12.3. СИСТЕМА РАСПРЕДЕЛЕННЫХ СИТУАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ, РАБОТАЮЩИХ ПО ЕДИНОМУ РЕГЛАМЕНТУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ1
Никитенко Е.Г., к.и.н. Должность: профессор. Место работы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. E-mail: ashevchenko@rane.ru
Аннотация. Важную роль в обеспечении взаимодействия ситуационных центров органов государственной власти выполняет система защищенной видеосвязи, охватывающая более 350 абонентов. В полном объеме возможности телекоммуникационной интеграции будут реализованы с вводом в эксплуатацию мультисервисной сети органов законодательной и судебной власти.
Ключевые слова: информатизация органов государственной власти, ситуационный центр, информационный обмен, видеосвязь, распределенный фонд информации.
THE SYSTEM OF THE DIVIDED SITUATIONAL CENTERS BASED ON THE INTEGRATED REGULATIONS OF INTERACTION
Nikitenko E.G., PhD in History. Position: professor. Place of employment: Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. E-mail: ashevchenko@rane.ru
Annotation: The system of the protected visual communication of more than 350 users plays an important role in provision of an interaction between the situational centers of the governmental authorities. The full integration of telecommunications capabilities will be implemented after the commissioning of multi-service network of the legislative and the juridical authorities.
Keywords: informatization of the governmental authorities, situational center, information exchange, visual communication, distributed information fund.
Необходимое условие выполнения ситуационными центрами (СЦ) органов государственной власти (ОГВ) своих функциональных задач -возможность получения информации от других центров, расположенных как по вертикали, так и по горизонтали системы государственного управления. Интеграция таких центров включает телекоммуникационную, техническую, информационную и организационную составляющие2.
Для обеспечения эффективного информационного обмена между СЦ требуется разработка соответствующих регламентов. То есть, для интеграции СЦ в техническом плане нужно реализовать принцип применения типовых решений при определении состава и унификации характеристик оборудования программно-технического комплексов создаваемых и модернизи-
1 Статья подготовлена в рамках НИР по Государственному заданию РАНХиГС при Президенте Российской Федерации на 2013 г. по теме «Разработка информационно-аналитической модели системы мониторинга деятельности по реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»
2 Ильин Н.И., Демидов Н.Н., Новикова Е.В. Ситуационные цен-
тры. Опыт, состояние, тенденции развития. - М.: МедиаПресс,
2011.
руемых СЦ3. Информационная интеграция должна осуществляться на основе единого распределенного фонда информации, комплекса функциональных и технологических задач, регламентов их решения, а также информационных технологий, что позволит реализовать в системе распределенных ситуационных центров (СРСЦ) концепцию единого информационного пространства4.
Единый распределенный информационный фонд (ЕРИФ) будет строиться на базе существующих информационных фондов Главного информационно-аналитического центра ФСО России (ГИАЦ), включая создание единого рубрикатора. ЕРИФ обеспечит на основе использования унифицированных средств сбора, накопления, верификации, хранения и обмена данными доступ к государственным информационным ресурсам, в том числе к ресурсам создаваемой в настоящее время Единой межведомственной информационно-статистической системы и государственной автоматизированной системы «Управление», интегрировать специальную информацию, представляемую федеральными и региональными органами государственной власти, в соответствии с единым регламентом информационного взаимодействия.
Планируется, что ЕРИФ станет инфраструктурной основой для информационного обеспечения системы распределенных ситуационных центров (СРСЦ) и системы мониторинга деятельности ОГВ России по реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Необходимо разработать словарь рубрик в виде иерархической классификации, предназначенной для формирования справочно-информационных заданий и информационного поиска по вопросам государственного стратегического прогнозирования, планирования и управления.
ЕРИф должен реализовывать следующие функции:
- оперативное и долговременное (архивное) хранение как структурированной, так и неструктурированной (разнородной) информации различных видов и типов;
- предоставление пользователям СРСЦ авторизованного доступа к хранимым данным;
- автоматизированный обмен информацией между информационными системами СЦ;
- предоставление пользователям СРСЦ возможности резервирования и восстановления информации.
Организация ЕРИФ предполагает распределение объемов данных, хранимых в СРСЦ, по отдельным СЦ и комплексам информационных систем в соответствии с их ведомственной, региональной и отраслевой принадлежностью. Обеспечение непротиворечивости хранимой информации реализуется за счет формирования распределенного массива эталонных данных.
Для информационного обеспечения в СРСЦ используются государственные и независимые источники информации, основными из которых являются:
- федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, в том числе информационно-аналитические ресурсы ФСО России;
- органы государственной власти субъектов Российской Федерации и их структурные подразделения;
3 Ильин Н.И., Демидов Н.Н., Попович П.Н. Развитие систем специального информационного обеспечения государственного управления. - М.: МедиаПресс, 2009.
Танков С.Ф., Новиков С.В., Елистратов С.Н. Направление развития информационно-аналитической деятельности в интересах высших органов государственной власти Российской Федерации //Connect! Мир связи. - 2012. - №10.
ЕДИНЫЙ РЕГЛАМЕНТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Никитенко Е.Г.
- центральные и региональные печатные и электронные СМИ, в том числе каналы теле- и радиовещания;
- независимые источники информации (агентства, службы и др.);
- ресурсы сети «Интернет».
Ведение ЕРИФ осуществляется на основе единой системы рубрикаторов, классификаторов, справочников, реестров, регистров данных, форматов хранения и интерфейсов обмена данными и обеспечивает контроль качества циркулирующей информации (на основе обеспечения принципа ответственности при предоставлении научной и экспертной оценки), гармонизацию, консолидацию и агрегацию данных, разграничение прав доступа к информационным ресурсам.
На базе единого распределенного фонда данных функционирует комплекс информационных систем СРСЦ. Он представляют собой иерархическую структуру взаимодействующих персональных электронных офисов руководителей (первый уровень), информационных порталов подразделений (второй уровень) и тематических информационных систем (третий уровень).
Основу комплексов информационных систем СРСЦ должны составить:
- информационно-аналитические системы, предназначенные для решения задач стратегического планирования и контроля в Российской Федерации, в том числе система мониторинга деятельности органов государственной власти по реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, осуществляющая наблюдение и анализ развития ситуации в политической, социальной, экономической, духовной, военной, информационной, экологической сферах, в сфере государственной и общественной безопасности, противодействия терроризму, а также при возникновении чрезвычайных (кризисных) ситуаций;
- системы проектного управления (координация деятельности ОГВ и контроль исполнения принятых управленческих решений в ходе реализации государственных программ и проектов);
- системы информационно-справочного обеспечения;
- экспертно-аналитические системы для проведения анализа мнения экспертного сообщества по различным направлениям информационно-аналитической поддержки деятельности ОГВ;
- системы специального назначения (обеспечение деятельности органов государственной власти в условиях военного времени и при чрезвычайных (кризисных) ситуациях).
Планируется, что СРСЦ, создаваемая на базе функционирующих и проектируемых СЦ, будет представлять собой распределенную и интегрированную в соответствии с единым регламентом взаимодействия систему, которая включает в себя:
- комплексы программно-технических средств СЦ;
- единый распределенный информационный фонд, включая единый рубрикатор;
- комплексы информационных систем;
- защищенную телекоммуникационную сеть;
- центр управления и координации;
- комплекс обеспечения информационной безопасности СРСЦ.
Создание СРСЦ предполагается реализовать в три этапа:
I этап (2013 г.) - проектирование Системы, ввод в эксплуатацию 1-ой очереди на базе опытного района в составе созданных СЦ;
II этап (2014 г.) - ввод в эксплуатацию СЦ федерального и регионального уровней Системы и их интеграция с опытным районом;
III этап (2015 г.) - развитие функциональных возможностей и ввод в эксплуатацию СРСЦ.
Для организации функционирования СРСЦ и контроля выполнения единого регламента взаимодействия СЦ на базе Главного информационно-аналитического центра ФСО России (ГИАЦ) будет создан Центр управления и координации СРСЦ (ЦУК).
Среди прочих функций, ЦУК будет осуществлять контроль обеспечения доступа к ЕРИФ. Данные об обновлении информации и отчеты об актуализации ЕРИФ будут представляться в ЦУК в соответствии с единым регламентом взаимодействия по утвержденным формам. Ответственность за актуальность и достоверность данных возлагается на организации, предоставляющих информацию.
Создаваемая СРСЦ относится к критически важным сегментам информационной инфраструктуры Российской Федерации, в которой хранится, обрабатывается и передается информация, в том числе содержащая сведения, составляющие государственную тайну. В связи с этим должна быть создана подсистема информационной безопасности, обеспечивающая конфиденциальность, целостность и доступность информации за счет применения специальных программно-аппаратных средств, криптографических средств защиты информации и реализацией организационно-режимных мер.
Учитывая различную ведомственную принадлежность СЦ, работы по информационной безопасности должны выполняться в соответствии с единой политикой безопасности, за основу которой предлагается принять иерархическую архитектуру построения сети, интегрирующую информационные системы трех физически развязанных уровней: первый, предназначенный для обработки информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну; второй, предназначенный для обработки информации ограниченного распространения, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну; третий, предназначенный для обработки общедоступной информации. Автоматическую передачу информации по уровням предполагается осуществлять через сертифицированные устройства.
Не менее важной является проблема кадрового обеспечения создания и функционирования СРСЦ. В целях обучения участников процесса должна быть создана система образовательных тренингов и семинаров-практикумов, объединенная единым планом подготовки кадров для каждого структурного подразделения СЦ.
Таким образом, создание системы мониторинга деятельности органов государственной власти по реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации и интеграция в СРСЦ должно обеспечить повышение эффективности государственного управления в мирное время, в особый период и при возникновении чрезвычайных ситуаций на основе предоставления руководству ОГВ современных средств, обеспечивающих анализ угроз национальной безопасности, их оценку и прогнозирование развития ситуации.
Список литературы:
1. Ильин Н.И., Демидов Н.Н., Новикова Е.В. Ситуационные центры. Опыт, состояние, тенденции развития. - М.: МедиаПресс, 2011. - 336 с.
2. Ильин Н.И., Демидов Н.Н., Попович П.Н. Развитие систем специального информационного обеспечения государственного управления. - М.: МедиаПресс, 2009. - 288 с.
3. Танков С.Ф., Новиков С.В., Елистратов С.Н. Направление развития информационно-аналитической деятельности в интересах высших органов государственной власти Российской Федерации // Connect! Мир связи. - 2012. - №10.
Literature list:
1. Ilyin NI, Demidov N.N., Novikova E.V. Situational centers. Experience, present status and development trends. -M: MediaPress, 2011. - 336 C.
2. Ilyin NI, Demidov N.N., Popovich P.N. Development of systems of a special information support for state control. -M: MediaPress, 2009. - 288 C.
3. Tanks С.Ф., Novikov S.V., Elistratov S.N. Direction of development of the informational and analytical activity in the interests of the higher bodies of state authority of the Russian Federation // Connect! The world of communication. - 2012. - №10.