Научная статья на тему 'СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО КРЕДИТА В КНР КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ИММУНИТЕТА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ'

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО КРЕДИТА В КНР КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ИММУНИТЕТА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
96
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ (КНР) / СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО КРЕДИТА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИОННОЕ ДАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИММУНИТЕТ / РЕЙТИНГ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кормочи Е.А., Завьялова С.В.

Современное человечество охвачено процессами глобализации, в основе которых лежит система западных ценностей и ориентиров, активно навязываемых незападному миру (глобализационное давление). С одной стороны, быть успешно развивающимся субъектом современной цивилизации и при этом быть вне глобализационных процессов невозможно. С другой стороны, необходимо противостоять глобализационному давлению, выработав социальный иммунитет. Примером успешной выработки социального иммунитета является Китайская Народная Республика. Предполагаем, что важным элементом социального иммунитета в КНР является система социального кредита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIAL CREDIT SYSTEM IN PRC AS AN ELEMENT OF SOCIAL IMMUNITY UNDER GLOBALIZATION PRESSURE

Modern humanity is gripped by the processes of globalization, which are based on a system of Western values and guidelines actively imposed on the non-Western world (globalization pressure). On the one hand, it is impossible to be a successfully developing subject of modern civilization and at the same time be outside the globalization processes. On the other hand, it is necessary to resist the globalization pressure by developing social immunity. An example of successful development of social immunity is the People’s Republic of China. We assume that an important element of social immunity in China is the social credit system.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО КРЕДИТА В КНР КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ИММУНИТЕТА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ»

УДК 351(510)

DOI 10.34823/SGZ.2022.3.518876

Е.А. КОРМОЧИ кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры истории и философии Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга E-mail: kormochi@mail.ru

С.В. ЗАВЬЯЛОВА кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры юриспруденции Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга

E-mail: s_zavyalova@mail.ru

Система социального кредита в КНР как элемент социального иммунитета в условиях глобализационного давления

Современное человечество охвачено процессами глобализации, в основе которых лежит система западных ценностей и ориентиров, активно навязываемых незападному миру (глобализаци-онное давление). С одной стороны, быть успешно развивающимся субъектом современной цивилизации и при этом быть вне глобализационных процессов невозможно. С другой стороны, необходимо противостоять глобализационному давлению, выработав социальный иммунитет. Примером успешной выработки социального иммунитета является Китайская Народная Республика. Предполагаем, что важным элементом социального иммунитета в КНР является система социального кредита.

Ключевые слова: Китай (КНР), система социального кредита, глобализация, глобализационное давление, социальный иммунитет, рейтинг.

Стало очевидным признание двух фактов, имеющих место в последние десятилетия: во-первых, современное человечество охвачено процессами глобализации, которая представляет собой сложный процесс взаимопроникновения, слияния экономических, политических и социокультурных

сфер разных стран в результате их тесного взаимодействия и взаимозависимости. В результате этого процесса происходит унификация всех сфер жизнедеятельности человека в общепланетарном масштабе [1]. Во-вторых, Китайская народная республика, сохраняя ориентиры строительства социализма с китайской спецификой и самобытность культуры, демонстрирует высокие темпы развития во всех сферах жизни общества и государства и тем самым претендует на статус супердержавы, в результате чего США и его партнеры воспринимают Китай как врага и пытаются навязывать ему свои сценарии поведения. В Коммюнике Пятого пленума ЦК КПК 19 созыва (26-29 октября 2020 г.) отмечено, что экономический рост даже в условиях пандемии оказался лучше, чем ожидалось. Так, в 2020 г. ВВП превысил 100 трлн юаней (примерно, 17,3 трлн. Долларов США), а система социального обеспечения КНР не имеет аналогов в мире по своему масштабу: медицинским страхованием охвачено 1,3 млрд. человек, пенсионным обеспечением - примерно 1 млрд. человек [2]. По итогам 2021 года ВВП уже достиг 114 млрд. юаней (примерно, 18 трлн. Долларов США) [3].

В этой связи основная задачи статьи - выявить факторы, позволяющие КНР, будучи полноправным и успешно развивающимся субъектом глобального мира, сохранять свой уникальный путь развития и приверженность традиционной культуре.

Ни для кого не секрет, что западная система ценностей и так называемый менталитет Просвещения во многом детерминировали сущность, направления и следствия глобализации. Быть успешно развивающимся субъектом современной цивилизации, авторитетным членом мирового сообщества и при этом быть вне глобализационных процессов невозможно. В то же время очевидно, что вместе с «плюсами» глобализации есть и «минусы», среди которых глобализацион-ное давление - «следствие субъект-объектных отношений в условиях глобализации, в основе которых лежит навязывание потребительского вестернистского принципа развития всему остальному миру» [4: с. 11].

Выделяются объективные и субъективные факторы, детерминирующие глобализационное давление [4]. Объективные факторы: активизирующийся процесс глобализации, балансирование человечества между стремлением к объединению, с одной стороны, и самостоятельному развитию государств, с другой стороны; холизм современного историче-

ского процесса, связанный с навязыванием западных ценностей и стереотипов всему миру; общность рыночных отношений, технических и технологических достижений; глобализация в социально-экономической и культурной сферах; развитие глобальных коммуникационных сетей; тотальное распространение массовой культуры; сосуществование процессов интеграции и дифференциации; расширяющиеся международные контакты во всех сферах; трансформация международных политических отношений в мировые политические отношения; тенденции появлении целостной мировой науки; сочетание вестернизации с ориентализацией и пр.

Субъективные факторы: политика по нивелированию социокультурной идентичности отдельных социумов в пользу вестернизации, глобализм как навязываемая миру социальная модель политического и экономического доминирования западной цивилизации под эгидой США, становление общепланетарной политики, исчерпание «конструктивного потенциала в идеологии глобализации в его крайнем ве-стернистски-потребительском виде» [4:с. 59]; идеи теоретиков западного образа жизни; создаваемая глобализацией угроза национальным системам образования и воспитания в формате Болонского процесса; стремление Запада в лице США к завоеванию власти над остальным миром; тенденции к установлению нового мирового порядка и единого мирового правительства; дискредитация демократических принципов; фальсификация исторического прошлого, переписывание истории распространение и давление массовой культуры и пр.

Способность противостоять глобализационному давлению является жизненно необходимой государствам и обществам, если они хотят сохранить свою политическую и правовую самостоятельность и состоятельность, культурную и этническую идентичность и уникальность. Способность противостоять глобализационному давлению можно назвать социальным иммунитетом, поскольку его функция подобна функции иммунитета в организме - защита от приходящего извне разрушающего воздействия.

Социальный иммунитет не может возникнуть только как результат императивных мер со стороны государства. Его формирование - трудный и многоаспектный процесс, результативность которого зависит от консолидации государства, общества, индивидов.

В обществе, подвергающемуся глобализационному давлению и не выработавшему социальный иммунитет, происходит замена традиционно сложившихся социальных связей безличными, функциональными отношениями, распадаются коллективные и личные связи, общезначимые ценности, наступает кризис идентичности.

Пример планомерной выработки социального иммунитета демонстрирует Китай, который, успешно вписываясь в глобализующийся мир, тем не менее противостоит глобализационному давлению. Такое положение вещей прекрасно иллюстрирует высказывание доктора философских наук, профессора Б.В. Маркова: «Здоровье культуры определяется высоким иммунитетом по отношению к чужому и одновременно способностью воспринимать полезные внешние факторы» [5: с. 37].

Осознание Китаем невозможности существования вне глобального мира нашло отражение в идее сообщества единой судьбы человечества: «Мы призываем народы всех стран общими усилиями строить сообщество единой судьбы человечества, создавать чистый и прекрасный мир, где царит долгосрочный мир, всеобщая безопасность, совместное процветание, открытость и инклюзивность» [6]. Платформой реализации этой идеи является выдвинутая в сентябре-октябре 2013 г. Председателем КНР Си Цзиньпином инициатива (проект) «Один пояс, один путь», основное содержание которой - «сопряжение политических установок, соединение транспортных магистралей, расширение торговли и инвестиций и сближение народов» [6]. В свою очередь данная инициатива включает два проекта: «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской шелковый путь XXI века» [7]. Содержание инициативы было воспринято мировым сообществом и вошло в тексты документов и постановлений Генеральной Ассамблее ООН и Совета Безопасности ООН. По состоянию на конец 2021 г. 145 стран и 32 международная организация подписали более 200 документов о сотрудничестве с Китаем в совместном строительстве проекта «Один пояс, один путь» [3].

Данный проект, будучи изначально инициативой экономического сотрудничества, планируется развивать и в других направлениях: как путь здоровья, восстановления, роста, гуманитарного обмена и пр. Так Китай планирует создание «Шелкового пути здоровья», «Цифрового шелкового пути», «Зеленого шелкового пути» и т.д. [8].

В докладе Председателя КНР Си Цзиньпина на 19-м съезде КПК были четко обозначены главные ориентиры развития КНР: для осуществления великого возрождения китайской нации необходимо адаптироваться к веяниям времени и отвечать чаяниям народа, смело проводить политику реформ и открытости [6]. В то же время «Необходимо осознаннее защищать государственный суверенитет, безопасность и интересы Китая, непреклонно бороться с любыми действиями, направленными на раскол Китая, подрыв нашей национальной сплоченности и нанесение вреда социальной гармонии и стабильности в Китае» [6].

В беседе с корреспондентов сингапурской газеты «ЫапИе Zaobao» Член Госсовета КНР, министр иностранных дел Ван И подчеркнул, что, несмотря на взаимосвязь стран в современном мире, о верности пути развития страны следует судить по тому, как он соответствует национальным реалиям. Очернять, сдерживать и давить на страны с неугодной системой, ссылаясь на так называемую свою исключительность - само по себе проявление «институциональной гегемонии» [9]. Слова руководителей КНР служат замечательной иллюстрацией понимания властями КНР необходимости и важности выработки социального иммунитета.

Представляется, что важной составляющей системы социального иммунитета КНР выступает система социального кредита (Шэхуэй синьюн тиси).

Становление ССК демонстрируют заинтересованность властей КНР в создании гармоничного и процветающего общества, ориентацию на достижения научно-технического прогресса, рациональность и планомерность в вопросах государственной важности. Рассмотрим основные вехи становления ССК.

- 1990 г. Институт мировой экономики и политики Академии наук КНР разрабатывает базовую концепцию оценивания кредитоспособности участников рыночных отношений на основе изучения опыта кредитных институтов США, прежде всего НСО [10: с. 9].

- 8 ноября 2002 г. В докладе Цзян Цзэминя на XVI Всекитайском съезде КПК озвучены базовые положения будущей ССК [11].

- 2003 г. На 3-м пленуме XVI съезда КПК Ху Цзиньтао выдвигает концепцию «научного развития и построения гармоничного общества» [12].

- 23 марта 2007 г. В Заключении №17 Секретариата Государственного Совета КНР сформулированы цель и принципы построения ССК [13].

- апрель 2007 г. Созыв Межведомственного Совещания по строительству ССК в составе представителей КПК, Министерства финансов, Государственного управления промышленности и торговли, Министерства общественной безопасности. Позже к разработке системы были привлечены представители Центрального дисциплинарного комитета КПК, Центральной ведущей группы по строительству духовной цивилизации, Центрального отдела пропаганды, Верховного народного суда, Верховной народной прокуратуры.

- 18 октября 2011 г. Принимается «Решение Центрального комитета Коммунистической партии Китая по нескольким важным вопросам, касающимся углубления реформы культурной системы и содействия великому развитию и процветанию социалистической культуры» [14].

- 14 июля 2014 г. Государственный Совет КНР опубликовал План построения системы социального кредитования [15].

- декабрь 2017 г. Национальная комиссия по развитию и реформам и Народный банк Китая выбрали модельные города для реализации ССК.

- март 2019 г. Функционирование ССК в 40 городах в пилотном режиме.

16 июля 2019 г. Опубликованы «Руководящие заключения главного управления Государственного совета по ускорению строительства системы социального кредитования и созданию механизма кредитного надзора» [16].

- сентябрь 2019 г. Вводится ССК для компаний.

- 2020 г. Распространение ССК на весь материковый Китай.

В руководящих документах отмечено, что при построении ССК следует руководствоваться теорией Дэн Сяопина, важным принципом трех представительств, твердо установить и полностью реализовать концепцию научного развития, взять правовую систему за основу [13]. ССК направлена на повышение динамической стабильности общества и государства [17: с. 119], поддержание и распространение идеи культуры искренности, повышение уровня честности в государстве и общественной жизни, повышение уровня рыночной и социальной удовлетворенности.

Цели ССК: построение гармоничного социалистического общества, изменение менталитета, актуализация принципа честности, возрастание уровня общественного доверия в масштабах всей страны.

Задачи ССК: создание пространства всеобщего доверия, формирование в обществе культуры честности и искренности, культивирование совестливости и воспитание традиционных добродетелей.

Направления мероприятий ССК:

1. Укрепление честности в государственных делах, просвещение государственных служащих.

2. Укрепление честности в предпринимательской деятельности.

3. Укрепление социальной честности.

4. Укрепление честности судебных и правоохранительных органов.

Структуры, включенные в программу создания и функционирования ССК:

Государственный комитет по развитию и реформам КНР (отвечает за создание и внедрение в жизнь ССК), Министерство общественной безопасности КНР, Национальное бюро планирования КНР, Министерство коммерции КНР, Народный банк КНР, Главное таможенное управление КНР, Государственное налоговое управление КНР, Главное управление промышленности и торговли КНР, Комиссия по регулированию банковской деятельности КНР, Комиссия по сертификации КНР, The National Crédit Information Sharing Platform, China Social Credit System, Ant Financial Services Group, Tencent, Alipay, Alibaba Group, Baidu, Laiwang и др. [18].

Информационное и техническое обеспечение функционирования ССК:

1. Отраслевые кредитные информационные системы в сфере торговли, ценообразования, налогообложения, экспорта, импорта, производства, безопасности, пищевой промышленности, экологии, здравоохранения, образования, науки, социального обеспечения, логистика, транспорта, интеллектуальной собственности, инноватики и пр.

2. Систематизация, стандартизация, хранение и размещение информации субъектами указанных в пункте 1 сфер в электронном виде.

3. Система кредитных проверок уполномоченными органами.

4. Единая платформа кредитных проверок в финансовой сфере.

5. Распространение кредитной информации.

Рейтинг физических лиц по ССК включает 18 категорий:

от высшей (ААА), где лицу начисляется 1300 баллов и выше, до низшей категории Р), лицо имеет менее 600 баллов. Единый информационный центр анализирует около 160000 различных параметров, поступающих из 142 учреждений (государственные, муниципальные, правоохранительные органы). Есть данные о том, что на сегодняшний день в КНР функционируют около 200 млн. камер с системами распознавания лиц.

Учитывается соблюдение законодательства, правил дорожного движения, налоговые платежи, кредитная история, поведение в повседневной жизни, добрые дела и пр. 8 частных компаний собирают данные. Массив данных в конечном итоге поступает на Всекитайскую объединенную платформу кредитной информации, которая формирует рейтинги.

Граждане с высоким рейтингом получают преференции: кредиты по льготным ставкам, аренда товаров и услуг без залога, возможность карьерного роста, размещение фото и информации о достойном гражданине на рекламных щитах, лидерство в общественном мнении и пр.

К лицам с низким социальным рейтингом применяются негативные санкции: отказ в покупке авиабилетов, билетов на скоростные поезда, билетов на спальные мета в ночных поездах; отказ в местах в люксовых отелях и ресторанах; отказ в социальном обеспечении и получении выгодных кредитов. Лицам с пониженным рейтингом запрещено работать в государственных учреждениях, занимать руководящие должности в фармацевтической и пищевой промышленности; запрещено обучать детей в дорогих частных школах, университетах. К ним применяют меры особо тщательного досмотра на таможне, могут уволить с работы, общение с ними нежелательно.

Рейтинг юридических лиц включает соблюдение ими юридических и экологических норм, условий и безопасности труда, финансовой отчетности; учитываются поступающие на компанию жалобы, а также уровень корпоративной социальной ответственности, достоверность рекламы

Юридические лица с повышенным рейтингом поощряются льготным режимом налогообложения, выгодными усло-

виями кредитования, упрощенными процедурами обращения в административные инстанции, доверием подрядчиков и потребителей.

К юридическим лицам с пониженным рейтингом применяют наказания: дорогие кредиты, повышенные ставки налогообложения, запрет на эмиссию ценных бумаг, запрет инвестировать в компании, которые торгуются на бирже; необходимость получать разрешение от государства на инвестирование; отказ от участия в государственных тендерах, получении государственных заказов и пр.

Идея внедрения системы социального кредита настолько уникальна и масштабна, что не могла не вызывать активного исследовательского интереса и широкого общественного резонанса, в том числе имеют место и негативные оценки. Главные аргументы западных критиков, как правило, связаны с нарушением прав человека, тотальным государственным контролем и т.п.). Такая реакция вполне объяснима -США и их союзники не заинтересованы в переходе к многополярному миру, успехи развития КНР их раздражают и пугают, что порождает вал неконструктивной критики. В то же время анализ ССК не мог не привести к появлению позитивных оценок. Представляется, что в точки зрения как совершенствования китайского общества, так и с точки зрения выработки Китаем социального иммунитета ССК играет ведущую положительную роль за счет следующих позитивных качеств и следствий системы.

1) повышается степень сотрудничества государства и общества, власти и граждан;

2) государство формирует через ССК четкую модель социально приемлемого поведения;

3) упорядочивается жизнедеятельность людей путем введения неких единиц измерения поведения;

4) повышается информационная грамотность и Интернет-культура граждан;

5) объединение граждан на основе сетевой солидарности [17: с. 118];

6) расширяется доступ граждан к финансовым услугам, поскольку минимизируется субъективизм и бюрократизм в кредитно-финансовых отношениях;

7) ССК создана как принципиально обезличенная, поэтому лица, обслуживающие базы данных, не знают имена граждан и названия компаний;

8) исключение влияния чиновников различных уровней на повышение или понижение рейтинга граждан или компаний;

9) отсутствие анонимности в Интернет-пространстве КНР;

10) общедоступность рейтинга в Интернете порождает стимулы для правомерного и нравственного поведения граждан и компаний;

11) упрощение процесса кадрового рекрутирования [17: с. 117];

12) развитие технологизации и информатизации общества;

13) переориентация менеджмента компаний с прибыли на учет мнения общества;

14) демонстрация прорыва КНР в области цифрового обеспечения жизни человека и общества;

15) возможность граждан и компаний повышать свой рейтинг путем социально-приемлемого поведения;

16) разработаны механизмы, защищающие граждан и компании в случае клеветы;

17) единая система наказаний и поощрений;

18) китайские власти стимулируют местные органы власти создавать и внедрять свои системы социального кредита для жителей того или иного региона

Ожидаемый результат внедрения ССК: укрепление общественной искренности и социально удовлетворенности, стимулирование взаимного доверия между гражданами, компаниями, гражданами и государством, гражданами и компаниями, компаниями и государством, государством и обществом; сокращение общественных противоречий; совершенствование социального управления, построение гармоничного общества. С высокой долей вероятности можно утверждать, что внедрение ССК не только приведет к достижению целей, для реализации которых она создавалась, но и укрепит социальных иммунитет китайского общества.

В отличие от Западной цивилизации не право стало в Китае фундаментальным принципом социальной организации, а принцип «Ли». Возникновение принципа «Ли» связывают с первыми годами западной династии Чжоу (12 в. До н.э.). Наиболее полное развитие он получает у Конфуция и далее разрабатывается в работах его последователей. Понятие «Ли», как и многие понятия китайской философии и куль-

туры, весьма многозначно. «Ли» - это церемонии, религиозные ритуалы, жертвоприношения; правильное и пристойное поведение, обеспечивающее порядок в обществе и др. Важна идея, согласно которой, если в человеке формировался принцип «Ли», законы («Фа») ему не нужны, поскольку такой человек не совершает негативных поступков не под страхом наказания, а по совести. Как справедливо отмечает Синха Сурия Пракаш: ««Ли» является чем-то внутренним по отношению к человеческому поведению, а не чем-то навязанным свыше какой-либо человеческой или божественной силой. Его осуществление на практике внутренне обусловлено как демонстрация личной способности человека содействовать осуществлению всеобщей гармонии и культивированию своего существо и общества» [18: с. 31].

Думается, что и в наши дни многие инициативы китайских властей имеют своей целью формирование принципа «Ли» в гражданах КНР: параметры, учитываемые в ССК, отражают, помимо прочего, следование конфуцианским ценностям (достойное поведение, уважение к старшим, служение обществу и пр.), ценность семьи и ответственность за нее (граждане с низким рейтингом не смогут отдать своих детей в престижные школы, вузы), коллективную ответственность (низкий рейтинг компании отразится на благополучии всех ее сотрудников) и др.

ССК построена таким образом, что поощряются добропорядочные граждане, которые ведут достойный образ жизни поскольку в них сформировался принцип «Ли», а не по причине исключительно страха перед наказаниями. В то же время, в отношении тех, кто не руководствуется принципом «Ли», применяются не только меры непосредственно правового характера, но и меры морального воздействия, по сути дела, возведенного до уровня норм права. Таким образом, мы видим гармоничное сочетание правовых и моральных мер воздействия, разделить которые порой непросто.

В отличие от большинства представителей Западной цивилизации, для которых негативные санкции государства выступают единственной сдерживающей силой, для китайцев общественное порицание или поощрение значат не меньше, а возможно и больше, нежели правовые санкции.

Как известно, Китай в течение многих веков оказывал многоплановое влияние на страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Во многом были восприняты: китайская модель

государственности, китайская иероглифическая письменность, философско-религиозные учения (конфуцианство, буддизм, даосизм), литература и искусство, бытовая культура. Социально-экономический статус Китая в современном мире, рост геополитической мощи позволяют предположить, что влияние Китая на остальной мир не только не ослабнет, но усилится: «на развитие процессов глобализации в современном мире все больше влияния оказывает Китай» [19: с. 82].

В речи Председателя КНР Си Цзиньпина на ВЭФ 25 января 2021 года были обозначены четыре задачи эпохальные общечеловеческие задачи:

1. Усиливать координацию макроэкономической политики, сообща продвигать мощный, устойчивый, сбалансированный и инклюзивный рост мировой экономики.

2. Отказываться от идеологических предубеждений, идти по пути мирного сосуществования и взаимовыгодного сотрудничества.

3. Преодолевать разрыв между развитыми и развивающимися странами во имя всеобщего развития и процветания.

4. Сообща противодействовать глобальным вызовам во имя прекрасного будущего человечества.

В интересах реализации мультилатерализма и построения сообщества единой судьбы человечества всем нам необходимо предпринять ряд мер:

- придерживаться открытости и инклюзивности;

- поставить во главу угла международные нормы и принципы без подхода исключительности;

- развивать консультации и сотрудничество вместо конфликтности и конфронтации.

22 июня 2022 года в программной речи на церемонии открытия Делового форума БРИКС Председатель КНР Си Цзиньпин отметил, что «В условиях происходящих кардинальных перемен и коронавирусной инфекции один за другим возникают вызовы безопасности, мировая экономика вяло восстанавливается, глобальное развитие оказалось под ударом» [20]. В связи с этим необходимо: объединить усилия для поддержания мира и стабильности на планете, в духе взаимовыручки содействовать глобальному устойчивому развитию, объединить усилия в целях достижения взаимовыгодного сотрудничества, с инклюзивным подходом совместно наращивать открытость и интеграцию [20].

Китай готов вместе с партнерами развивать чистое и прекрасное человечество, где воцарится прочный мир, всеобщая безопасность, совместное процветание, открытость и толерантность. С этой целью КНР впредь будет: активно участвовать в международном противоэпидемическом сотрудничестве, проводить стратегию открытости на принципах взаимной выгоды, способствовать устойчивому развитию, продвигать научно-технические инновации, продвигать процесс установления международных отношений нового типа [21].

Земной шар - единственный дом для человечества. С глобальными проблемами ни одна страна не в силах справиться в одиночку, только коллективные действия, объединение усилий и глобальное сотрудничество помогут их успешному решению [21].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В свою очередь, государство, влиятельное в политическом, экономическом, финансовом планах, скорее всего, станет влиятельным и в культурном плане. Следовательно, стоит задуматься о том, какое духовное воздействие может оказать Китай на некитайский мир. Помня о разрушительном влиянии массовой культуры, явившемся результатом глобализации (назовем ее «первой», где в авангарде глобализаци-онных процессов стоит Запад), хочется надеяться, что в ходе дальнейшего развития глобализации (назовем ее «второй, в авангарде которой встанут другие мировые силы), помимо трансформации в экономической, финансовой, транспортной, информационной и пр. сферах, будет сформирован новый духовный базис, в основе которого будет лежать система ценностей иного рода, нежели ценности Запада. И здесь Китай может выступить примером целенаправленного противостояния глобализационному давлению, базирующемуся на системе либеральных западных ценностей, и формирования социального иммунитета, основанного на сохранении традиционных добродетелей, национальной культуры и духовности.

Литература

1. Кормочи Е.А. Глобальные вызовы современного человечества. Новый взгляд / Е.А. Кормочи // Международный научный вестник : сборник научных трудов; под общ. Ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2015. - Вып. 8. - С. 191-200.

2. Коммюнике Пятого пленума ЦК КПК 19-го созыва (13.11.2020 г.) // Посольство Китайской Народной Республики в Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - URL.: http://ru.china-embassy.org/rus/ggl/t1832267.htm. - 24.08.2021.

3. Доклад о работе Правительства (05.03.2022 г.) / 5-я сессия Всекитайского Собрания народных представителей 13-го созыва // Китайский информационный Интернет-центр. - [Электронный ресурс]. - URL.: http://russian.china.org.cn/china/txt/2022-03/12/ content_78104963.htm. - 04.06.2022.

4. Кравцов Д.И. Феномен глобализационного давления: социально-философский анализ : дисс. ...кандид. Филос. Наук / Д.И. Кравцов. - Красноярск, 2014. - 168 с.

5. Марков Б.В. Политическая иммунология : монография / Б.В. Марков. - М.: Проспект, 2021. - 144 с.

6. Си Цзиньпин Доклад на 19 съезде КПК (04.11.2017 г.) // Посольство Китайской Народной Республики в Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - URL.: http://ru.china-embassy.org/rus/ ztbd/19sjd/t1507487.htm. - 29.08.2021.

7. Строительство «одного пояса - одного пути» (реформы и открытость) // Знакомство с Китаем с помощью ключевых слов. -[Электронный ресурс]. - URL.: http://russian.china.org.cn/china/ China_Key_Words/2018-10/29/content_68823537.htm. - 29.08.2021.

8. Чжан Ханьхуэй «Один пояс, один путь»: открыть дорогу взаимному выигрышу / Ханьхуэй Чжан // Труд. - 2021. - 15 янв. - С. 5.

9. Вопросы и ответы Члена Госсовет, Министра иностранных дел Китая Ван И на пресс-конференции, посвященной внешней политике Китая и международным отношениям (22.06.2022 г.) // Министерство иностранных дел Китайской Народной Республики. -[Электронный ресурс]. - URL.: https://www.fmprc.gov.cn/rus/zxxx/ t1859896.shtml. - 11.08.2021.

10. Рувинский Р.З. Система социального кредита: исторические предпосылки и доктринальные основания феномена / Р.З.Ру-винский, А.А. Тарасов // Национальная безопасность (notabene). -2020. - № 3. - С. 72-88.

11. Цзян Цзэминя Доклад на XVI Всекитайском съезде КПК (19.11.2002 г.) // Посольство Китайской Народной Республики в Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - URL.: http://russian. china.org.cn/russian/50838.htm. - 29.08.2021.

12. Теория гармоничного мира Председателя Ху Цзиньтао (25.11.2009 г.) // Россия в глазах китайца. - [Электронный ресурс]. -URL.: http://russian.people.com.cn/95181/6823894.html. - 06.06.2022.

13. Несколько заключений Главного управления Государственного совета по созданию системы социального кредита (02.04.2007 г.) // Посольство Китайской Народной Республики в Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - URL.: http://www.gov. cn/zwgk/2007-04/02/content_569314.htm. - 27.08.2021.

14. Решение Центрального комитета Коммунистической партии Китая по нескольким важным вопросам, касающимся углубления реформы культурной системы и содействия великому развитию и процветанию социалистической культуры (принято на шестом пленуме Центрального комитета Коммунистической партии

Китая семнадцатого созыва (Китай 25.10.2011) // Посольство Китайской Народной Республики в Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - URL.: http://www.gov.cn/jrzg/2011-10/25/content_ 1978202.htm. - 27.08.2021.

15. Уведомление Госсовета о выпуске Плана построения системы социального кредитования (2014-2020 гг.) (27.06.2014 г.) // Государственный совет Китайской Народной республики. - [Электронный ресурс]. - URL.: http://www.gov.cn/zhengce/content/2014-06/27/content_8913.htm. - 06.06.2022.

16. Руководящие заключения по ускорению строительства системы социального кредитования и созданию нового механизма кредитного надзора (16.07.2019 г.) // Государственный совет Китайской Народной республики / Генеральная канцелярия Государственного совета выпустила. - [Электронный ресурс]. - URL.: http://www.gov.cn/xinwen/2019-07/16/content_5410254.htm. -27.08.2021.

17. Галиуллина С.Д. Система социального кредитования в Китае как элемент цифрового будущего / С.Д. Галиуллина, М.Г. Бреслер, А.Р. Сулейманов, А.А. Рабошвили, Н.Н. Байрамгу-лова // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. - 2018. - № 4 (26). - С. 114-121.

18. Синха С.П. Юриспруденция: Философия права : краткий курс / С.П. Синха [пер. с англ]. - М.: Академия, Будапешт: COLPI, 1996. - 301 с.

19. Морозов Ю.В. Глобальные позиции Китая и перспективы их развития в XXI веке / Ю.В. Морозов // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. - М.: ИДВ РАН, 2020. -Вып. XXV. - С. 80-95.

20. Си Цзиньпин Программная речь на церемонии открытия / Делового форума БРИКС (22.06.2022 г.) // Министерство иностранных дел Китайской Народной Республики. - [Электронный ресурс]. - URL.: https://www.fmprc.gov.cn/rus/zxxx/202206/t20220622_ 10708156.html. - 06.06.2022.

21. Си Цзиньпина Пусть факел мультилатерализма осветит путь к будущему человечества / Специальная речь в Диалоге «Да-восская повестка дня» // Всемирный экономический форум (25.01.2021 г.) / Министерство иностранных дел Китайской Народной Республики. - [Электронный ресурс]. - URL.: https://www.fmprc. gov.cn/rus/zxxx/t1848326.shtm. - 08.08.2021.

E.A. KORMOCHI Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of History and

Philosophy, Vitus Bering Kamchatka State University

S.V. ZAVYALOVA PhD in Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of History and Philosophy, Vitus Bering Kamchatka State University

The social credit system in PRC as an element of social immunity under globalization pressure

Modern humanity is gripped by the processes of globalization, which are based on a system of Western values and guidelines actively imposed on the non-Western world (globalization pressure). On the one hand, it is impossible to be a successfully developing subject of modern civilization and at the same time be outside the globalization processes. On the other hand, it is necessary to resist the globalization pressure by developing social immunity. An example of successful development of social immunity is the People's Republic of China. We assume that an important element of social immunity in China is the social credit system.

Keyword: China (PRC), Social Credit System, globalization, globalization pressure, social immunity, rating.

Literature

1. Kormochi E.A. Global challenges of modern humanity. New look / E.A. Kormochi // International Scientific Bulletin: collection of scientific papers; under total ed. S.S. Chernov. - Novosibirsk: Publishing house CRNS, 2015. - Issue. 8. - P. 191-200.

2. Communiqué of the Fifth Plenum of the 19th CPC Central Committee (November 13, 2020) // Embassy of the People's Republic of China in the Russian Federation. - URL: http://ru.china-embassy.org/rus/ggl/t1832267.htm. - 08.24.2021.

3. Report on the work of the Government (03/05/2022) / 5th session of the 13th National People's Congress // China Internet Information Center. - URL: http://russian.china.org.cn/china/txt/2022-03/12/content_78104963.htm. - 06.04.2022.

4. Kravtsov D.I. The phenomenon of globalization pressure: socio-philosophical analysis: diss. ... candidate. Philosophy Sciences / D.I. Kravtsov. - Krasnoyarsk, 2014. - 168 p.

5. Markov B.V. Political immunology: monograph / B.V. Markov. -M.: Prospekt, 2021. - 144 p.

6. Xi Jinping Report at the 19th CPC Congress (04.11.2017) // Embassy of the People's Republic of China in the Russian Federation. -URL: http://ru.china-embassy.org/rus/ztbd/19sjd/t1507487.htm. -08.29.2021.

7. Building «one belt - one road» (reforms and openness) // Acquaintance with China with the help of Keyword. - URL: http://russian.china.org.cn/china/China_Key_Words/2018-10/29/content_68823537.htm. - 08.29.2021.

8. Zhang Hanhui «One belt, one road»: open the way for mutual gain / Hanhui Zhang // Trud. - 2021. - 15 Jan. - P. 5.

9. Questions and Answers by Member of the State Council, Minister of Foreign Affairs of China Wang Yi at a press conference on China's foreign policy and international relations (06/22/2022) // Ministry of Foreign Affairs of the People's Republic of China. - URL: https://www.fmprc.gov.cn/rus/zxxx/t1859896.shtml. - 11.08.2021.

10. Ruvinsky R.Z. System of social credit: historical background and doctrinal foundations of the phenomenon / R.Z. Ruvinsky, A.A. Tarasov // National Security (notabene). - 2020. - №. 3. - P. 72-88.

11. Jiang Zemin Report at the XVI National Congress of the CPC (11.19.2002) // Embassy of the People's Republic of China in the Russian Federation. - URL: http://russian.china.org.cn/russian/50838. htm.- 29.08.2021.

12. The theory of harmonious peace by Chairman Hu Jintao (25.11.2009) // Russia in the eyes of the Chinese. - URL: http://russian.people.com.cn/95181/6823894.html. - 06.06.2022.

13. Several conclusions of the Main Department of the State Council for the establishment of a social credit system (04.02.2007) // Embassy of the People's Republic of China in the Russian Federation. -URL: http://www.gov.cn/zwgk/2007-04/02/content_569314.htm. -08.07.2021.

14. The Decision of the Central Committee of the Communist Party of China on Several Important Issues Regarding Deepening the Reform of the Cultural System and Promoting the Great Development and Prosperity of Socialist Culture (Adopted by the Sixteenth Plenum of the Seventeenth Central Committee of the Communist Party of China (China 25.10.2011) // Embassy of the People's Republic of China in the Russian Federation. - URL.: http://www.gov.cn/jrzg/2011-10/25 content_1978202.htm. - 27.08. 2021.

15. Notification of the State Council on the release of the Plan for building a social credit system (2014-2020) (27.06.2014) // State Council of the People's Republic of China. - URL: http://www.gov.cn/zhengce/ content/2014-06/27/content_8913.htm. - 06.06.2022.

16. Guiding Opinions on Accelerating the Construction of the Social Credit System and Establishing a New Credit Supervision Mechanism (16.07.2019) // State Council of the People's Republic of

China / General Office of the State Council issued. - URL: http://www.gov.cn/xinwen/2019-07/16/content_5410254.htm. -

27.08.2021.

17. Galiullina S.D. The system of social credit in China as an element of the digital future / S.D. Galiullina, M.G. Bresler, A.R. Suleimanov, A.A. Raboshvili, N.N. Bayramgulov // Bulletin of USPTU. Science, education, economics. Economics Series. - 2018. - № 4 (26). - P. 114-121.

18. Sinha S.P. Jurisprudence: Philosophy of Law: a short course / S.P. Sinha [trans. From English]. - M.: Academy, Budapest: COLPI, 1996. - 301 p.

19. Morozov Yu.V. China's global positions and prospects for their development in the 21st century / Yu.V. Morozov // China in world and regional politics. History and modernity. - M.: IFES RAS, 2020. - Issue. XXV. - P. 80-95.

20. Xi Jinping Keynote speech at the opening ceremony / BRICS Business Forum (22.06.2022) // Ministry of Foreign Affairs of the People's Republic of China. - URL: https://www.fmprc.gov.cn/rus/zxxx/ 202206/t20220622_10708156.html. - 06.06.2022.

21. Xi Jinping Let the torch of multilateralism light the way to the future of mankind / Special speech in the Davos Agenda Dialogue // World Economic Forum (25.01.2021) / Ministry of Foreign Affairs of the People's Republic of China. - URL: https://www.fmprc.gov.cn/rus/zxxx/ t1848326.shtm. - 08.08.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.