Научная статья на тему 'Обоснование финансово - экономических факторов конкурентоспособности страховых'

Обоснование финансово - экономических факторов конкурентоспособности страховых Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
545
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СТРАХОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / COMPETITIVENESS / INSURANCE COMPANIES / FINANCIAL-ECONOMIC FACTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фрумина С. В.

В статье рассмотрены основные подходы к выделению факторов конкурентоспособности, предлагается авторская группировка и обоснование финансово-экономических факторов конкурентоспособности страховых организаций, сформулированные в соответствии с классификацией М. Портера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Substantiation of the financial and economic factors of the insurance companies competitive

The article describes the main approaches to the allocation of factors of competitiveness of organizations and offers the authors study group and the financial and economic factors, competitive insurance companies made in accordance with the M. Porter classification.

Текст научной работы на тему «Обоснование финансово - экономических факторов конкурентоспособности страховых»

Фрумина С. В., доцент кафедры «Финансы, денежное обращение и кредит» Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Москва,

frumina@mail.ru

обоснование финансово-

экономических факторов

конкурентоспособности

страховых организаций

В статье рассмотрены основные подходы к выделению факторов конкурентоспособности, предлагается авторская группировка и обоснование финансово-экономических факторов конкурентоспособности страховых организаций, сформулированные в соответствии с классификацией М. Портера.

Ключевые слова: конкурентоспособность, страховые организации, финансово-экономические факторы.

Введение

Наиболее значимыми результатами экономических преобразований на российском рынке страховых услуг стали изменения требований к страховым организациям, в том числе, относящихся к величине уставного капитала, ужесточению контроля, изменению процедуры банкротства и др. Трансформации на страховом рынке продолжаются по сегодняшний день. Так, представители Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) предлагают внести изменения в Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», позволяющие отзывать лицензию у страховщика за повторно выявленное нарушение, связанное с представлением недостоверных сведений в части соблюдения требований финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций. В настоящее время активно обсуждаются меры по штрафным санкциям. Планируется переведение страховщиков на механизм

ежедневной отчетности и введение системы внутреннего контроля. Рассматривается возможность применения принудительного переведения активов в доверительное управление в случае неплатежеспособности компании.

В ближайшем будущем на российский страховой рынок распространятся требования Евросоюза Solvency 2 к платежеспособности страховщиков, которые значительно обширнее и глубже, нежели действующие российские. Они предполагают не только наличие установленного размера уставного капитала, но и обязательные к исполнению нормативы, к которым необходимо будет приводить российские страховые организации.

Однако, несмотря на обозначенные изменения, приходится констатировать, что спрос на страховые услуги, со стороны как населения, так и юридических лиц в нашей стране, продолжает оставаться незначительным, поэтому важно выделить факторы, влияющие на его повышение, поскольку исследование проблем конкурентоспособ-

ности без изучения факторов, оказывающих воздействие на уровень конкурентоспособности страховых организаций, представляется неполным.

Классификация факторов конкурентоспособности

Одной из предпосылок изучения факторов конкурентоспособности является их научно-обоснованная классификация. По определению в отечественной теории и практике под классификацией понимают разделение множества объектов технико-экономической и социальной информации на подмножества по их сходству или различию в соответствии с принятыми методами, обеспечивающими систематизацию объектов классификации по выбранным признакам (свойства, характеристики, параметры объектов и др.).

Любая научная классификация должна удовлетворять, по меньшей мере, трем основным требованиям:

• раскрывать сущность и содержание объекта (классифицируемого явления, процесса);

• отражать цель, принципы и ведущие признаки данного распределения (группировки);

• помогать практическому использованию разработанной классификации в соответствующей области деятельности.

Различия в развитии страховых организаций складываются под воздействием большого числа факторов, что требует их особой систематизации, т. е. классификации по определенным обобщающим признакам, характеризующим возникновение этих факторов и дающим возможность выявления причинно-следственной связи между ними.

Факторный подход к анализу конкурентоспособности страховых организаций является в значительной мере синтетическим, поскольку представляет собой лишь аккумуляцию большинства теоретических взгля-

дов на проблему. При этом следует, прежде всего, остановиться на самой дефиниции «фактор». Согласно определению, данному в толковом словаре русского языка, фактор (factor — буквально делающий) обозначается как причина, движущая сила какого-либо процесса или явления, либо его отдельные черты1.

Факторы конкурентоспособности можно охарактеризовать как явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности организации и социально-экономической жизни общества, способные влиять на изменение уровня конкурентного развития в сторону как повышения конкурентоспособности, так и уменьшения. Они определяют средства и способы использования резервов конкурентоспособности, однако их наличия недостаточно для ее обеспечения.

Достаточно полный анализ различных подходов к классификации факторов конкурентоспособности предприятий (организаций) приводится в работе Л. В. Баум-гартена2, который акцентирует внимание на качестве и характеристике продукции, репутации, производственных мощностях, использовании технологий, дилерской сети и возможности распространения, инновационных возможностях, финансовых ресурсах, издержках по сравнению с конкурентами и на обслуживании клиентов.

Французские экономисты, такие как А. Оливье, А. Дайан и Р. Урсе, выделяют восемь ключевых факторов конкурентоспо-собности3:

• концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия;

1 Краткий словарь современных понятий и терминов / под ред. В. А. Макаренко. М.: Республика, 2000.

2 Баумгартен Л. В. Анализ методов определения конкурентоспособности организации и продукции // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. № 4.

3 Оливье А., Дайан А., Урсе Р. Международный маркетинг / под ред. А. Г. худонормов. М.: Экономика,

1993.

• качество, определяемое как соответствие продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров;

• цена товара с возможной наценкой;

• финансы (собственные и заемные);

• процессы и методы торговли;

• послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру;

• внешняя торговля предприятия, позволяющая ему управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением;

• предпродажная подготовка, которая свидетельствует о способности предприятия не только предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности.

Д. Кревенс предложил рассматривать факторы конкурентоспособности предприятий через призму основных компетенций, которые, в свою очередь, однозначно определяются тремя основными параметрами: конкурентными преимуществами, универсальностью (возможностью использовать конкурентные преимущества в различных ситуациях) и сложностью дублирования4.

Данная идея была предложена Г. хэме-лом и К. Прахаладом в середине 1990-х гг., которые ввели в обиход термин «ключевые компетенции», а Д. Кревенс, в свою очередь, дал развитие этой теории и предложил группировать компетенции (факторы) согласно направленности функциональных процессов организации: внешние, внутренние и двусторонние.

Внутренние процессы направлены только на удовлетворение нужд потребителей. Внешние осуществляют связь организации с ее внешним окружением и обеспечивают ей обратную связь, а также задают направленность компетенциям организации,

4 Кревенс Д. Strategic Marketing (пер. А. Ганиева, А. Гришко, Э. Кондрукова, К. Сафонов). М.: Вильямс, 2008.

которые определяются внутренними и двусторонними функциональными процессами. Каждый из процессов характеризуется большим количеством ключевых компетенций.

Наиболее фундаментальное исследование факторов конкурентоспособности предприятия приводится в работах М. Портера5, который факторы конкурентоспособности напрямую связывает с факторами производства: людскими, природными, финансовыми ресурсами, а также с инфраструктурой (рис. 1).

Таким образом, можно констатировать, что представителями разных научных направлений даются различные толкования факторов конкурентоспособности, анализ которых позволяет утверждать, что набор факторов, определяющих конкурентоспособность организации, достаточно широк, и авторы в зависимости от своих научных предпочтений выделяют отдельные группы значимых, по их мнению, факторов; конкурентоспособность организации определяется совокупностью факторов, характеризующих результативность ее деятельности на рынке и атрибуты качества выпускаемой ею продукции.

Факторы конкурентоспособности страховых организаций

Перейдем к рассмотрению факторов конкурентоспособности страховых организаций, методика отбора которых предполагает, что между страховыми организациями существует тесная взаимозависимость, которая проявляется в сопоставимости уровня и тенденций развития, динамики этих процессов во времени и пространстве, находится в тесной связи с трансформациями, происходящими на рынке страховых услуг и в экономике страны.

5 Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей конкурентов. М.: Альпина Паблишер, 2011.

Классификация

и

— общие — могут быть использованы в различных отраслях и, как правило, дают конкурентные преимущества ограниченного характера, так как ими располагает значительное количество субъектов хозяйствования (инфраструктура, персонал средней квалификации);

— специализированные — узкоспециализированный персонал, специфическая инфраструктура, базы данных в отдельных отраслях знаний, другие факторы, применяемые в одной или ограниченном числе организаций

— естественные (природные ресурсы, географическое положение);

— искусственно созданные (техника, технология, экономическая среда и т д.)

Рис. 1. Классификация факторов конкурентоспособности организации, предложенная М. Портером

Источник. Составлено по: Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей конкурентов. М.: Альпина Паблишер, 2011.

Анализ источников по проблеме конкурентоспособности показывает, что единства взглядов на состав факторов, оказывающих воздействие на конкурентоспособность страховых организаций, пока еще не достигнуто. Исследователи, как правило, обращают внимание на тот или иной фактор, влияющий на конкурентоспособность. Вместе с тем, комплексного анализа факторов не проведено, это одна из причин того, что при определении конкурентоспособности страховых организаций учитываются не все необходимые параметры и показатели. Поскольку рассмотреть все без исключения факторы конкурентоспособности страховых организаций в рамках данной работы пред-

ставляется затруднительным, используем метод индукции6 и метод аналогий7 как его частный случай.

Взяв за основу классификацию М. Портера по факторам производства, представим аналогичную классификацию факторов конкурентоспособности в ракурсе исследования страховых организаций (табл. 1).

6 При методе индукции происходит исследование отдельных фактов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов (от частного к общему).

7 Форма умозаключения, когда на основании сходства двух предметов, явлений в каком-либо отношении делается вывод об их сходстве в других отношениях.

Таблица 1

Обоснование методом аналогии факторов конкурентоспособности страховых организаций

Факторы Комментарии Факторы Комментарии

^ ф 1— о Людские ресурсы Количество задействованных в работе людских ресурсов; квалификация, стоимость рабочей силы и ц а з и н Персонал Знания, умения и навыки работы с учетом специфики страховой и инвестиционной деятельности; качество обслуживания

о с ^Е о с г г ^ сс со г = £5 Природные ресурсы Географическое положение организации, климат га р о х ы в о р т с и т с о н б Геогра-фиче-ское рас-положение Достаточность капитализации страховых организаций; разнообразие предоставляемых страховых услуг; наличие региональных сетей

г 1— о о = \о о о о с о о 1— = о Инфор-мацион-ный потенциал Все накопленные страной знания, связанные с производством товаров и услуг, научные, рыночные, технические и т. д. о с о п с о т н е р к н о к в о р о т Инфор-мацион-ный потенциал Накопленные знания, связанные с осуществлением актуарных расчетов и андеррайтинга; информационные ресурсы

со о ^ о 1— ^ сс ■& ск: г ^ сс ^ г ■& Финансовые ресурсы Количество и стоимость капитала, который может быть использован на финансирование промышленности отдельного предприятия; разнообразие видов национальных рынков капитала ак ф я и ц а к и ■& и с с а л к я а Финансовые ресурсы Достаточность капитала; достаточность страховых резервов; размеры тарифных ставок; уровень страховых выплат; достаточность активов

о о « Инфра-структура Тип, качество и стоимость видов инфраструктуры, оказывающих влияние на конкурентоспособность, в том числе все, что влияет на качество жизни к с р о т в < Инфра-структура Качество жизни населения как основного потребителя страховых услуг; разнообразие технологий продаж

Таблица 1 иллюстрирует наличие отдельных специфических факторов, характеризующих конкурентоспособность страховых организаций, к которым, в первую очередь, относятся знания, умения и навыки, связанные с осуществлением актуарных расчетов и андеррайтинга, обеспечивающие формирование методической базы, необходимой для расчета страховых премий по рисковым и накопительным видам страхования и оценке страховых рисков.

Факторы конкурентоспособности экономической деятельности страховых организаций

В целях решения задач, поставленных в настоящей статье, из совокупности обозначенных выше факторов необходимо выделить финансово-экономические факторы конкурентоспособности страховых организаций. При этом гипотетически, т. е. с учетом положений экономической теории и прове-

Рис. 2. Финансово-экономические факторы в системе обеспечения конкурентоспособности

страховых организаций

денного исследования, можно утверждать, что на изменение конкурентоспособности российских страховых организаций влияет множество финансово-экономических факторов. В свою очередь, конкурентоспособность страховой организации, в соответствии с выделенными факторами, рассматривается в работе как интегральный показатель, характеризующий возможности организации эффективно использовать кадровый, инфраструктурный, финансовый и информационный потенциал и своевременно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры.

При этом конкурентоспособность страховой организации напрямую зависит от конкурентоспособности ее экономической деятельности и конкурентоспособности предоставляемых страховых услуг. На конкурентоспособность экономической деятельности страховой организации оказывают влияние предпочтения потребителей, наличие потенциальной клиентуры, общеэкономическое развитие страны и др.

В свою очередь на конкурентоспособность страховой услуги влияют доступность информации об услуге (продукте), тарифная

политика, наличие дополнительных услуг, простота и быстрота оформления договора страхования и др. (рис. 2).

Таким образом, конкурентоспособность экономической деятельности страховой организации определяется как способность эффективного объединения ресурсов (материальных, кадровых, финансовых и нематериальных) в процессе разработки, внедрения и продажи страховой услуги (продукта). В свою очередь, конкурентоспособность страховой услуги (продукта) представляет собой способность отвечать требованиям потребителей данного вида услуги (продукта). Следовательно, конкурентоспособность услуги обусловливается ее свойствами, а конкурентоспособность деятельности — способностью эффективно функционировать в условиях рынка. Продукция или услуги конкурируют по своим свойствам, техническому уровню, качеству, способности удовлетворять индивидуальные потребности потребителей страховых услуг.

Конкурентоспособность экономической деятельности страховой организации означает ее способность постоянно предла-

гать услуги, которые востребованы рынком и продаются с прибылью, при этом более конкурентоспособная организация имеет способность увеличивать свою долю рынка за счет уменьшения доли рынка своих конкурентов. Менее конкурентоспособные организации в итоге постепенно вытесняются с рынка и исчезают.

В связи с этим под финансово-экономическими факторами конкурентоспособности страховых организаций в настоящей работе следует понимать совокупность финансовых и экономических причин, способствующих эффективному функционированию страховых организаций и предоставлению ими страховых услуг, удовлетворяющих спрос потребителей.

В соответствии с предложенной формулировкой к финансово-экономическим факторам конкурентоспособности страховых организаций следует отнести:

• достаточность средств страховых резервов;

• достаточность активов;

• достаточность капитализации;

• достаточность капитала;

• размеры тарифных ставок;

• уровень страховых выплат;

• разнообразие страховых продуктов, учитывающих платежеспособный спрос потребителей страховых услуг;

• разнообразие технологий продаж страховых услуг, позволяющее увеличить объемы привлекаемых страховых премий по договорам страхования, сострахования, перестрахования;

• наличие управляющей компании, формирующей портфель ценных бумаг в целях инвестирования средств страховых резервов;

• наличие региональных сетей, позволяющих привлекать дополнительные объемы страховых премий.

Перечисленные факторы не противоречат предложенной классификации и входят в состав классификационных признаков, предложенных М. Портером (рис. 3).

Раскроем более детально выделенные факторы, обозначенные в работе как финансово-экономические.

Географическое расположение

В современных условиях развития российской экономики важнейшим показателем, препятствующим развитию страховых организаций, является исключительная неоднородность и неравномерность развития российского экономического пространства, которые во многом обусловлены природными различиями и географической эволюцией российского государства. Это повышает важность такого фактора конкурентоспособности страховых организаций, как географическое расположение, которое способствует концентрации страхового капитала в Москве, в то время как остальные регионы не способны конкурировать ни по объемам капитализации, ни по разнообразию предоставляемых услуг.

Таким образом, региональная разнородность российского экономического пространства опосредует неравномерность развития рынка страховых услуг и влияет на конкурентоспособность функционирующих в ее рамках страховых организаций.

Разнообразие предоставляемых страховых услуг, обеспечивающее объемы продаж страховых организаций, включено в группу факторов географического расположения, поскольку от местонахождения страховой организации по географическому признаку зависят предпочтения потребителей и специфика предоставляемых страховщиками услуг. От объемов продаж зависит прибыль страховой организации, которая может формироваться за счет полученных страховых премий по прямому страхованию, сострахованию и перестрахованию. От количества заключенных договоров зависит эффективность замкнутого перераспределения ущерба по договорам рискового страхования, когда достигается экономическое равенство между суммой собранных нетто-премий

Рис. 3. Финансовые факторы конкурентоспособности страховых организаций

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и размером страховых выплат по произошедшим страховым случаям.

Кроме перечисленных факторов, включенных в географическое расположение, важным представляется выделение в данной группе фактора наличия региональных сетей. Поскольку предложение страховых услуг в регионах (в настоящее время многие из них лишены локальных страховых организаций) способно удовлетворить платежеспособный спрос населения и юридических лиц, этот фактор значительно по-

высит конкурентоспособность страховых организаций.

Инфраструктура

Следующая важная группа факторов конкурентоспособности — инфраструктура, в рамки которой включены показатели, влияющие на качество жизни населения, технологии продаж страховых продуктов и др.

В последние годы в связи с мировым финансовым кризисом платежеспособность

российских граждан значительно снизилась, что сказалось на привлечении страховых премий на розничном сегменте страхового рынка, поэтому можно утверждать, что качество жизни, основным показателем которого являются доходы населения, — это значимый фактор конкурентоспособности страховых организаций.

Выделение в данной группе в качестве фактора наличия управляющей компании, формирующей портфель ценных бумаг, связано с доступом страховых организаций на рынок коллективных инвестиций, деятельность на котором может обеспечить дополнительный инвестиционный доход по договорам накопительного страхования. В связи с тем, что размещение активов страховых организаций регламентировано законодательством, более того, их сотрудники не являются специалистами фондового рынка, деятельность страховых организаций на этом сегменте финансового рынка может оказаться неэффективной и не обеспечивать гарантированный доход. Поэтому наличие управляющей компании — профессионального участника рынка ценных бумаг — значительно повысит результативность финансовых вложений страховых организаций, обеспечит их прибыльность и повысит конкурентоспособность.

Вместе с тем, в целях поддержания платежеспособности страховых организаций и контроля за сохранностью средств страховых резервов в настоящее время в ФСФР ведется обсуждение создания специализированного депозитария. В настоящее время спецдепозитарий выполняет функции по хранению и учету ценных бумаг, в которые вложены средства пенсионных накоплений. Кроме того, он хранит сертификаты ценных бумаг в том случае, когда это необходимо. Важной функцией последнего является также хранение копий документов, касающихся средств, переданных Пенсионным фондом России управляющей компании. Со страховщиками спецдепозитарии пока не работают. В настоящее время про-

верить соблюдение требований регулятора надзор может только по результату получения ответа на запрос всех участников рынка, что требует времени и «доверия» надзора к предоставленным данным. Поэтому создание специализированного депозитария на страховом рынке позволит обеспечить страховой надзор новым мощным технологичным инструментом, обеспечивающим прозрачность и контроль за соблюдением установленных регулятором правил размещения в ценные бумаги. Кроме того, наличие института спецдепозитария окажется важным аргументом при обсуждении условий развития операций по страхованию жизни. Таким образом, можно утверждать, что формирование спецдепозитария и управляющей компании значительно повысит конкурентоспособность страховых организаций.

Разнообразие технологий продаж как важный экономический фактор способствует распространению страховых продуктов через сети банковских каналов продаж, автосалонов, туристических агентств и др.

Диверсификация каналов продаж способна повысить конкурентоспособность страховщика, поскольку последняя способствует:

• снижению себестоимости трансакций и информационных издержек, как следствие — уменьшению тарифов и осуществлению более гибкой ценовой политики;

• возрастанию надежности всех финансовых операций, проводимых страховой компанией, если страховые продукты распространяются через коммерческие банки;

• расширению спектра услуг, появлению возможности внедрять новые совместные продукты (страхование кредитов, вкладов, пластиковых карт, залогового и лизингового имущества и т. п.).

Финансовые ресурсы

Достаточность капитала страховых организаций как один из ключевых финансо-

во-экономических факторов группы финансовые ресурсы, обеспечивает возможность выбора страховыми организациями направлений страховой защиты. Так, минимальный размер уставного капитала страховых организаций с 1 января 2012 г. варьируется от 30 млн руб. до 480 млн руб. в зависимости от видов страхования. До 1 апреля 2012 г. более 100 страховых организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации, не подали сведений об увеличении уставного капитала, в связи с чем к последним могут быть применены меры административного воздействия, поэтому достаточность капитала представляется важным и необходимым фактором конкурентоспособности страховых организаций, обеспечивающим их присутствие на рынке страховых услуг.

Достаточность средств страховых резервов — один из значимых финансово-экономических факторов конкурентоспособности, поскольку защита имущественных интересов потребителей страховых услуг должна сопровождаться безусловными обязательствами страховых организаций по страховым выплатам, источником которых являются страховые резервы. То есть в целях обеспечения конкурентоспособности страховых организаций необходимо установить баланс между объемом привлеченных страховых премий и размером страховых выплат.

Немаловажный фактор, влияющий на конкурентоспособность российских страховых организаций, — правильность расчетов страховых тарифов и размер тарифных ставок, утверждаемых при заключении договоров страхования. По причине отсутствия единой методики расчета рисков и страховых тарифов часто возникают несоответствия в эквивалентности сумм страховых нетто-премий, формируемых страховых резервов и величины предлежащих возмещению страховых выплат. Данное обстоятельство приводит к значительному снижению платежеспособности страховых организаций, что отражается непосредст-

венно на их платежеспособности и конкурентоспособности.

Как правило, для определения платежеспособности и надежности страховых организаций используются финансовые показатели. В настоящее время наблюдается наращение капитала у одних страховых организаций и борьба с увеличивающимся количеством страховых случаев, в том числе, по причине кумуляции риска, и снижением конкурентоспособности у других. Это обстоятельство еще раз подтверждает необходимость разработки методики расчета страховых тарифов по рисковым и накопительным видам страхования и определяет последнее как важный фактор конкурентоспособности.

Среди факторов, воздействующих на конкурентоспособность российских страховых организаций, кроме перечисленных, следует выделить выбор субъекта правовых отношений, которым страховые организации могут оказывать услуги по страховой защите. В настоящее время наблюдается снижение спроса на страховые услуги со стороны физических лиц, в связи с этим акцентуация на данном сегменте страхового рынка может стать одной из основных причин снижения конкурентоспособности российских страховых организаций.

Наибольший риск финансовых потерь из-за снижения спроса или предпочтений клиентов наблюдается у тех страховых организаций, которые не диверсифицируют свое присутствие на различных сегментах рынка. Так, смена предпочтения страховой организации в большей мере может происходить у физических лиц, в меньшей мере — у предприятий. Это объясняется тем, что для взаимовыгодного сотрудничества необходимо доверие страховых организаций друг к другу, которое заслуживается в течение многих лет сотрудничества, делая партнеров по бизнесу взаимовыгодными на долгосрочную перспективу.

Уровень страховых выплат по произошедшим страховым случаям как финансово-

экономический фактор характеризует надежность страховых организаций, поскольку одним из препятствий к развитию страхования в нашей стране в настоящее время является недоверие потенциальных страхователей к институту страхования в целом. В связи с этим отсутствие жалоб со стороны потребителей страховых услуг по причине неправомерного урегулирования убытков и отказа в выплате страхового возмещения, своевременные и полные выплаты по произошедшим страховым случаям с положительной стороны характеризует страховую организацию и повышает к ней доверие со стороны страхователей.

Заключение

Обоснование выбора факторов, определяющих финансово-экономические различия между страховыми организациями, имеет завершенный характер, если наряду с теоретическим обоснованием осуществляется и эмпирическое подтверждение выводов теоретического анализа. В данном случае целесообразно применение системного подхода, который выражается в оценке

выделенных факторов с применением методик финансового анализа, которые требуют дополнительного исследования.

Список литературы

1. Баумгартен Л. В. Анализ методов определения конкурентоспособности организации и продукции II Маркетинг в России и за рубежом. 2005. № 4.

2. Краткий словарь современных понятий и терминов I под ред. В. А. Макаренко. М.: Республика, 2000.

3. Кревенс Д. Strategic Marketing (пер. А. Гание-ва, А. Гришко, Э. Кондрукова, К. Сафонов). М.: Вильямс, 2008.

4. Логвинова И. Л. Субъекты конкуренции на страховом рынке II Современная конкуренция. 2010. № 2.

5. Оливье А., Дайан А., Урсе Р. Международный маркетинг I под ред. А. Г. Худонормов. М.: Экономика, 1993.

6. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей конкурентов. М.: Альпина Паблишер, 2011.

7. Рубин Ю. Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2008.

S. Frumina, Associate Professor, Department of «Finance, money circulation and credit» The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, frumina@mail.ru

suBsTANTiATiON OF THE FiNANciAL AND EcONOMic FAcTORS OF THE INSURANCE COMPANIES COMPETiTiVE

The article describes the main approaches to the allocation of factors of competitiveness of organizations and offers the author's study group and the financial and economic factors, competitive insurance companies made in accordance with the M. Porter classification.

Key words: competitiveness, insurance companies, financial-economic factors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.