Научная статья на тему 'Система социально-экологических ценностей человека'

Система социально-экологических ценностей человека Текст научной статьи по специальности «Теория, методология и философия культуры»

CC BY
784
85
Поделиться
Ключевые слова
экология / ценность / природа / человек

Текст научной работы на тему «Система социально-экологических ценностей человека»

УДК 130.2.

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

Белгородский

государственный

университет

В. П. Полуянов

В работе представлен материал по формированию социальноэкологических ценностей на основе анализа каждого отдельного компонента системы «природа-человек-общество-техника». Показаны пути выработки у человека ценностных ориентиров на природное богатство, воспитание бережного отношения к окружающей среде.

Ключевые слова: экология, ценность, природа, человек.

Под социально-экологическими ценностями мы будем понимать систему ориентиров деятельности субъекта, направленную на гармоничное взаимодействие с окружающей средой, при этом важным условием такой гармонизации является соотношение индивидуальных потребностей с требованиями окружающей природной и социальной среды. Усвоение каждой личностью системы социально-экологических ценностей осуществляется путем овладения знаниями о ней; присвоения опыта социально-экологических взаимодействий и превращения его в достояние личности.

Отсюда возникает необходимость определения ценности каждого компонента системы.

Первый компонент этой системы природа как совокупность естественных условий существования человеческого общества, на которую прямо или косвенно воздействует человечество, с которой оно связано в хозяйственной деятельности, среда, в которой живет и действует общество. Природа - предмет труда, объект преобразования обществом, приспособления природных сил к нуждам людей, источник средств производства. Природа - весь мир, все существующие во всем многообразие своих форм1.

Проблема ценности природы волновала людей с давних времен, так в России XIX века активным и действенным поставщиком воспитательных ценностей в сфере формирования личности ребенка была природа. Для россиянина Природа несла в себе духовно-космическую воспитательную ценность как творение Божие. Божьим Храмом для него была не только церковь, но и лес, и поле, и уходящее в бесконечность небо. Такое философско-религиозное понимание значения Природы давало человеку возможность, на бессознательном уровне, ощущать себя ее частью, переживать эмоционально свое неразрывное единство с нею. Природа, в общественном сознании россиян, выступала в качестве главного естественного воспитателя, идея находила яркое отражение и воплощение в философских сочинениях того времени.

Чистота родного города, состояние водоема в близлежащем парке, эстетичность озеленения микрорайона проживания - эти и десятки аналогичных проблем "местного значения" не должны оставлять равнодушным конкретного человека. В первую очередь, каждого должны волновать проблемы, связанные с обеспечением его собственной жизни и жизни его близких: чистота воздуха в квартире, качество питьевой воды, озеленение территории около дома, состояние почвы на личном садовом участке и т.д.

В.Е. Борейко все ценности природы делит на два основных типа: ценности внешние (инструментальные), полезные для кого-то, кроме самой природы (например, для человека), и ценность внутреннюю, несущую полезность для самой природы и бесполезную для человека2. Внешние ценности, в свою очередь делятся не материальные (экономические, можно отнести хозяйственную и рекреационную ценность), и нематериальные - этические, эстетические, религиозную, научную и т.д. Внутренняя ценность находится в тесной связи с моральными (естественными) правилами природы -правом на жизнь (существование), свободу, здоровье, стремление к счастью. Внутренняя ценность тесно связана со свободой выбора (внутренней волей) природы и имеет свой

1 Трофимова В.Л. Природопользование. Толковый словарь. - М.: Финансы и статистика,

2002.

2 Борейко В.Е. Экологическая этика.- М.: Изд-во МНЭПУ,2002. - С. 112.

внутренний закон. Наличие только одной внутренней ценности - достаточное основание для охраны дикой и окультуренной природы.

Второй компонент системы - техника, как совокупная характеристика навыков и приемов, применяемая в какой-либо деятельности. Неся в себе, как части, все характерные черты живого мира, человек выделяется из него наличием особых качеств -способностью к творчеству. Труд (в самом широком смысле) выделил человека из мира Природы, именно творческий труд позволил идти по пути технического прогресса человеческому обществу, формировать собственную социальную историю развития. С возникновением трудового процесса и трудовых отношений стал быстро изменяться характер взаимодействия природы и зародившегося общества. На людей воздействие природы стало осуществляться через общественные организации и создаваемые человеком средства защиты от неблагоприятных природных факторов, например одежда, жилище, борьба с хищниками и т.д. Усложнение общественных отношений, быстрое развитие психической и трудовой деятельности усилили воздействие общества на окружающую среду. В настоящее время техника все больше и больше подчиняет себе не только природу, но и самого человека. Человечество становится зависимым от техники.

Человек, как третий компонент системы, является предметом изучения ряда наук: антропологии, социологии, этнографии, педагогики, анатомии, физиологии к др.

Человек - общественное существо, отличительной чертой которого является сознание, сформировавшееся на основе общественно-трудовой деятельности. Каждый отдельный человек есть продукт взаимодействия его генотипа с внешней средой, а культура народа - продукт взаимодействия генофонда народа со средой его обитания.

Человек - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. В философии имеется множество иных определений понятия человек: «пучок привычек» (Пирс), «духовное общество» (Бердяев) «наделённое религиозностью в отличие от животных существо" (Веркор), "биосоциальная-сущность" (Фромм), "общественное животное, наделённое гуманизированным сознанием и речью, а также способное производить и употреблять орудия труда" (Рапацевич).

Человек рассматривается в рамках системы человек-природа как часть живой природы. Не отрицая этого очевидного факта, надо заметить, что человек единственный из живых существ обладает способностью к абстрактному мышлению, которое позволяет осознать себя в окружающем мире, отделив мысленно себя от других объектов живого мира, позволяет создать идеальные картины окружающего мира, конструкции, воплощаемые затем в реальность. На этой способности основана трудовая деятельность и технический прогресс, формируется духовный мир человека.

Признавая социально-биологическую природу человека, следует подчеркнуть, что на самых ранних этапах его истории биологическое начало играло в его жизни ведущую роль. Первое время он по преимуществу оставался неотъемлемой частью природы. Однако инстинктивное поведение все больше превращалось в осознанное, накапливались конкретные знания, накладываясь на прежние навыки. Человек с момента рождения принадлежит к той или иной социальной группе, оказывается в определенных отношениях с собственностью, а, следовательно, и с законами производства и распределения, материальных благ, пользуется соответствующими юридическими правами в конкретной системе семейных и трудовых связей. Содержание и характер всей совокупности взаимоотношений в обществе решающим образом определяют общую направленность развития личности. Как бы ни были оригинальны в методах воспитания родители и педагоги, их цели, желания и стремления, в конечном счете, диктуются обществом, теми или иными его социальными группами, общими условиями жизни, интересами и идеалами.

Человек в психологии рассматривается, как существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек, как субъект и продукт трудовой деятельности в обществе является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство. Практически вся психология обращена к проблеме человека как индивида, включённого в социальные связи, его

развития в процессах обучения и воспитания, его формирования в деятельности и общении.

Человек, как известно, является носителем не только психических, но и социальных качеств. При этом выполнение социальной роли может входить в противоречие с ценностями носителя этой роли. Можно быть самым активным «другом природы» во внерабочее время и одновременно, подчиняясь логике производственного процесса, наносить экологический ущерб. Вероятно, данное противоречие закладывается в процессе овладения профессиональными навыками, в частности, в период обучения в средней школе. Человека, особенно неопытного, можно ко многому научить приспосабливаться и во всех условиях чувствовать себя счастливым. Реальные жизненные ценности - основа воспитания. Но они только опора и основа для того, чтобы подрастающему человеку помочь подняться над обыденностью, найти позитивный смысл в этой жизни, дать ему импульс к духовному саморазвитию.

Четвертым компонентом описываемой системы является общество, которое определяется как взаимодействующее с природой образование, для обеспечения социального обмена веществ создало ряд специфических систем: захватывающая, перерабатывающая, выделяющая и транспортирующая, которые обладают своеобразием в разных общественных формациях, но сохраняющих свои особенности.

Общество формирует у людей качества, помогающие им реализовать себя и как существо общественное, и как неповторимую индивидуальность, формирует гражданские позиции, уважительное отношение к законам, нормам социальной жизни и культуры, развивает умения общаться, сотрудничать, осуществлять сознательный выбор жизненного пути, воспитание бережного отношения к культуре и традициям своего народа, края.

В настоящее время много говорят и пишут о глобализации процессов земной цивилизации, о всеобщей взаимозависимости в системе Биосфера- Общество- Человек, о постиндустриальном развитии цивилизации, об информационном обществе.

Общим здесь, вероятно, является осознание человечеством в лице его элиты единства целей развития человека, общества и биосферы. Человечество создает свою собственную искусственную среду, которая наилучшим образом должна способствовать удовлетворению его потребностей и оказывать наименьшее антропогенное воздействие на природу. Указанное необходимо не только для восстановления и дальнейшего развития функционирования биосферы, но и для возможности существования искусственной окружающей среды (ИОС). При таком подходе нарушения в системе функционирования ИОС не приводят к катастрофическим последствиям для человечества, а существенные неантропогенные (геологические, космические) воздействия на биосферу дают возможность человечеству выжить, использую временные резервы ИОС до возвращения биосферы в исходное состояние.

Таким образом, тенденции развития окружающей среды на основе имеющегося опыта просматриваются более или менее определенно, поскольку это связано с логикой выживания цивилизации.

Более проблематично делать прогнозы развития планетарного сообщества, ибо главным здесь является оценка тенденций изменения человека, причем на генетическом уровне. Расшифровка генома человека на грани третьего тысячелетия породило массу проблем.

Использование знаний генома человека, создание мутантов, клонирование человеческих особей и отдельных органов на данном этапе при отсутствии международных норм, правил, запретов, систем контроля и т.д. может привести к непредсказуемым последствиям. За примерами не надо далеко ходить. Потребительский характер развития нашей цивилизации уже привел к использованию в питании генетически преобразованных продуктов. Нации и государства, крупные частные компании начнут конкурировать в создании генетически измененного человека с целью наилучшего выполнения определенных функций и достижения «лучших стандартов жизни. Вот логика потребительского общества!

Может последовать возражение: а что здесь плохого? Плохо то, что нет международного контроля и единой системы управления развитием цивилизации. Очень скоро может появиться государство, колонизирующее всю планету. Отсылая

любопытного читателя к монографии А. А. Зиновьева3, где детально рассмотрен один из сценариев будущего человечества при сохранении идеалов сегодняшнего потребительского общества, рассмотрим некоторые тенденции, связанные с все более прогрессирующей виртуализацией деятельности людей во взаимоотношениях друг с другом и окружающей средой. Речь идет о «виртуальном обществе» и скоро, наверное, этот термин будет употребляться без кавычек.

Условимся называть виртуальным общество, где индивид для удовлетворения своих духовных и физических потребностей, воспитания детей, трудовой и иной деятельности использует достижения информационных технологий для преобразования реальных потребностей в виртуальные с последующей реализацией их в распределенном времени и пространстве. В виртуальном пространстве знаний он использует знания всего человечества, отдавая свои знания и умения в общий банк цивилизации, получая за это необходимый для него информационный ресурс (аналог денег). Индивидуум виртуального общества полностью освобождается от выполнения рутинных функций поддержания своего жизнеобеспечения, получая по мере развития цивилизации все больше времени для духовного развития и активного отдыха. Соответственно и сфера духовного развития, также отдыха становится многокомпонентной, включающей реальное пространство-время в оболочку виртуального пространства-времени с подчиненностью ему в своем функционировании.

Виртуальное общество должно получить свое окончательное развитие на четвертом этапе существования цивилизации - этапе освоения звездной системы (Солнечной системы) и вхождения в состав высокоразвитых цивилизаций. На этом этапе оно может принимать различные очертания вложенных, параллельных и разделенных информационных сообществ, имеющих возможность мгновенного перехода из одного состояния в другое и реализации в любой точке пространства.

Сегодня одной из важнейших социальных задач выступает бережное отношение к природе, технике, человеку, обществу которое складывается как на социальном, так и на личностном уровне. Акцентирование внимания на процессе становления бережного отношения к биосоциальной среде неслучайно. Это связано с общим уровнем экологической культуры, оценку которому дали специалисты-экологи, педагоги на Международной Конференции «На пороге XXI века: опасность и перспективы». Ими отмечены низкий уровень восприятия экологических проблем, как личностно значимых, несоответствие экологических знаний конкретным действиям в повседневной жизни. На социальном уровне бережное отношение к природной среде представлено в соответствующей системе норм, закрепленных специальными законами, законодательными актами, постановлениями. Конституционное положение о существовании и совершенствовании единой системы образования, праве граждан на него, законы об образовании, охране природы, природоохранительные постановления содержат необходимые юридические нормы, совокупность которых образует правовую базу экологического воспитания и просвещения. В связи с этим на государственном уровне разработаны меры, предусматривающие улучшение подготовки учащихся школ в области экологии. Предписывается усиление работы по распространению среди населения экологических знаний, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.

Список литературы

1. Трофимова В.Л. Природопользование. Толковый словарь. - М.: Финансы и статистика,

2002.

2. Борейко В.Е. Экологическая этика. - М.:Изд-во МНЭПУ,2002 - 112 с.

3. Зиновьев А.Л. Глобальный человейник М: Центрполиграф, 1997.

THE SYSTEM OF THE SOCIO-ECOLOGICAL VALUES FOR HUMAN BEINGS

3 Зиновьев А.Л. Глобальный человейник М: Центрполиграф, 1997.

V. P. Poluyanov

This work introduces the material connected with the formation of sociao-ecological values on the basis of the analyses of every separate component of the system “nature- man-society-technology”. The work shows the ways of developing in a man of valuable points on nature richness, education of the careful attention to nature and environment.

Belgorod State University

Key words: ecology, value, nature, man.