Научная статья на тему 'Система сбалансированных показателей как основной метод определения устойчивой деятельности предприятия'

Система сбалансированных показателей как основной метод определения устойчивой деятельности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1290
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ / ENTERPRISE / УСТОЙЧИВОСТЬ / SUSTAINABILITY / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ / EXTERNAL FACTORS / ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ / INTERNAL FACTORS / СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / BALANCED SCORECARD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Доможилкина Жанна Витальевна, Туснетова Александра Игоревна

В настоящее время прослеживается тенденция ориентации на устойчивое развитие на всех уровнях управления. Данная тенденция связана с изменениями, происходящими в современной экономике, такими как возрастание уровня конкуренции, глобализация бизнеса, рост неопределенности и т.д. Способность компании мобилизовать все материальные и нематериальные ресурсы для достижения целей главная задача предприятий, поэтому стратегия рассматривается как долгосрочная программа конкретных действий, которые способны реализовать и обеспечить конкретные конкурентные преимущества в достижении цели. Для того чтобы стратегическое управление гарантированно повышало устойчивость предприятия, необходимо внедрение сбалансированной системы показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of balanced indicators as the main method of determining the sustainable operation of the enterprise

There is now a tendency to focus on sustainable development at all levels of governance. This trend is associated with changes in the modern economy, such as increasing competition, globalization of business, increased uncertainty, etc. The ability of the company to mobilize all material and non-material resources to achieve the goals is the main task of enterprises, so the strategy is considered as a long-term program of concrete actions that can realize and provide specific competitive advantages in achieving the goal. In order for strategic management to guarantee the sustainability of the enterprise, it is necessary to introduce a balanced scorecard.

Текст научной работы на тему «Система сбалансированных показателей как основной метод определения устойчивой деятельности предприятия»

Литература:

1. Большая Советская Энциклопедия (в 30 томах) / гл. ред. А. М. Прохоров. - М.: Сов. Энциклопедия, 1978.-Т. 30.-650 с.

2. Давыдянц Д.Е. Оценка, анализ и пути повышения эффективности экономики (макро-, мезо- и микроуровни, торговля). - Ставрополь : Кавказский край, 2001. - 500 с.

3. Давыдянц Д. Е. Эффективность функционирования экономики теоретико-методологический анализ). - Ставрополь : Кавказский край, 2001. -132 с.

4. Давыдянц Д. Е., Кривокрысенко В.Ф., Макеенко И. П., Шейченко Ю. И. Системные взаимосвязи полной, кинетической и потенциальной энергий в динамике // KANT. - 2018. - №1 (26). - С. 163-165.

5. Давыдянц Д. Е., Давыдянц Н. А. Эффект и эффективность предприятия: оценка, анализ, пути повышения. - Ставрополь : Агрус, 2005. - 136 с.

6. Давыдянц Д. Е. Определения основных общенаучных и обобщающих понятий (152 авторских определения) (издание пятое дополненное). - М.: МИРАКЛЬ, 2017.- 100 с.

7. Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь. - М.: Наука, 1987. - 510 с.

8. Лопатников Л. И. Популярный экономико-математический словарь. - М.: Знание, 1990. - 256 с.

9. Народнохозяйственная эффективность: показатели, методы оценки / под ред. А. С. Астахова. -М.: Экономика, 1984. - 248 с.

10. Новый экономический и юридический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. - М. : Институт новой экономики, 2003. - 1088 с.

11. Скобелева И. П. Эффективность предприятия в конкурентной экономике. - СПб. : ЛИВТ, 1992. -132 с.

12. Теория развития экономики И. Шумпетера. Теория экономической динамики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://studbooks.net/ 539б9/роП1екопоггнуаЛеопуа_га2УШуа_ екопот1к1_5Иитре1ега_1еог'|уа_екопотсИе5коу_с11патМ

13. Шумпетер Й. Динамическая концепция Шумпетера [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.studfiles.rU/preview/4083858/page:5/

14. Хесус Уэрта де Сото Социально-экономическая теория динамической эффективности. - Челябинск : Социум,2011.

15. Шумпетер Й. Теория экономического развития. - М., 1982.

THE SYSTEM OF BALANCED INDICATORS AS THE MAIN METHOD OF DETERMINING THE SUSTAINABLE OPERATION OF THE ENTERPRISE

Domozhilkina Zhanna Vitalievna, PhD Economics, Associate Professor, Department of Stable Development Management

Tusnetova Alexandra Igorevna, Undergraduate student

institute of Economics and Management, Crimean Federal University named after V.i. Vernadsky, Simferopol, Republic of Crimea

There is now a tendency to focus on sustainable development at all levels of governance. This trend is associated with changes in the modern economy, such as increasing competition, globalization of business, increased uncertainty, etc. The ability of the company to mobilize all material and non-materiai resources to achieve the goals is the main task of enterprises, so the strategy is considered as a long-term program of concrete actions that can realize and provide specific competitive advantages in achieving the goal, in order for strategic management to guarantee the sustainabiiity of the enterprise, it is necessary to introduce a balanced scorecard.

Keywords: enterprise; sustainabiiity; development; externai factors; internai factors; balanced scorecard.

УДК 65 8.14/. 17:005 ВАК РФ 08.00.10

ФДоможилкина Ж.В., 2018 Ф Туснетова AM, 2018

СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗА ТЕЛЕЙ КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

В настоящее время прослеживается тенденция ориентации на устойчивое развитие на всех уровнях управления. Данная тенденция связана с изменениями, происходящими в современной экономике, такими как возрастание уровня конкуренции, глобализация бизнеса, рост неопределенности и т.д. Способность компании мобилизовать все материальные и нематериальные ресурсы для достижения целей - главная задача предприятий, поэтому стратегия рассматривается как долгосрочная программа конкретных действий, которые способны реализовать и обеспечить конкретные конкурентные преимущества в достижении цели. Для того чтобы стратегическое управление гарантированно повышало устойчивость предприятия, необходимо внедрение сбалансированной системы показателей.

Ключевые слова: предприятие;устойчивость;развитие; внешние факторы; внутренние факторы; система сбалансированных показателей.

Устойчивость заключается в удовлетворении потребностей сегодняшнего дня без ущерба для потребностей будущих поколений. В ней основное внимание уделяется трем основным аспектам экономического, экологического и социального характера для достижения общей эффективности деятельности компании. Большинство компаний внедряют устойчивость для роста бизнеса и улучшения своего имиджа для долгосрочной конкурентоспособности, тем самым получая финансовые выгоды. Устойчивость - это концепция, которая появилась на свет несколько лет назад и в настоящее время используется во всех сферах деятельности. Для сохранения имеющейся устойчивости на предприятии и/или ее внедрения в деятельность необходимо использовать систему сбалансированных показателей.

Результаты исследований. Система сбалансированных показателей предполагает разработку устойчивой стратегии развития фирмы, которая определяет связь между организационным потенциалом, эффективными бизнес-процессами, "стоимостью" клиентов, удовлетворенностью стейкхолдеров, показателями устойчивости, а также рыночными и финансовыми результатами. Сбалансированная система показателей оказалась одной из наиболее прочных идей управления бизнесом за последние 20 лет и была принята более чем половиной компаний из списка Fortune 500 [1 ] (Fortune Global 500 -ежегодный рейтинг 500 крупнейших компаний мира, критерием составления которого служит выручка компании), а также многими государственными и некоммерческими организациями.

Система показателей - это статистический инструмент, который используется для структурированного измерения и отчетности о прогрессе в достижении конкретной цели. Благодаря такой системе можно визуально рассмотреть прогресс или регресс деятельности компании.

Сбалансированная система показателей (ССП) - система управления, которая позволяет менеджерам стратегические цели компании переводить в четкий план оперативной деятельности подразделений с помощью ключевых показателей эффективности. Главный упор в ССП делается на оценку не только финансовых, но и нефинансовых показателей деятельности предприятия.

Основная идея ССП - в лаконичной, структурированной форме показателей предоставить менеджерам информацию, необходимую для контроля стратегии устойчивого развития.

Каплан и Нортон впервые опубликовала сбалансированную систему показателей в своей работе "Сбалансированная система показателей: От стратегии к действию" в 1992 году [3]. Традиционное измерение производительности фокусируется только на финансовой перспективе (прибыль, ROI). Подход сбалансированной системы показателей обеспечивает сбалансированность финансовой перспективы с остальными перспективами, используемыми в модели.

Система сбалансированных показателей состоит из четырех составляющих: финансовая, клиентская, внутренние бизнес-процессы, обучение и развитие персонала (табл. 1).

Составляющие ССП:

1. Финансовая: что мы должны делать для создания экономической устойчивости и определения ответственности перед стейкхо-лерами?

2. Внутренний бизнес-процесс. В каких бизнес-процессах мы должны быть лучше всего для удовлетворения стейкхолдеров?

ДОМОЖИЛКИНА Жанна Витальевна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра Менеджмента устойчивого развития

ТУСНЕТОВА Александра Игоревна, магистрант

Институт экономики и управления, Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, Симферополь, Республика Крым

3. Обучение и рост: как наша система управления поддерживает эффективную деятельность сотрудников, включая обратную связь с сотрудниками?

4. Клиент. Что требуют от нас клиенты и что мы делаем для удовлетворения этих требований?

Данные составляющие ССП позволяют достичь равновесия между долгосрочными и краткосрочными целями, между желаемыми результатами и факторами их достижения [1].

Таблица 1 - Составляющие системы сбалансированных показателей

Название составляющей Сущность Показатель

Финансовая Оценка экономической деятельности предприятия Операционная прибыль, добавленная стоимость, рентабельность продаж, коэффициент оборачиваемости оборотных активов, коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

Клиентская Потребительская база и сегмент рынка, а также показатели деятельности в целевом сегменте Удовлетворенность потребностей клиента, сохранение клиентской базы и доли рынка, лояльность потребителей, прибыльность от потребителей

Внутренние бизнес- процессы Определение тех процессов, которые необходимо довести до совершенства, что позволит компании сформировать такие бизнес-предложения потребителям, которые помогут сохранить и преумножить клиентскую базу, повысить финансовую доходность Качество, сроки исполнения заказа (производства продукции и оказания услуг), разработка новых продуктов, продолжительность операционного цикла, удельный вес брака, средняя величина незавершенного производства

Обучение и развитие персонала Определяет инфраструктуру, которую необходимо создать для долговременного роста и совершенствования. Обучение и развитие имеют 3 источника: люди, системы, организационные структуры. Удовлетворенность персонала и наличие информационных систем, стабильность кадров, удельные расходы на обучение, выработка на одного работающего, количество работников с высшими квалификационными разрядами, расходы, связанные с условиями труда и т.д.

Источник: составлено автором по материалам [2]

Эффективные системы управления производительностью действуют как полезный инструмент, который помогает наблюдать и контролировать работу фирмы. Основой сбалансированной системы показателей является то, что ни одна мера не может определить всю производительность.

Финансы

прибыль, рост, соотношение собственных и заемных средств

Рисунок 1 - Базовая модель ССП [3]

Упрощенная модель ССП представлена на рисунке 1 описывает небольшое количество показателей для каждой составляющей. Данная модель может отражать как текущее состояние дел, так и деятельность, ориентированную на долгосрочную перспективу.

Стратегия устойчивого развития в сочетании со сбалансированной системой показателей может оказать значительное влияние на работу фирмы.

Правильно разработанная ССП представляет собой целостное изложение стратегии компании и четко определяет последовательность действий, для достижения поставленных целей не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде.

Устойчивость становится стратегической, когда она интегрируется в структуру процесса планирования и управления организацией. Двумя наиболее заметными областями, в которых должна быть применена устойчивость, являются миссия организации и ее стратегические цели, которые являются стратегическими строительными блоками ("ДНК стратегии") этой миссии.

Организации, как правило, имеют несколько общих стратегических целей или приоритетных областей, таких как: оперативное совершенство, инновация продукции или стратегическое партнерство с более крупными организациями, расширении ранка сбыта и т.д. Устойчивость может быть целью. В качестве цели устойчивость может быть описана через каждую из четырех составляющих сбалансированной системы показателей. Например:

- сфинансовой точки зрения, устойчивость означает сохранение бизнеса и создание приемлемой прибыли для инвесторов;

- с точки зрения клиента и стейкхолдеров, устойчивость означаетудовлетворение и обеспечение ценности для растущего числа потребителей;

- с точки зрения бизнес-процессов, устойчивость означает управление материалами, энергией и отходами наиболее эффективным способом;

- сточки зрения организационного потенциала, устойчивость означает создание организационной культуры, которая ценит устойчивость, отраженную в выборе, который сотрудники делают каждый день.

Преимущества использования ССП:

1. Позволяет согласовать работу сотрудников на разныхуровнях. Каждый сотрудник четко понимает и разделяет ценности и цели организации.

2. Связь стратегическогоуправления и оперативного, согласование стратегии предприятия и имеющегося бюджета.

3. Построение обратной связи. Сотрудники не только выполняют поставленные задачи, но и имеют возможность оценить поставленные руководителем цели с точки зрения их выполнения, т.е. есть возможность своевременно устранять проблемы.

4. Оценка нематериальныхактивов и потенциала предприятия.

5. Сбалансированное развитие всех уровней организации [4].

Как используется ССП?

1. Стратегия развития: первым шагом является разработка стратегии, которая послужит основой для всех четырех составляющих ССП. На этом этапе миссия проясняется, и важно согласовать видение деятельности предприятия. Определяются ключевые вопросы, которые должны быть решены для реализации миссии.

2. План стратегии: второй шаг для использования сбалансированной системы показателей является планирование стратегии, определяются цели, их количественные и качественные показатели, создаются стратегические карты. Теперь возникает вопрос, как мы определяем нашу стратегию? Как измерить цели? Цели оцениваются путем выбора стратегических инициатив и четкого определения действий, необходимых для реализации стратегии. Крайне важно также разработать план финансирования этих целей.

3. Третий этап выполнения сбалансированной системы показателей - это выравнивание организации. Стратегия должна быть сообщена. Бизнес-единицы, подразделения должны быть согласованы с корпоративной стратегией. Сотрудники должны быть мотивированы на выполнение стратегии, так как сотрудники являются сердцем любой успешной организа-

ции. Чем болеемотивированы сотрудники организации, тем более производительней будет компания, поэтому крайне важно поддерживать высокий уровень морального духа сотрудников, а стратегия должна сообщаться каждому члену организации, начиная от сотрудников основного звена до топ-менеджеров.

4. Оперативный план и отчетность: это четвертый шаг в реализации стратегической сбалансированной системы показателей, которая в значительной степени фокусируется на улучшении ключевых процессов, имеющих решающее значение для эффективной реализации стратегии. На этом этапе необходимо разработать план ресурсных мощностей и установить понимание увязки стратегии с оперативными планами, прогнозом продаж или бюджетами. Проведение совещаний по обзору для мониторинга и изучения и преодоления слабости, если таковая имеется. Обновление планов и показателей для следующего цикла.

Таким образом, использование системы сбалансированных показателей в управлении устойчивым развитием позволит повысить конкурентоспособность предприятия, а также оценить качество использования материальных и нематериальных ресурсов предприятия.

Рассмотрим систему сбалансированных показателей на примере ООО "Бег". Проанализировав данные таблицы 2, можно отметить, что в перспективе "Финансы", общие затраты на производство в 2016 году составили 143954 тыс. руб. Для уменьшения данных затрат на предприятии необходимо внедрять прогрессивные ресурсосберегающие технологии, которые позволят не только сократить затраты на производство, а также и повысить качество выпускаемой продукции. Эффективное управление затратами предприятий позволяет улучшить рентабельности производства,увеличить закупочные цены на молоко-сырье и добиться снижения потребительских цен на молочную продукцию. Также рациональное управление затратами позволит создать конкурентное преимущество предприятия перед конкурентами, что в дальнейшем также повлияет на увеличение прибыли предприятия и приведет к увеличению объемов реализации.

Анализ перспективы "Клиенты" показал, что необходимо повышатьуровень удовлетворенности клиентов. Основным фактором при этом должна быть натуральность продукта, подкрепленная качеством и доступностью. Сохранность витаминов и микроэлементов по-средствам экологичной,удобной и эстетичной упаковки. Также предприятию необходимо

акцентировать внимание на корпоративную стие в благотворительных мероприятиях и т.д. социальную ответственность: принимать уча- Таблица 2 - Базовая система показателей

деятельности предприятия ООО "Бег"

Перспективы Цель Показатели Направление оптимизации 2016 (отчет) 2017 (план)

Финансы Увеличение объемов реализации Выручка, тыс. руб. > max 147805 160665

Рентабельность, % > max 2,6 3,1

Прибыль от продаж, тыс. руб. > max 3185 3780,6

Увеличение прибыли Чистая прибыль, тыс. руб. > max 3149 3738

Валовая прибыль, тыс. руб. > max 3565 4231

Минимизация затрат Общие затраты, тыс. руб. > min 143954 130000

Клиенты Повышение удовлетворенности клиентов Темп роста положительных отзывов, % > max 40 100

Сохранение существующих клиентов Количество клиентов,% > max 35 50

Бизнес-процессы Повышение качества продукции Удельный вес сертифицированной продукции к общему объему, % > max 100 100

Доля несоответствующей требованиям продукции в общем объеме поставок, % > min 0 0

Сокращение затрат на сырье и материалы Сумма издержек на сырье, тыс. руб. > min 57355 35000

Оптимизация производственных запасов Доля операционных издержек в общей сумме расходов, % > min 10 5

Привлечение новых кадров Доля сотрудников, прошедших подготовку в отчетном периоде, % > max 30 50

Развитие управленческих и профессиональных навыков сотрудников Темп роста доли персонала с профессиональным образованием, % > max 15 35

Повышение уровня удовлетворенности сотрудников Средняя заработная плата, руб. > max 22000 26000

Обеспечение необходимой информацией Доля доступной информации относительно ожидаемой в ней потребности, % > max 60 75

Инновационное развитие Доля модернизированного оборудования в модульном ряду, % > max 60 75

В заключение, для реализации стратегии устойчивого развития (УР) предприятия, на основе анализа выделены стратегические цели по каждой из перспектив и их количественные характеристики.

Данный подход переводит реализуемую стратегию в плоскость конкретных показателей с возможностью представления причинно-следственных связей между подцелями в рамках выбранной стратегической цели. При выполнении вышеуказанного подхода можно отслеживать движение предприятия к стратегической цели и корректировать при необходимости его с помощью точно определенных показателей.

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Каплан Р. Сбалансированная система показателей: от стратегии к действию / Р. Каплан, Д. Нортон. - М.: Олимп-Бизнес, 2014. - 314 с.

2. Силифонкина C.B. Сбалансированная система показателей для диагностики устойчивого развития экономики региона / C.B. Силифонкина // Экономический анализ: теория и практика. - 2011. - №40. - С. 48-56.

3. Сутягин В.Ю. Сбалансированная система показателей как эффективный инструмент реализации стратегии развития предприятия / В.Ю. Сутягин, М.А. Турлачева // Социально-экономические процессы и явления. - 2012. - №5-6. - С.112-117.

4. Фоменко Е.В. Методика формирования сбалансированной системы показателей / Е.В. Фоменко // Вестник Астраханского государственного технического университета. - 2012. - №4. - С. 89-90.

5. Шестерикова Н.В. Механизм формирования стратегии устойчивого развития предприятия на основе системы сбалансированных показателей / Н.В. Шестерикова // Вестник Нижнегородского университета им. Н.И. Лобачевского - 2012. - №3. -С. 186-193.

INVESTMENT ACTIVITY OF THE ENTERPRISES OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS Drobotova Oiga Olegovna, PhD of Economics, Associate Professor Pham Thi Kim An, Undergraduate student

Department of Economics and Management, Volgograd State Technical University, Volgograd

The article is devoted to the conceptual issues of investment activity of small and medium businesses. The authors introduced the concept of investment activity and the investment cycle of the enterprises of small and average business, and also identifies the subject-object structure of investment activity of the enterprises of small and average business. The paper identifies the factors and determines the role of investment activities of small and medium businesses at the macro and micro levels.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.