Научная статья на тему 'Система рекрутизации казахстанской политической элиты в условиях модернизации государственного управления'

Система рекрутизации казахстанской политической элиты в условиях модернизации государственного управления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1186
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / POLITICAL SYSTEMS / POLITICAL REGIMES / CIVIL SOCIETY / POLITICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Абуева Н. А.

Статья посвящена актуальным вопросам политической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF RECRUITMENT OF KAZAKHSTAN POLITICAL ELITE IN CONDITIONS OF MODERNIZATION OF PUBLIC ADMINISTRATION

The article is devoted to current issues of political science.

Текст научной работы на тему «Система рекрутизации казахстанской политической элиты в условиях модернизации государственного управления»

тельства теряют возможность даже управлять развитием своих стран. При этом прогрессирующее бессилие государства отнюдь не сопровождается повсеместным сокращением аппарата его администрации, но, наоборот, во многих странах он разрастается. Неспособные на далеко идущие реформы политики министры и государственные служащие вынуждены заниматься своего рода суррогатом политики, неэффективной имитацией политической и законотворческой деятельности.

А. Панарин отмечает: «В стратегии однополярного мира решающую роль призвана сыграть не традиционная политика завоевания, а политика привлечения национальных элит на сторону завоевателя и превращение их в его пособников»1. Элиты добровольно присягают Западу, массы, соблазненные обещаниями лучшей жизни, готовы их в этом понять - образуется своеобразный консенсус, как правило, временный, так как интересы элит и масс имеют тенденцию расходиться, что сопровождается ростом имущественного неравенства, их территориальным расселением, ценностной диверсификацией.

В целом феномен образования транснациональной элиты является заслуживающим рассмотрения, а исследование данного явления крайне важным для понимания мировых политических процессов.

Н. А. Абуева

СИСТЕМА РЕКРУТИЗАЦИИ КАЗАХСТАНСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Политическое рекрутирование - это процесс вовлечения активных граждан в сферу политики, который, с одной стороны, направлен на эффективное решение проблем и задач, стоящих перед обществом, а с другой - на формирование корпуса власть

1 Панарин А. Искушение глобализмом. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. С. 12.

предержащих и государственных служащих, которые будут на практике реализовывать общественно значимые задачи и проекты. Политическое рекрутирование может происходить как по универсальным (общим), так и по ограниченным критериям. Рекрутирование по универсальным критериям - выборы или тестирование, а по ограниченным критериям - подбор из представителей одного класса или слоя в соответствии с предъявляемыми критериями.

В свое время философ А. Шопенгауэр уже выделял три типа аристократии: аристократию рождения, богатства, а также ума и таланта. Таким образом, элита крови, богатства и способностей выступают в качестве ключевых типов рекрутирования - знатности, богатства и способности, при этом данные критерии имеют обыкновение смешиваться. Многие аналитики предполагают, что в постиндустриальном обществе эти критерии видоизменяются в совокупность таланта и способности.

В современной политической науке существует и используется более широкая классификация систем рекрутирования: открытая и закрытая. Открытая система рекрутирования политической элиты существует в демократических странах, закрытая -в тоталитарных государствах. Открытая система рекрутации политической элиты в идеале имплицитно предполагает «свободный и прозрачный» вход в правящее меньшинство практически всем, кто хочет войти в состав «избранных», закрытая система - полную невозможность вхождения в элиту представителей из других слоев общества в связи с непреодолимыми преградами, стоящими на их пути. В политическую элиту закрытого способа формирования входят только те, кто на это имеет право (будь это «наследственная элита» или «номенклатура» и т. д.) и соответствует институциональным механизмам рекрутирования. Такая элита в любом случае в конечном счете деградирует и уступает более открытой политической элите, поскольку утрачивает способность к эффективному государственному управлению. Кроме того, закрытый способ формирования политической элиты значительно сужает социальную базу рекрутирования, а также ведет к формированию контрэлиты. Несо-

мненно, советская элита, как определили многие советологи и аналитики (З. Бжезинский, М. Восленский и т. д.), формировалась как закрытая система рекрутирования и оказалась недемократичной и нерезультативной.

Открытый тип характеризуется отбором на основе открытых и честных конкурсов, при которых главными критериями являются личные качества человека, его способности, образование, нравственные характеристики, а не принадлежность к определенному социальному слою или группе, национальности или клану. Если превалирует принцип выдвижения на руководящие государственные должности не самого достойного, но «своего» человека, доказавшего преданность социальной группе, лидеру, то это представляет собой закрытый тип селекции, которая ведет к деградации элит. Определенно общество с открытой или абсолютно закрытой элитами - это «идеальные типы» (в веберовском понимании), так как политические системы лишь приближаются к одному или другому. При этом нельзя абсолютизировать тезис о «равном доступе к власти» в западных демократиях, там просто нет непреодолимых барьеров на пути потенциальных рекрутов во властвующую элиту. В Казахстане, как известно, большая часть политической элиты состоит не из выборных, а из назначаемых чиновников, отсюда следует, что селекторат состоит из узкого круга лиц. Среди политологов нет консенсуса в вопросе, что лучше: выборы или назначение? Отметим, что и выборы, и назначение - равноправные каналы формирования властвующей элиты. И решение оптимального соотношения этих каналов рекрутирования позволяют прийти к соблюдению как принципа выборности, так и принципа легитимности.

Открытая система отвечает современным условиям и динамике развития государства и общества в целом. В. П. Пугачев и А. И. Соловьев считают, что эта система больше ценит выдающихся людей. Она открыта для молодых людей и нововведений. В то же время определенными недостатками ее являются относительно большая вероятность риска и непрофессионализма в политике, сравнительно слабая предсказуемость политики, склонность лидеров к чрезмерному увлечению внешними эф-

фектами1. Среди основных каналов рекрутирования выделяются: государственный аппарат, политические партии, органы местного самоуправления, бизнес, культура, наука и образование. Удельный вес каждого канала рекрутирования политической элиты напрямую зависит от уровня политического сознания и культуры, национальной ментальности и традиции.

Многими исследователями было доказано, что в зависимости от типа политической системы формируется определенная совокупность механизмов и требований рекрутирования политической элиты, создаются различные модели смешанных форм рекрутации политической элиты. В демократических странах превалируют черты открытой системы, тогда как в тоталитарных преобладают критерии закрытой системы с незначительными элементами первой.

На наш взгляд, несомненно, вне зависимости от уровня развития демократического политического режима, при формировании высшей правящей и административной элиты используют в основном два пути: выборы и назначение. Например, в системе государственной власти есть «силовые» органы, которые формируются исключительно путем назначения. Таким же способом формируется административная элита. Различие между ними состоит в том, что претенденты на государственную службу, соревнуясь, проходят конкурсный отбор, серию экзаменов посредством тестирования и собеседования, обязательное медицинское заключение и т. д. Тогда как рекруты в «силовые» органы назначаются по принципу заслуг, карьерного роста и доблести.

Механизм тестирования в каждой стране проходит по-разному. В одних странах выявляется соответствие знаний нормативно-правового характера, в других, как, например, в Германии аттестацию претендентов проводят по многим аспектам -определяют не только профессиональную пригодность и уровень знания языка (грамотность), но и психологическую устойчивость, коммуникативность, совместимость, уровень реакцию на кризисные ситуации (на сколько она оперативна и адек-

1 Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2006. С. 150.

ватна) и т. д. При этом процесс тестирования многоэтапный, необходимо сдать не один экзамен, прежде чем предстать на собеседовании перед комиссией, которая включает специалистов по управлению человеческими ресурсами, психологов и т. д. Только после такого «марафона» выносится решение принимать или не принимать на работу. Возможно, в этом кроется одна из причин непопулярности профессии государственного служащего.

Казахстан с момента обретения независимости и суверенитета приступил к реформированию системы рекрутации казахстанской политической элиты. Республика Казахстан реформирование системы рекрутации политической элиты проводила и проводит планомерно и эволюционно. Переход от закрытой к открытой, а вернее, к смешанной демократической системе рекрутирования политической элиты еще до конца Республикой Казахстан не осуществлен. Однако республика стремится сформировать систему рекрутирования политической элиты с преобладанием открытых, нежели закрытых каналов, а также механизмов и рациональных требований, т. е. наименьшим количеством институциональных фильтров, куда входят возраст, стаж, образование, членство в партии, рекомендации или характеристика с места работы и т. д.

Открытую систему рекрутирования политической элиты отличает не только отсутствие каких-либо преград для представителей любого социального слоя или общественно-политической группы, небольшое количество требований и широкий круг се-лектората, но и конкурентность между претендентами на выборную государственную должность и периодическая смена элит.

Процесс рекрутирования в стабильных демократических политических системах институционализирован. Он проходит в соответствии с традициями и процедурами отбора, что позволяет обновлять политическую элиту в той или иной мере периодически с небольшими отклонениями, вызванными действиями каких-либо объективных факторов. Например, в США экс-президент Д. Рузвельт был избран на пост главы государства большее количество раз, чем это закреплено в основном законе.

Совсем в другом русле развиваются процессы элитообразо-вания в переходные времена развития государства, как, например, в постсоветский период новых независимых государств бывшего СССР и т. д. В этот период в большинстве стран СНГ происходит глубокая трансформация национальной политической элиты. При этом, как показывают результаты многочисленных опросов общественного мнения и экспертные анализы состава правящей элиты, многие представители номенклатуры среднего и низшего звена не только сохранили свои элитные властные позиции, но и поднялись вверх по вертикальному лифту мобильности. Не случайно, многие представители командно-административной номенклатуры оказались у «руля» государства в постсоветских государствах, заняв высшие должностные позиции в структуре госаппарата. Это Г. Алиев, А. Бразаускас, Б. Ельцин, И. Каримов, Л. Кравчук, Н. Назарбаев, С. Ниязов и др.

Однако в этот период прослеживаются и негативные аспекты рекрутирования политической элиты: подбор кадров исключительно по соображениям высшего руководства, непотизм и т. д. Кроме того, в связи с кардинальными переменами возникают вакансии, которые формируются нередко с различными нарушениями нормативно-правовых актов.

М. Афанасьев полагает, что карьеру чиновника определяют, главным образом, отношения личной преданности, а также поддержка какой-либо экономической или финансовой структуры. Влияние этих факторов гораздо сильнее, чем профессиональные характеристики - исполнительность, квалификация, интеллектуальная самостоятельность1. Таким образом, постсоветские страны сохранили в большей или меньшей степени клановый характер элитообразования. Это обусловлено традициями советской внутриэлитной политической культуры, характеризующимися не только подданнической персонификацией власти, пар-тикуляристской ориентацией представителей всех звеньев элиты, но и патрон-клиентелистскими отношениями. Следовательно, доказательства личной преданности политическому лидеру

1 Афанасьев М. Н. Клиентелизм и российская государственность. М.: Аспект Пресс, 2000. С. 15.

стали выступать основой структурирования элитной группы, что, несомненно, негативно сказалось на формировании, развитии и функционировании элиты и стало преградой для становления демократической политической системы, поскольку ведет не только к архаизации внутриэлитных отношений, но и к деградации социально-политических основ государства. Значит, справедливо положение многих зарубежных и казахстанских аналитиков о том, что в начальный постсоветский период в большинстве стран при формировании политической элиты, при отсутствии реальной конкуренции или минимальной борьбы между претендентами, важную роль играл принцип патронажа, для которого характерны закрытые патрон-клиентелистские отношения, личная преданность, протекционизм и, нередко, непотизм.

В 1989-1990-е гг. в бытность Советского Союза, а также в первые годы становления государственности Республики Казахстан как результат «перестройки» и «гласности» возник мощный канал рекрутирования политической элиты в конкурентной альтернативной борьбе за голоса электората в представительный орган государственной власти Советы - институт выборов. Формирование политической элиты осуществлялось через широкий круг селектората, хотя это не привело к качественному обновлению ее состава. Однако оно позволило выявить и сформировать определенное количество новой генерации казахстанских политиков, которые могут в острых дебатах отстаивать свою точку зрения или найти компромисс, или, по крайней мере, политический внутриэлитный консенсус между депутатами, например, М. Оспанов, Е. Ертыспаев и т. д.

Системно исследуя внутриполитические процессы элитооб-разования Республики Казахстан можно прийти к выводу о том, что произошла «вынужденная» трансформация номенклатурной политической элиты в рамках новейших реалий и требований транзитного периода. Кроме того, данная трансформация стала во многом следствием существенного модифицирования соотношения сил различных группировок внутри политической элиты (так называемых «старой гвардии», «демократов» и «младотюрков»).

В этот период продвижение в политическую элиту ускорилось, так как, с одной стороны, уменьшилась регламентация, а с другой - появились новые различные пути и каналы ее рекрутирования. Сформировались новые правила взаимоотношений между элитами, а также у новых рекрутов появились новые возможности занять элитные должности. Так, бизнес-элиты и др. не только быстро поднялись на верхнюю ступень карьерной лестницы, но и быстро экскорпорировали из ее состава. При этом, помимо тенденции дифференциации элит, возникло внутри-элитное сращивание членов высшего истеблишмента.

После парламентского кризиса в середине 90-х гг. усилилась роль исполнительных структур власти, увеличилась численность «назначенцев». Кроме того, позднее доступ в высшую политическую элиту заметно сократился. Следовательно, чтобы вступить в политическую элиту, нужно стать членом «команды» влиятельного политика и тогда карьерный путь тебе обеспечен. При этом то в одной структуре органов государственной власти, то в другой стали иметь место разборки и борьба «компроматов».

Принятие в 1995 г. Конституции, а позднее и Закона «О государственной службе» позволило изменить систему рекрута-ции политической элиты. В Казахстане, как известно, большая часть политической элиты состоит не из выборных, а из назначаемых чиновников, отсюда следует, что селекторат включает узкий круг лиц.

Среди политологов нет консенсуса в вопросе, что лучше: выборы или назначение? Отметим еще раз, что и выборы, и назначение - равноправные каналы формирования политической элиты. И демократическое решение оптимального соотношения этих каналов рекрутирования позволит прийти к соблюдению принципа как выборности, так и легитимности. В то же время, по мнению Г. Илеуовой, помимо прочих недостатков механизма рекрутирования политической элиты, нужно учитывать еще один момент, а именно: современная политическая элита Казахстана «технотезирована», она состоит во многом из выпускников технических и сельскохозяйственных вузов. Например, в 1996 г. ни один из областных акимов Республики Казахстан не

имел высшего экономического или другого гуманитарного образования; в лучшем случае они в свое время окончили Высшую партийную школу. Слишком высокий процент в руководстве страны людей с техническим образованием, «технарей» по духу и призванию, отрицательно сказывается как на постановке разнообразных задач управления, так и на путях их разрешения. Такое мышление не позволяет творчески решать возникающие проблемы, не дает перспективы и на будущее... Мало что изменилось в кадровой политике, принцип подбора и расстановки кадров во многом был заимствован из «застойного» советского периода1.

Политическая элита казахстанского общества представляет собой принципиально новый тип властной группы, сочетающий в себе тенденции к моноцентричности, неконкурентности, приоритетности персонифицированных отношений над институциональными. Ее внутреннее строение определяется доминированием экономических и политических субэлит, интегрированных вокруг центра и организующих деятельность на основе неформальных контактов. Каждый территориальный уровень политической элиты, с одной стороны, строит собственную моноцентричную, неконкурентную структуру, с другой -создает условия для формирования полицентричной модели на уровне ниже рангом.

Для современного Казахстана, по мнению ряда аналитиков, характерна социальная монолитность элиты - практически невозможно провести грань между административной, политической, творческой и деловой элитой: известная «телезвезда» активно занимается льготной торговлей куриными окорочками; крупный предприниматель, ставший депутатом, ни на миг не теряет контроль над своими супермаркетами; представители оппозиционных партий с успехом занимаются сложным PR «бизнесом», получая в качестве оплаты гранты западных неправительственных фондов; министры не разделяют государственную службу и бизнес и т. д. Справедливости ради следует отметить, что в сложившихся первоначальных условиях предотвра-

1 Илеуова Г. Т. Социальные аспекты формирования и развития политической элиты Казахстана: Дис. ... канд. социол. наук. Алматы, 1997. С. 26.

тить сращивание административной и деловой элиты на фоне общих интересов личного обогащения было практически невозможно. Тотальная коррупция стала той ценой, которую пришлось заплатить за технократическую модернизацию. Основной же характеристикой новой элиты можно назвать ее высокую моральную и интеллектуальную гибкость при перманентных модернизациях, что позволяет стабильно развиваться государству и обществу - без ярких успехов, но и без явных провалов1.

По нашему убеждению, необходим качественно новый взгляд к государственному управлению на основе новых концептуальных подходов, таких как:

- «управление состоит из набора институтов и партнеров, которые привлекаются из, но также и вне рамок органов государственного управления, например, из различных неправительственных организаций (НПО);

- управление идентифицирует размыв границ и обязанностей при решении социальных и экономических задач;

- управление интенсифицирует зависимость власти, причастной к взаимоотношениям между институтами, к коллективной деятельности;

- управление означает автономное самоуправление структур и партнеров;

- управление признает возможность вести дела, которые не опираются на власть правительства, его полномочия»2.

В обществе с противоречивыми или даже просто разными общественно-политическими интересами единство государства и власти является результатом консенсуса политической элиты и всех крупных общественных сил. Полагаем, что политическое согласие властвующей элиты выступает реальной силой государственной власти. Это обеспечивает единство и тем самым жизнеспособность политической элиты и власти в целом.

1 Ашимбаев Д. Кадры решают все или элита Казахстана за десять лет // UA 16 декабря 2003 г. http://dialogs. org. ua/crossroad full. php? m id=400.

2 Стокер Д. Управление как теория: пять тезисов // Международный журнал социальных наук. 1998. № 22. С. 21.

Следующим каналом рекрутирования политической элиты является бизнес-сфера. Представители бизнес-элиты, достигнув положительных результатов в предпринимательской деятельности, рекрутируются в политическую элиту. В Казахстане за годы советской власти было сформировано негативное общественное мнение по отношению к собственникам как классу эксплуататоров. Марксистко-ленинские идеологические установки были направлены на создание у граждан отрицательного отношения к частным собственникам. Основной тезис общеизвестен - частный собственник - это эксплуататор рабочего класса и крестьян, всего трудового народа. В посттоталитарный же период отношение к частным собственникам у казахстанцев, конечно, изменилось. Однако мы не можем утверждать, что оно стало положительным. Конечно, есть и сторонники, и противники института частной собственности.

В Стратегии-2030 ясна позиция Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева, который писал о том, что фундаментом процветающего и динамично развивающегося общества может быть только современная, конкурентоспособная и открытая рыночная экономика, не ограниченная рамками только сырьевого сектора. Это экономика, основанная на уважении и защите института частной собственности и контрактных отношений, инициативе и предприимчивости всех членов общества. В этой связи возрастает значимость формирования эффективной коммуникационной системы взаимодействия бизнес-элиты и политической элиты для успешного продвижения модернизаци-онных процессов.

Исследуя истоки происхождения бизнес-элиты страны, Н. Масанов отмечал, что «главными фигурами национальной буржуазии первоначально стали не столько дельцы-предприниматели нового розлива, сколько «племянники» политической элиты и, прежде всего, бесчисленные «потомки» старой партноменклатуры и национальной псевдоинтеллигенции, всегда обслуживавшей интересы власти. Одновременно состав будущей бизнес-элиты пополняли представители торговой мафии, средний слой чиновничества, выходцы из комсомола, пра-

воохранительных органов, КГБ и малоквалифицированной ин-теллигенции»1. Значит, истоки формирования бизнес-элиты уходят в 1985-1990 гг., когда стали возникать новые формы деятельности, например, первые кооперативы.

По мнению же казахстанского ученого Р. Кадыржанова, «бизнес-элита Казахстана зарождается в начале 90-х гг., когда Н. Назарбаев, придя к власти, расширяет каналы рекрутации в свои ряды через выборы в парламент, привлечение в партийные и государственные органы людей из научных и творческих кругов, не входивших до этого в номенклатуру. В нее вливаются как представители номенклатуры (прежде всего, те партийные функционеры, кто к августу 1991 г. и последовавшего за ним Указа Президента о роспуске Компартии не успел перейти в органы исполнительной власти), так и уполномоченные номенклатурой на занятие бизнесом лица. В появлении бизнес-элиты и укреплении ее позиций решающую роль сыграли экономические привилегии: создание совместных предприятий, свободное обналичивание денег, льготные кредиты, операции с недвижимостью, и множество других»2. Таким образом, роль партноменклатуры в формировании бизнес-элиты в большинстве случаев из числа своих же бывших работников, сослуживцев, особенно комсомольцев, весьма существенна. Процентный состав партноменклатуры в бизнес-элите как Республики Казахстан, так и других стран постсоветского пространства достаточно велик.

Стремительная трансформация плановой экономики в рыночную, при сохранении огромного бюрократического аппарата, перед которым замаячили широчайшие перспективы личного обогащения, привела к тому, что новая постсоветская элита замкнулась в себе - стала самодостаточным механизмом, нацеленным исключительно на удовлетворение собственных индивидуальных и групповых потребностей. В то же время начальный период становления бизнес-элиты высветил многие нега-

1 Масанов Н. Политическая и экономическая элита Казахстана // www.ca-c.org.

2 Кадыржанов Р. К. Консолидация политической системы Казахстана: проблемы и перспективы. Алматы: Институт философии и политологии МНи-ВО РК, 1999. С. 60.

тивные стороны процессы либерализации всех сфер жизнедеятельности Республики Казахстан и приватизации госсобственности: рост преступности и коррупции, всевозможные аферы, моральное разложение множества госчиновников и «новых казахов», стремительные взлеты и падения государственных чиновников, пресловутая «распродажа закромов родины» и т. д. -все это, по мнению Д. Ашимбаева, «был объективный процесс, та цена, та школа, которую Казахстан заплатил за новый опыт»1. Именно на начальном этапе формирования рыночной экономики и соответственно становления бизнес-элиты практически всех государств огромное воздействие оказали внутриполитические процессы либерализации, национализации госсобственности.

Как считает Н. Масанов, «буржуазия в Казахстане - это самая аморфная и лабильная группа, не связанная с собственностью, производством, технологиями и, самое главное, не связанная ни с какими общественными обязательствами. В экономике эта тенденция неизбежно приводит к монополизму, падению конкуренции, завышенным ценам, падению потребительского спроса, неплатежам, сокрытию доходов от налогообложения, а следовательно, к кризису всей экономической системы, спаду производства, замедлению темпов экономического роста, инфляции, неполной занятости, налоговым недоимкам, бюджетному дефициту и т. д.»2. В начальный период становления государственности и формирования рыночной экономики высшим политическим руководством страны был дан карт-бланш для активных бизнесменов, с тем, чтобы они развивали предпринимательство и институт частной собственности. Основная часть бизнес-элиты Казахстана во многом сделала свое состояние в период приватизации и либерализации экономики и приблизилась за счет этого к властным, экономическим и иным структурам. Успех любого бизнеса зависит во многом от благожелательного отношения к нему политической власти, который объединен с казахстанским бизнесом

1 Ашимбаев Д. Элита Казахстана за десять лет // Континент. 2002. № 11. С. 12-15. (73).

2 Масанов Н. Политическая и экономическая элита Казахстана // www.ca-c.org.

деловыми и иными связями. Это позволяет прийти к выводу о том, что бизнес-элита Республики Казахстан разнородна, она различается между собой не только масштабом деятельности, материальными и иными ресурсами, но и уровнями связей с политической элитой. Верхний слой буржуазии или экономической элиты Казахстана, особенно политизированная часть бизнес-элиты, способны оказывать существенное влияние на процесс принятия решений в государственном масштабе.

В то же время, обладая достаточно большими финансово-экономическими и иными ресурсами, определенная часть крупной бизнес-элиты Казахстана стала выдвигать требования о форсировании и ускорении демократических политических реформ. Постепенно бизнес-элита стала источником внутриэлит-ных конфликтов. На наш взгляд, в современных условиях социально-политическое согласие может быть достигнуто путем заключения контракта между элитой и обществом. Необходимо заключение нового социально-политического контракта между политической элиты и обществом. При этом должно быть жесткое последовательное соблюдение утвержденных обязательств. Например, если представители политической элиты берут на себя обязательство стать реально ответственными перед политической оппозицией и институтами гражданского общества, то граждане (юридические и физические лица) должны взять на себя обязательство не давать взяток, своевременно платить налоги и т. д.

Общеизвестен среди элитологов «синдром вращающейся двери» - миграции профессионалов между государственной службой и бизнесом. Именно это прослеживается и в Казахстане. Этот канал рекрутирования формирует преимущества для тех фирм и компаний, которые образовали корпоративные и персональные связи с представителями политической элиты. Политическая, а порой и административная элита становится лоббистом ведомственных и внутрифирменных интересов этих казахстанских и иностранных компаний. В Великобритании тщательно изучили этот синдром. Специалисты выявили, что «есть несколько ситуаций, когда подобные перемещения вызывают особые опасения. Первый вариант - менеджеры из бизнеса поступают на

какое-то время на государственную службу, а потом возвращаются обратно, обогащенные знанием конфиденциальной информации, например, о перспективных планах правительства в той или иной сфере, о характере предстоящих заказов и т. п., что дает их фирмам неоправданные преимущества в конкурентной борьбе за получение заказов. Второй вариант - так называемый эффект шлепанцев, подразумевающий переход высокопоставленного сотрудника аппарата после отставки на пост консультанта в фирму, работающую в той же сфере, которую он недавно курировал, в сотрудничавший с ним по его предыдущей работе банк и т. п.»1.

Обобщая изложенное об особенностях элитообразования в РК, можно выделить следующие моменты: принципы, формы и методы формирования элиты различны не только в разных социально-политических системах, но и на разных стадиях развития общества; состояние политической элиты, способ ее циркуляции являются индикатором общего состояния политического процесса; глобальные изменения, происходящие во всех сферах человеческого общества, привносят изменения в принципы формирования элиты, нивелируют различия в процессе ее отбора и создают общие критерии в тенденции образования элиты; в Казахстане существуют все предпосылки для создания эффективного механизма формирования элиты, поэтому необходимо совершенствовать избирательную систему, расширить принцип выборности для всех политических деятелей, усовершенствовать и, возможно, ускорить процесс создания партийной системы; механизм отбора новых членов элиты необходимо усовершенствовать, чтобы изжить случаи отбора по ограниченным критериям; как и во всем мире, в Казахстане имеются случаи выдвижения в элиту по личным связям (протекционизм), местничеству и т. п.

На наш взгляд, сама система рекрутирования политической элиты имеет исключительное значение для политической системы государства. Поэтому задачей власть предержащих Республики Казахстан является обеспечение равного доступа к власти

1 Оболонский А. В. Бюрократия для XXI века? Модели государственной службы: России, США, Англия, Австралия. М.: Дело, 2002. С. 51-52.

всем, кто этого хочет. Право каждого гражданина стать членом политической элиты есть одна из характерных черт подлинно демократической политической системы. Качество элиты зависит от способов ее рекрутирования, от того, насколько элита открыта для вхождения наиболее активных и способных к инновациям рекрутов, а также насколько институционально определены различные преграды для попадания в ее состав неподготовленных случайных людей. Постсоветский транзит и период становления новой государственности привели к смене систем рекрутирования политической элиты - от номенклатурной к плюралистической, разнонаправленной, не идеологизированной, что позволило постепенно увеличить уровень ее открытости.

Процесс реформирования системы рекрутации политической элиты в Республике Казахстан требует дальнейшего углубления демократических принципов. На наш взгляд, жизненно важен процесс институционализации требований не столько деловых, сколько нравственных качеств политической и административной элите. Полагаем, что в Республике Казахстан нельзя обойтись только одним Кодексом чести государственных служащих.

Таким образом, после провозглашения независимости в республике была апробирована своя модель рекрутирования элиты в ряды государственного аппарата и политических деятелей, ключевая роль в которой принадлежит сильному институту Президентства во главе с Н. А. Назарбаевым, где главным принципом является сочетание закрытого (традиционного) и открытого (современного) типов рекрутирования. В Казахстане, особенно на региональном уровне, отчетливо проявляются клановые (жузовые) принципы формирования элиты, где местное руководство создает свою команду исходя из родоплеменной общности индивидов, в котором преобладают патрон-клиентелистские отношения, основанные на личной преданности и закрытости.

При закрытом типе рекрутирования элит, где не принимается во внимание широта социальной базы и профессиональный уровень ставленников, общество приходит к монополизации власти узким кругом лиц, и конечным этапом такого рекрутирования

становятся застой и деградация политической системы, что неминуемо приведет к изменению всей социально-политической системы. Закрытый тип рекрутирования характерен для авторитарных и тоталитарных политических систем. В демократической политической системе важным являются прозрачность и открытость системы рекрутирования. Такому типу рекрутирования, как мы определили, свойственна институционализация отбора элиты с привлечением в этот процесс широкого электорального ресурса. Выборы Президента РК, нижней палаты Парламента РК -Мажилиса, Маслихаты и акимов различных уровней страны по своей форме и содержанию наиболее точно характеризуют открытый тип элитогенеза. Еще одним новым элементом в данной модели рекрутирования становится появление на политической сцене политиков, самостоятельно добившихся успехов. В целом открытый тип рекрутирования основывается на конкуренции и конкурсном отборе, основным критерием которого становятся профессионализм и нравственные критерии, а также создание равных возможностей для каждого члена общества стать полноценным представителем политической элиты своего государства.

Согласно новейшим изменениям и дополнениям в действующий Основной закон страны - Конституцию РК, возрастает значимость и роль Ассамблеи народа Казахстана, которая согласно поправкам рекрутирует из своих рядов в органы госаппарата своих представителей, в частности, в высший законодательный орган - нижнюю палату Парламента РК - Мажилис. Это нововведение должно внести свой позитивный вклад в процесс дальнейшей гармонизации межнационального согласия и спокойствия и позволит в процессе работы над законодательными актами учитывать мнение представителей этнических меньшинств. Новым моментом в политике государства в отношении процесса рекрутирования стало наличие престижного образования, полученного гражданами страны в лучших университетах мира. Образование позволяет высококвалифицированному специалисту быстрое вхождение в элиту и стремительное продвижение по службе политических и административных

менеджеров, в отличие от других, у которых нет элитарного образования. Качественный инновационный потенциал казахстанской политической элиты должен определяться уровнем образования, политической культуры и сознания, толерантным мышлением, устойчивостью форм социальной мобильности, наличием концепции кадровой политики, общеказахстанского патриотизма и т. д., отсутствие которых приводит к нестабильности и неустойчивости в рядах государственных служащих. Дальнейшее развития страны связано с углубленным внедрением демократических принципов, инновационных технологий формирования политической элиты. Практика показывает, что многие проблемы политических и культурных элит кроются в специфике их психологических установок. «Мир элитного духа оказывается настолько объемным и настолько требовательным к соблюдению уровня качества своего существования, что не все претенденты на элитный статус в полном объеме могут справиться с этим вызовом своей жизни. Поэтому столь остро перед всей элитологией и антропологической элитологией в частности стоит проблема псевдоэлиты .»1.

Таким образом, решение задачи создания элитного образования для казахстанского руководства состоит в дифференциации системы образования, в том числе на уровне школьного обучения. Значит, государству необходимо формировать и развивать на общенациональном уровне элитные школы, поскольку высококлассное образование - это один из каналов усиления вертикальной социальной мобильности в казахстанском обществе. В связи с этим, государством осуществляется программа «Болашак», целью которой является подготовка высококвалифицированных кадров для республики.

На наш взгляд, одним из важных объективных факторов по развитию эффективной системы рекрутации политической элиты должно стать плодотворное и взаимовыгодное сотрудничество между правящей и контр-элитой в целях привлечения в государственное управление способных, талантливых, креативных и

1 Карабущенко П. Л., Карабущенко Н. Б. Психологические теории элит. М.: Памятники исторической мысли, 2006. С. 29.

конструктивно мыслящих представителей оппозиции, которые превыше всего ставят национальные интересы. Как отмечает поэт О. Сулейменов, демократия - власть большинства. Это мы все признаем. Но история развития человечества показывает, что демократия - это власть разумного большинства все-таки. Не просто толпы, а разумного большинства, т. е. власть разума. И вот воспитывать это разумное большинство должны и власть, и оппозиция. А значит, вместе строить демократию1.

На основании изложенного можно сделать следующие выводы:

Во-первых, различая открытую и закрытую системы элито-образования, многие аналитики справедливо определяют, что в мире практически они не существуют в чистом виде, а выступают в совокупности тех или иных элементов, присущих одной из систем, создавая смешанную модель рекрутирования с тяготением в сторону открытости или закрытости. Однако открытая система элитообразования позволяет использовать несистемные каналы рекрутации политической элиты. При этом периоды «открытой» и «закрытой» политической элиты сменяют друг друга и зависят от политико-исторических циклов становления и развития государства, его политического режима. Следовательно, чем развитее и стабильнее политический режим, тем меньше социально-политических шансов у претендентов из различных слоев общества войти в систему государственного управления.

Факторами, способствующими выдвижению в казахстанское элитное властное сообщество основных политических субъектов (акторов), их позиционированию на приоритетные лидерские позиции, выступают демократизация политических отношений, расширение каналов рекрутации для потенциальных претендентов, дальнейшая институционализация политических партий и общественно-политических движений, развитие разнообразных социально-экономических связей, расширение политических коммуникаций, повышение значимости управленческого труда, развитие информационно-коммуникативных и ин-

1 Свобода слова. 2007. № 32 (126). 16 авг.

новационных технологий, модернизация системы государственной службы в контексте формирования менеджеральной модели государственного управления.

Во-вторых, интенсивность различных политических и внут-риэлитных коммуникаций обратно пропорциональна статусу представителя элиты: чем более узким и специализированным политическим ресурсом располагает тот или иной член элиты, тем большие связи нужны ему для накопления политического и иного капитала и статусного роста. Следовательно, чем выше позиции у политического субъекта в системе элитной правящей иерархии и чем более универсальными ресурсами он располагает, тем в меньших связях он нуждается, так как не испытывает потребности в обмене. Напротив, в его управленческих и иных услугах нуждаются другие политические акторы. Поэтому, в принципе, проникновение наверх людей, которые не прошли школы политической и внутрибюрократической борьбы, исключается.

В-третьих, становление и развитие суверенного независимого Казахстана привело к формированию и функционированию новой политической элиты, пришедшей на смену старой партийной административно-командной номенклатуре и группам давления, «иерархиям» внутри нее. Это, на наш взгляд, необходимый и закономерный результат процесса национально-государственного строительства и становления политической структуры общества. Механизмы и способы рекрутирования политической элиты как любой страны, так и Республики Казахстан определяются влиянием разнообразных внутриполитических и внешнеполитических процессов, которые, несомненно, детерминированы разными типами развития общества, сущностью и формой государства. Однако доминирующим принципом вхождения в политическую элиту в Казахстане является административный. При сохранении и развитии демократического характера политической системы, о чем свидетельствуют конституционные реформы, проводимые в стране, институт выборов является наиболее перспективным и демократичным каналом рекрутирования политической элиты.

На наш взгляд, некоторые особенности рекрутирования политической элиты в Казахстане способны вызвать определенные трудности при внедрении предложенных Правительством РК намерений перейти к менеджеральной модели государственного управления. Качественное изменение системы государственного управления невозможно без смены и оптимизации механизмов и институтов рекрутирования политической элиты. Таким образом, ключевыми вопросами, ответ на которые во многом определит дальнейшие перспективы демократического политического развития независимого Казахстана, являются: 1) как создать демократические условия для смены политической элиты; 2) как «без кровопролития» преодолеть сопротивление доминирующих «старых» и «новых» элитных групп; 3) как повысить политическую культуру и гражданскую ответственность политической и административной элиты и т. д.

В-четвертых, процессы политических реформ по развитию и укреплению демократии в любой демократической или только вставшей на этот путь стране мирового сообщества закономерны и объективны. Поскольку политический идеал под названием «демократия», как показывает зарубежная практика становления демократических государств, невозможно создать моментально, в одночасье, построение демократии требует постепенного эволюционного политического изменения и развития как страны, так и общества в целом. Однако, несомненно, без либеральных реформ в экономике, проведенных в Казахстане в первые годы после обретения независимости и суверенитета, не было бы нынешнего социально-экономического роста государства.

В-пятых, мощный рывок в экономическом развитии позволит Республике Казахстан, как это мы уже сейчас наблюдаем, решить социальный блок насущных проблем. Мы согласны с мнением многих ученых и обществоведов, которые полагают, что социально-экономическую и политическую модернизацию следует проводить эволюционно, на основе принципов постепенности, последовательности и осмотрительности в процессе развития конституционного строительства. В то же время в связи с дальнейшей экономической модернизацией особо возраста-

ет значимость человеческого потенциала казахстанского общества, а следовательно, и роль бизнес-элиты Казахстана. Поскольку главная задача государства - поддерживать порядок в обществе, лучшее, что в состоянии совершить политическая власть и органы государственной власти, - это предоставить тем, кто способен на индивидуальный рост, шанс реализовать себя. Это в полной мере касается и экономической сферы деятельности казахстанцев. Государственное влияние на экономические и иные отношения должно ограничиваться созданием демократических условий для свободной конкуренции в контексте рыночной экономики. В целом политологический анализ политического процесса РК на основе элитистской теории перехода к демократии выявляет «конвергенцию», которая протекает в условиях состоявшейся, но неконсолидированной демократии, что позволяет старым и новым акторам политического процесса менять свои роли и таким путем стабилизировать состав политической и административной элит. Однако этот процесс нуждается в дальнейшей демократизации и повышении уровня социально-экономического развития, привлечении новых политических акторов, достойных представителей общества. Существенной составляющей политической системы РК стала сфера публичной политики, оказавшаяся важным фактором в процессе открытого рекрутирования новых членов элиты, обеспечившим легитимность старой. В то же время фрагментация и трансформация элит происходят на фоне определенной неразрешенности социально-экономических проблем, роста коррупции, что, несомненно, усиливает требования со стороны казахстанского общества к компетенции и профессионализму политической и административной элиты.

В-шестых, казахстанские реформы делают упор на институциональную реформу органов государственного управления как на центральном, так и на местном уровнях. Кроме того, казахстанские реформы направлены на создание эффективной и прозрачной системы государственного управления. Можно с уверенностью сказать, что на современном этапе развития республики есть все предпосылки - политические, правовые, социаль-

ные, экономические, культурные, духовные и др. - для успешной демократизации политической системы. По результатам социально-экономических преобразований Казахстан является лидером среди стран не только Центрально-Азиатского региона, но и некоторых других государств, входящих в СНГ.

В-седьмых, внедрение адаптивных организационных структур управления будет органично вписываться в менталитет и деловые навыки современной политической элиты Казахстана, поэтому необходимо развивать концепцию командного управления в системе государственных органов. Поскольку внутренняя структура системы государственного управления, в принципе, построена как система иерархически связанных команд, которые выполняют функции управления различными сферами жизни общества, необходимо внедрить на демократической основе конкуренцию элитных групп. Полагаем, что здоровая демократическая конкуренция прозрачно соперничающих команд в политико-правовых рамках - вот «ключ» к качественному повышению уровня эффективности государственного управления Республики Казахстан и административного менеджмента в частности.

В то же время возникает ряд проблемных ситуаций, порожденных участием элит в современной политической жизни:

- во-первых, прослеживаются возрастание роли политических элит в социально-политической жизни РК и продолжающаяся концентрация в ее руках ключевых властных, управленческих и иных ресурсов страны на всех уровнях: местном, региональном (областном), национальном, и, с другой стороны, наблюдаются апатия, сокращение политической активности основных групп населения;

- во-вторых, выявлены противоречивые моменты в качественном составе казахстанской элиты и малоэффективность ее социально-политической деятельности, сосредоточенной в основном на социально-управленческих действиях, уделяющих слабое внимание политическому и кратологическому аспектами своего функционирования;

- в-третьих, анализ современных политических процессов зачастую не затрагивает и не раскрывает изначально сущности и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.