Научная статья на тему 'Система показателей комплексной оценки конкурентоспособности страховой организации'

Система показателей комплексной оценки конкурентоспособности страховой организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
968
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРАХОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / СТРАХОВОЙ ПРОДУКТ / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРАХОВЩИКОВ / СТРАХОВОЙ РЫНОК / ДИНАМИКА СТРАХОВЫХ ПРЕМИЙ И ВЫПЛАТ / ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / INSURANCE / COMPETITIVE ABILITY OF AN INSURANCE COMPANY / POLICY OF INSURANCE / ESTIMATION PROCEDURE / CRITERIA / INDICES / INSURANCE MARKET / THE MOVING FORCES AND TRENDS OF INSURANCE PREMIUM AND INSURANCE MONEY / COMPETITION / FINANCIAL STABILITY / ECONOMIC EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жигас Маргарита Герутисовна, Подобулкина Светлана Александровна

Рассматривается конкурентоспособность страховой организации с учетом особенностей ее деятельности. Исследуются критерии и показатели оценки конкурентоспособности страховщиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Complex Estimation Indicators of Insurance Company Competitiveness

This article is about competitiveness of the insurance companies. The authors of research tell about the criteria and indicators of estimation insurance company competitiveness.

Текст научной работы на тему «Система показателей комплексной оценки конкурентоспособности страховой организации»

© Жигас М. Г., Подобулкина С. А., 2008

ЖИГАС Маргарита Герутисовна

Доктор экономических наук, профессор, декан финансово-экономического факультета

Байкальский государственный университет экономики и права

664003, РФ, г. Иркутск, ул. Ленина, 11 Контактный телефон: (3952) 25-59-71 e-mail: gigas@isea.ru

ПОДОБУЛКИНА Светлана Александровна

Аспирант кафедры страхования и управления рисками

Байкальский государственный университет экономики и права

664003, РФ, г. Иркутск, ул. Ленина, 11 Контактные телефоны: (3952) 38-19-16, (950) 119-71-40 e-mail: light-sv@yandex.ru

Система показателей комплексной оценки конкурентоспособности страховой организации

Ключевые слова: страхование, конкурентоспособность страховой организации, страховой продукт, методика оценки, критерии и показатели конкурентоспособности страховщиков, страховой рынок, динамика страховых премий и выплат, финансовая устойчивость.

Аннотация. Рассматривается конкурентоспособность страховой организации с учетом особенностей ее деятельности. Исследуются критерии и показатели оценки конкурентоспособности страховщиков.

Конкурентоспособность (КСП) предприятия - характеристика, которая, во-первых, отражает его способность производить конкурентоспособные товары (услуги); во-вторых, показывает степень превосходства по производственному потенциалу в будущем без ущерба финансовому состоянию предприятия [6]. Данная характеристика, по сути, является фактором обеспечения безопасности объекта, так как повышение конкурентоспособности не только способствует выживанию в условиях жесткой конкуренции, но и служит предпосылкой последующего комплексного развития.

В научной литературе представлены различные методики оценки конкурентоспособности организаций, при построении которых, как правило, рассматриваются два структурных элемента, тесно взаимосвязанных между собой - КСП товара (услуги) и КСП фирмы (хозяйствующего субъекта), и, соответственно, предлагаются критерии и показатели оценки данных элементов [5].

В страховании существуют особенности, обусловленные спецификой самой страховой деятельности и страхового продукта. Если при оценке конкурентоспособности товаров их можно рассматривать отдельно от производителя, оценивать технические параметры, степень удовлетворения потребностей клиентов и т. д., то в отношении страховых продуктов1 данный подход не применим.

1 Под страховым продуктом мы понимаем совокупность соответствующих услуг (по прямому страхованию, перестрахованию, услуги страховых брокеров, консультационные и др.) и необходимой документации, отражающей условия страхования, рекламной информации и т. п.

Страховая услуга неотделима от ее производителя; качество страховой услуги (уровень предпродажного обслуживания, процедура урегулирования убытков и т. д.) зависит от эффективности деятельности всех подразделений страховщика, и в этой связи невозможно сопоставлять цены (тарифы) на сходные страховые продукты различных страховых компаний. Кроме того, в настоящее время из-за отсутствия системы стандартизации невозможно оценивать соответствие страховых услуг добровольным стандартам. Таким образом, задача оценки конкурентоспособности страховых продуктов решается только при оценке конкурентоспособности самой страховой организации.

Следует отметить, что в долгосрочном аспекте конкурентоспособность определяет уровень финансового состояния фирмы, так как дополнительная прибыль, получаемая благодаря созданным конкурентным преимуществам, повышает размер собственных средств предприятия, его ликвидность, финансовую маневренность. Однако в текущем аспекте рост эффективности и повышение конкурентоспособности являются разнонаправленными задачами, так как на создание конкурентных преимуществ требуется дополнительная иммобилизация денежных средств (ресурсов), что снижает уровень финансовой устойчивости. Поэтому на практике встречаются ситуации, когда предприятия с высоким уровнем конкурентоспособности имеют достаточно высокий уровень финансового риска по текущим операциям, и, наоборот, предприятия со стабильно высокой величиной финансовых резервов сравнительно медленно повышают эффективность ведения бизнеса. Таким образом, взвешенная сравнительная оценка факторов конкурентоспособности и финансовой устойчивости создает комплексную картину развития бизнеса предприятия по сравнению с компаниями-конкурентами [5]. В отношении страховых организаций фактор финансовой устойчивости имеет особое значение, так как страхование - это бизнес, основанный в большей степени на доверии; страховщики при заключении договора принимают на себя отложенные во времени финансовые обязательства. Поэтому и в текущем периоде, и в долгосрочной перспективе задача повышения конкурентоспособности должна решаться без ущерба для финансовой устойчивости компании.

Характер оценки КСП страховой организации зависит от того, какую цель преследует данный анализ. В большинстве случаев методика оценки КСП разрабатывается для руководства организации с целью формирования конкурентной стратегии, согласованной с условиями конкретной отрасли, навыками и капиталом, которым обладает рассматриваемое предприятие [Там же]. При этом используется большой объем как внешней информации (представляет собой доступную сводную финансовую отчетность предприятия, информацию СМИ и др.), так и внутренней, которая, по сути, является коммерческой тайной.

Исходя из целей исследования критерии и показатели оценки конкурентоспособности страховой организации разрабатывались нами с позиции потенциального страхователя, потребителя страховой услуги, который выбирает страховую компанию, и которому важно оценить не только текущее рыночное положение страховщика, но и его финансовую устойчивость. Задачу оценки страхователь решает, используя только внешнюю (доступную) информацию. Инструментарием может служить комплексный подход к построению системы критериев и показателей оценки конкурентоспособности и финансовой устойчивости страховщика.

Для комплексной оценки конкурентоспособности страховой организации, на наш взгляд, необходимо использовать целый ряд критериев и показателей (см. рисунок). Отметим, что критерии отражают качественную, а показатели - количественную характеристику рассматриваемого явления.

Первым критерием оценки является уровень развития страховой отрасли как по Российской Федерации в целом, так и по регионам.

Оценка конкурентоспособности страховой организации

Для определения используют следующие показатели:

1) уровень проникновения страхования. Рассчитывается как доля страховых взносов в ВВП за исследуемый период. Его целесообразно сопоставлять с показателем развития рынка банковских услуг. Банковские операции и деятельность по предоставлению страховых услуг относятся к сфере финансовых услуг, связанных с привлечением и использованием денежных средств физических и юридических лиц [1. Ст. 3]. Поэтому важно рассматривать развитие конкурирующих между собою отраслей;

2) плотность страхования (динамика страховых взносов на душу населения). Значение этого показателя нагляднее сопоставлять со среднедушевым размером страховых премий в странах с развитым страховым рынком;

3) динамика страховых взносов и выплат по обязательному и добровольному страхованию и их соотношение. Данный показатель позволяет судить, за счет каких видов страхования на сегодняшний день развивается страховой рынок в РФ. При исследовании динамики страховых взносов учитываются страховые платежи системы обязательного медицинского страхования (ОМС) и премии, полученные страховщиками при страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Однако существующая форма организации системы ОМС и порядок формирования и распре-

деления фонда денежных средств приводят к выводу: для оценки развития реального страхования необходимо вычитать из расчетов взносы по ОМС. При этом страховые премии по ОСАГО учитывают при условии отдельного рассмотрения доли страховых взносов в общем объеме, динамики и перспектив развития данного вида страхования. Как известно, именно ОСАГО стало одной из предпосылок развития добровольных видов страхования;

4) темп роста премий и выплат по видам страхования (в том числе в сопоставлении с темпами роста, скорректированными на уровень инфляции). Определение прогнозных значений;

5) коэффициент и динамика страховых выплат по обязательному и добровольному страхованию;

6) распределение страховых премий и выплат (без учета обязательного медицинского страхования) по Федеральным округам РФ. Данный показатель позволяет оценить уровень концентрации страхового рынка, что непосредственно влияет на условия конкуренции в том или ином регионе.

Второй критерий оценки - функционирование страховых компаний как субъектов экономических отношений. Для этого используют следующую группу показателей:

1) динамика количества страховых компаний. В данном случае предпочтительнее оценивать не только изменение количества страховщиков, но и выявлять причины этих измерений;

2) количество и удельный вес страховщиков, созданных в той или иной организационно-правовой форме;

3) период функционирования страховщиков на страховом рынке (в целом по Российской Федерации, а также в разрезе субъектов Федерации). Длительность периода функционирования страховых организаций на страховом рынке позволяет сделать выводы о надежности и, следовательно, о конкурентоспособности страховщика;

4) суммарный размер уставного капитала российских страховых организаций и темпы его прироста. Уставный капитал является гарантом обеспечения финансовой устойчивости страховщиков, поэтому повышение уровня капитализации - одно из условий конкурентоспособности как отдельных компаний, так и отрасли в целом;

5) распределение объема собранных премий между страховыми организациями в соответствии с размерами уставного капитала. Этот показатель позволяет судить об уровне концентрации страховых платежей в крупных компаниях и характере конкуренции на страховом рынке;

6) количество заключенных и расторгнутых договоров, количество жалоб (по видам страхования).

Третий критерий - уровень конкуренции на страховом рынке. К показателям оценки данного критерия относятся:

1) выявление лидирующих компаний в целом по страховому рынку и его сегментам. В данном случае необходимо не только определить лидеров сегмента рынка по объемам собранных премий, но и проследить, каким образом менялись лидирующие позиции страховых организаций в предшествующие периоды;

2) доля страховых премий, которая аккумулировалась компаниями-лидерами, по отношению к общему объему страховых премий. Этот показатель позволяет установить уровень концентрации страхового рынка, а также описать конкуренцию с позиции существующих моделей (монополия, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия);

3) количество сделок, связанных с созданием страховых групп, преобразованием средних страховых компаний в филиалы крупных страховщиков. Данный показатель позволяет проследить процессы увеличения/снижения уровня концентрации страхового рынка, что, в свою очередь, влияет на конкуренцию в страховом бизнесе;

4) количество сделок, связанных с покупкой иностранными страховщиками пакета акций российских страховых компаний. Увеличение количества подобных сделок приводит к ужесточению конкуренции;

5) структура страхового портфеля компаний-лидеров страхового бизнеса. Страховой портфель представляет собой совокупную ответственность страховщика (или перестраховщика) по всем действующим договорам страхования. Для характеристики страхового портфеля выделим следующие показатели:

а) доля страховых премий по видам страхования с разбивкой на взносы юридических и физических лиц. Данный показатель позволяет определить наиболее приоритетные виды страхования, осуществляемые страховщиками;

6) структура совокупной страховой суммы (распределение страховой суммы по видам страхования). Соотношение данного и предыдущего показателей позволяет сделать вывод о том, каким образом распределены обязательства и премии;

в) средняя страховая сумма по договорам страхования, рассчитанная как соотношение общей страховой суммы и количества заключенных договоров по видам страхования, что позволяет определить ответственность страховщика по принятым обязательствам, а также сделать вывод о характере застрахованного объекта (крупные, средние или мелкие объекты);

г) структура страховых выплат по видам страхования с разбивкой на выплаты юридическим и физическим лицам;

д) коэффициент выплат (в динамике за соответствующий период). Изменение уровня убыточности может повлиять на размер страхового тарифа;

е) доля страховых премий, переданных в перестрахование. Данный показатель позволяет оценить, каким образом страховщик перераспределяет риски, какова надежность страхового портфеля;

ж) количество агентов и среднее агентское вознаграждение. Этот показатель позволяет оценить эффективность агентской политики страховщика.

Четвертый критерий - финансовая устойчивость страховой организации. Для оценки данного критерия выделим следующую группу показателей:

1) уровень собственного капитала (отношение собственного капитала, включая резервы, к активам);

2) уровень страховых резервов (отношение страховых резервов к активам страховых компаний);

з) соотношение собственного капитала и обязательств;

4) уровень чистого оборотного капитала (отношение разницы между оборотным капиталом и краткосрочными обязательствами и активами);

5) уровень инвестированного оборотного капитала (доля активов страховой организации, направленных на кратко- и долгосрочные инвестиции);

б) уровень перманентного капитала (доля всего долгосрочного капитала в активах страховой организации);

7) уровень собственного удержания (доля страховой премии, оставленной на собственном удержании страховой организации, в общей сумме страховых премий);

8) соотношение страховых резервов и суммы страховых премий;

9) доля страховых резервов в собственном капитале.

Пятый критерий - эффективность страховой организации. Данный критерий оценивается с помощью следующей группы показателей:

1) рентабельность всех активов по прибыли до налогообложения;

2) активы по чистой прибыли;

3) рентабельность оборотного капитала, собственного капитала, собственного капитала без страховых резервов, страховых резервов, инвестированного капитала.

Таким образом, комплексная оценка конкурентоспособности страховой организации охватывает систему критериев и показателей, которые позволяют оценить не только конкурентоспособность (рыночную эффективность) предприятия, но и его финансовую устойчивость.

Источники

1. Федеральный закон от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».

2. Зубец, А. Страховой маркетинг / А. Зубец. М., 1998.

3. Сухоруков М. М. Страховые услуги: свойства и классификация / М. М. Сухору-ков // Маркетинг услуг. 2006. № 3. С. 178-195.

4. http://www.cfin.ru.

5. http://www.council.gov.ru.

6. http://www.kampi.ru.

7. http://www.marketing.spb.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.