: [email protected]
1Воротынцев Валентин Викторович — магистр; 2Крюков Дмитрий Владимирович — магистр; 3Шикульский Михаил Игоревич — кандидат технических наук, доцент, кафедра прикладной информатики, Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань
Аннотация: в статье описан метод стратегического менеджмента вузов на основе сбалансированной системы показателей (ССП). Показаны преимущества этого метода по сравнению с традиционными системами управления вузами. Представлен анализ функциональной модели управления вузами, алгоритм многокритериального анализа деятельности вузов для комплексного внедрения системы, математическая модель ССП, типовая карта целей. Описаны средства проектирования и разработки системы, а также предполагаемые преимущества от её внедрения. Ключевые слова: сбалансированная система показателей, стратегическое управление, методики управления, веб-технологии, вуз.
STRATEGIC MANAGEMENT SYSTEM OF THE UNIVERSITY Vorotyntsev V.V.1, Kryukov D.V.2, Shikulsky M.I.3
1Vorotyntsev Valentin Viktorovich — Master of Technical sciences; 2Крюков Dmitry Vladimirovich — Master of Technical sciences; 3Shikulsky Mikhail Igorevich — PhD in Technical sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF APPLIED INFORMATICS, ASTRAKHAN STATE TECHNICAL UNIVERSITY, ASTRAKHAN
Abstract: the article describes the method of strategic management of universities based on the balanced scorecard (BSC). The benefits of this method are shown in comparison with traditional university management systems. Further on there is the presentation of the analysis of the functional model of university management, algorithm of multi-criteria analysis of universities for complex system implementation, the mathematical model of the BSC, a typical map of goals. The design and development tools are also represented, as well as the intended benefits of its implementation.
Keywords: balanced scorecard, strategic management, management techniques, web technologies, academy.
УДК 004.9+378.1
Высшее учебное заведение в современном мире имеет комплексную структуру со сложными внешними и внутренними связями, эффективное управление которой предполагает использование современных методов для рационального использования ресурсов, оперативного реагирования на изменения внешней среды и учета нефинансовых показателей.
В условиях конкуренции на рынке образовательных услуг возникает необходимость пересмотра методов управления деятельностью вуза [4, с. 68]. Традиционная система управления имеет существенные недостатки:
• недостоверность и недостаточность информации для принятия решений;
• отсутствие централизованной системы для коммуникации внутри образовательной организации;
• сложность обработки большого количества показателей эффективности;
• ориентация на внешнюю отчетность;
• недостаточный анализ внешней среды, в которой функционирует
образовательное учреждение;
• ориентация на текущие результаты деятельности.
В связи с этим одной из актуальных задач становится разработка
интеллектуальной системы стратегического менеджмента для повышения эффективности деятельности высшего учебного заведения Российской Федерации.
Актуальность этой задачи была признана Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, который поддержал проведение научно-исследовательской работы по данному направлению.
В результате выполнения НИР были разработаны:
• функциональная модель управления вузами;
• алгоритм многокритериального анализа деятельности вузов;
• математическая модель ССП, типовая карта целей и набор показателей;
• проект и программная система управления вузом;
Функциональная модель отражает существующий подход к организации стратегического управления вузами. Бизнес-процессы вуза были поделены на три группы: основные, вспомогательные и управляющие.
Основой управляющих бизнес-процессов является анализ отчётов по деятельности вуза и результатов аудитов, в результате которого принимаются управленческие решения, оформленные в виде руководящих документов и внешней отчётности.
Обеспечивающие бизнес-процессы предназначены для жизнеобеспечения инфраструктуры вуза, без них невозможно осуществить основные бизнес-процессы.
Основные бизнес-процессы направлены на получение конечного результата в виде выпускников, успешно освоивших компетенции, а также научных разработок.
В результате исследования бизнес-процессов был выявлен комплекс проблем, связанных с реализацией образовательными организациями стратегического плана развития:
необходимость детализации стратегии по всем уровням системы;
• сложность адекватного и эффективного контроля за ходом реализации стратегии, включая получение упреждающих данных;
• сложность учета и разрозненность показателей эффективности деятельности вуза;
• ориентированность на внешнюю отчетность для учредителя и регулирующих государственных органов.
Эти проблемы можно решить, автоматизируя стратегическое управление с использованием эффективных методов и процедур [2, с. 53].
Внедрение новых методик управления требует комплексного подхода, поэтому был разработан алгоритм многокритериального анализа деятельности вузов на основе сбалансированной системы показателей (ССП), представленный на рисунке 1.
Классическая методология ССП была модифицирована, в частности была обоснована «стейкхолдерская концепция» — перспектива анализа «Клиенты» была
заменена на перспективу «Заинтересованные стороны», что соответствует специфике работы вузов.
Рис. 1. Алгоритм многокритериального анализа деятельности вузов
Математическая модель ССП вуза была формализована с помощью теоретико-множественного описания:
SSP = {p, g ,т,е } , (1)
где SSP — Модель ССП; р — множество перспектив; g — множество целей; т — множество имеющихся показателей; е — множество стратегических мероприятий.
Весовые коэффициенты целей и показателей ССП определяются с помощью метода экспертных оценок.
Масштабы измерения критериев в большинстве случаев неодинаковы, следовательно, возникает необходимость проводить нормализацию критериев, то есть искусственно приводить их к единой мере. Поскольку для каждого показателя задано целевое значение, нормализация проводится минимаксным способом:
х — min (х)
х =-—-, (2)
п max(x) — min (х) "
где — нормализованное значение показателя;
х — абсолютное значение показателя.
Если необходимо нормализировать показатель относительно эталонного значения, то необходимо найти расстояние между двумя значениями, и вычислить относительное отклонение.
После нормализации производится формализация расчёта уровня достижения целей:
£"1*1,,,
9] = —™-, (3)
где 9] — уровень достижения -й цели;
— весовой коэффициент -го показателя.
Обобщенный показатель по перспективам ССП находится по формуле:
Р]= у к , (4)
где — интегральный показатель выполнения -й перспективы; — весовой коэффициент -й цели; — количество целей в перспективе анализа.
На основе алгоритма многокритериального анализа деятельности вузов и математической модели построения ССП была разработана типовая карта целей, представленная на рисунке 2, определены показатели и весовые коэффициенты [3, с. 186].
Потенциал
Рис. 2. Карта целей ССП вуза
Для анализа и учёта значений показателей и целей, влияющих на стратегическое развитие вуза, была спроектирована и разработана информационная система.
Для проектирования системы было составлено техническое задание, включающее как функциональные, так и нефункциональные требования к системе. Далее были построены диаграммы, описывающих архитектуру системы в нотации UML. На основе требований и диаграмм разработана логическая и физическая модели базы данных, состоящие из 55 таблиц. Проектирование адаптивных пользовательских интерфейсов было выполнено с помощью Axure RP.
В качестве СУБД для реализации проекта была выбрана MySQL. Она имеет удобный веб-интерфейс, легко интегрируется с веб-приложениями и распространяется бесплатно.
Программно-административная часть проекта, была создана на основе нескольких библиотек и программных подсистем. Автоматизация управления зависимостями для PHP реализована с помощью Composer, в частности с помощью данного пакетного менеджера был установлен веб-фреймворк Laravel с интерфейсом командной строки Artisan [1, с. 393]. Эффективное распределение ресурсов сервера и выполнение JavaScript обеспечивается с помощью платформы Node .js.
Клиентская сторона системы использует принципы адаптивного веб-дизайна, чтобы ей можно было пользоваться на мобильных устройствах. Для построения отчётов и графиков используется модуль Chartjs, который легко интегрируется с Laravel.
Внедрение разрабатываемой системы в высшее учебное заведение поможет улучшить все сферы функционирования вуза, это приведет к увеличению количества абитуриентов и качества образования, развитию научной и инновационной деятельности. Инструмент стратегического менеджмента может быть полезен при работе в сфере человеческих ресурсов организации. Доля квалифицированного и мотивированного персонала должна увеличиться благодаря возможному увеличению заработной платы и удельного веса выплат стимулирующего характера.
Список литературы /References
1. Дронов В. Laravel. Быстрая разработка современных динамических web-сайтов на PHP, MySQL, HTML и CSS. СПб.: БХВ-Петербург, 2017. 768 с.
2. Каплан Р., НортонД.Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2005. 320 с.
3. Каплан Р., Нортон Д. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты / Пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2007. 512 с.
4. Портер М. Конкурентные стратегии. / Пер. с англ. М.: Логос, 2004. 588 с.