Научная статья на тему 'Применение современных систем противодействия для предупреждения последствий ДТП'

Применение современных систем противодействия для предупреждения последствий ДТП Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
564
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ремонт автомобилей / ДТП / безаварийная езда / тюнинг / ДАТЧИКИ / бортовой компьютер / модуль управления

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Ефремов Борис Дмитриевич, Боровиков Александр Владимирович

Проведен краткий обзор современных систем противодействия столкновениям автомобилей. Показано, что оснащение ими автомобилей, на которых они предусмотрены конструкцией завода − изготовителя, может производиться в рамках предпродажной подготовки и в специальных тюнинговых ателье

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Ефремов Борис Дмитриевич, Боровиков Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение современных систем противодействия для предупреждения последствий ДТП»

УДК 65-05;656.1/5 ББК 39.3

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СИСТЕМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ДТП

Б.Д. Ефремов1, А.В. Боровиков2

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики, 192171, Санкт-Петербург, ул. Седова, дом 55/1

Проведен краткий обзор современных систем противодействия столкновениям автомобилей. Показано, что оснащение ими автомобилей, на которых они предусмотрены конструкцией завода - изготовителя, может производиться в рамках предпродажной подготовки и в специальных тюнинговых ателье

Ключевые слова: ремонт автомобилей, ДТП, безаварийная езда, тюнинг, датчики, бортовой компьютер, модуль управления.

Наиболее часто встречающаяся причина обращения в сервисные службы по ремонту автомобилей - это потребность в оперативном устранении последствий дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Рост ДТП связан с ростом общего числа автомобилей на дорогах, которое за последние годы выросло в разы, особенно в мегаполисах и крупных городах.

И это не страшно, как показывает опыт западных стран и их переполненных автомобилями городов, особенно крупных, где дорожное движение организовано оптимально, дорожное покрытие идеально, а организация движения транспортных средств такова, что исполнение автомобилистами правил дорожного движения гарантирует безаварийную езду.

Ситуация на российских дорогах прямо противоположная. Автомобилей много, движение становится все плотнее, но скорость движения не растет. Организация движения неоптимальная, нарушения правил движения - постоянное явление, поэтому перекрестки забиты, на них вялотекущие «пробки», уплотняющиеся у перекрестков, на которые по запрещающему сигналу светофора постоянно выезжают автомобили и остаются там, не имея возможности освободить перекресток, создавая непреодолимые преграды для автомобилей, движущихся по разрешающему сигналу светофора.

Движение в плотном потоке, когда интервалы между автомобилями постоянно сокращаются, а скорость меняется, благодатная почва для столкновений автомобилей, то есть для получения им повреждений кузова и его лакокра-

сочного покрытия, а также смонтированной на кузове арматуры различного назначения.

Борьба с этим явлением ведется в различных направлениях и здесь роль автосервиса становится весьма значительной. Выделяются два направления -предупредить аварию и оперативно устранить последствия.

Традиционно автосервис занимался устранением последствий ДТП, предоставляя услуги по ремонту кузовов и их элементов.

Направлением предупреждения ДТП занимаются производители автомобилей, постоянно вводящие в конструкции новые системы, способствующие безаварийной эксплуатации автомобилей. Далеко не все автомобили, в основном в «эконом» классе оснащаются такими системами, поэтому их появлению на автомобилях в основном способствует автосервис, где автомобиль оснащается дополнительными системами по пожеланиям клиента, как в период предпродажной подготовки, так и в процессе эксплуатации в формате дополнительных услуг по тюнингу автомобиля.

Для предотвращения столкновений автомобилей разрабатываются и активно применяются новые системы, позволяющие снизить вероятность столкновения автомобилей с препятствиями и между собой и предотвратить тем самым дорожные транспортные происшествия. При маневрах автомобиля в ограниченном пространстве, особенно при его парковке, бывает затруднительно на глаз определить фактическое расстояние от автомобиля до объ-

екта, представляющего опасность при столкновении.

Для облегчения парковки автомобиля применяются парковочные системы, в основном на базе малогабаритных видеокамер.

Вспомогательная видеокамера для парковки

PAS - это система, в которой на дисплее HLDF показывается изображение объектов сзади автомобиля, что облегчает, например, парковку.

В HLDF показываются вспомогательные линии, соответствующие расстоянию 0,3 и 1,5 м от автомобиля сзади. Перпендикулярно и этим линиям на дисплее с помощью вспомогательных линий отображается положение автомобиля в поперечном направлении.

Если водитель изменяет положение рулевого колеса, изменяются вспомогательные линии расположения автомобиля в поперечном направлении. PAS устанавливается только как опция/дополнительное оборудование. В связи с тем, что в PAS используется HLDF, система может устанавливаться только на автомобилях с навигационной системой.

PAS - Вспомогательная система для парковки ( PAS (Parking Assistance System).

С помощью ультразвука передние и задние датчики регистрируют расстояние до объектов вокруг автомобиля. Датчики напрямую подсоединены к модулю помощи при парковке (РАМ). PAS впереди может использоваться только на автомобилях, имеющих PAS сзади, так как датчики подсоединяются к одному и тому же модулю управления РАМ.

Задние датчики активируются, когда ключ запуска находится в положении II и рычаг переключения передач в положении передачи заднего хода. Датчики отключаются, когда рычаг выводится из положения передачи заднего хода.

Передние датчики активируются, когда ключ старта находится в положении II и рычаг переключения передач в положении передачи заднего хода, или если автомобиль двигается вперед со скоростью до 15 км/ч.

В автомобилях с автоматической коробкой передач датчики отключаются, когда рычаг переключения передач находится в положении парковки.

РАМ по сети CAN направляет информацию о статусе системы (on/off) на ICM и СЕМ. Если система действует, на дисплее ICM отображается текстовое

сообщение. ICM активирует предупреждающий сигнал в соответствующих динамиках (предупреждение спереди или сзади).

Для того чтобы водитель смог различать передний и задний предупреждающий сигнал, они различаются следующим образом:

- Передний предупреждающий сигнал частотой 800 Гц поступает из пары передних динамиков.

- Задний предупреждающий сигнал частотой 500 Гц поступает из пары задних динамиков.

Предупреждающий сигнал с постоянным тоном соответствует расстоянию между объектом впереди или сзади и автомобилем менее 0,30 м. Сигнал прерывистый, если расстояние между объектом впереди и автомобилем от 0,80 м до 0,30 м или если расстояние между объектом сзади и автомобилем от 1,5 м до 0,30 м. PAS можно отключить переключателем на ССМ.

Модуль управления буксирного крюка TRM по сети CAN направляет на РАМ информацию о наличии прицепа, подсоединенного к выводу для контакта прицепа. Если прицеп подсоединен, РАМ автоматически отключает парковочный радар сзади.

Система предупреждения о столкновении с функцией вспомогательного торможения

Наезд сзади - это наиболее типичный вид ДТП. Во многих случаях наезд происходит по причине отвлечения внимания водителя и, как следствие, водитель не успевает вовремя отреагировать на ситуацию на дороге.

В Volvo Cars была разработана "Система предупреждения столкновения с функцией вспомогательного торможения". Это передовая технология, включающая вспомогательные функции, которые позволяют предотвратить наезд на впереди идущий автомобиль, или свести к минимуму последствия столкновения, если избежать его нет возможности.

При помощи радара осуществляется постоянный контроль зоны впереди автомобиля. Система активируется в различных ситуациях и предпринимает различные по последовательности меры:

- Если автомобиль приближается к другому автомобилю сзади, и водитель не реагирует на приближение, загорается и мигает предупредительный красный свет, отражающийся на ветровом стекле. Одновременно раздается предупредительный зуммер. В некото-

ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕРВИСА №2(8) 2009

77

рых ситуациях этого вполне достаточно, чтобы предупредить водителя.

Если, несмотря на предупреждения, вероятность столкновения возрастает, вступает в действие система вспомогательного торможения. Чтобы сократить время реакции, тормозная система автоматически прижимает тормозные колодки к тормозным дискам. Кроме этого, усиливается давление в гидравлической системе, и тогда результат торможения будет достаточно эффективным, даже если водитель прикладывает незначительное усилие на педаль тормоза.

Применение резкого торможения сопровождается немедленным предупреждением водителя автомобиля сзади: тормозные фонари начинают мигать (мигание стоп-сигналов в Европе и постоянная активация ламп стоп-сигналов на моделях для рынка США). Как только скорость снижается ниже 30 км/ч, активируются предупредительные мигающие фонари.

При помощи меню бортового компьютера автомобиля можно настроить срабатывание системы в зависимости от ситуации и в соответствии с индивидуальным стилем вождения. Предлагается выбор трех уровней настройки системы.

Адаптивный круиз контроль

Адаптивный круиз контроль, позволяет водителю поддерживать безопасную дистанцию до впереди идущего транспортного средства. В целом эта система может рассматриваться как еще одно устройство, повышающее комфорт вождения, однако кроме этого Адаптивный круиз контроль повышает уровень безопасности при движении в потоке с неравномерной скоростью. Эта технология лежит в основе ряда передовых систем, разработанных для повышения качества и безопасности управления автомобилем.

Используя радар, адаптивный круиз контроль постоянно следит за расстоянием до впереди идущих автомобилей и автоматически регулирует скорость движения автомобиля, не допуская значительного сокращения дистанции.

Водитель устанавливает требуемую скорость движения от 30 до 200 кМ/ч и затем выбирает временной интервал до впереди идущего транспортного средства. Система предусматривает выбор пяти временных интервалов.

Передовая система BLIS и система IDIS

На автомобили устанавливается система BLIS (Blind Spot Information System) - система информирования о наличии автомобилей в мертвой зоне видимости и система IDIS (Intelligent Driver Information System) - интеллектуальная система информирования водителя - две технологии, призванные помочь водителю управлять автомобилем в различных ситуациях на дороге. Используя камеры, встроенные во внешних зеркалах, система BLIS регистрирует автомобили, находящиеся сзади по бокам в зонах мертвой видимости. Если в такую зону попадает транспортное средство, возле соответствующего зеркала загорается предупредительная лампа, и водитель может предпринять необходимый маневр, соблюдая безопасность.

IDIS - это электронная информационная система, которая не позволяет водителю отвлекаться в наиболее критических ситуациях на дороге. Система постоянно следит за определенными функциями в автомобиле, включая вращение рулевого колеса, перемещение педали акселератора, использование сигналов поворота и тормозов. Система IDIS может оценить сложность текущей ситуации на дороге. Полученная системой информация обрабатывается и, если IDIS оценивает ситуацию как критическую, то она удерживает всю менее важную для водителя информацию, например, входящие звонки или текстовые послания по мобильной связи.

Краткий обзор современных систем противодействия столкновениям автомобилей показывает, что оснащение ими не только дорогих автомобилей, на которых они предусмотрены, но и на автомобилях, где они не предусмотрены конструкцией завода - изготовителя, вполне может производиться в рамках предпродажной подготовки и в специальных тюнинговых ателье.

1 Ефремов Борис Дмитриевич, доктор технических наук, профессор кафедры «Автосервис»

СПбГУСЭ, тел.: 700 62 1 6 '

2 Боровиков Алексан, Владимирович, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Автосервис» СПбГУСЭ, тел.:+ 7 921 448 59 52

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.