Научная статья на тему 'СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ И ФОРМИРОВАНИЕ ОСОЗНАННОГО МАТЕРИНСТВА ПОСРЕДСТВОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА'

СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ И ФОРМИРОВАНИЕ ОСОЗНАННОГО МАТЕРИНСТВА ПОСРЕДСТВОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
524
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕРЕМЕННЫЕ ЖЕНЩИНЫ / СНИЖЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ / ОПТИМАЛЬНОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА РЕШЕНИЙ ОБ ОТКАЗЕ ОТ МАТЕРИНСТВА / ФОРМИРОВАНИЕ ОСОЗНАННОЙ РОДИТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ / ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жиляев А.Г., Палачева Т.И.

Актуальность статьи обусловлена тем, что в настоящее время программы медико-психологической помощи беременным, используемые на базе женских консультаций, включают в основном медицинские аспекты подготовки к родам, исключая психологический компонент. Цель статьи: предложение системы комплекса мероприятий по обеспечению психологического сопровождения беременности и подготовки женщины к осознанному материнству как новой психосоциальной роли с выработкой психологического принятия ребенка в новой системе семейных отношений. Обучение в рамках программы психологически развивающих занятий направлено на формирование осознанной родительской позиции. Благодаря психологическому тренингу формируются условия для снижения тревожности беременных женщин, достижения оптимального эмоционального состояния, поддержания высокого уровня психофизической адаптации и укрепления микросоциальных связей. Авторами актуализируется интерес к представленной теме, делается теоретический анализ разработанности проблемы, обосновывается возможность применения психологического тренинга в психологическом сопровождении беременных женщин, доказывается его эффективность по оказанию психологической помощи беременной женщине. Статья предназначена для специалистов, работающих с беременными женщинами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жиляев А.Г., Палачева Т.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF PREGNANCY AND THE FORMATION OF CONSCIOUS MOTHERHOOD THROUGH PSYCHOLOGICAL TRAINING

The relevance of the article is due to the fact that currently the programs of medical and psychological assistance to pregnant women used on the basis of women's consultations mainly include medical aspects of preparation for childbirth, excluding the psychological component. The purpose of the article is to propose a system of measures to provide psychological support for pregnancy and prepare a woman for conscious motherhood as a new psychosocial role with the development of child’s psychological acceptance in a new system of family relations. Training within the framework of the program of psychologically developing classes is aimed at the formation of a conscious parental position. Thanks to psychological training, conditions are formed to reduce the anxiety of pregnant women, achieve an optimal emotional state, maintain a high level of psychophysical adaptation and strengthen microsocial ties. The authors actualize the interest in the issued topic, make a theoretical analysis of the elaboration of the problem, substantiate the possibility of using psychological training in the psychological support of pregnant women, prove its efficiency in providing psychological assistance to a pregnant woman. The article is intended for specialists working with pregnant women.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ И ФОРМИРОВАНИЕ ОСОЗНАННОГО МАТЕРИНСТВА ПОСРЕДСТВОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА»

УДК 159.9.07

Система психологического сопровождения беременности и формирование осознанного материнства посредством психологического тренинга

The system of psychological support of pregnancy and the formation of conscious motherhood through psychological training

Жиляев А.Г., Академия медико-технических наук Евразийской Ассоциации медицинских и экологических технологий (г. Москва), mebix@yandex. ru

Палачева Т.И., ГАУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Эмет» Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Высокогорском муниципальном районе», tpalacheva@mail.ru

Zhilyaev A., Academy of Medical and Technical Sciences of the Eurasian Association of Medical and Environmental Technologies (Moscow), mebix@yandex.ru

Palacheva T., GAUSO "Integrated Center for Social Services of the population "Emet" of the Ministry of Labor, Employment and Social Protection of the Republic of Tatarstan in the Vysokogorsky Municipal district", tpalacheva@mail.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2022.151.1.030

Ключевые слова: беременные женщины, снижение тревожности, оптимальное эмоциональное состояние, профилактика решений об отказе от материнства, формирование осознанной родительской позиции, психокоррекционные методики, психологический тренинг.

Keywords: pregnant women, anxiety reduction, optimal emotional state, prevention of decisions to abandon motherhood, formation of a conscious parental position, psycho-corrective techniques, psychological training.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена тем, что в настоящее время программы медико-психологической помощи беременным, используемые на базе женских консультаций, включают в основном медицинские аспекты подготовки к родам, исключая психологический компонент. Цель статьи: предложение системы комплекса мероприятий по обеспечению психологического сопровождения беременности и подготовки женщины к осознанному материнству как новой психосоциальной роли с выработкой психологического принятия ребенка в новой системе семейных отношений. Обучение в рамках программы психологически развивающих занятий направлено на формирование осознанной родительской позиции. Благодаря психологическому тренингу формируются условия для снижения тревожности беременных женщин, достижения оптимального эмоционального состояния, поддержания высокого уровня психофизической адаптации и укрепления микросоциальных связей. Авторами актуализируется интерес к представленной теме, делается теоретический анализ разработанности проблемы, обосновывается возможность применения психологического тренинга в психологическом сопровождении беременных женщин, доказывается его эффективность по оказанию психологической помощи беременной женщине. Статья предназначена для специалистов, работающих с беременными женщинами.

Abstract. The relevance of the article is due to the fact that currently the programs of medical and psychological assistance to pregnant women used on the basis of women's consultations mainly include medical aspects of preparation for childbirth, excluding the psychological component. The purpose of the article is to propose a system of measures to provide psychological support for pregnancy and prepare a woman for conscious motherhood as a new psychosocial role with the development of child's psychological acceptance in a new system of family relations. Training within the framework of the program of psychologically developing classes is aimed at the formation of a conscious parental position. Thanks to psychological training, conditions are formed to reduce the anxiety of pregnant women, achieve an optimal emotional state, maintain a high level of psychophysical adaptation and strengthen microsocial ties. The authors actualize the interest in the issued topic, make a theoretical analysis of the elaboration of

the problem, substantiate the possibility of using psychological training in the psychological support of pregnant women, prove its efficiency in providing psychological assistance to a pregnant woman. The article is intended for specialists working with pregnant women.

Введение. Рождение ребенка имеет важное психологическое значение для женщины и всей ее социальной группы: семейной, околосемейной. Беременность является фактором, повышающим психоэмоциональные и психофизические нагрузки на организм беременной женщины, что требует дополнительных усилий по обеспечению ее психологического и физического состояния.

Беременная женщина, готовясь к выполнению новой психосоциальной роли, испытывает страхи и тревожность. Для обеспечения комфортного протекания беременности и сохранения спокойствия будущей матери важно обеспечить ее психологическое сопровождение.

В настоящее время программы оказания медико-психологической поддержки беременным женщинам, реализуемые на базе женских консультаций, включают в основном медицинские аспекты подготовки к родам, исключая психологический компонент.

По мнению ОС. Васильевой, Е.В. Могилевской, «работа, направленная на развитие системы значимых отношений беременной женщины, существенно влияет протекание беременности и родов, физическое и психическое состояние матери и ребенка. Это делает данную отрасль психологической практики актуальной и необходимой для решения демографических процессов России, качественного управления психического и физического здоровья сразу двух поколений» [1, с.88].

На современном этапе

психопрофилактическая подготовка беременных к родам содержит различные методы психотерапии: суггестию, психоанализ, арт-терапию, которые адаптированы к работе с беременными женщинами. Для обучения беременных диафрагмальному дыханию используется метод биологической обратной связи [12]; акупунктура, физические упражнения, массаж совершенствуют физическое развитие беременной женщины, закаливают ее организм и укрепляют ее здоровье.

Известна программа медико-

психологического сопровождения беременности «Счастливое материнство», в рамках которой используется программа психофизиологических упражнений «Гимнастика мозга». По мнению Т.С. Качалиной, Е.В. Лохиной, метод благоприятно влияет на процесс гестации, улучшает течение послеродового периода у женщины, положительно влияет на состояние

новорожденного [5;10]. Программа упражнений «Гимнастика мозга» используется в психолого-педагогической практике в течение 15 лет [9], в последние годы она получила широкое применение в неврологии, авторы решили использовать этот метод полезным в работе с беременными.

Программа «Подготовленные роды» сочетает методику индивидуальной поддержки в родах с немедикаментозными приемами обезболивания (расслаблением между схватками, массажем, саморегуляцией дыхания, аудиотерапией). Однако как показала оценка эффективности программы, у каждой второй женщины в родах имел место высокий уровень тревожности [7].

Чтобы сформировать у беременной женщины установку на позитивное материнство, проводятся сеансы видеотерапии [8].

В.В. Васильева полагает, что использование образовательной, воспитательной и

оздоровительной программ в подготовке беременных к родам должно повысить эффективность проводимых

психопрофилактических мероприятий [2].

Нами разработана программа

психологического сопровождения беременных: профилактика решений об отказе от материнства, формирование осознанной родительской позиции. Программа представляет собой комплекс мероприятий по обеспечению психологического сопровождения беременности и подготовки женщины к осознанному материнству как новой психосоциальной роли с выработкой психологического принятия ребенка в новой системе семейных отношений [4; 11].

Программа психологического сопровождения беременных: профилактика решений об отказе от материнства, формирование осознанной родительской позиции эффективна при использовании для беременных со сроком от 2-х до 8 месяцев беременности.

Структурно программа состоит из шести блоков.

Первый блок занятий - «Личность беременной: психологический анализ личности матери, готовность к материнству, формирование обоснованной программы психологических ожиданий и установки на деторождение, профилактика отказов».

Проводится психологический анализ личности матери, в этих целях используется программа Р8у8 (автор: А.Г. Жиляев),

позволяющая провести анализ экзистенциальных ценностей, актуальных проблем и целей жизни личности. Получение психологического самопортрета личности осуществляется на основе анализа взаимодействия ассоциативных образов «Я». Дополнительными тестовыми методиками являются тест СМИЛ, тест Лири, фрустрационный тест Розенцвейга.

Готовность к материнству определяется на основе применения проективных методик «Моя семья через год», «Моя семья через 5 лет» (авторы: А.Г. Жиляев, Т.И. Палачева), тест ТОБ позволяет выявить отношение к ребенку.

Представленные методики позволяют создать обоснованную программу психологических ожиданий беременной женщины и сформировать установки на деторождение.

Второй блок занятий - «Формирование ценностных установок будущей матери: ребенок в жизни матери, чем будет заниматься ребенок». Осуществляется формирование психологического комфорта беременной на основе контроля происходящих в период психологических и физических изменений с рефлексией жизненных целей и психологических прогнозов жизни будущей матери.

Третий блок занятий - «Анализ и построение внутрисемейных взаимоотношений в период беременности и после появления ребенка в семье: отношения между членами семьи».

В этих целях используется проективный рисунок «Моя семья», осуществляется встраивание в рисунок будущего ребенка, определяется характер взаимодействия каждого члена семьи с ребенком и между собой.

Четвертый блок занятий - «Формирование психологических ожиданий и формирование условий адаптации семьи к появлению ребенка, формирование прогностических ожиданий, связанных с будущим ожидаемого ребенка, определение выбора воспитательной доктрины: расширение круга знаний, связанных с закономерностями психологического и физического развития ребенка».

Пятый блок - «Обучение основам перинатального воспитания: музыкальный метод оздоровления ребенка «Сонатал-педагогика» М.Л. Лазарева, психогигиена будущей матери».

Шестой блок занятий - «Подготовка к предстоящим родам, навыки саморегуляции, повышение стрессоустойчивости, профилактика послеродовой депрессии, обучение процедурам аутосуггестивного контроля в процессе родов (самогипноз), установка на грудное вскармливание и комплоентное поведение в

отношении мероприятий профилактики заболеваемости и вакцинации».

В программе используется комплекс психологических программ «Линия жизни», «Анализ 10 важных событий жизни», «Проблемы и цели в жизни», «Ассоциативные образы в живой и неживой природе»,

«Психогеометрический тест», «Социальный атом», позволяющие проводить

психоэкологичную диагностику по отношению к личности будущей матери, предполагающей использование полученных результатов в качестве опорных пунктов психотерапевтической программы с учетом реальных характеристик личности беременной, знания ее индивидуального опыта, системы ее индивидуальных конфликтов и основных потребностей.

Для исследования личности беременной дополнительно используются тест-программы: СМИЛ, тест Лири, фрустрационный тест Розенцвейга, тест САН.

В программе применяются такие психокоррекционные методики, как аутотренинг по Шульцу, прогрессивная мышечная релаксация по Джейкобсону, краткосрочная позитивная психотерапия, гештальттерапия, трансактный анализ, способствующие снижению тревоги и сохранению оптимального эмоционального состояния перед родами и непосредственно в родах.

Методика проведения занятия имеет свои особенности.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, рекомендованная длительность занятия составляет 1,5 - 2 часа.

Дидактическая модель занятия включает:

- Вводная часть - 10 - 15 минут, как правило, представлена беседой и направлена на формирование новой для личности «материнской компетенции».

- Основная часть - 1 час, обучающая в целях создания оптимальной развивающей среды для ребенка и матери в период беременности.

- Закрепляющая часть - 15 минут, ведущий дает краткое резюме, содержащее информацию о смысле, цели проведенного занятия. Дается оценка и интерпретация полученных практических навыков и знаний. Формируются рекомендации по реализации полученных данных структуры комплексного психологического сопровождения беременности с учетом индивидуально-личностных особенностей.

Занятия по программе «Психологическое сопровождение беременных: профилактика решений об отказе от материнства, формирование

осознанной родительской позиции» проводились в групповом формате в режиме интерактивного тренинга с формированием мотивации на осознанное материнство, разъяснение в отношении временно возникающих

дискомфортных моментов, подчеркивание роли позитивного взаимодействия с супругом, семьей, близкими, друзьями.

Проводилась коррекция тревожности, снижения актуальности фобических

переживаний, связанных с беременностью, отрабатывалась стратегия совладания со стрессом, развивающихся при беременности с применением рациональных дыхательных техник, аутотренинга по Шульцу, прогрессивной мышечной релаксации по Джейкобсону, внутригруппового диалога с потенциированием психологических аспектов материнства.

Занятия проводились в полуоткрытых группах численностью до 20 человек или индивидуально. Основные принципы работы: анонимные психологические разборы, «психотерапевтическое зеркало», арт-терапия в форме тренинга поведенческих навыков, нарративного анализа, метафорической терапии.

Сочетание различных методик

потенцирующей коллективно-групповой

психотерапии с суггестивными методиками обеспечивает повышение уровня саморегуляции и толерантности к стрессам у беременных.

Отличие предлагаемой программы:

1) научная обоснованность и системность;

2) практико-ориентированное применение комплекса психодиагностических методик и психокоррекционных мероприятий;

3) комплиментарность и синергизм методик с возможностью их включения в медицинское сопровождение, проводимое в женских консультациях;

4) высокий уровень психоэкологичности с исключением психотравмирующих моментов за счет включения метафорических подходов и метамоделирования процессов; формирование психокоррекционного влияния по принципу «терапия рикошетом», то есть без прямого обсуждения значимых конфликтов и проблем личности с каждой беременной.

Предложенная программа занятий эффективно встраивается в систему медицинских мероприятий сопровождения беременности. Обеспечивает сохранение и восстановление высокого качества жизни беременных, способствует снижению риска прерывания беременности и отказа от материнства, повышает уровень психосоциальной адаптации

беременных.

Материалы и методы исследования

Результативность программы оценивалась с помощью следующих психологических методик:

- тест Psys (А.Г. Жиляев), включал [3]:

1. Исследование актуального эмоционального состояния (задание «Линия жизни»).

Критерии интерпретации:

- адекватность, тревожность, депрессивные тенденции.

2. Исследование 10 важных событий жизни личности.

Критерии интерпретации:

- вектор мотивации личности, связанный с будущим деторождением, наличие события -свой день рождения;

- отражение детско-родительских отношений в родительской семье;

- оценка векторов развития личности с выделением цепи событий, связанных с предстоящим деторождением: знакомство с будущим мужем, свадьба, отражения события беременности.

3. Цели жизни.

Критерии интерпретации:

- отражение материнства в числе целей и актуальных личностных задач, присутствие представлений о детях и семье.

4. Формирование структурного нарратива.

Критерии интерпретации:

- исследование ассоциативной картины личности с оценкой выбранных образов и характеристик с позиций ассоциативной картины, связанной с функцией деторождения;

- формирование структурного нарратива с оценкой прогнозируемого будущего и отражения наличия в нем образа ребенка (детей): белка -дупло - гнездо для детей.

5. Психогеометрический тест.

Критерии интерпретации:

Выбор круга - отражение мотивации беременных на сохранение ситуации беременности.

Выбор треугольника - изменение ситуации, связанной с беременностью, аборт.

Выбор квадрата - растерянность в ситуации, связанной с беременностью.

6. Методика «Социальный атом»: «Люди в моей жизни, моя жизнь сейчас», «Люди в моей жизни через 5 лет».

Оценивалась установка на появление ребенка в структуре микросоциальной, его роль и значимость для респондента (будущей матери).

- Тест САН (В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай, М.П. Мирошников) -осуществлялась оперативная оценка самочувствия, активности и настроения [13].

Обработка и интерпретация результатов теста.

При обработке оценки респондентов перекодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному

самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 - за 2; индекс 1 - за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (внимание: полюса шкалы постоянно меняются).

Положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные низкие. По этим «приведенным» баллам и рассчитывается среднее арифметическое как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению.

Также в число оценочных критериев эффективности реализации программы тренинга входило наличие и отсутствие жалоб у беременных женщин.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценка эффективности производилась исходно и после прохождения программы тренинга.

Эксперимент проводился в 2020-2021гг. на базе женских консультаций Высокогорского муниципального района Республики Татарстан. Выборку настоящего исследования составили 180 беременных женщин от 2-х до 8-ми месяцев беременности. Группы сравнения отбирались методом рандомизации. При этом в сопоставимом количестве случаев (примерно 15 -17%) первородящих, второродящих имели в анамнезе повторное абортирование,

самопроизвольный выкидыш. Все беременности были без осложнений.

Результаты исследования. В рамках исследования, направленного на оценку эффективности проведенных мероприятий по психологическому сопровождению беременных женщин, нами были получены эмпирические данные, заложенные в основе анализа.

Данные по тесту Р8у8 А.Г. Жиляева представлены в таблице 1.

Таблица 1. - Показатели по программе Psys в экспериментальной и контрольной группах исходно и после реализации программы

Критерии Экспериментальная группа Контрольная группа

исходно контроль исходно контроль

1. Линия жизни - эмоциональное состояние: 1.1. адекватность; 1.2. тревожность; 1.3. депрессивные тенденции 32,3±3,6 38,1±4,2 28,2±3,1 64,8±4,9* 17,6±2,0* 16,9±3,3* 36,4±4,1 43,6±5,2 20,0±2,2 30,3±3,4 49,8±4,6 18,7±1,9

2. 10 важных событий в жизни: 2.1. включение семьи и детей 29,9±3,3 47,7±3,8* 33,3±4,5 39,1±5,2

3. Цели: 3.1. присутствие представлений о детях и семье 31,6±4,1 55,3±4,7* 35,2±3,2 36,3±4,0

4. Формирование структурного нарратива: 4.1. присутствие фактора детей 7,8±1,0 12,5±1,8* 9,3±0,9 7,4±1,1

5. Психогеометрический тест: 5.1. сохранение, выбор круга; 5.2. изменения, выбор треугольника; 5.3. растерянность, выбор квадрата 47,2±4,3 37,2±4,3 22,2±1,3 60,2±5,2* 31,6±2,9* 7,4±0,8* 44,4±3,8 39,8±4,5 16,8±1,5 49,2±5,1 29,0±3,1* 21,0±2,4*

6. Социальный атом: 6.1. проблемы в микросоциуме; конфликты, депривация; 6.2. дети в структуре микросоциальных отношений 41,3±3,7 12,2±1,3 29,1±2,7* 20,7±2,1* 40,6±5,2 10,8±1,2 34,1±3,9 13,3±1,8

* - различия статистически достоверны р < 0.05

В результате применения комплекса корректирующих мероприятий эмоциональное состояние женщин экспериментальной группы значимо отличалось от эмоционального состояния женщин контрольной группы (р<0,05), подтвержденная показателями теста «Линия жизни».

У исследуемых женщин экспериментальной группы отмечалась стабилизация эмоционального

состояния, имели место нарастание адекватных реакций, наблюдалось снижение тревожности, снижение депрессивных тенденций.

В то же время в контрольной группе эти тенденции не наблюдались, у беременных женщин в контрольной группе продолжали оставаться эмоциональные проблемы, связанные с развитием тревоги и стресса, отмечалось снижение адаптационных реакций, способных

существенным образом нарушить поведение беременной женщины.

В числе важных событий в жизни наблюдалась оптимизация целеполагания с появлением в числе важных событий в жизни событий, связанных с предстоящим деторождением.

При составлении структурного нарратива по ассоциативным образам «Я» у 16,5±1,8% женщин, участвующих в программе, в проективном сюжете присутствовали

представления о семье и детях, например: белка -дупло-гнездо для детей. В контрольной группе эти тенденции не наблюдались.

В психогеометрическом тесте после прохождения программы достоверно снизилось количество выборов, отражающих позицию психологических колебаний.

Мотивация беременных на сохранение ситуации беременности в контрольной группе увеличилась незначительно.

Методика «Социальный атом» позволяет выявить проблемы в микросоциуме беременной женщины. В контрольной группе значимых изменений по показателю «Проблемы в микросоциуме» не отмечено.

Данные по тесту САН представлены в таблице 2.

Таблица 2. - Показатели САН в экспериментальной и контрольной группах исходно

Самочувствие Активность Настроение

Контрольная группа

2,7±2,2 2,3±1,5 2,6±2,2

Экспериментальная группа

2,8 ±4,1 2,5±3,2 2,9±2,6

Согласно полученным данным, в обеих группах существенных различий в динамике самочувствия, активности и настроения перед началом эксперимента не наблюдалось.

Можно сделать вывод, что контрольная и экспериментальная группы находились в равных

условиях перед началом эксперимента.

После реализации программы также осуществлялась оценка показателей контрольной и экспериментальной групп по тесту САН. Данные по тесту САН представлены в таблице 3.

Таблица 3. - Показатели САН в экспериментальной и контрольной группах после реализации программы

Самочувствие Активность Настроение

Контрольная группа

2,8±1,9 2,4±1,7 2,1±2,4

Экспериментальная группа

4,8 ±3,2 5,7±3,6 6,2±2,7

Самочувствие в экспериментальной группе оказалось выше, чем исходное, показатели отмечались на среднем уровне, контрольная группа по данному показателю отмечена на уровне ниже среднего.

Показатели активности оказались существенно выше контрольной группы. Отмечено также повышение настроения в экспериментальной группе, в контрольной группе наблюдалось существенное его снижение.

Выводы. Подтвердилась значимость психологического сопровождения нормально протекающей беременности. Приведенные данные подтверждают эффективность предложенной системы психологического сопровождения нормально протекающей беременности и позволяют сформировать и закрепить у беременных осознанную мотивацию на рождение ребенка, способствуя оптимизации

их психологического состояния и обеспечения социально-психологической адаптации.

Авторами была разработана программа и алгоритм применения технологии основной методический аппарат, проведено эмпирическое исследование, статическая обработка и анализ полученных результатов. Научная новизна представленной работы состоит в разработке подходов к психологическому сопровождению женщин нормальной протекающей

беременностью для обеспечения формирования осознанной мотивации к материнству, предупреждения решений о прерывании беременности.

Практическая значимость представленной работы состоит в разработке системы психологической помощи беременным женщинам, лежащей в основе образовательной программы для психологов, психотерапевтов,

врачей, работников социальных служб, работающих с контингентом женщин в периодах беременности.

Результаты исследования могут применяться в условиях женских консультаций и

специализированных отделений стационаров, в условиях учреждений социальной защиты и отдельных специалистов, работающих с женщинами и семьями, планирующими деторождение.

Литература:

1. Васильева О.С. Групповая работа с беременными / О.С.Васильева, Е.В. Могилевская // Психологический журнал. - 2001. - № 3.- С. 82-89.

2. Васильева В.В. Психопрофилактическое сопровождение беременных женщин в системе акушерского мониторинга: сборник научных трудов /

B.В. Васильева // Материалым II международной конференции; под ред. И.В. Добрякова. - СПб., 2003. -

C. 43-45.

3. Жиляев А.Г. Интенсивные методики оценки психологического состояния, выявления и коррекции психологической дезадаптации / А.Г. Жиляев. -Казань: Отечество, 2004. - 91 с.

4. Жиляев А.Г., Палачева Т.И., Каримов А.У. Психологическое сопровождение беременных: профилактика решений об отказе от материнства, формирование осознанной родительской позиции / А.Г. Жиляев, Т.И. Палачева, А.У. Каримов // Сборник описания эффективных практик профилактики отказов от новорожденных детей, разработанных в рамках реализации проекта «Счастье быть родителем» Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. - Казань, 2021. - 345 с.

5. Качалина Т.С., Лохина Е.В. Применение новых методов психологического сопровождения беременности и психопрофилактической подготовки к родам / Т.С. Качалина, Е.В. Лохина // Медицинский альманах. - 2013. - № 6.- С. 37-41.

6. Коваленко Н.П. Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщины в период беременности и родов: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.11 / Н.П. Коваленко; Рос. гос. пед. ун-т им А.И. Герцена. - СПб., 1998. - 321 с.

7. Коваленко-Маджуга Н.П. В добрый путь к успешным родам / Н.П. Коваленко-Маджуга; Рос. ассоц. перинатальной психологии и медицины, Междунар. Ин-т психологии и упр., Ун-т Родит. Культуры «Глория». - СПб.: Изд-во ИПТП, 2005. - 174 с.

8. Кучинов А.И. Алгоритм проведения неосознаваемой аудиальной психокоррекции в лечении пациентов с невротической симптоматикой / А.И. Кучинов // Вестник новых медицинских психологий. -2007. - Т. XV. - № 1.- С. 60.

9. Липатова Т.В. Гимнастика мозга, или Образовательная кинезиология: практическое пособие / Т.В. Липатова. - Омск. - 2008. - 48 с.

10. Лохина Е.В., Качалина Т.С. Влияние медико-психологической подготовки к родам по программе «Счастливое материнство» на течение родов. «Современная медицина: тенденции развития» / Е.В. Лохина, Т.С. Качалина // Материалы международной заочной научно-практической конференции (11 марта 2013 г.). - Новосибирск: Изд. СибАК, 2013. - С. 6-13.

11. Палачева Т.И. Об опыте реализации социального проекта «Счастье быть родителем» / Т.И. Палачева // Социальное обслуживание. - 2021. - № 5. -С. 75-80.

12. Сметанкин А.А. Психофизиологическая дородовая подготовка беременных с использованием метода биологически обратной связи / А.А. Сметанкин, А.В. Топкалов, О.В.Дурнов / Биологическая обратная связь. - 1999. - № 4. - С. 3.

13. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния / Доскин В.А., Лаврентьева Н.А., Мирошников М.П., Шарай В.Б. // Вопросы психологии. - 1973. - № 6. - С. 141-145.

References:

1. Vasilyeva O.S. Group work with pregnant women / O.S. Vasilyeva, E.V. Mogilevskaya // Psychological journal. - 2001. - № 3. - P. 82-89.

2. Vasilyeva V.V. Psychoprophylactic support of pregnant women in the system of obstetric monitoring: a collection of scientific papers / V.V. Vasilyeva // Materials of the II International Conference; ed. by I.V. Dobryakova. - SPb., 2003. - S. 43-45.

3. Zhilyaev A.G. Intensive methods for assessing the psychological state, identifying and correcting psychological maladaptation / A.G. Zhilyaev. - Kazan: Fatherland, 2004. - 91 p.

4. Zhilyaev A.G., Palacheva T.I., Karimov A.U. Psychological support for pregnant women: prevention of decisions to abandon motherhood, the formation of a conscious parental position / A.G. Zhilyaev, T.I. Palacheva, A.U. Karimov // Collection of descriptions of effective

practices for the prevention of abandonment of newborns, developed as part of the project "Happiness to be a parent" of the Foundation for Support of Children in Difficult Life Situations. - Kazan, 2021. - 345 p.

5. Kachalina T.S., Lokhina E.V. Application of new methods of psychological support of pregnancy and psychoprophylactic preparation for childbirth / T.S. Kachalina, E.V. Lokhina // Medical almanac. - 2013. - № 6. - P. 37-41.

6. Kovalenko N.P. Psychological features and correction of the woman's emotional state during pregnancy and childbirth: dis. ... cand. psychol. Sciences: 19.00.11 / N.P. Kovalenko; Rus. state ped. un-ty named after A.I. Herzen - St. Petersburg, 1998. - 321 p.

7. Kovalenko-Majuga N.P. Good luck to successful childbirth / N.P. Kovalenko-Majuga; Ros. assoc. perinatal psychology and medicine, Intern. Institute of Psychology

and Exercise, Univ. Rodit. Culture "Gloria". - St. Petersburg: IPTP Publishing House, 2005. - 174 p.

8. Kuchinov A.I. Algorithm for conducting unconscious auditory psycho-correction in the treatment of patients with neurotic symptoms / A.I. Kuchinov // Bulletin of new medical psychology. - 2007. - T. XV. - № 1. - P. 60.

9. Lipatova T.V. Gymnastics of the brain, or Educational kinesiology: a practical guide / T.V. Lipatova. -Omsk. - 2008. - 48 p.

10. Lokhina E.V., Kachalina T.S. The influence of medical and psychological preparation for childbirth under the program "Happy Motherhood" on the course of childbirth. "Modern medicine: development trends" / E.V. Lokhina, T.S. Kachalina // Proceedings of the international

correspondence scientific and practical conference (March 11, 2013). - Novosibirsk: Ed. SibAK, 2013. - S. 6-13.

11. Palacheva T.I. On the experience of implementing the social project "Happiness being a parent" / T.I. Palachev // Social service. - 2021. - № 5. - P. 75-80.

12. Smetankin A.A. Psychophysiological prenatal preparation of pregnant women using the biological feedback method / A.A. Smetankin, A.V. Topkalov, O.V. Durnov / Biofeedback. - 1999. - № 4. - P. 3.

13. Test of differentiated self-assessment of the functional state / Doskin V.A., Lavrent'eva N.A., Miroshnikov M.P., Sharay V.B. // Questions of psychology. - 1973. - № 6. - S. 141-145.

5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии (19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии

Сведения об авторах:

Жиляев Андрей Геннадьевич (г. Москва, Россия), доктор медицинских наук, профессор, академик, Президент Академии медико-технических наук Евразийской Ассоциации медицинских и экологических технологий, e-mail: mebix@yandex.ru

Палачева Татьяна Ивановна (г. Казань, Россия), кандидат психологических наук, психолог ГАУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Эмет» Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Высокогорском муниципальном районе, е-mail: tpalacheva@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.