УДК 343.2/.7 ББК 67.73
DOI 10.24411/2073-3313-2020-10034
СИСТЕМА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
_ _ _ _____ W ___
В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
Сергей Александрович ПОПОВ, старший оперуполномоченный по особо важным делам 24-го отдела Управления «Б» ГУЭБиПК МВД России
E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность,
правозащитная и правоохранительная деятельность
Аннотация. Деятельность органов государственного и муниципального управления в пределах их полномочий в рамках профилактики коррупции является превентивной. Такая деятельность обеспечивает недопущение совершения коррупционных правонарушений (в том числе преступлений). Если же механизмы профилактики коррупции дают сбой или сознательно не реализуются уполномоченными лицами, противодействие коррупции переходит в сферу борьбы с ней. Такая борьба осуществляется через реализацию компетенции правоохранительных органов. В связи с этим в статье рассмотрены актуальные вопросы организации системы правоохранительных органов в сфере противодействия коррупции. Проанализировано законодательство в данной сфере. Сделаны выводы о необходимости определить единый координационный орган, который будет обеспечивать именно координацию взаимодействия всех правоохранительных органов в сфере противодействия коррупции.
Ключевые слова: коррупция, теоретический анализ, противодействие коррупции, правоохранительные органы, система.
Annotation. The activities of state and municipal governments with in their powers with in the framework of corruption prevention are preventive. Such activity ensures the prevention of corruption offenses (including crimes). If corruption prevention mechanisms fail or are deliberate ly not implemented by authorized persons, the fight against corruption will go in to the sphere of combating it. Such a struggle is carried out through the implementation of the competence of law en for cement agencies. In this connection, the article considerest opical issues of organizing a system of law en for cement agencies in the field of combating corruption. The legislation in this area is analyzed. Conclusions are drawn about the need to determine a sing le coordinating body that will ensure precisely the coordination of the interaction of all lawen forcement agencies in the field of combating corruption.
Keywords: corruption, theoretical analysis, anti-corruption, law enforcement, system.
В Российской Федерации, как и во всем мировом сообществе, вопросы в сфере противодействия коррупции распространяются на новые уровни управления [5]. В настоящее время антикоррупционные обязанности должны выполнять не только государственные служащие, но и работники государственных корпораций [7], иных коммерческих организаций [8]. Предупреждение коррупции — это деятельность организации, направленная на введение элементов корпоративной культуры, организационной структуры, правил и процедур, регламентированных внутренними нормативными документами, обеспечивающими недопущение коррупционных правонарушений [2].
В связи с вышеизложенным деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий в рамках профилактики коррупции является превентивной, воспитательной мерой, обеспечивающей недопущение совершения коррупционных правонарушений (в том числе преступлений).
Если же механизмы профилактики коррупции дают сбой или сознательно не реализуются уполномоченными лицами, противодействие коррупции переходит в сферу борьбы с ней, че-
ЗАКОН И ПРАВО • 01-2020
рез реализацию компетенции правоохранительных органов по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений. К таким органам действующее законодательство относит: Генеральную прокуратуру Российской Федерации и иные органы Прокуратуры Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, МВД России, ФСБ России, ФТС России, отраслевые управления собственной безопасности (далее также УСБ) отдельных правоохранительных органов, суды судебной системы Российской Федерации.
На первый взгляд такой внушительный список правоохранительных органов, борющихся с коррупцией, должен перекрывать все сферы, где могут совершаться коррупционные преступления, (это и социальная сфера: образование, здравоохранение; органы государственной власти и местного самоуправления; судебная система и т.д.). Однако в действительности на практике вышеперечисленные правоохранительные органы действуют разрозненно, без должного тесного взаимодействия, за исключением отдельных примеров, которые чаще всего налажены или выстроены на личных взаимоотношениях между руководителями или подчиненными этих подразделений.
При этом необходимо отметить, что противодействие коррупции является одной из первоочередных задач в работе органов внутренних дед (ОВД). В пределах своей компетенции сотрудники органов внутренних дел реализуют установленные законом способы борьбы с преступлениями против государственной власти. Пределы действия их полномочий, социальный статус закреплены в нормативно-правовых актах, регулирующих борьбу с преступностью.
Реализуя свою компетенцию, Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее — МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции (далее — сфера внутренних дел), а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел.
МВД России в сфере противодействия коррупции организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федера-
ции оперативно-розыскную деятельность; обеспечивает исполнение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в системе МВД России, обеспечивает исполнение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, а также собственную безопасность и защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, в территориальном органе, подчиненных органах и организациях [4].
Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то соответствующим Федеральным законом (далее — органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств [3].
На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям органов внутренних дел Российской Федерации.
В структуре МВД России создано Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК), которое является самостоятельным структурным подразделением Центрального аппарата МВД России, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции противодействие преступлениям экономической и коррупционной направленности [1].
Завершая обзор полномочий МВД России в сфере противодействия коррупции отметим, что Стратегия национальной безопасности РФ определяет национальные приоритеты, к которым относится государственная и общественная безопасность, обеспечиваемая в том числе путем выявления, предупреждения и пресечения экономических преступлений. Соответственно, противодействие преступлениям экономической и коррупционной направленности является актуальным и приоритетным направлением деятельности ОВД, которые должны решать задачи по предупреждению и устранению угроз, связанных с экономической и коррупционной преступностью, в свете современных тенденций экономической и геополитической ситуации [6].
Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы.
ЗАКОН И ПРАВО • 01-2020
Несмотря на важность выполняемых задач службами собственной безопасности отраслевых правоохранительных органов, их деятельность, в том числе процесс взаимодействия с МВД России и ФСБ России в сфере противодействия коррупции, не является эффективной. А именно, в настоящее время совершенствования требует и организация межведомственного взаимодействия в сфере противодействия коррупции.
Так, на сегодняшний день противодействие коррупции осуществляют такие правоохранительные органы, как: МВД РФ, ФСБ России, профильные отделы собственной безопасности Федеральной службы исполнения наказаний России, Федеральной Таможни России, Федеральной службы судебных приставов России и т.д.
На первый взгляд такой внушительный список правоохранительных органов, борющихся с коррупцией, должен перекрывать все сферы, где могут совершаться коррупционные преступления. Однако в действительности на практике вышеперечисленные правоохранительные органы действуют разрозненно, без должного тесного взаимодействия.
В связи с этим, как нам представляется, необходимо определить единый координационный орган, который будет обеспечивать именно координацию взаимодействия всех указанных выше правоохранительных органов, в том числе и при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Библиографический список
1. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 01.03.2011 г. № 248 (в ред. от 24.10.2018 г.) // СПС «Консультант Плюс»
2. Ломакина Л.А. Дисциплинарная ответственность работников государственных корпораций и государственных компаний за нарушение обязанностей и невыполнение запретов по российскому законодательству как мера противодействия коррупции // Журнал рос. права. 2016. № 11. С. 123—133.
3. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон РФ от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ (в ред. от 02.08.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»
4. Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: Указ Президента РФ от 21.12.2016 г. № 699 (в ред. от 06.11.2018 г.) // СПС «Консультант Плюс»
5. Трунцевский Ю.В. Соблюдение организациями требований законодательства о противодействии коррупции: вопросы практики // Журнал рос. права. 2019. № 2. С. 169—182.
6. Трунцевский Ю.В., Ищук Я.Г. Профилактика преступлений органами внутренних дел в сфере обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Безопасность бизнеса. 2019. № 1. С. 19—23.
7. Трунцевский Ю.В., Севалънев В.В. Перспективы международного сотрудничества Российской Федерации и Китайской Народной Республики в сфере противодействия коррупции // Междунар. публичное и частное право. 2016. № 6. С. 31.
8. Цирин А.М. Предупреждение коррупции: проблемы и перспективы // Журнал рос. права. 2016. № 12. С. 106—114.
ЗАКОН И ПРАВО • 01-2020