Лысенкова Т. В.
Магистрант Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации
(Липецкий филиал) Турганова Л. В.
к.э.н.
Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации
(Липецкий филиал)
СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАК ФАКТОР СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СПЕЦИФИКИ АУДИТОРСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация: в статье раскрываются понятие и особенности формирования системы сбалансированных показателей (ССП). Особое внимание уделяется методическим основам применения ССП при аудиторской проверке финансовой отчетности хозяйствующих субъектов.
Ключевые слова: стратегия развития организации, система сбалансированных показателей, финансовая отчетность, аудиторская проверка.
Lysenkova T. V.
Master student Financial University at the Government of the Russian Federation
(Lipetsk branch) Turganova L. V.
PhD in economic Financial University at the Government of the Russian Federation
(Lipetsk branch)
BALANCED SCORECARD AS A STRATEGIC FACTOR OF ENTERPRISE DEVELOPMENT: FEATURES AND FORMATION OF
FINANCIAL REPORTING IN THE CONTEXT OF NATIONAL SPECIFIC
PERFORMANCE AUDIT
Abstract: the article describes the concept and features of formation of the balanced scorecard (SSP). Special attention is paid to the methodological foundations of the application of SSP in an audit of financial statements of business entities.
Keywords: development strategy of the organization, balanced scorecard, financial reporting, audit.
Постоянные колебания экономического климата страны, сопровождаемые такими явлениями как более жесткая конкуренция и подвижное состояние внешнего окружения предприятий и организаций, ведет к провалам в системе принятия управленческих решений в области стратегического развития и определяет актуальную необходимость нахождения оптимального количества показателей, характеризующих эффективность управления.
Для осуществления этой цели главным инструментом реализации выступает сбалансированная система показателей (ССП), в которой созданы четыре перспективы: финансовая (в чем наша ценность для акционеров), клиентская (ценность для потребителей), внутренних процессов (что нужно усовершенствовать, чтобы компания была конкурентоспособной) и обучение и развитие (задействованы ли программы развития, роста и мотивации) [8, с. 93].
Сбалансированная система показателей (ССП) - это концепция управления реализацией стратегии, созданная профессорами Гарвардского университета Д. Нортоном и Р. Капланом [4, с. 21]. Она целенаправленно проводит мониторинг деятельности компании, дает возможность прогнозировать и предупреждать появление проблем, взаимоувязывает уровни оперативного и стратегического управления, создает и контролирует основные финансовые и нефинансовые показатели деятельности компании.
Прежде чем внедрить ССП нужно организовать выработку стратегии в виде проекта (документа). В большинстве случаев есть лидер компании, который знает стратегию, но только на словах, поэтому важно найти такого человека, а так же сформировать команду проекта, в которую войдут все топ-менеджеры, где собственно и будут найдены ответы на все вопросы [10, с. 104].
Этот документ должен содержать [1, с. 211]:
1. Стратегические проблемы - внешние и внутренние ограничения, препятствующие развитию компании.
Понимание этих проблем позволяет ответить на вопрос - почему необходимо провести изменения? и, исходя из этого, поставить стратегические цели.
2. Стратегические ориентиры (миссия, видение). Миссия - это предназначение компании, видение же определяет стратегические намерения, то есть результаты, которые представляются достижимыми на протяжении периода 4-5 лет. Миссия компании должна звучать коротко и ясно, быть понятной как сотрудникам компании на всех уровнях, так и потребителям.
3. Позиционирование компании на рынке. Этот пункт должен давать ответ на три вопроса: Кто целевые клиенты? Что представляет собой продукт? Ключевые отличия от конкурентов?
4. Организационная концепция. Необходимо определить направления бизнеса, почему именно эти направления использует компания, как они помогают друг другу и как взаимосвязаны.
5. Определить главные направления изменений (3-5 направлений, емко и коротко). Например: от широкого охвата рынка перейти к прибыльным клиентам или от стандартных услуг - к индивидуальному обслуживанию.
Когда стратегия создана по вышеперечисленным правилам, от ее описания переходят к созданию инструментов управления стратегией, то есть
непосредственно к разработке сбалансированной системы показателей, которая будет включать в себя определенные этапы (рис. 1) [2, с. 4460].
- Определение видения
■ Определение стратегий • Определение перспектив и факторов успеха
- Определение показателей • Способы расчета показателей * Создание плана действии
■ Управление и развитие
Рис 1. Этапы внедрения ССП
Обобщая вышеизложенные положения можно сказать, что ССП - это инструмент управления стратегией, следовательно, возникает необходимость ясного определения стратегии до начала работы по созданию сбалансированной системы показателей. ССП, позволит компании [5, с. 49]:
- направить использование своих ресурсов (кадры, финансы, технологии и информация) на осуществление своей стратегии и добиться неизменного движения компании к целям;
- нарастить эффективность и управляемость деятельности компании, а так же снизить риски;
- послужить гарантией связи ежедневной работы всех сфер компании (коммерческой, административной, производственной) и стратегических целей.
Кроме того, поскольку ССП представляет собой сочетание объективных, легко поддающихся количественному учету результатов и субъективных в некоторой степени произвольных параметров будущего роста, она может быть использована при проведении стратегического аудита для получения финансовой информации о деятельности клиента. Сбалансированная система показателей дополняет систему финансовых
параметров уже свершившегося прошлого системой оценок перспектив. И выступает новой схемой, которая включает в отчетность показатели стратегического развития компании [6, с. 109]. ССП позволяет аудиторам избегать разрыва в информации между стратегическими целями бизнеса и оперативным управлением. И обеспечивает полное понимание того, как отдельные подразделения, службы и даже работники влияют на достижение поставленных перед компанией целей.
Преимуществом использования ССП при проведении стратегического аудита состоит в том, что аудиторы, использующие эту систему, в результате получают «систему координат» действий в соответствии со стратегией на любых уровнях управления. В рамках ССП аудитор рассматривает стратегическое развитие предприятия в разрезе следящих четырех направлениях [3, с. 160]:
1. финансовый аспект;
2. взаимоотношения с потребителями;
3. внутренние процессы организации;
4. инновации и развитие персонала.
Анализируя первое направление, аудитор должен обратить внимание на то, как оценивают предприятие акционеры и насколько интересно инвесторам вкладывать деньги в данное предприятие. При работе над вторым направлением аудитору необходимо оценить взаимоотношения с потребителями продукции аудируемого предприятия, то есть, чем предприятие может заинтересовать клиентов, чтобы привлечь их и добиться требуемых финансовых результатов. Третье направление требует от аудитора оценки внутренних процессов, где необходимо ответить на вопрос - какие бизнес-процессы играют наиболее важную роль при реализации предприятием своего конкурентного преимущества. При анализе четвертого направления аудитору необходимо ответить на такие вопросы как: за счет, каких знаний, умений, опыта, технологий и прочих нематериальных активов предприятие сможет реализовать конкурентные преимущества. Эти четыре
проекции ССП взаимосвязаны и дают аудитору возможность выстроить план действий аудитора по проведению стратегического аудита.
Таким образом, можно сказать, что сбалансированный комплекс показателей является краткой и в тоже время достаточно полной картиной достижений и итогов продвижения к целям, т.е. общая характеристика происходящего в организации. Итоговые показатели организации смешиваются с текущими, так как без информации об уровне данных показателей нельзя понять, как именно получены итоговые. Основной задачей системы сбалансированных показателей является трансформация миссии компании в конкретные задачи и показатели. Эти показатели представляют баланс между внешними отчетными данными для акционеров и клиентов и внутренними характеристиками наиболее важных бизнес -процессов [7, с. 65].
Применение аудиторскими фирмами при проведении стратегического аудита ССП позволит:
- рассмотреть бизнес как единое целое;
- мера объективной оценки бизнеса и способ проверки прогнозных сценариев развития организации;
- помогает перевести сложные и расплывчатые понятия в более точную форму, что помогает аудиторам прийти к единому мнению.
Таким образом, система ССП является удобным инструментом для проведения стратегического аудита, так как с её помощью формируется информация необходимая для контроля стратегии ключевых показателей, которые невозможно отыскать в бухгалтерском учете или другой информационной системе предприятия.
Список литературы
1. Бабченкова, Д.Р. Сбалансированная система показателей как инструмент стратегического управления [Текст] / Д.Р. Бабченкова, Т.А. Салтанова, А.В. Сафронова // Развитие экономики и менеджмента в современном мире: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции, 2015. - С. 210-213.
2. Батукова, Л.Р. Определяющие этапы формирования системы стратегического управления компанией, реализующей компетентностный подход на базе системы сбалансированных показателей [Текст] / Л.Р. Батукова, Г.Я. Белякова // Фундаментальные исследования. -2015. - № 2-20. -С. 4458-4463.
3. Емельянова, И.Н. Роль сбалансированной системы показателей при аудите финансовой стратегии компании [Текст] / И.Н. Емельянова // Экономика и эффективность организации производства. - 2014. - № 10. - С. 159-161.
4. Каплан, Р.С. Сбалансированная система показателей: от стратегии к действию [Текст] / Р.С. Каплан, Д.П. Нортон. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2014. - 214 с.
5. Крылов, С.И. Сбалансированная система показателей и финансовый анализ в разработке и реализации финансовой стратегии организации [Текст] / С.И. Крылов // Учет. Анализ. Аудит. - 2015. -№ 1. - С. 45-56
6. Махметова, А.Е. Аудит бизнес-процессов предприятия с использованием системы сбалансированных показателей [Текст] / А.Е. Махметова // Инновационное развитие общества в период модернизации: экономические, социальные, философские, политические, правовые закономерности и тенденции: материалы Международной научно-практической конференции, 2014. - С. 108-111.
7. Монахов, В.С. Бухгалтерский учет и система сбалансированных показателей в управлении производственно-коммерческой деятельностью предприятия [Текст] / В.С. Монахов // Современные аспекты экономики. -2015. - № 3 (211). - С. 64-73.
8. Шевцова, О.Н., Науменко, С.М. Система сбалансированных показателей как инструмент эффективного управления [Текст] / О.Н. Швецова, С.М. Науменко // Университетская наука. - 2016. - № 2. - С. 92-95.
9. Колесников, В.В. Аудит эффективности и производство опекаемых благ: взгляд с позиции экономической социодинамики [Текст] / В.В. Колесников, И.Н. Макаров // Российское предпринимательство. - 2010. - № 6. - Выпуск 2. - С. 51-55.
10. Шубина, А.В. Проблемы выбора системы сбалансированных показателей как метода стратегического управления компанией [Текст] / А.В. Шубина, А.А. Вехорева // Актуальные вопросы современной экономической науки. - 2013. - С. 103-106.