Секция «Информатика и автоматизированные системы»
документации, необходимой для их выпуска, создание изометрического изображении изделия.
Взаимное положение компонентов сборки задается путем указания сопряжений между ними. Процесс сборки повторяет действия слесаря-сборщика. Каждая деталь последовательными действиями «приставляется» к соседним деталям.
Компонент сборки можно свободно перемещать и поворачивать «мышью», если этому не препятствует сопряжения, в которых участвует компонент, например, втулку, концентрично установленную в отверстие, можно вращать вокруг оси и перемещать вдоль оси. Компонент можно зафиксировать в текущем положении; вращение и перемещение зафиксированного компонента невозможно.
Любое сопряжение может быть удалено или отредактировано. Несколько компонентов могут объединяться в новую подсборку. Выполнение формообразующих операций возможно не только в модели детали, но и в модели сборки. Примером такой «со-
вместной» операции могут служить отверстия в сборке и сечения сборки плоскостью.
Таким образом, построение моделей развивает пространственное воображения, прививает практические навыки. Используя графическую систему КОМПАС-3Б, появляется возможность анализа форм моделируемых объектов, создание новых объектов при конструировании, определении параметров, задающих геометрические объекты.
© Десятов А. Ю., Малахов М. Н., Плотникова И. В., 2010
УДК 004.942
А. М. Жунин Научный руководитель - И. М. Данилин Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
СИСТЕМА ПОСТРОЕНИЯ ЭБ-ПОВЕРХНОСТЕЙ ЗЕМНОГО ПОКРОВА
Система построения 3Б-поверхностей земного покрова используется для моделирования земного рельефа, растительности, искусственных объектов. Полученные модели могут быть использованы при создании геоинформационных систем для решения задач экологического мониторинга и мониторинга природных ресурсов.
Земной рельеф представляет собой очень сложную поверхность, поэтому при моделировании применяется описание поверхности множеством точек. Поскольку построение 3Б-модели представляет сложную вычислительную задачу, необходимо не только построить достаточно реалистичную модель, отражающую объемность, расположение объектов, текстуры поверхности, но также максимально сократить аппаратные затраты. Для реализации этих целей на практике наиболее часто производится триангуляция, т. е. разбиение изображений на треугольники [1; 2].
Это объясняется следующими причинами:
- треугольник является простейшим полигоном, вершины которого однозначно задают грань;
- любую область можно гарантировано разбить на треугольники;
- вычислительная сложность алгоритмов разбиения на треугольники существенно меньше, чем при использовании других полигонов;
- реализация процедур рендеринга наиболее проста для области, ограниченной треугольником;
- для треугольника легко определить три его ближайших соседа, имеющих с ним общие грани.
Среди методов триангуляции для набора точек, которые задают поверхность, широко используют метод Делоне. Метод предполагает соединение между собой набора точек непересекающимися отрезками прямых линий таким образом, чтобы сформированные треугольники стремились к равноугольно-сти. Алгоритм работает путем постоянного наращивания к текущей триангуляции по одному треугольнику за шаг.
Библиографические ссылки
1. Gopiy M., Krishnan S. Silva C. T. Surface Reconstruction based on Lower Dimensional Localized De-launay Triangulation. Eurographics 2000 // M. Gross and F.R.A. Hopgood Volume 19 (2000), Num. 3.
2. Романюк А., Сторчак А. Алгоритмы триангуляции. Комиздат, 2004.
© Жунин А. М., Данилин И. М., 2010