Научная статья на тему 'СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ И НАДЗОРА ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НЕКРЕДИТНЫХ И ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ И НАДЗОРА ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НЕКРЕДИТНЫХ И ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАДЗОР / ОРГАНЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ И НАДЗОРА НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ / ДИСТАНЦИОННЫЙ НАДЗОР / МЕГАРЕГУЛЯТОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лобунец Александр Олегович

Надзорная деятельность Банка России помимо обеспечения соответствия деятельности участников финансового рынка требованиям регулирования, контроля за финансовой устойчивостью субъектов финансового рынка, предотвращения реализации системных рисков, выполняет функцию по сбору сведений о направлениях развития финансового рынка, которые требуют оперативного анализа, оценки влияния на функционирование конкретного рынка и корректировки с учетом позиции регулятора. В данной статье определен перечень субъектов рынка ценных бумаг, в отношении которых Банк России осуществляет регулирование и надзорную деятельность, приведены результаты анализа действующей структуры регулирования и надзора на рынке ценных бумаг, а также предложены направления совершенствования системы регулирования и надзора за деятельностью некредитных и инфраструктурных финансовых организаций с учетом выделенных недостатков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF REGULATION AND SUPERVISION OF THE ACTIVITIES OF NON-CREDIT AND INFRASTRUCTURE FINANCIAL ORGANIZATIONS

The supervisory activity of the Bank of Russia, in addition to ensuring that the activities of financial market participants comply with regulatory requirements, monitoring the financial stability of financial market entities, preventing the implementation of systemic risks, performs the function of collecting information on the directions of financial market development that require operational analysis, assessing the impact on the functioning of a particular market and adjusting taking into account the position of the regulator. This article defines the list of securities market entities in respect of which the Bank of Russia regulates and supervises, provides the results of an analysis of the current structure of regulation and supervision in the securities market, and also suggests ways to improve the system of regulation and supervision of the activities of non-credit and infrastructure financial organizations, taking into account the identified shortcomings.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ И НАДЗОРА ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НЕКРЕДИТНЫХ И ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

Система регулирования и надзора за деятельностью некредитных и инфраструктурных финансовых организаций

Лобунец Александр Олегович,

аспирант, Финансовый университет при Правительстве

Российской Федерации

Москва, Россия

E-mail: lobunetsao@mail.ru

Надзорная деятельность Банка России помимо обеспечения соответствия деятельности участников финансового рынка требованиям регулирования, контроля за финансовой устойчивостью субъектов финансового рынка, предотвращения реализации системных рисков, выполняет функцию по сбору сведений о направлениях развития финансового рынка, которые требуют оперативного анализа, оценки влияния на функционирование конкретного рынка и корректировки с учетом позиции регулятора. В данной статье определен перечень субъектов рынка ценных бумаг, в отношении которых Банк России осуществляет регулирование и надзорную деятельность, приведены результаты анализа действующей структуры регулирования и надзора на рынке ценных бумаг, а также предложены направления совершенствования системы регулирования и надзора за деятельностью некредитных и инфраструктурных финансовых организаций с учетом выделенных недостатков.

Ключевые слова: финансовый контроль, надзор, органы регулирования и надзора на рынке ценных бумаг, дистанционный надзор, мегарегулятор.

Регулированием и надзором за деятельностью некредитных финансовых организаций (к ним относятся брокеры, дилеры, доверительные управляющие, управляющие компании), а также инфраструктурных организаций (к ним относятся небанковский кредитные организации - центральные контрагенты/центральный депозитарий, организаторы торговли и торговые системы) занимается Банк России, выполняя следующие задачи:

• формирует и развивает требования нормативного и законодательного регулирования;

• обеспечивает соблюдение вышеприведенными участниками финансового рынка требований законодательства, в том числе применяет меры воздействия при выявлении нарушений;

• пресечение и дестимулирование недобросовестных практик на финансовом рынке;

• обеспечение финансовой устойчивости вышеприведенных участников финансового рынка, а также защита прав и законных интересов их клиентов.

Для выполнения вышеприведенных задач в Банке России сформирована следующая организационная структура (рис. 1).

Ключевым элементом, обеспечивающим непосредственное выполнение задач Банка России на рынке ценных бумаг, выступают надзорные подразделения, которые проводят собственные надзорные мероприятия, инициируют проведение инспекционных проверок, проверяют надзорные факты и надзорно-значимую информацию, поступающую в рамках собственного мониторинга, в рамках мероприятий, проводимых иными структурными подразделениями Банка России, а также в результате рассмотрения жалоб и обращений участников финансового рынка.

Надзорные департаменты выполняют свои функции с помощью сформированных институтов кураторов и уполномоченных представителей Банка России, если поднадзорная является кредитной организацией. Два этих института взаимодействуют по следующей схеме (рис. 2).

Отличительной особенностью деятельности уполномоченных представителей является их участие в ключевых органах управления организацией в качестве наблюдателей, а именно:

• Наблюдательный совет;

• Правление;

• Профильные комитеты и комиссии при Правлении и Наблюдательном совете, которые принимают решения в отношении кадровых вопросов, финансовой стратегии компании, риск менеджмента и иных вопросов, касающихся операционного управления.

сз о

со £

m Р сг

СТ1 А

Центральный аппарат Банка России Территориальные учреждения Банка России

1

Надзорные подразделения Банка России

Департамент финансовой стабильности

Департамент противодействия недобросовестным практикам

Надзор и регулирование Мониторинг системного риска

ПУРЦБ ИОФР

Брокеры, дилеры, доверительные управляющие, УК НКО ЦК, нко цд, Организаторы торговли и торговые системы

Надзор за малыми некредитными финансовыми организациями

Центр по первичной обработке отчетности

Пресечение недобросовестных практик и манипулирования на организованных торгах

Рис. 1

Рис. 2

Учитывая вышесказанное, уполномоченные представители Банка России выступают для кураторов источником надзорно-значимой информации и позволяют превентивно выявлять риски в деятельности поднадзорных организаций. Если

тип поднадзорной организации не позволяет назначать Банку России уполномоченных представителей, то надзорные мероприятия проводятся исключительно куратором по следующей схеме (рис. 3).

Рис. 3

Формируемая надзорная практика служит основой для формирования регулирования, что обусловлено следующим:

• результаты отработки надзорных фактов могут свидетельствовать о необходимости ужесточения требований регулирования, а также о наличии регуляторных барьеров, препятствующих нормальному функционированию участников финансового рынка;

• результаты текущего мониторинга деятельности сектора финансового рынка могут свидетельствовать о наличии системных рисков или структурных проблем, требующих экстренного реформирования требований регулирования. Учитывая вышесказанное, текущая система регулирования и надзора за деятельностью некредитных и инфраструктурных финансовых организаций действует в след за рыночными изменениями, проблемами и реализовавшимися рисками, чему свидетельствуют следующие факты:

• Начало функционирования рынка краудфан-динговых и краудлендинговых услуг зафиксировано в 2015 году, при этом формирование регулирования Банком России данного рынка датируется 2020 годом, когда вступил в силу Федеральный закон № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных площадок и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и сформирован Департамент инфраструктуры финансового рынка, в полномочия которого вошло регулирование и надзор за деятельностью субъектов данного рынка;

• Рынок лизинговой деятельности функционирует в России в действующей концепции с 2002 года, при этом четкая система регулирования не сформирована и сегодня;

• Рынок рейтинговых услуг, являющийся одним из ключевых элементом листинга ценных бумаг, перешёл в стадию трансформации в 2020 году, в том числе после громкого несоответствия кредитного качества заемщика ООО «ДЭНИ КОЛЛ», присвоенному кредитному рейтингу;

• На рынке в 2021 году появились систематические интернализаторы, которые забирают часть ликвидности с организованных торгов, тем самым снижая транспарентность ценообразования на рынке. Регуляторная составляющая данного института не определена в полной мере, в связи с чем формируется угроза бесконтрольного распространения данной практики, что может негативно сказаться как на частных инвесторах, так и на функционировании рынка ценных бумаг в целом. Аналогичная проблема наблюдается и в деятельности организаторов торговли, где обращаются идентичные активы.

С учетом вышеприведенных проблем, сформированы следующие предложения, касающиеся развития регулирования и надзора на рынке ценных бумаг Российской Федерации, а именно:

• Банк России следует наделить правом проведения «контрольной закупки» в целях сбора актуальных сведениях об особенностях функционирования сервисов поднадзорных Банка России. Реализация приведённого надзорного мероприятия не приведёт к увеличению регу-ляторной нагрузки, однако сократит сроки реагирования регулятора на рыночные тенденций

и повысит эффективность контрольных процедур.

• Банку России следует расширить присутствие в информационном пространстве по следующим направлениям: обучение инвесторов разных уровней и коммуникация с участниками рынка в целях сбора сведений о прорабатываемых направлениях развития, новых практиках, проблемах.

В результате реализации вышеприведенных

предложений ожидаются следующие эффекты:

• Сокращение времени принятия решений в отношении структуры функционирования рынка ценных бумаг, а также его участников, что позволит не «ломать» рынок после его формирования, а строить с учетом позиции регулятора;

• Недопускать систематического принятия резких реформ / изменений порядков функционирования рынка ценных, связанных с формированием угроз для частных инвесторов и иных уязвимых частей финансового рынка.

Литература

1. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2022 год и период 2023 и 2024 годов. [Электронный ресурс], 2021. Режим доступа: https://www.cbr.ru/ Content//File/131935/2021-12-24.pdf (дата обращения - 31.12.2022).

2. Морозов Александр Евгеньевич Изменение модели финансового контроля в условиях цифровой трансформации // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2019. № 7 (59).

3. Д. Кэмпбел, Х. Джексон, Б. Мадриан, П. Труфа-но Регулирование потребительских финансовых продуктов: вступительное эссе с четырьмя тематическими исследованиями. HKS Working Paper No. RWP10-40, Доступно в SSRN (Social Science Research Network): [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://ssrn.com/ab-stract=1649647 (дата обращения - 31.12.2022).

4. Письмо Банка России 24.03.2020 ИН-01-59/27 «Информационное письмо о рекомендациях по предотвращению недобросовестных практик при предложении и реализации финансовых инструментов и услуг». Режим доступа: URL: https://www.cbr.ru/StaticHtml/ File/59420/20200324_in_01_59-27.pdf (дата обращения - 31.12.2022).

5. Габов А. В., Хаванова И.А. Краудфандинг: законодательное оформление web- модели финансирования в контексте правовой доктрины и зарубежного опыта // Вестник Пермского

сз о

со £

m Р сг

СТ1 А

университета. Юридические науки. 2020. Вып. 47. С. 28-44. DOI: 10.17072/1995-4190-202047-28-44.

6. Информационно-аналитические материалы // Центральный банк Российской Федерации: официальный сайт. - Москва. - Режим доступа: URL: http://www.cbr.ru/analytics. (дата обращения - 31.12.2022).

THE SYSTEM OF REGULATION AND SUPERVISION OF THE ACTIVITIES OF NON-CREDIT AND INFRASTRUCTURE FINANCIAL ORGANIZATIONS.

Lobunets A.O.

Financial University under the Government of the Russian Federation

The supervisory activity of the Bank of Russia, in addition to ensuring that the activities of financial market participants comply with regulatory requirements, monitoring the financial stability of financial market entities, preventing the implementation of systemic risks, performs the function of collecting information on the directions of financial market development that require operational analysis, assessing the impact on the functioning of a particular market and adjusting taking into account the position of the regulator. This article defines the list of securities market entities in respect of which the Bank of Russia regulates and supervises, provides the results of an analysis of the current structure of regulation and supervision in the securities market, and also suggests ways to improve the system of regulation and supervision of the activities of non-credit and infrastructure financial organizations, taking into account the identified shortcomings.

Keywords: Financial control, supervision, regulatory and supervisory authorities in the securities market, remote supervision, mega-regulator.

References

1. The main directions of development of the financial market of the Russian Federation for 2022 and the period 2023 and 2024. [Electronic resource], 2021. Access mode: https://www.cbr.ru/ Content//File/131935/2021-12-24.pdf (accessed 31.12.2022).

2. Morozov Alexander Evgenievich Changing the model of financial control in the conditions of digital transformation // Bulletin of the O.E. Kutafin University. 2019. № 7 (59).

3. D. Campbell, H. Jackson, B. Madrian, P. Trufano Regulation of consumer financial products: an introductory essay with four case studies. HKS Working Paper No. RWP10-40, Available on SSRN (Social Science Research Network): [electronic resource]. Access mode: URL: https://ssrn.com/abstract=1649647 (accessed 31.12.2022).

4. Letter of the Bank of Russia on 03/24/2020 IN-01-59/27 "Information letter on recommendations for the prevention of unfair practices in the offer and sale of financial instruments and services". Access mode: URL: https://www.cbr.ru/StaticHtml/ File/59420/20200324_in_01_59-27.pdf (accessed 31.12.2022).

5. Gabov A.V., Khavanova I.A. Crowdfunding: legislative design of the web-model of financing in the context of legal doctrine and foreign experience // Bulletin of Perm University. Legal sciences. 2020. Issue 47. pp. 28-44. DOI: 10.17072/1995-4190-202047-28-44.

6. Information and analytical materials // Central Bank of the Russian Federation: official website. - Moscow. - Access mode: URL: http://www.cbr.ru/analytics. (accessed 31.12.2022).

a.

e

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.