Научная статья на тему 'Система автоматизированного учета работы многоцелевых гусеничных и колесных машин'

Система автоматизированного учета работы многоцелевых гусеничных и колесных машин Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
37
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CИСТЕМА СБОРА ДАННЫХ / DATA COLLECTION SYSTEM / ДАТЧИК / SENSOR / ЗАПОМИНАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО / MEMORY DEVICE

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Чикирев О.И., Варлаков П.М., Маркелов А.С., Погодаев В.П.

Одним из приоритетных направлений модернизации и развития отечественного танкостроения является повышение эффективности работы многоцелевых гусеничных и колесных машин. Благодаря современной электронике, предлагаемая система позволяет намного упростить процесс технической диагностики и обслуживания спецтехники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Чикирев О.И., Варлаков П.М., Маркелов А.С., Погодаев В.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF AUTOMATED ACCOUNTING OF WORK MULTIPURPOSE TRACKED AND WHEELED VEHICLES

One of the priorities of modernization and development of the domestic tank development is to improve the efficiency of multi-tracked and wheeled vehicles. Thanks to modern electronics, the proposed system allow for a much easier process of technical diagnostics and maintenance of machinery.

Текст научной работы на тему «Система автоматизированного учета работы многоцелевых гусеничных и колесных машин»

УДК623.438.3

О.И. Чикирев, O.I. Chikirev, e-mail: oleg-chikirev@yandex.ru П.М. Варлаков, P.M. Varlakov, e-mail: velena-00@mail.ru

A.С. Маркелов, A.S. Markelov, e-mail: asm2009@mail.ru

B.П. Погодаев, V.P. Pogodaev, e-mail: denispogodaev@mail.ru Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия Omsk State Technical University, Omsk, Russia

СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УЧЕТА РАБОТЫ МНОГОЦЕЛЕВЫХ ГУСЕНИЧНЫХ И КОЛЕСНЫХ МАШИН

THE SYSTEM OF AUTOMATED ACCOUNTING OF WORK MULTIPURPOSE TRACKED AND WHEELED VEHICLES

Одним из приоритетных направлений модернизации и развития отечественного танкостроения является повышение эффективности работы многоцелевых гусеничных и колесных машин. Благодаря современной электронике, предлагаемая система позволяет намного упростить процесс технической диагностики и обслуживания спецтехники.

One of the priorities of modernization and development of the domestic tank development is to improve the efficiency of multi-tracked and wheeled vehicles. Thanks to modern electronics, the proposed system allow for a much easier process of technical diagnostics and maintenance of machinery.

Ключевые слова: еистема сбора данных, датчик, запоминающее устройство

Keywords: the data collection system, a sensor, a memory device

В XXI веке характерным для использования транспортных средств в бою является одновременное массированное их применение, предполагающее чередование длительных маршей на большие расстояния и ведение боевых действий.

Успешное решение этой задачи в значительной мере зависит от технического состояния транспортного средства. Для, поддержания транспортных средств в постоянной готовности в Вооруженных силах России нашла применение планово-предупредительная система обслуживания и ремонта.

Наряду с известными преимуществами эта система имеет и недостатки. Главный из них заключается в том, что она является по существу разомкнутой системой управления и строится на базе среднестатистического подхода к техническому состоянию конкретных машин.

Таким образом, одной из задач является автоматическое и постоянное накопление основных параметров работы транспортного средства с одновременной защитой систем от неправильных действий водителя и внешних факторов, передачу информации водителю о критических состояниях систем транспортного средства в виде речевой информации.

Для решения данной проблемы предлагается использовать регистратор параметров работы транспортного средства, содержащий датчики измерения различных параметров. Функциональные связи блоков и датчиков представлены на рис. 1.

Из существующих аналогов подобной система наиболее близкой к описанной выше, является аппаратно - программный комплекс «БОРТ», предназначенный для диагностирования и управления теплотехническим состоянием дизель-генераторных установок тепловозов и специального подвижного состава.

Основными отличительными особенностями разработанной системы от аналога является отсутствие у прототипа датчика количества боеприпасов и системы голосовой аварийной сигнализации.

Реализация подсистемы сбора данных о количестве боеприпасов заключается в доработке существующего запоминающего устройства. На танках Т-72Б, Т-72С, имеющих комплекс управляемого вооружения, устанавливается запоминающее устройство, изображенное на рис. 2.

Перемещение ползунов 4 - по определенному токосъемному кольцу («У», «Б», «К», «О») обеспечивает запоминание типа и количества заряженных боеприпасов.

Рис. 1. Функциональная схема регистратора параметров: 1 - блок накопления информации; 2 - блок сопряжения; 3 - датчики контроля за состоянием силовой установки; 4 - топливоизмерительные датчики; 5 - датчики контроля за состоянием системы гидроуправления силовой передачи; 6 - датчики контроля системы питания двигателя воздухом; 7 - датчики контроля за системой подогрева двигателя; 8 - блок аварийной сигнализации; 9 - карта памяти водителя; 10 - карта памяти транспортного средства; 11 - коммутационный блок; 12 - считывающее устройство; 13 - персональный компьютер; 14 - датчик давления масла в системе смазки двигателя; 15 - датчик температуры масла в системе смазки двигателя; 16 - датчик температуря охлаждающей жидкости; 17 - датчик частоты вращения коленчатого вала; 18 - датчик скорости и пройденного пути; 19 - датчик учета времени работы силовой установки; 20 - датчик количества боеприпасов , 21, 22, 23 - датчики уровня топлива в баках; 24 - датчик обнаружении воды в топливе; 25 - датчик давления в системе гидроуправления силовой передачи; 25 - датчик предельного разряжения в воздухоочистителе; 27 - датчик уровня охлаждающей жидкости; 28 - датчик включения предпускового подогревателя; 29 - блок выработки речевой информации; 30 - сигнальное табло; 31 - коммутационный блок.

Экспериментальным путем выявлено, что сопротивление каждого ползунка составляет 180 Ом. При наличии одного и более ползунков на любой из дорожек приводит к изменению полного сопротивления токосъемного кольца и как следствие изменение протекающего тока. При одновременном считывании данных с четырех информационных дорожек запоминающего устройства, возможен контроль и запись показаний в блок накопления информации. Реализация такого устройства возможна с использованием современных электронных компонентов, например микроконтроллера (МК). Современные МК на своем борту имеют 12 разрядные аналого-цифровые преобразователи (АЦП) с возможностью работы в режиме мультиплексора, что позволят практически одновременно измерять 8 и более каналов данных. Наглядная схема изображена на рисунке 3.

Рис. 2. Запоминающее устройство: 1 - разъем; 2 - гайка; 3 - крышка запоминающего устройства; 4 - ползуны; 5 - токосъемные кольца; 6 - электромагниты; 7 - корпус запоминающего устройства; 8 - ротор; 9 - кнопка; 10 - крышка кнопки

Рис. 3. Мультиплексная структура АЦП Библиографический список

1. Устройство бронетанковой техники [Текст] : учеб. пособие для вузов по направлению "Транспортные машины и транспортно-технологические комплексы": в 2 ч. / И. Ю. Лепешинский [и др.] ; ОмГТУ. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2011. - ISBN 978-5-8149-1079-0. Ч. 1. - 2011. - 154 с.

2. Шпак, Ю. А. Программирование микроконтроллеров / Ю. А. Шпак : учеб. пособие. - 2-е изд. - Киев : «МК-Пресс»; СПБ : «КОРОНА-ВЕК», 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.