СИСТЕМА СТРАХОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ОТ НЕКОММЕРЧЕСКИХ РИСКОВ
Орлов А.А., соискатель ВГУП «Стандартинформ»
Одной из наиболее сложных проблем привлечения иностранных инвестиций является организация страхования иностранных инвесторов от некоммерческих рисков. Частный капитал при оценке различных инвестиционных возможностей ориентируется на два критерия: доходность и риск.
Ключевые слова: страновой риск, иностранные инвестиционные фонды, риски инвестиционного климата.
SYSTEM OF INSURANCE OF INVESTMENT PROCESSES FROM NONCOMMERCIAL RISKS
Orlov A., VGUP Standartinform, the competitor
One of most challenges of attraction offoreign investments is the organisation of insurance offoreign investors from noncommercial risks. The private fund at an estimation of various investment possibilities is guided by two criteria: yield and risk.
Key words: страновой risk, foreign investment foundations, risks of an investment climate.
Каждое инвестиционное решение принимается путем выбора из нескольких альтернатив, предлагающих сравниваемые риски и сравниваемые уровни доходности; в итоге инвестор вкладывает капитал в тот проект, который при одинаковом уровне дохода имеет меньший уровень риска1.
С точки зрения иностранного инвестора возможность инвестиционных процессов в российскую экономику является одной из предлагаемых ему альтернатив вложения капитала, которую он сравнивает с тем, что предлагает ему международный финансовый рынок. Поэтому решение в пользу России будет принято в том случае, если российский вариант продемонстрирует более высокие показатели соотношения риска и доходности.
Опять же с точки зрения иностранного инвестора проект прямых капиталовложений в России сопряжен с переводом его инвестиций в неликвидную форму, а также несет помимо высокого уровня акционерного риска внешние (страновой риск) и внутренние риски (риски инвестиционного климата) России. Если прибавить к минимальной доходности проектов в США (25-35%) оценку рисков России (10-13%), то проект будет привлекательным, если его ожидаемая доходность составит 35-48%. Поэтому, любые высокорискованные капиталовложения, не обеспечивающие компании соответствующей доходности, ставят ее в невыгодное по отношению к конкурентам положение.
Многие иностранные инвестиционные фонды прямых инвестиций, действующие в России, рассматривают инвестиционные проекты исходя из минимальной ставки доходности в 50-60% годовых. Иногда, если контроль за предприятием находится полностью в руках инвестора, приемлемый порог доходности снижается до 35-45%2.
Большинство российских отраслей промышленности в настоящее время не могут удовлетворять таким требованиям доходности инвестиций. В то же время существует значительное число отраслей и отдельных российских производственных компаний, имеющих достаточный потенциал для того, чтобы обеспечить доходность прямых иностранных инвестиций на уровне 30-40% годовых. Этого оказывается недостаточно, чтобы покрыть весь риск, связанный с прямыми инвестициями в российское производство.
Рассмотрим подробнее внешний риск России - страновой риск. Понятие странового риска очень емкое и включает в себя все особенности политической и экономической ситуации в стране-реци-пиента. Российский страновой риск для инвестиционных процессов складывается из следующих групп факторов (табл. 2.3): социально-политические факторы; внутриполитические факторы; основные показатели экономического развития; международные факторы; ресурсные факторы.
Суммарная оценка всех вышеприведенных факторов делает инвестиционные процессы недоступными для большинства российских предприятий, включая эффективные предприятия с существенным потенциалом роста. Поэтому реальные направления привлечения инвестиционных процессов в российскую экономику долж-
ны базироваться на минимизации действия факторов, определяющих российский страновой риск.
Стратегия по устранению влияния факторов российского странового риска подразумевает широкую совокупность мер по структурной реформе сложившейся российской экономической системы. В ближайшей перспективе параллельно с деятельностью по структурной перестройке экономики необходимо использовать меры, снижающие страновой риск для отдельных инвесторов, способных обеспечить приток прямых инвестиций в отрасли с наибольшим потенциалом развития. Одним из возможных механизмов этого может быть создание системы страхования инвестиционных процессов в России.
Инвесторы готовы нести коммерческие риски прямого инвестирования, поскольку они предсказуемы и их можно просчитать и минимизировать. Действие же политических составляющих странового риска совершенно не контролируется инвестором и слабо поддается прогнозированию. Полностью защитить инвестора от влияния всех явлений и факторов, входящих в понятие странового риска невозможно. В то же время само государство способно контролировать элементы странового риска по конкретным инвестиционным проектам и минимизировать последствия их влияния, в частности: социально-политические и внутриполитические факторы, а также косвенно основные показатели экономического развития.
В связи с этим необходимо определить те элементы странового риска, гарантии по которым будут наиболее эффективны. Существует мнение о целесообразности создания за рубежом, вне юрисдикции России, Российского фонда страхования иностранных инвес-тиций3. Гарантии инвесторам должны предоставляться на платной основе. Размер страховой премии по каждому из страхуемых объектов должен устанавливаться отдельно и подвергаться пересмотру в зависимости от экономической и политической ситуации в России, а также от спроса на страхование со стороны инвесторов.
Деятельность Агентства страхования прямых инвестиций должна координироваться с общей государственной стратегией в области ИП и с российской промышленной политикой.
К настоящему времени Россия ратифицировала Сеульскую конвенцию об учреждении Международного агентства по гарантиям инвестиций (МИГА), что предусматривает возможность получения иностранными инвесторами гарантий и страхования от политических рисков4. Налаживание контактов между Агентством страхования прямых инвестиций и МИГА позволило бы России эффективно использовать действующий механизм страхования политических рисков. Создание Российского фонда страхования иностранных инвестиций и Российского агентства по страхованию кредитных и инвестиционных рисков позволило бы привлечь значительный объем ИП в российскую экономику.
Привлечение иностранных инвестиций во многом зависит не только от выгод размещения капитала, но и от степени рисков, которые его сопровождают. Правовая защищенность иностранного капитала способствует минимизации рисков.
Анализируя иностранные инвестиции, следует иметь ввиду особенность, состоящую в том, что инвестор или субъект инвести-
Таблица 2.3. Основные факторы, влияющие на страновой инвестиционный риск
Группа факторов Факторы
Социально-политические факторы 1. Социальная неоднородность 2. Расслоение общества по уровню дохода 3. Легитимность политической системы, ее стабильность 4. Территориальная стабильность 5. Социальная сбалансированность по религиозному признаку 6. Соотношение коренного и приезжего населения
Внутриполитические факторы 1. Финансовая политика 2. Денежная политика 3. Промышленная политика 4. Политика занятости 5. Иммиграционная политика 6. Торговая политика 7. Инвестиционная политика 8. Внешняя политика 9. Политика доходов
Основные показатели экономического развития 1. Динамика ВВП 2. Структурная сбалансированность ВВП 3. Уровень инфляции 4. Денежное предложение 5. Платежный баланс 6. Норма сбережений 7. Норма инвестирования 8. Среднеотраслевая производительность труда 9. Уровень занятости 10. Качество внешнеторговых операций 11. Отношение общего (государственного и корпоративного) долга к ВВП 12. Коэффициент обслуживания внешнего долга
Международные факторы 1. Геополитические факторы 2. Цены на энергоресурсы 3. Имидж страны на международном уровне 4. Устойчивость национальной валюты
Ресурсные факторы 1. Наличие природных ресурсов 2. Наличие трудовых ресурсов, их квалификация 3. Наличие передовых технологий, как производственного, так и управленческого характера
ционного процесса расположен на территории одного государства, а объект инвестиций - на территории другого государства. Это предопределяет определенную противоречивость инвестиционного процесса, связанную с несовпадениями и различиями в национальных законодательствах обеих стран как в части общего, так и специального права.
Право собственности иностранного инвестора на имущество, расположенное на территории другого государства, регулируются национальными законами страны, на территории которой находится это имущество. Риск иностранного инвестора, вкладывающего инвестиции в объекты на территории иностранного государства, состоит в том, что в случае изменения политического строя, военных действий или гражданских волнений иностранные инвестиции могут быть конфискованы, уничтожены или повреждены.
Можно предложить следующую классификацию рисков, связанных с защитой имущественных интересов иностранного инвестора5: общие риски, наступление которых негативно отражается на инвестициях, осуществляемых в любой форме. К таким рискам можно отнести риски, связанные с конфискацией по политическим причинам, уничтожением или повреждением объекта инвестиций в результате военных действий и гражданских волнений. Вероятность наступления общих рисков трудно просчитываема, последствия после их наступления носят глобальный и опустошительный характер и требуют выплаты значительных сумм компенсаций иностранному инвестору;
технические риски, наступление которых может привести к уничтожению (полной гибели) или порче части инвестированных
средств. Наступление таких рисков связано с нанесением ущерба конкретному обособленному объекту инвестиций (например, зданию) в результате конкретного, определенного события. К таким рискам относятся пожары, взрывы, аварии и другие риски, характеризующиеся внезапностью и неопределенностью их наступления. Имущественный ущерб при этом прогнозируем и может быть компенсирован в сравнительно небольших размерах;
специальные риски, наступление которых связано с частными причинами, вызванными особенностями хозяйственной деятельности получателя инвестиций. К таким рискам можно отнести риск невозврата полученного кредита в срок, установленный кредитным договором, а также можно отнести риск утраты права титульного владения (вещных прав) инвестора.
Для специальных рисков не может быть обоснована вероятность их наступления. Ущерб от утраты вещных прав может быть равен стоимости самих инвестиций, а сам размер ущерба, как правило, устанавливается в судебном порядке; риски хозяйственной деятельности, наступление которых не имеет вероятностного характера, а возможность их негативного влияния на состояние иностранных инвестиций определяется результатами организации производственного процесса. Степень влияния событий, связанных с наступлением таких рисков, может быть различной: от неполучения планируемого дохода от инвестиций до полной их утраты, например, в результате банкротства предприятия, созданного при участии иностранного инвестора.
Таким образом, основным вопросом, связанным с организацией страховой защиты инвестиционного процесса, следует считать
1 Бродский И. Б. Россия на международном рынке инвестиций: структурные проблемы, роль банков. - М.: МАКС Пресс. - 2006 г.
2 Балдин К. В. Инвестиции в инновации: учебное пособие. - М.: Изд. «Дашков и К?». - 2008 г.
3 В большинстве случаев эти гарантии не имеют имущественного обеспечения.
4 Нарышкин С. Е. Иностранные инвестиции и ключевые направления развития российской экономики. - Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУЭФ. - 2007 г.
5 Чиненов М. В. Иностранные инвестиции. - М.: МИМЭО, 2008 г.
Таблица 2.4. Определение вида гарантий в зависимости от основных видов риска инвестора
Виды рисков Виды гарантий
Общие Государственные гарантии
Технические Страхование
Специальные Частичное использование страхования, титульное страхование вещных прав
Риски хозяйственной деятельности При необходимости - самострахование, в частных случаях и в ограниченных формах - страхование
обеспечение имущественных интересов, связанных с правами собственности, самой собственностью или обязательствами по возврату заемных средств, если инвестиции осуществлялись за счет привлеченных средств.
В отношении общих рисков применимость страхования в обычном порядке крайне проблематична главным образом по той причине, что наступление таких рисков может быть связано с катастрофическим, опустошительным ущербом. Действительно, если предположить наступление политического риска (изменение политического строя, изменение режима конвертируемости внутренней валюты и вывоза прибыли), то его влияние будет отражаться на всех инвестициях, то есть с точки зрения страховщика будет носить катастрофический характер. Непредсказуемость таких рисков позволяет утверждать, что страхование или неприемлемо вовсе, или сфера его деятельности крайне ограничена. Единственной формой страховой защиты от общих рисков могут быть лишь государственные гарантии.
В отношении большинства инвестиционных процессов, связанных с основными и оборотными фондами и иными материальными ценностями, наиболее эффективной формой организации страховой защиты от возможного ущерба, наносимого техническими рисками, является страхование6. Общая схема предоставления гарантий иностранным инвесторам в зависимости от характера риска представлена в табл. 2.47.
Что касается специальных рисков и такого объекта инвестиций, как долгосрочные и среднесрочные кредиты, то применение страхования в данном случае ограничено, во-первых, размерами кредитов и соответственно возникающими обязательствами по их возврату и, во-вторых, сложностью оценки вероятности наступления такого риска.
В отношении иных типов рисков применимы традиционные способы защиты имущественных интересов юридических и физических лиц, среди которых можно выделить8:
самострахование, при котором негативное влияние (ущерб, нанесенный имущественным интересам хозяйствующего субъекта) каких бы то ни было рисков, покрывается из специально созданного фонда или системы фондов самим хозяйствующим субъектом. Применение самострахования ограничено, так как связано с отвлечением из нормального хозяйственного оборота средств организаций в специальные фонды; при этом, чем больше размер потенциального ущерба, тем более значительным должно быть такое отвлечение;
страхование как особый вид экономической деятельности, связанный с перераспределением риска нанесения ущерба имущественным интересам среди участников страхования (страхователями) и организуемый специальными организациями (страховщиками), обеспечивающими аккумуляцию страховых взносов, образование страховых резервов и осуществление страховых выплат при нанесении ущерба застрахованным имущественным интересам.
Не менее значимым по сравнению со страновым (внешним) риском России для повышения объема притока инвестиционных процессов является внутренний риск - риск изменения инвестиционного климата. На макроуровне инвестиционный климат включа-
ет в себя существующую в принимающей стране политическую и экономическую ситуацию, а также социальный элемент. В политической ситуации решающую роль играют такие элементы, как государственная политика в отношении иностранных инвестиций, традиция соблюдения международных соглашений, оценка стабильности законодательных и исполнительных структур. Из экономических элементов на инвестиционный климат влияют, прежде всего, общее состояние экономики (подъем, спад, стагнация), положение в валютно-финансовой и кредитной системах, таможенные платежи. Социальный элемент характеризуется наличием социальных конфликтов, криминальной ситуацией в стране и жизненным уровнем населения. На мезоуровне происходит конкретизация обобщенной комплексной оценки инвестиционного климата в конкретном Субъекте Федерации.
Инвестиционный климат складывается из большого числа элементов - факторов риска. Среди групп рисков, влияющих на инвестиционный климат, обычно выделяют: социально-политические, внутриэкономические, внешнеэкономические риски (табл. 2.5)9. Рассмотрим ранжирование рисков, влияющих на инвестиционный климат.
Действующая система регулирования иностранных инвестиций в России связана со значительным риском для потенциальных инвесторов в силу своей нестабильности. Фактором, способным изменить эту ситуацию в лучшую сторону, является система гарантий. В законе РФ от 09.07.1999 г. «Об иностранных инвестициях в РФ», а также в законе РФ от 25.12.1999 г. «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», определены принципы и правовой режим государственных гарантий в области защиты иностранных инвестиций. По своему существу они представляют страхование от политических рисков вывозимого и ввозимого капитала или, иначе говоря, обязательства по компенсации убытков иностранному инвестору при экспроприации его капиталовложений.
Согласно ст. 17 закона «Об иностранных инвестициях в РФ» субъекты РФ и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов РФ и местных бюджетов, а также внебюджетных средств11 .
Защита от некоммерческих рисков, вызванных особенностями экономических преобразований - это задача государства. В развитых странах созданы разнообразные закрепительные законодательно механизмы государственных гарантий, а в развивающихся странах и в странах с переходной экономикой такие гарантии предоставляются выборочно (например, крупным инвесторам, иностранным инвесторам) специальными законами.
Институт гарантирования в России не развит, и это является серьезным препятствием для инвестиционной деятельности. Создание системы гарантий с участием государства будет способствовать привлечению отечественных и иностранных инвестиций в реальный сектор с одновременным регулированием их доступа и влияния на экономику в целом.
6 Нормативная база защиты инвестиций охватывает области страхования, перестрахования, залога, гарантий. Необходимость развития рынка страхования инвестиционных рисков отмечена и в Постановлении правительства РФ от 19.12.1997 г. № 1605 «О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику РФ».
7 Иностранные инвестиции в российскую экономику: проблемы и перспективы. - М.: Международный центр финансово-экономического развития. - 1996 г.
8 Ример М. И. Экономическая оценка инвестиций. - М.: Питер. - 2008 г.
9 Ример М. И. Экономическая оценка инвестиций. - М.: Питер. - 2008 г.
10 Иностранные инвестиции в российскую экономику: проблемы и перспективы. / Под ред. Веселовского С. Я. - М.: Международный центр финансово-экономического развития. - 1996 г.
11 Федеральный закон №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г. (в ред. от 03.06.2006 г.)
Таблица 2.5. Характеристика основных групп рисков инвестиционного климата10
Группы риска Основные риски инвестиционного климата
инвестиционного
климата
Социально- угроза стабильности извне
политические риски стабильность правительства
характеристика официальной оппозиции
влияние нелегальной оппозиции
социальная стабильность
отношения между работающими по найму и собственниками
прогноз уровня безработицы на ближайшие 12 месяцев
распределение совокупного дохода
отношение властей к иностранным инвестициям
отношение местной бюрократии к инвестициям
вмешательство правительства в экономику
доля государственной собственности в экономике;
риск национализации без полной компенсации
вероятность вооруженных конфликтов
Внутриэкономические прогноз общего состояния экономики на ближайшие 12 месяцев
риски ожидаемая динамика роста ВВП на ближайшие 12 месяцев
динамика производства промышленной продукции в ближайшие 12месяцев
динамика инвестиций в ближайшие 12 месяцев
динамика потребления в ближайшие 12 месяцев
уровень текущей инфляции
ожидаемая динамика инфляции в ближайшие 12 месяцев
доступ к иностранным источникам финансирования
наличие рабочей силы
квалификация, качество рабочей силы
монетарная политика
фискальная политика
уровень налогообложения
ожидаемая динамика уровня налогообложения
динамика производства нефтегазового комплекса
Внешнеэкономические общее состояние платежных балансов
риски торговый баланс
динамика экспорта
динамика импорта
официальные ограничения на движение капитала
прогноз официального регулирования движения капитала
прогноз ограничений на торговую деятельность
изменение курса национальной денежной единицы
изменение мировых цен на нефть
В то же время пр ок с мирового рынка качественно неоднородных капиталообразующих инвестиций приводит к нарушению структурного и технологического равновесия национального хозяйства, что требует постоянной корректировки инвестиционного регулирования.
Такая корректировка должна проводиться на основе мониторинга рисков, отражающего интересы всех участников инвестиционного процесса. Поэтому одним из условий повышения эффективности регулирующего воздействия на динамику и структуру ИП является создание национальной системы мониторинга рисков, отражающей интересы различных участников инвестиционного процесса и учитывающей не только особенности политико-правовой и экономической среды бизнеса, но и уровень накопленного территориально-отраслевого инвестиционного потенциала. Сложность данной задачи состоит в отсутствии общих правил принятия управленческих решений с учетом комплексной оценки рисков, а также в недостаточной разработке принципов и методических подходов к выделению операционных параметров всех типов рисков.
Создание национальной системы мониторинга рисков позволит с одной стороны, концентрировать усилия и ресурсы на направлениях с наиболее высоким масштабом рисков и тем самым повышать эффективность инвестиционного регулирования; с другой стороны - влиять на международные оценки, которые не учитывают регионально-отраслевые особенности российской системы хозяйствования, а также качественные различия в накоплении факторных преимуществ, и тем самым оказывать воздействие на стоимость привлекаемых ресурсов.
Основой формирования системы мониторинга инвестиционных рисков в России является допущение, в соответствии с которым на характер, формы и виды рисков оказывает влияние множество факторов, объединенных в особые пространственные системы (мировое хозяйство, страна, отрасль, локальная территория), в рамках
которых формируются специфические оценки рисков. Однако все методы должна объединять концептуальная идея движения общества к экономической свободе, организации хозяйственной деятельности на принципах свободного предпринимательства, позволяющего создавать новые стоимости и тем самым удовлетворять растущие потребности общества. Этот процесс, с одной стороны, неразрывно связан со стремлением субъектов рынка максимизировать свой доход (потребительскую пользу и экономическую прибыль), с другой стороны - сохранить накопленные преимущества и ресурсы в условиях роста массы риска и неопределенности будущих состояний.
Таким образом, необходимо построение многоуровневой системы управления рисками (на макро- и мезо- уровнях), основанной на балансе основных стейкхолдеров - иностранных инвесторов, национальной экономики, экономики Субъекта Федерации, общества - и направленной на повышение эффективности управленческих решений, улучшающих инвестиционный климат и ключевые конкурентные преимущества страны в целом.
Как было показано выше, важной задачей специализированного органа по стимулированию притока ИП являются выполнение функций выявления рисков, их анализа и минимизации. Для этого управление риском включается в систему должностных обязанностей всех руководителей данного органа. Рассмотрим принципиальную схему управления рисками притока инвестиционных процессов в экономику Субъекта Федерации. Данная схема предусматривает создание в специализированном органе смешанного коллегиального органа - комиссии по рискам, а также создание специализированного подразделения по анализу и контролю рисков (рис. 2.4).
Создание указанных структур не исключает обязанность верхнего уровня руководства специализированного органа учитывать в своих решениях фактор риска, а должно помочь руководству луч-
группы или специалисты по рискам
специалист по рискам
ведущим специалист по рискам
Рис. 2.4. Схема организации управления инвестиционными рисками в процессе привлечения инвестиционных процессов
ше выполнять эту обязанность. На уровне подразделений, где это целесообразно, могут быть созданы специализированные группы или введена должность специалиста по рискам. В случаях, когда это нецелесообразно, работы по управлению риском могут быть лишь частью деятельности специалистов, имеющих более широкие функции и задачи. Группы по рискам в подразделениях могут создаваться как на постоянной, так и на временной основе.
Комиссия по рискам создается для регулярной оценки ситуации с точки зрения, во-первых, системных рисков, во-вторых, рисков отдельных направлений деятельности, структурных подразделений, в-третьих, рисков в разрезе проектов, инвестиционных программ Субъекта Федерации, а также для подготовки решений Правительства в сфере управления риском. Основными задачами Комиссии являются:
а) определение политики управления риском инвестиционного процесса;
б) выработка основных мер по:
• поддержанию ликвидности и платежеспособности экономики Субъекта Федерации;
• назначению ставок привлечения и размещения ресурсов;
• снижению валютного риска;
• формированию кредитного и инвестиционного портфеля;
• распределению рисков по различным проектоустроителям;
• сокращению негативных последствий инфляции;
• предотвращению кризисных ситуаций;
• переходу к особому управлению в кризисных ситуациях;
• страхованию имущества и сделок;
• экспертизе инвестиционных планов, проектов и программ Субъекта Федерации с учетом рисков;
• экспертизе рисков значительных организационных и иных нововведений в работе инвестиционного блока;
• оценке качества проектоустроителей, партнеров и агентов;
• анализу и подготовке отчетов по каждому случаю непредвиденных потерь;
• сбору и обработке информации для оценки рисков, включая специальную информацию.
В состав Комиссии целесообразно включать руководителей старшего звена подразделений инвестиционного блока, а также подразделений внутреннего аудита, налогового планирования и бухгалтерии. Главой комиссии является один из ее членов на основе принципов выборности и ротации. Информация, регулярно предоставляемая в Комиссию по рискам должна включать следующие отчеты:
• отчет о состоянии активов и пассивов;
• отчет о быстроликвидных активах;
• отчет о запасах и обязательствах по валюте;
• отчет о фактической и прогнозируемой разнице между активами и пассивами из-за возможного роста или падения ставок привлечения и размещения;
• отчет об инвестициях;
• отчет о кредитах и инвестициях, кредитном и инвестиционном портфелях в разрезе проектоустроителей, префектур, отраслей и программ;
• отчет о процентной разнице, получаемой по видам активов и по секторам финансового рынка;
• бизнес-планы основных проектов и операций с оценкой ключевых рисков;
• отчет о случаях потерь, а также угрозах потерь;
• годовой отчет о деятельности с точки зрения рисков и потерь, а также прогноз рисков на очередной плановый год;
• другие отчеты по усмотрению Комиссии по рискам.
Построение системы управления рисками подобным способом
позволит создать эффективную систему управления оперативными, тактическими и стратегическими инвестиционными рисками, что обеспечит улучшение инвестиционного климата и приток прямых иностранных инвестиций в экономику Субъекта Федерации. Однако разработка только системы страхования без эффективного применения организационно-административных и налоговых механизмов стимулирования притока прямых иностранных инвестиций существенным образом не отразиться на общем уровне инвестиционных вливаний.