ПЕЛНГОГПЧЕСКПЕ ИНУКП
СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
Г. И. Шевченко
THE SYSTEM OF PRINCIPLES OF REALIZING HIGHER SCHOOL INSTRUCTOR'S INDIVIDUAL MANAGERIAL ACTIVITY
Shevchenko G. I.
In the context of a higher school instructor's individual managerial activity the principles of pedagogical management subject to the general aims of educational process efficiency increase are considered in the article.
Key words: the principles of managerial activity, efficiency requirements and directions of optimal management.
В контексте индивидуальной управленческой деятельности вузовского преподавателя в статье рассматриваются принципы педагогического управления соответствующие общим целям повышения эффективности образовательного процесса.
Ключевые слова: принципы управленческой деятельности, требования эффективности и направления оптимального управления.
УДК 378.14:005
Управленческая деятельность преподавателя вуза отличается интеллектуальным характером и во многом является информационной, потому что связана с получением, осмыслением, систематизацией, хранением и выдачей управленческой информации (13). Как и любая другая деятельность, она основывается на соблюдении ряда принципов. Применительно к управленческому действию принцип - это то, на что нужно ориентироваться при осуществлении управленческого действия (8).
Говоря иначе, принципы управления -это основополагающая идея по осуществлению управленческих функций. Они являются конкретным проявлением, отражением закономерностей управления.
В педагогических исследованиях (11, 3) выделяются следующие принципы управленческого характера:
- целеполагание как основа планирования, организации, контроля, содержания всей деятельности любого уровня управления;
- целенаправленность управления (умение ставить цели с учетом их оптимальности и реальности, социальной значимости и перспективности);
- кооперация или разделение управленческого труда;
- совершенствование функций за счет управленческой деятельности, постоянного обновления, уточнения и конкретизации действий исполнителей;
- комплексность в определении цели и задач, организации выполнения принятых
Система принципов осуществления ин
решений, периодический контроль за ними.
В работах Л. И. Петровой (7) принцип целеполагания как самостоятельный не выделяется, а рассматривается в рамках принципа целенаправленности. Автор считает, что принцип целенаправленности является системообразующим, определяющим конечную цель управленческой деятельности. На наш взгляд, принцип целенаправленности в осуществлении индивидуальной управленческой деятельности преподавателя вуза также является основным, поскольку определяет цели, содержание, методы, способы и организационные формы обучения.
В указанной работе Л. И. Петрова выделяет принцип личностного подхода, считая его важным для управленческой деятельности. Как нам представляется, автор прав, поскольку данный принцип позволяет преподавателю узнавать и использовать в процессе управления особенности личности обучающегося (уровень интеллектуального развития, познавательные интересы, активность учебной деятельности, степень владения коммуникациями и др.). Эти знания значительно облегчают руководство студенческим коллективом в целом и каждым из студентов в отдельности.
Для педагогической деятельности весьма важным является принцип управленческой активности, к которому обращаются многие исследователи (5, 7 и др.). Мы рассматриваем данный принцип как условие постоянного развития, совершенствования управленческой деятельности педагога на основе обновления, уточнения и конкретизации его функций.
В некоторых источниках в числе принципов управленческой деятельности указывается принцип последовательности и систематичности. Считается (9, 12), что он определяет последовательность управленческих действий, следовательно, и конечный результат деятельности. Действительно, данный принцип дает возможность выстраивать реализацию управленческих задач от простых к сложным, сочетать целевое, функциональное управление и линейное руководство. Систематичность предусматривает реализацию самосовершенствования на ос-
й управленческой деятельности...
нове достижений современной теории менеджмента в образовании и передовой педагогической практики.
Исторически принципы педагогического управления складывались в границах трех образовательных парадигм: рациональной (технократической), гуманистической (социально-психологической) и системной.
В педагогике предпринимались попытки классификации основных принципов педагогического управления. Однако точки зрения разных авторов, совпадая в основном, различаются в определении, в количестве и роли отдельных принципов. Нередко в классификации учитываются различные стороны отношений управления. В то же время признается, что принципы педагогического управления должны соответствовать общим целям повышения эффективности образовательного процесса.
Теоретический анализ специальной литературы показывает, что на современном этапе в индивидуальной управленческой деятельности преподавателя вуза могут использоваться и другие принципы, помимо вышеупомянутых. Рассмотрим их более подробно в контексте индивидуальной управленческой деятельности вузовского преподавателя.
Принцип системности и комплексности. Системность в данном случае означает необходимость системного анализа в каждом управленческом действии, стремление структурировать проблемы и пути их решения по вертикали. Комплексность в педагогическом управлении предполагает всесторонний охват всех свойств, особенностей структуры и функций управляемой системы. Заметим, что системность более всего тяготеет к вертикальным связям, а комплексность - к горизонтальным, координационным. При этом управленческие способности преподавателя могут проявляться по-разному, поскольку неодинаков склад мышления, аналитико-синтетические способности, сложившийся стиль деятельности.
Принцип целостности в педагогическом управлении исключает односторонность в управлении. Степень реализации его зависит от наличия интегративных призна-
ков (свойств) компонентов самой системы управления. К таковым можно отнести цели, способы, средства воздействия, отбираемые и используемые в целостном процессе управления. Осознание педагогического процесса как целостного феномена создает полноценные условия для эффективного управления.
Принцип демократизации и гуманизации педагогического управления предполагает развитие активности и инициативы всех субъектов управления. Этот принцип лежит в основе преобразований в системе функционирования высшей школы. Являясь принципом первостепенной значимости, он выражается в гуманности целей, способов, средств воздействий и взаимодействий, используемых для достижения общепедагогических целей по обучению, воспитанию и развитию личности студента. Доступность, открытость управленческой информации способствует коллегиальности принятия управленческих решений, являющейся одной из форм участия всех педагогов в управлении. Для этого целесообразны регулярные отчеты администрации перед трудовым коллективом, предоставление возможностей преподавателям и студентам обсуждать вопросы вузовской жизни. Введение конкурсного избрания на педагогическую должность является проявлением демократических начал в управлении. Гуманизация управления при этом состоит в сотрудничестве, сотворчестве, утверждении субъект-субъектных отношений в образовательном процессе.
Таким образом, гуманизация и демократизация отношений в системе «преподаватель - студент» - важный и вместе с тем сложный компонент в управленческой деятельности вузовского преподавателя. Данный принцип предполагает переход от командно-административного соподчинения к сотрудничеству и партнерству на основе новой культуры педагогического взаимодействия.
Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в педагогическом управлении заключается в делегировании полномочий при принятии управленческих решений. При этом следует иметь в
виду, что отрицание централизации снижает роль руководителя, способствует возникновению сбоев в функционировании педагогических систем. В то же время отказ от децентрализации сковывает инициативу субъектов управления нижних уровней - преподавателей, студентов и приводит к дублированию управленческих функций, потере времени.
Как отмечает В. П. Сергеева (10), преподаватель в своей деятельности может пользоваться правом единоличного решения вопросов, которые входят в его компетенцию и за которые он несет персональную ответственность. Единоначалие в этом случае обеспечивает дисциплину и порядок.
Сохранение коллегиальности в управлении предполагает выработку коллективного решения на основе конкретных решений исполнителей разного уровня. Она позволяет преодолеть субъективизм и авторитаризм в управлении, но вместе с тем не исключает личной ответственности каждого за порученное дело. Мы считаем, что коллегиальность рекомендуется использовать при определении стратегических действий.
Таким образом, сочетание единоначалия и коллегиальности обеспечивает эффективность и действенность педагогического управления.
Принцип научной обоснованности управления предполагает, что построение такой его системы несовместимо с субъективизмом. Мы имеем в виду, что каждый преподаватель должен владеть достоверной и полной информацией о закономерностях и объективных тенденциях развития образования, принимать решение с учетом сложившейся обстановки и результатов прогноза на будущее (10).
Принцип развития в педагогическом управлении является необходимой предпосылкой учета общих интересов, единства целей и действий всех участников образовательного процесса. Для того чтобы их потребности, интересы и цели были учтены в управлении, они должны принимать участие не только в постановке этих целей, но и определении средств, способов воздействий и взаимодействия по их достижению.
Система принципов осуществления ин
Принцип объективности и конкретности учитывает реальные возможности и особенности действительного состояния субъекта управления, а также конкретные педагогические условия его осуществления. По словам П. И. Третьякова и др. (9), данный принцип требует педагогического анализа, состояния субъекта, учета его трудностей и присущих ему противоречий, позволяющих своевременно устранять отклонения, регулировать и корректировать поведение и деятельность субъекта.
Для преподавателя реализовать принцип объективности и конкретности означает делать выводы для педагогической практики.
Принцип оптимальности и эффективности предполагает, что в процессе управления выбраны и реализованы такие педагогические условия, способы, средства воздействия и взаимодействия, которые приводят к достижению поставленной цели. Названный принцип накладывает на управление субъектами ограничения, касающиеся параметров установления временных периодов достижения конечных результатов и самого факта достижения цели. Индивидуальная управленческая деятельность преподавателя вуза считается оптимальной и эффективной, если факт достижения цели в заданный период времени фиксирован. Если же факт достижения цели не зафиксирован за установленный срок, то управление признается не оптимальным и не эффективным.
Для обеспечения эффективности управления процессом обучения необходимо выполнение некоторых требований:
- кратко и точно формулировать цели обучения;
- определять степень начального состояния управляемого процесса;
- разрабатывать программы перехода процесса обучения из одного состояния в другое;
- устанавливать состояние процесса обучения по определенным параметрам информации;
- корректировать учебный процесс на основе информации полученной по каналам обратной связи.
й управленческой деятельности...
В теории оптимального управления выделяются два основных направления: программное управление и управление по принципу обратной связи от заданной программы (1).
Прямая связь в учебном процессе реализуется через объяснение преподавателем дидактических заданий, работы с литературой, ознакомления студентов с устройством изучаемого объекта или с соответствующим программным обеспечением и т. п.
Реализация обратной связи в учебном процессе предполагает решение следующих задач: определение совокупности контролируемых характеристик принимаемых за основу при составлении обучающих программ и составляющих содержание обратной связи; определение частоты обратной связи. В итоге обратная связь определяется уровнем освоения изучаемого материала на основании ответов студентов, контроля выполненных заданий, наблюдений преподавателя, вопросов студентов к преподавателю и т. д.
Функция педагогического управления является основной для обратной связи. Она способствует устранению рассогласования в управляющей системе; обоснованному расширению действий за счет использования текущей информации; контролированию системы по ее результативности на основании оценки выходной информации.
Как отмечает В. П. Беспалько (2), вход и выход информации в учебном процессе происходит по замкнутой спирали. Прямая связь - сообщение преподавателя; реакция студентов на сообщение преподавателя. Обратная связь - информация о реакции студентов; анализ состояния системы преподавателем; регулирование системы - дополнение, изменение методов, средств и т. д.; корректирующая реакция студентов. Вторичная обратная связь - информация о новом, состоянии системы.
В учебном процессе различают основную и вспомогательную, положительную и отрицательную обратную связь.
Основная обратная связь организует процесс обучения. Она формируется путем сравнения и обмена информации на входе и выходе системы. Вспомогательная обратная
связь - это связь указывающая. Она определяет реакцию студентов по косвенным признакам (состояние аудитории, внимание, рассеянность студентов и т. д.).
Если выходные показатели, оказывая влияние на факторы входа, усиливают или изменяют их характер, то имеет место положительная обратная связь, в противном случае если они стабилизируются или ослабляют их, то это отрицательная обратная связь. Наличие положительной обратной связи ускоряет функционирование системы, форсирует количественные и качественные изменения, регулирует установление устойчивого состояния системы. Действие отрицательной обратной связи требует постоянного регулирования и саморегулирования (1).
В реализации индивидуальной управленческой деятельности преподавателя вуза находит применение как положительная, так и отрицательная обратная связь. Это позволяет преподавателю удерживать процесс обучения в пределах конкретного состояния. При этом положительная обратная связь является фактором повышения активизации управленческой деятельности преподавателя, а отрицательная - фактором поддержания уровня равновесия (студент не понимает, плохо знает; преподаватель дает разъяснения, указывает пути изучения).
Совершенно очевидно, что преподаватель и студенты в процессе обучения связаны прямой и обратной связью: педагог влияет на студентов, а студенты - на: педагога. Прямая и обратная связь в этой системе оказывается неразрывной и циклически связанной.
При управлении по принципу обратной связи преподаватель (управляющая подсистема) выполняет внешнюю корректировку процесса обучения. Обратная связь реализуется при этом путем воздействия конечных показателей студентов на управляющую деятельность педагога. Управление процессом обучения требует обратной связи, которая отражает истинное состояние обучения
только в том случае, если наряду с данными основной информации в системе будут учитываться поступления информации из внешней среды.
Определение роли и места обратной связи является одним из главных моментов общей теории функциональных систем. Обратная связь (обратная афферентация) составляет сущность контроля и это положение представляется особенно ценным: если результат соответствует прогнозируемому, то система переходит к следующему этапу деятельности; если же возникает рассогласование - необходимо принять решение о коррекции деятельности (4).
Важным положением обновления индивидуальной управленческой деятельности преподавателя вуза признается ее ориентирование на конечные результаты деятельности всех участников педагогического процесса. Собственно оптимальность и эффективность управления оценивается по конечным результатам, по достижению конечных целей и задач.
Представленная совокупность основных принципов осуществления индивидуальной управленческой деятельности преподавателя вуза выражает теоретический идеал, к достижению которого следует стремиться и выступает как критерии результативности управления (9).
В заключении отметим, что управленческая деятельность преподавателя вуза - это система, при которой отклонения управляемых параметров выводятся на уровень, заданный программой управления. Чтобы оперативно вносить коррективы в эту деятельность, необходимо контролировать познавательную деятельность студентов как участников педагогического управления (5). Максимальный эффект контролирующего воздействия достигается тогда, когда формальный контроль подкрепляется неформальным и наоборот.
ЛИТЕРАТУРА
1. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности основы и методы: учеб.-метод. пособие. - М.: Высшая школа, 1980.
2. Беспалько В. П. Программированное обучение (дидактические основы). - М.: Высшая школа, 1970.
3. Гончаров М. А. Основы менеджмента в образовании: учебное пособие. - 3-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2010. - 480 с.
4. Горовая В., Шевченко Г. Управленческая парадигма и ее реализация в образовательной практике современного вуза // Вестник Университета (Государственный университет управления). Серия - Социология и управление персоналом. - М.: ГОУ ВПО «ГУУ», 2008. - № 6 (44). - С. 35-39.
5. Деркач А. А. Методология и стратегия ак-меологического исследования /А. А. Деркач, Г. С. Михайлов. - М.: МПА, 1998.
6. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. проф. М. В. Булановой-Топорковой. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.
7. Петрова Л. И. Основы управления педагогическими системами: учеб. пособие. - Рос-тов-н/Д.: Феникс, 2008.
8. Пищулин Н. П., Ананишнев В. М. Технологи-зация управления образованием // Школьные технологии. - 2001. - №4. - С. 3-25.
9. Регион: Управление образованием по результатам. Теория и практика / под ред. П. И. Третьякова. - М.: Новая школа, 2001.
10. Сергеева В. П. Управление образовательными системами: программно-методическое пособие. - М., 2000.
11. Симонов В. П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом: учебное пособие. -М, 1977.
12. Симонов В. П. Педагогический менеджмент: Ноу-хау в образовании: учебное пособие. -М.: Высшее образование, 2007.
13. Шевченко Г. И. Индивидуальная управленческая деятельность преподавателя вуза как объект исследования // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2006. - № 46. - С. 193-198.
Об авторе
Шевченко Галина Ивановна, ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент кафедра информационных технологий. Сфера научных интересов - управление образованием, деятельность преподавателя современного вуза, компьютерная дидактика. ShGaIv@yandex.ru