Научная статья на тему 'Система стабилизации качества выпускаемой продукции назаданном уровне'

Система стабилизации качества выпускаемой продукции назаданном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система стабилизации качества выпускаемой продукции назаданном уровне»

Система стабилизации качества выпускаемой продукции на

заданном уровне

Трегубов Александр Викторович

к.т.н. доцент ВПИ (филиал) ВолгГТУ trequbow-vpi@yandex.ru

Международные стандарты качества ИСО серии 9000 выделяют политику руководителя предприятия в области качества, формируемую либо в виде направления деятельности, либо долгосрочной цели, и непосредственно систему качества, включающую управление качеством продукции.

Система качества, регламентированная международным стандартом МС ИСО 9004 и российским ГОСТ Р ИСО 9004 охватывает весь жизненный цикл изделия от проектирования до его утилизации и такие элементы системы как маркетинг, материально-техническое обеспечение, сбыт и обслуживание. МС ИСО 9004 предназначается для разработок систем качества, в которых «прописаны» рецепты рентабельности производства. На многих предприятиях с сертифицированной ранее системой качества отсутствуют методы учета потерь от принятых рекламаций и затрат на качество и их влияния на рентабельность, поскольку МС ИСО 9001-9003 не выдвигают таких требований. На вопрос, например, какова динамика снижения потерь, или, например, движения рентабельности ввиду внедрения затратных мероприятий по улучшению качества продукции, специалисты по качеству и руководители дают весьма расплывчатые ответы. А в тоже время на многих зарубежных предприятиях, в том числе и на многочисленных заводах Бриджстоун, главной целью действующих систем качества является повышение рентабельности производства. Каору Исикава так определял понятие контроля качества (из японского промышленного стандарта): «это система средств для экономичного создания изделий, качество которых соответствует требованиям покупателей». Ключевое слово здесь - «экономичного», т.е. рентабельного. Рентабельность - это показатель экономической эффективности производства, характеризующий отношение прибыли к затратам, в том числе и на улучшение качества продукции и снижения потерь от рекламаций за определенное время.

Очевидно, что для повышения уровня рентабельности существует множество различных решений. Наше предложение заключается в ограничении потока рекламационной продукции, поступающей на предприятие за счет вовремя проведенных предупреждающих и корректирующих мероприятий и за счет этого стабилизации качества продукции на заданном уровне.

Проанализируем потоки рекламационной продукции, например, за 2015г. Дефектность продукции - это характеристика производства, соответствующая количеству дефектных изделий в партии или в условленном количестве произведенных изделий. Для характеристики дефектности продукции на заводах используют показатель PPM (Parts Per Million).

Расчет общезаводского показателя РРМ по направлениям отгруженной продукции:

PPEvi количестно принятых претензий do направлениям ^ J^Q^

количества отгруженной по направлениям продукции ^

Очевидно, что коэффициент РРМ показывает, сколько дефектных образцов приходится на один миллион произведенных и отгруженных изделий. При расчете принимаются во внимание не количество дефектов, а количество изделий, содержащих хотя бы один дефект, при этом любой дефектный образец, может содержать неограниченное количество дефектов.

В таблицах 1 и 2 приводятся результаты расчета показателя РРМ по основным потокам рекламационной продукции по кварталам и за 2015год.

Как видно из таблиц 1 и 2 показатель РРМ по рекламационной продукции принимает значения от практически нулевого до максимального показателя по направлению «Комплектация» 0,15 процента за год.

Таблица 1 - основные потоки рекламаций по кварталам за 2015г

Поставка, шт. Рекламации, шт. Рекламации, РРМ Рекламации, РРМ, %

1 квартал 2015г

Комплектация 31981 6 188 0,587

Вторичный рынок/физ.лица 656796 26 40 0,006

Экспорт 112350 1 9 0,008

Итого всего 801127 33 41 0,005

2 квартал

Комплектация 39743 6 151 0,380

Вторичный рынок/физ.лица 426168 34 80 0,019

Экспорт 129716 2 15 0,012

Итого всего 595627 42 71 0,012

3 квартал

Комплектация 22624 4 177 0,781

Вторичный рынок/физ.лица 424940 22 56 0,013

Экспорт 192981 2 10 0,005

Итого всего 640545 28 44 0,007

4 квартал

Комплектация 23599 5 212 0,898

Вторичный рынок/физ.лица 539467 24 44 0,008

Экспорт 126411 0 0 0,000

Итого всего 689477 29 42 0,006

Таблица 2 - рекламации за 2015г

2015год

Поставка, шт. Рекламации, шт. Рекламации, РРМ Рекламации, РРМ, % Норматив РРМ

Комплектация 117947 21 178 0,15 200

Вторичный рынок/физ.лица 2047371 106 52 0,003 100

Экспорт 561458 5 9 0,002 10

Итого всего 2726776 132 48 0,002

Методика применения предлагаемой системы стабилизации качества выпускаемой продукции следующая: компетентными службами предприятия устанавливаются предельные значения показателей РРМ по направлениям отгрузки по ряду конкретных изделий. Предельные значения показателей РРМ рассчитывается на основании утвержденных плановых уровней рентабельности по отдельным видам продукции предприятия с учетом затрат на повышение качества и потерь от принятых ранее рекламаций. Установленные значения показателей вместе с алгоритмом расчета РРМ вносятся в компьютеры центральной службы качества, в функции которой входит разработка и отслеживание показателей качества по всем видам выпускаемой продукции. При поступлении рекламации она рассматривается и оформляется компетентной рекламационной комиссией в установленном порядке, претензия либо отклоняется, либо принимается. В случае, если претензия принимается, сведения поступают в компьютер центральной службы качества, вычисляется текущее значение РРМ и если этот текущий показатель приближается к предельному значению, включается

движение корректирующих (КД) и предупреждающих (ПД) действий в соответствие с блок схемой, таблицаЗ.

Таблица 3 - движение корректирующих и предупреждающих действий

По результатам рассмотрения рекламаций за 2015г. и выяснения причин дефектов были внедрены следующие мероприятия:

1. Постороннее включение:

- Произведен обжиг и чистка перекидных приемных транспортеров на агрегатах участка шприцевания, введен план контроля ОТК по камерному производству, проведен внеплановый MSA контролеров, введены бракеры для выбраковки шприцованного рукава.

- Планируется опытное опробование легкодиспергируемых элементов оксида цинка и серы газовой в виде гранул в камерной резиновой смеси.

2. Отслоение резины от металла:

- Упорядочена процедура приготовления раствора для обезжиривания вентилей.

- Проведена корректировка режимов вулканизации вентилей ЛК.

3. Потертости:

- Отменено применение смазки внешней поверхности шины.

4. Мелкая сетка тещин старения:

- Произведена корректировка резиновой смеси (противостаритель антиоксидант 4010 NA (IPPD) дозируется по автомату в 1-ую стадию с увеличенной дозировкой 2.0 м.ч. вместо 1 м.ч.).

5. Наплыв по боковине:

- Произведена ревизия планки при выпуске боковин, протектора для размеров 8,15/65-15 Вл. 13 и 9,00R20 ИН 142 Б.

6. Отслоение резины от металла:

- Упорядочена процедура приготовления раствора для обезжиривания вентилей.

Список литературы

1. ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования. - М.: Госстандарт России, 2008

2. ГОСТ Р ИСО 9004-2010 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. - М.: Госстандарт России, 2010

3. СТП 6-8.1-ОТК-2012 Статистическое управление технологическими процессами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.