Научная статья на тему 'Система регистрации параметров работы многоцелевых гусеничных и колесных машин'

Система регистрации параметров работы многоцелевых гусеничных и колесных машин Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
36
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система регистрации параметров работы многоцелевых гусеничных и колесных машин»

УДК 623.438.3

О.И. Чикирев, К.В. Костин

Омский государственный технический университет, г. Омск

СИСТЕМА РЕГИСТРАЦИИ ПАРАМЕТРОВ РАБОТЫ МНОГОЦЕЛЕВЫХ ГУСЕНИЧНЫХ И КОЛЕСНЫХ МАШИН

В XXI веке характерным для использования транспортных средств в бою является одновременное массированное их применение, предполагающее чередование длительных маршей на большие расстояния и ведение боевых действий.

Успешное решение этой задачи в значительной мере зависит от технического состояния транспортного средства. Для, поддержания транспортных средств в постоянной готовности в Вооруженных силах России нашла применение планово-предупредительная система обслуживания и ремонта.

Наряду с известными преимуществами эта система имеет и недостатки. Главный из них заключается в том, что она является по существу разомкнутой системой управления и строится на базе среднестатистического подхода к техническому состоянию конкретных машин, предусматривая обязательное выполнение определенного перечня работ. Вместе с тем, как показывает практика, необходимость во многих из них вследствие существенного различия эксплуатации может и не возникать. Так, анализ износов деталей, поступающих на ремонтные заводы, показывает, что более половины их направляется в ремонт преждевременно, с недоиспользованным от 25 - 95% ресурсом.

Таким образом, одной из задач является автоматическое и постоянное накопление основных параметров работы транспортного средства с одновременной защитой систем от неправильных действий водителя и внешних факторов, передачу информации водителю о критических состояниях систем транспортного средства в виде речевой информации.

Для решения данной проблемы предлагается использовать регистратор параметров работы транспортного средства, содержащий датчики измерения различных параметров которые расположены в системах, транспортного средства; блок регистрации и накопления информации; блок аварийной сигнализации; блок сопряжения с персональным компьютером.

Сигналы от датчиков пути и скорости, частоты вращения коленчатого вала силовой установки, температуры охлаждающей жидкости и масла, времени работы силовой установки, датчиков давления, датчиков количества топлива, поступают непосредственно в блок накопления информации. Сигналы датчиков критических параметров состояния систем (уровня охлаждающей жидкости, критической температуры, критического давления и т.д.) поступают в блок аварийной сигнализации и далее в блок накопления информации. Блок сопряжения предназначен для передачи данных с блока накопления информации на персональный компьютер. Блок сопряжения и персональный компьютер не устанавливаются на транспортное средство и предназначены для обработки и хранения информации полученных с блоков накопления информации нескольких транспортных средств.

Датчики, для снятия показаний основных параметров транспортных средств используют стандартные, предназначенные для каждого конкретного случая получения параметров.

Регистратор параметров работы транспортного средства работает следующим образом.

При подаче напряжения в бортовую сеть транспортного средства сигнал от датчика астрономического времени расположенного в блоке накопления информации поступает на карты памяти водителя и транспортного средства, на которых производится запись о времени включения. Вместе с этим в блок накопления информации поступают сигналы от датчиков температуры охлаждающей жидкости и масла, количества топлива, уровня охлаждаю-

27

щей жидкости, наличия воды в топливе, датчика уровня охлаждающей жидкости, датчика нейтральной передачи, показания которых фиксируются на картах памяти водителя и транспортного средства. Вместе с этим сигналы от датчиков температуры охлаждающей жидкости и масла, уровня охлаждающей жидкости, наличия воды в топливе, датчика уровня охлажда-

ющей жидкости, датчика нейтральной передачи поступают в блок аварийной сигнализации, где сравниваются с техническими условиями на пуск двигателя. При отклонении параметров, полученных с выше перечисленных датчиков, от нормальных, водителю транспортного средства выдается световая и речевая информация об обнаруженных отклонениях и производится блокировка пуска двигателя. Функция блокировки пуска двигателя может быть отключена в аварийном режиме, что также фиксируется на картах памяти водителя и транспортного средства.

Рис. 1. Функциональная схема регистратора параметров:

I - блок накопления информации; 2 - блок сопряжения; 3 - датчики контроля за состоянием силовой установки; 4 - топливоизмерительные датчики; 5 - датчики контроля за состоянием системы гидроуправления силовой передачи; 6 - датчики контроля системы питания двигателя воздухом; 7 - датчики контроля за системой подогрева двигателя; 8 - блок аварийной

сигнализации; 9 - карта памяти водителя; 10 - карта памяти транспортного средства;

II - коммутационный блок; 12 - считывающее устройство; 13 - персональный компьютер; 14 - датчик давления масла в системе смазки двигателя; 15 - датчик температуры масла

в системе смазки двигателя; 16 - датчик температуря охлаждающей жидкости; 17 - датчик частоты вращения коленчатого вала; 18 - датчик скорости и пройденного пути; 19 - датчик

учета времени работы силовой установки; 20, 21, 22 - датчики уровня топлива в баках; 23 - датчик обнаружении воды в топливе; 24 - датчик давления в системе гидроуправления силовой передачи; 25 - датчик предельного разряжения в воздухоочистителе; 26 - датчик уровня охлаждающей жидкости; 27 - датчик включения предпускового подогревателя;

28 - блок выработки речевой информации; 29 - сигнальное табло;

30 - коммутационный блок.

После запуска двигателя кроме сигналов от вышеперечисленных датчиков, в блок накопления информации поступают сигналы от датчиков: частоты вращения коленчатого вала двигателя, учета времени работы силовой установки, давления в системе смазки и гидроуправления силовой передачи, предельного разряжения в воздухоочистителе, показания

28

которых также фиксируются на картах памяти водителя и транспортного средства. Сигналы этих датчиков кроме датчика учета времени работы силовой установки поступают и в блок аварийной сигнализации для сравнения с техническими условиями на работу двигателя и системы гидроуправления силовой передачи.

При начале движения транспортного средства в блок накопления информации начинает поступать сигнал от датчика скорости и пройденного пути.

По окончании работы водитель извлекает свою карту и передает данные в техническую часть, карта памяти машины может быть изъята только заводом изготовителем для определения ресурса машины.

Функциональные связи блоков и датчиков представлены на рис. 1.

Библиографический список

1. Танк Т-72А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации / под ред. И. М. Голощапова. - М. : Воениздат, 1986. - Кн. 1. - 110 с.

2. Бортовые информационные системы : курс лекций /А. А. Кучерявый ; под. ред. В. А. Мишина, Г. И. Клюева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ульяновск : УлГТУ, 2004. - 504 с. : ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.