УДК 681.5 (075.8)
Система предупреждения водителя о нахождении его автомобиля в
«мертвой зоне»
Государственное Образовательное Учреждение Московский Государственный Индустриальный
Университет (ГОУМГИУ), каф. АИиСУ Авторы:
Крюков Андрей Игоревич асп. 2 год обучения Руководитель: Палагуда Константин Алексеевич к.т.н., проф.
Безопасность современного транспортного средства (ТС) является одним из наиболее остро стоящих на сегодняшний день вопросов. Среди вопросов безопасности ТС стоит выделить понятие «мертвая зона» боковых зеркал - не просматриваемая в зеркалах заднего вида область, находящаяся в соседнем ряду чуть сзади (слева и справа). В такой области с легкостью может «спрятаться» ТС другого участника дорожного движения. Начав перестроение в такой ситуации и «подрезая» соседний автомобиль, водитель с высокой вероятностью может спровоцировать ДТП. В тоже время опасности подвергается и водитель автомобиля, находящегося в «мертвой зоне» зеркал, особенно при попытке проехать мимо большегрузного ТС.
Среди существующих систем контроля «мертвой зоны» следует выделить разработки компании Volvo - система BLIS (Blind Spot Information System) и компании Mazda - система BSM (Blind Spot Monitoring). Как BLIS, так и BSM работают в режиме информирования водителя о состоянии «мертвой зоны» путем включения индикации рядом с соответствующим зеркалом. Существенный недостаток BLIS - функционирование на основе камеры. Таким образом, система не может работать в условиях плохой видимости, например, в тумане или во время сильного снегопада.
Учитывая особенности существующих систем контроля «мертвой зоны», предлагается система, отличительным признаком которой является возможность ее работы в нескольких режимах (постоянная работа, включение при работе указателя поворота, выключена) и установка на автомобиль любого производителя.
Система контроля «мертвой зоны» работает с помощью двух, расположенных в задней части автомобиля, либо четырех сенсоров (датчиков), два из которых располагаются в так же в задней чести ТС, а два дополнительных - под наружными зеркалами заднего вида, что способствует повышению эффективности работы всей
системы в целом. Если в просматриваемой зоне обнаруживается препятствие (автомобиль или мотоцикл), то на передней стойке с соответствующей стороны начинает мигать яркий индикатор. Схематично принцип действия такой системы показан на рис. 1.
Рис. 1. Схема работы предлагаемой системы контроля «мертвой зоны»
При попытке совершить маневр, когда в области «мертвой зоны» находится ТС, на передней стойке с соответствующей стороны горит оранжевый индикатор, а на рулевом колесе появляется виброимпульс, указывающий на «нежелательность» совершения перестроения на соседнюю полосу.
Поскольку каждая модель ТС имеет свои конструктивные особенности как по длине кузова так и по возможной высоте установки сенсоров на бампере, возникает необходимость выработки универсального способа установки сенсоров на каждый автомобиль. Учитывая особенности установки и настройки зеркал, определяемые требованиями ГОСТ и правилами ЕЭК ООН, были выявлены параметры «мертвой зоны» не зависящие от конструктивных особенностей отдельно взятого ТС. Это позволило выработать единообразную методику установки сенсоров и разработать соответствующее программное обеспечение, дающее возможность путем замера
Рулевая
колонка
о)
Датчик
необходимых параметров ТС, получить рекомендации по углам и способам установки датчиков.
Разрабатываемая система контроля «мертвой зоны» представляет собой конструктивно простой и сравнительно дешевый вариант построения системы слежения за состоянием «мертвой зоны» и выработки предупреждающих водителя сигналов, препятствующих совершению им «нежелательных» маневров. Данная система может быть легко установлена на любой тип транспортного средства.
Очень часто водитель, особенно начинающий, не замечает как управляемый им автомобиль попадает в «мертвую зону» боковых зеркал ТС, движущегося по соседней полосе. Данная задача представляет собой обратный подход к уже разрабатываемому решению по мониторингу «мертвой зоны». Таким образом дальнейшим развитием разрабатываемой системы является информирование водителя не только о появлении ТС в области «мертвой зоны», управляемого им автомобиля, но и о том, что его автомобиль сам входит в «мертвую зону» другого ТС.
Для решения этой задачи необходимо оценивать не только расстояние до впереди идущего автомобиля, но и его размеры, а так же взаимное расположение ТС. Наиболее приемлемыми устройствами для этой цели являются видеокамера с блоком обработки изображений, а так же датчики расстояний в углах переднего бампера.
В настоящее время готовых решений на рынках автомобильной электроники не известно.
Список литературы
1. Палагута К.А., Крюков А.И. Система контроля «мертвой зоны» боковых зеркал автомобиля // Сборник научных докладов: VIII Международная научно-практическая конференция «Молодые ученые - промышленности, науке и профессиональному образованию: проблемы и новые решения» -2009. - С. 17-19.
2. Палагута К.А., Крюков А.И. Система контроля «мертвой зоны» боковых зеркал автомобиля // Научно-теоретический и прикладной журнал широкого
профиля «Известия МГИУ. Естественные и технические науки» - 2009. -№4(17) - С. 12-17.
3. Крюков А.И., Палагута К.А. Система контроля «мертвой зоны» боковых зеркал автомобиля // Патент РФ №96822 U1 B60R1/02, 20.04.2010.
4. Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения зеркал заднего вида и механических транспортных средств в отношении установки на них зеркал заднего вида // ГОСТ Р 41.46-99 (Правила ЕЭК ООН № 46).
5. Автомобильные транспортные средства. Обзорность с места водителя. Технические требования. Методы испытаний. // ГОСТ Р 51266-99.