СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ОГБОУ НПО «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 12»
© Гудожникова О.Б.*
Профессиональное училище № 12, г. Томск
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2015 года» одной из важнейших задач образовательных учреждений определено «... формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда». Формирование навыков успешной социализации в обществе важно для всех обучающихся учреждений профессионального образования, но особую значимость имеет для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 7ю часть жителей нашей планеты. Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число таких жителей в мире достигает 13 %. В настоящее время численность инвалидов в России приближается к 10 млн. чел. (около 7 % населения) и продолжает расти.
На сегодняшний день в Томской области более 3,5 тыс. детей до 18 лет имеют статус «ребенок» инвалид». Эти дети нуждаются в социальной адаптации в семье и интеграции в обществе.
Поэтому все большую актуальность на сегодняшний день приобретает проблема организации системы социальной и профессионально адаптации детей с ограниченными возможностями в учреждениях НПО и СПО. Так как причиной дезадаптации подростков является их психологическая и социальная неподготовленность [4].
Для успешной социально-профессиональной адаптации выпускников учреждений профессионального образования с ограниченными возможностями здоровья овладение профессией является необходимым, но недостаточным условием. В силу объективных обстоятельств мир труда раньше других испытывает на себе происходящие изменения и, вследствие этого, ощущает необходимость перемен в подготовке рабочих кадров [1].
Успешная социально-профессиональная адаптация обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья возможна при условии, что в процессе обучения в училище у них сформированы определенные навыки адап-
* Заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
тации, которую на сегодняшний день считают адаптивной компетентностью. Адаптивную компетентность можно так же отнести к группе ключевых, компетенций, поскольку она определяет умение человека приспосабливаться к изменяющейся ситуации, применять свои знания в новых условиях, интегрироваться в новые структуры общества [3].
Отличительной особенностью нашего учебного заведения является то, что в условиях интеграции в одном образовательном пространстве с выпускниками общеобразовательных школ успешно обучаются выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений: I вида (неслышащие), II вида (слабослышащие), VI вида (нарушения опорно-двигательного аппарата), VIII (умственная отсталость).
Выпускники обучаются по следующим профессиям: «Швея», «Швея, портной» «Обувщик по ремонту обуви», «Парикмахер», «Портной-вышивальщица», «Маникюрша».
Анализ контингента последних пяти лет демонстрирует тенденцию роста выпускников коррекционных школ, детей-сирот и инвалидов.
Таблица 1
Анализ контингента обучающихся в ПУ № 12 за 2007-2012 уч. гг.
2007-2008 уч.год. 2008-2009 уч.год. 2009-2010 уч. год. 2010-2011 уч.год 2011-2012 уч.год
ВСЕГО КОТИНГЕНТ 219 216 225 220 206
Умственно отсталые 119 109 121 112 115
Глухие и слабослышащие 12 18 23 18 17
Слабовидящие 3 3 2 1 -
ДЦП 4 6 6 10 18
Инвалиды 58 68 70 52 60
Сироты 58 66 87 85 68
В 2011-2012 учебном году в училище всего обучаются 206 подростков, из них 115 - выпускники коррекционных школ города и области, 60 инвалидов, 68 детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей детей-сирот.
В ПУ№12 накоплен не малый опыт профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями и инвалидов. Начиная с 1970-х гг. началось единичное обучение учащихся - выпускников вспомогательных школ, которые включались в состав общих групп. Затем с 2000 года начали обучение выпускников специальных школ I, II вида (с недостатками слуха) и инвалидов.
Для создания условий для успешной социальной и профессиональной адаптации в 2002 году было открыто коррекционное отделение.
С 2001 по 2008 год профессиональное училище № 12 функционировало в режиме экспериментальной деятельности по теме «Профессиональная подготовка обучающихся - выпускников коррекционных школ в условиях профессионального училища общего типа». В целях создания ком-
плексных условий для профессиональной подготовки выпускников вспомогательных школ и инвалидов приказом УНПО.
В 2004 году приняли участие в областной целевой программе «Комплексная реабилитация инвалидов Томской области», что способствовало значительному улучшению материально-технического обеспечения процесса профессиональной подготовки и усовершенствованию
В 2010 году стали победителями социального проекта по оказанию реабилитационных услуг выпускникам детских домов и интернатов, проект назывался «Формула успеха».
Участие в областной целевой программе и в социальных проектах позволило учебному заведению:
- расширить перечень профессий для инвалидов «Парикмахер», «Портной-вышивальщица», «Мастер маникюра» для неслышащих детей;
- повысить качество профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями;
- улучшить материально-техническую базу и развитию безбарьер-ной реабилитационной среды.
В 2009 году на базе ПУ №12 открыта новая экспериментальная программа «Реализация инклюзивного образования в процессе профессиональной подготовки обучающихся в условиях профессионального училища». Открыта опытно-экспериментальная площадка по инклюзивному образованию «Института развития образовательных систем» РАО.
Работая в условиях эксперимента, с 2002 года нам удалось создать максимально благоприятные условия для профессиональной подготовки инвалидов, выпускников специальных (коррекционных) и общеобразовательных школ за счет реализации:
- активных форм и методов, специальных приемов и технологий, интегрированных в профессиональное и теоретическое обучение (игровые, ориентированные на действие, здоровьесберегающие и др. технологии; индивидуальные и групповые формы работы).
- методического и дидактического обеспечения учебного процесса;
- системы психолого-медико-социальной поддержки обучающихся и педагогического сопровождения образовательного процесса;
- корректировки и дополнения нормативно-правовой базы.
- повышения профессионального мастерства педагогов, работающих с данной категорией учащихся.
- совершенствуя технологии обучения и контроля знаний, умений, навыков обучающихся;
- внедряется систему мониторинга образовательного процесса в условиях реализации инклюзивного образования и профессиональных пробы первичной диагностики.
- взаимодействия ОУ с социальными партнерами в т.ч. работодатели.
Так же в рамках реализации экспериментальных программ были разработаны:
1. Требования к профессиям.
2. Выделены этапы профессиональной подготовки выпускников коррекционных школ и инвалидов.
I этап - профориентационной; II этап (август - октябрь) - диагностический; III этап - (1 курс октябрь, ноябрь) апробация и корректировка программ; IV этап - (в течении 1-3 курса) - реализация программ; V этап - (заключительный) - выпуск и трудоустройство выпускников.
3. В учебных планах были выделены образовательный и коррекционно-развивающий блоки. Во второй блок входят, такие дисциплины как: «Развитие речи и практика общения», «ЛФК», «Познай себя», «Помоги себе сам», «Декоративно прикладное творчество», которые способствуют социально-профессиональной адаптации посредством: повышения уровня общекультурного, трудового и физического развития с учетом медицинских показаний; активизации профессионального самоопределения учащихся; включения воспитанников в реальный производственный процесс и профессиональную среду; психолого-педагогического сопровождения учебно-профессиональной деятельности обучающихся.
4. Разработаны, критерии оценки социально-профессиональной адапти-рованности обучающихся к которым относятся: информированность обучающихся о получаемой профессии; мотивация получения профессии, включающая отношение к профессии (профессиональная направленность), уровень учебных достижений, отношение к учебной деятельности; реализация профессиональной деятельности; самостоятельность реализации профессиональной деятельности; сформированность социально-коммуникативных умений; профессиональная закрепляемость.
5. С 2002 года реализуется интегрированная воспитательная программа «Содружество», которая способствует:
- развитию толерантности к окружающим;
- повышению нравственно-гуманистического уровня взаимоотношений в сообществе обучающихся и педагогов;
- культивированию норм здорового образа жизни и развитие волонтерского движения в образовательном учреждении;
- развитие социально значимой инициативы среди обучающихся;
- развитию творческого потенциала обучающихся через совместную досуговую деятельность;
6. Разработаны учебно-методические комплекты для: профессиональной подготовки; теоретического обучения; психолого-медико-педагогиче-ского сопровождения; по воспитательной работе.
7. Разработаны критерии оценки социально-профессиональной адапти-рованности обучающихся, к которым относятся: информированность уча-
щихся о получаемой профессии; мотивация получения профессии, включающая отношение к профессии (профессиональная направленность), уровень учебных достижений, отношение к учебной деятельности; реализация профессиональной деятельности; самостоятельность реализации профессиональной деятельности; сформированность социально-коммуникативных умений; профессиональная закрепляемость.
Таким образом, начиная с 2001 в училище идет работа по формированию системы социальной и профессиональной адаптации обучающихся с ОВЗ. Основными требованиями к построению которой является: государственно-общественный характер управления, тесные связи с другими подсистемами профессионального образования, базирование на теориях профессионального образования, идеях коррекционной педагогики, реабили-тологии, наличие специально подготовленных кадров умеющих работать в условиях инклюзивного образования.
Список литературы:
1. Вершинин С.И. Основы профессиональной консультации в центре социально-трудовой адаптации молодежи: метод, пособие. - М.: 1997. - 67 с.
2. Гаенкова И.В., Социально-психологическая адаптация учащихся ПТУ в условиях личностного взаимодействия педагога и обучающегося: дисс. ... канд. психол. наук. - Якутск, 2001. - 157 с.
3. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. -СПб.: Питер, 2008. - 432 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»).
4. Сабельников С.И. Развитие инклюзивного образования. Методические рекомендации. - М.: 2008.
ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ У ПОДРОСТКОВ
© Диннер М.В.*, Дунаевская Э.Б.4
Институт непрерывного педагогического образования Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан
Период социально-экономических трансформаций в России усилил негативные тенденции здоровья населения и поставил общество перед необходимостью радикальных изменений в данной сфере. Современные жизненные условия выдвигают в первую очередь повышенные требования к здоровью подрастающего поколения и детей. Поэтому изучение проблем детского и профилактики подросткового здоровья в наше
* Студент.
* Кафедра Педагогической психологии, кандидат психологических наук.