УДК 358.432; 623.4.024 ГРНТИ 78.27.54
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ПЕРЕДОВЫХ АВИАЦИОННЫХ НАВОДЧИКОВ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ
А.В. ИВАНЦОВ, доктор военных наук, доцент И.А. ТИШАНИНОВ
В.В. ШАЛЯ Н.В. ПРИЛЕПИНА
В статье рассмотрен процесс подготовки передовых авиационных наводчиков в армии США. Раскрыта структура системы непосредственной авиационной поддержки и управления тактической авиацией при выполнении задач по непосредственной авиационной поддержке сухопутных войск. Авторы акцентируют внимание на том, что теоретическая и практическая подготовка передовых авиационных наводчиков ведется системно и поэтапно, всесторонне учитывается опыт военных конфликтов последних лет. Раскрывается использование в ходе обучения специализированных тренажерных комплексов для подготовки авианаводчиков на основе симуляторов виртуальной реальности. Представлено краткое описание порядка отбора и обучения передовых авиационных наводчиков США. Выявлены основные факторы, значимые для развития отечественной системы передового наведения ударной авиации.
Ключевые слова: передовой авиационный наводчик, ударная авиация, передовое наведение, беспилотный летательный аппарат, непосредственная авиационная поддержка.
Введение. История появления передовых авиационных наводчиков (ПАН) тесно связана с историей военной авиации. Их прообраз можно найти даже со времен Первой мировой войны. Специально назначенные военнослужащие из воздухоплавательных частей использовали полотнища различных форм для указания направления на противника, а также места расположения своих аэродромов. Такие специалисты успешно выполняли задачи в ходе Второй мировой войны, во Вьетнаме, в Афганистане [1, 2].
Основными задачами передового авиационного наведения во все времена являлись вызов авиации и корректировка ударов. Практически все операции в Афганистане проходили при участии авиации. Перед выходом пехотных подразделений боевые вертолеты и самолеты наносили бомбо-штурмовые удары по намеченному району действий. Передовой авианаводчик скрытно выдвигался практически в расположение противника, определял места его сосредоточения, следил за передвижениями и по радиосвязи вызывал авиацию с указанием точных координат для нанесения ударов [2].
В современной войне действия сухопутных подразделений уже невозможны без авиационной поддержки. Но чтобы она была своевременной и точной, необходимы высококвалифицированные специалисты, которые будут наводить свою авиацию на противника. Такие специалисты - передовые авиационные наводчики - появились многие десятилетия назад, но сегодня это уже не просто авианаводчик, а универсал, способный как наводить авиацию, так и ударные беспилотные летательные аппараты.
Актуальность. Необходимость сокращения времени и повышения качества выполнения задач разведки и огневого поражения объектов противника в современных условиях
обусловливает потребность в увеличении эффективности применения ударной авиации, в том числе и действующей в тактической глубине (армейской и штурмовой авиации). Одной из важных составляющих, определяющих эффективность поражения целей, является использование передового наведения, позволяющего исключить ошибки распознавания целей, увеличить точность выхода самолетов (вертолетов) на цель и осуществлять контроль поражения, а также, в случае необходимости, корректировку их повторного захода [3]. Так, например, во время вьетнамской войны под ковровые бомбардировки массивов джунглей стратегическими бомбардировщиками В-52 зачастую попадали и военнослужащие своих наземных подразделений. Во время проведения операции «Буря в пустыне» число авиационных ударов по своим войскам имело тенденцию к возрастанию. Так, штурмовик А-10А «Тандерболт-2» армии США дважды нанес бомбово-штурмовые удары по американским войскам. Во время проводившихся в Кувейте учений американский истребитель Б-18 «Хорнет» произвел бомбометание по своим войскам, в результате чего погибло шесть человек и более десяти получили ранения различной степени тяжести. ВВС США неоднократно наносили ошибочные бомбово-штурмовые удары и в Афганистане как по силам союзных войск, так и по мирным жителям, с тяжелыми последствиями и многочисленными жертвами. Как стало известно из различных источников, у американцев причинами авиационных ударов по своим и союзным войскам в процентном соотношении стали: 45 процентов - плохо налаженное межвидовое взаимодействие, 10 процентов - человеческий фактор (ошибки наведения, ошибки пилотов), 26 процентов - неточное распознавание наземной цели (плохая видимость из-за сложных погодных условий, особенности рельефа местности) [4]. Рациональное использование передового наведения существенно повышает как степень реализации боевых возможностей ударной авиации, так и эффективность выполнения тактических задач в целом. В настоящее время, в условиях принятия на вооружение новых многофункциональных авиационных комплексов, современных средств поражения, систем управления и связи, а также расширения круга решаемых задач и повышения живучести объектов поражения значительную актуальность приобрела необходимость модернизации системы передового наведения ударной авиации. В этой связи актуальным является анализ особенностей передового авиационного наведения в вооруженных силах ведущих зарубежных стран и в первую очередь США.
Целью статьи является систематизация и анализ данных о системе подготовки специалистов передового авианаведения в армии США и выявление основных факторов, значимых для развития отечественной системы передового наведения ударной авиации (СПНУА).
Существующая система непосредственной авиационной поддержки служит для обеспечения взаимодействия тактической авиации и сухопутных войск при решении задач огневого поражения противника. Ее задачами являются сбор и анализ заявок от сухопутных войск на авиационную поддержку и воздушную разведку, согласование по месту и времени действий тактической авиации (ТА) и наземных войск, а также управление самолетами непосредственной авиационной поддержки и их наведение на цели.
Структура системы непосредственной авиационной поддержки и управления тактической авиацией и схема управления при выполнении задач по непосредственной авиационной поддержке сухопутных войск США представлена на рисунке 1.
Центры непосредственной авиационной поддержки (ЦНАП) являются основными органами управления. Они обеспечивают взаимодействие ТА с командованием армейских корпусов (АК) и развертываются при корпусных центрах управления боевыми действиями (ЦУБД).
Для повышения оперативности применения ТА при ЦУБД дивизий и в группах координации огневой поддержки бригад и батальонов организуются команды управления тактической авиацией (КУТА), являющиеся непосредственными связующими звеньями между авиацией и сухопутными войсками. Указанные команды передают заявки от подразделений
ы
сухопутных войск на авиационную поддержку и воздушную разведку непосредственно в ЦНАП. В состав КУТА входят офицеры связи, передовые авианаводчики и радисты.
Порядок вызова самолетов по заявке зависит от конкретных условий и осуществляется по двум направлениям:
передовой авианаводчик - дежурная группа самолетов в воздухе;
передовой авианаводчик - самолет (ретранслятор) - дежурная группа самолетов на аэродроме, находящаяся в состоянии готовности к вылету.
Рисунок 1 — Схема управления тактической авиацией при выполнении задач по непосредственной авиационной
поддержке сухопутных войск США
Непосредственное наведение самолетов на наземные цели осуществляют передовые авиационные наводчики (ПАН). В зависимости от характера боевых действий ПАН могут находиться на земле или в воздухе и организуют вывод самолетов в районы целей. После взлета командиры боевых групп устанавливают связь с ЦУТА, а по мере приближения к линии боевого соприкосновения - связь с центром управления и оповещения (ЦУО), пунктом управления и оповещения (ПУО) и ПАН.
С получением приказа со своего командного пункта (КП) дежурная группа направляется в район цели по данным, полученным от передового авиационного наводчика, наносит удар, докладывает о его результатах и следует на аэродром или в зону ожидания.
Во второй половине ХХ века подготовка передовых авианаводчиков в ВС США осуществлялась военно-воздушными силами, которые передавали в части и подразделения сухопутных войск команды авианаводчиков Tactical Air Control Parties (TACP). Эти команды обычно состояли из двух авианаводчиков и выполняли примерно те же задачи, что и передовые авианаводчики Forward Air Controller (FAC) времен Второй мировой войны, войн в Корее и Вьетнаме, а также ряда других военных конфликтов. Будучи членами специальной боевой группы ВВС, специалисты тактической группы управления воздушным движением (ТАСР) совместно с военнослужащими армейских и морских частей на передовой несли особую ответственность за точное нанесение авиационного удара по нужной цели в нужное время.
По окончанию холодной войны основной акцент в деятельности передовых авиационных наводчиков был сделан не на обеспечение авиационной поддержки крупномасштабных боевых действий, а на сопровождение небольших подразделений (преимущественно из состава сил специального назначения), действующих в рамках локальных войн и вооруженных конфликтов. В условиях сокращения цикла «разведка-поражение» особенно важной стала оперативность вызова авиации при проведении специальных операций.
Вследствие этого в 2003 году была разработана программа обучения, которая получила название SOTACC (Special Operations Terminal Attack Controller Course), ставшая к настоящему времени основным курсом подготовки передовых авиационных наводчиков ВС США. Учебный курс SOTACC направлен на всестороннюю подготовку будущих специалистов непосредственной авиационной поддержки наземных войск, где кандидаты проходят интенсивную физическую, теоретическую и техническую подготовку, чтобы впоследствии выдержать нагрузки в сложной обстановке на поле боя. Подготовка специалиста занимает в общей сложности около девяти месяцев [4].
К кандидату на обучение предъявляются следующие требования:
1. Возраст от 17 до 39 лет;
2. Диплом об окончании средней школы или колледжа;
3. Наличие базовой военной подготовки;
4. Минимальный балл по модели отбора ТАСР в индивидуальной системе оценки личности;
5. Положительный результат на физические испытания (бег 1,5 мили, подтягивание на перекладине за 1 минуту, приседание за 2 минуты, отжимание за 2 минуты, плавание под водой на дистанцию 25 метров, плавание вольным стилем 500 метров);
6. Отличное цветовое зрение и восприятие оттенков;
7. Состояние здоровья должно соответствовать медицинским стандартам авиационных диспетчеров авиационных баз;
8. Наличие водительского удостоверения на управление транспортными средствами;
9. Наличие квалификации для ношения огнестрельного оружия;
10. Наличия результатов проверки Национального агентства безопасности и проверки кредитоспособности.
Кроме этих обязательных к исполнению требований, кандидат должен дать письменное согласие на готовность к участию в боевых операциях в любое время и в любой точке мира.
Прошедших первоначальные испытания кандидатов ожидают шесть ступеней подготовки, первой из которой является базовая военная подготовка (ВМТ) продолжительностью в восемь недель на базе Лэклэнд, штат Техас. В ходе этого этапа изучаются организационная структура, полевые уставы армии США, а также осуществляется морально-психологическая и физическая подготовка.
Вторым этапом подготовки является восьминедельный подготовительный курс по специальным операциям (SW PREP). Испытуемые проходят интенсивные физические тренировки с упором на легкую атлетику, плавание и занятия по рукопашному бою. Изучаются основы ведения боевых действий, в конце этапа проводится специальный тест, для оценки способности к дальнейшему обучению.
Третий этап подготовки называется подготовительный курс ТАСР. В ходе третьего этапа кандидаты в течение недели подвергаются экстремальным физическим нагрузкам, включающим в себя различные виды гимнастики, а также бег на средние и длинные дистанции.
Успешно прошедшие первые три этапа обучения зачисляются на так называемый TACP APPRENTICE COURSE (в буквальном переводе - курс начинающего специалиста тактической группы управления воздушным движением), который продолжается 12 недель. Эта подготовка начинается с изучения основ радиосвязи и умения грамотно эксплуатировать различные средства связи. Глубоко и детально изучается военная топография, тактика ведения боевых
действий различных подразделений до батальона включительно, также изучаются основы непосредственной воздушной поддержки войск. Обучаемые изучают действия по наведению авиации, а также способы их выполнения. Рассматриваются всевозможные варианты применения ударной авиации и способы ее наведения, а также боевые возможности ударных самолетов и вертолетов (В-1, В-52, F-16, F/A-18 Hornet, А-10, АС-130 Spectre, АН-64 и др.). Аудитории оборудованы основными типами аппаратуры, принятой на вооружение армией США: приемниками GPS, лазерными дальномерами и маркерами подсветки целей SOFLAM, биноклями Leica Viper со встроенным компасом и лазерным дальномером, а также различными типами радиостанций.
Ряд занятий посвящен использованию терминологии, употребляемой для связи с экипажами самолетов ударной авиации. Каждый из элементов радиообмена отрабатывается на практических занятиях.
Радиообмен условно состоит из трех частей:
1. Запрос наземными частями авиационной поддержки. Этот элемент называется «Регистрация» («Check-In»). Она осуществляется тогда, когда летательный аппарат находится в нескольких десятках километров от наземных войск и получает задачу воздушной поддержки. «Регистрация» длится около минуты, в ее ходе определяются основные элементы задачи, включая продолжительность выполнения, а также код запрета (прекращения нанесения удара);
2. Основная часть радиообмена под названием «Nine-Line Brief» (примерно «Совещание на девятой линии»). В ходе полета самолета к району выполнения задачи, авианаводчик сообщает экипажу максимально полную информацию об объекте поражения, ориентиры и курс самолета для выхода на цель;
3. После нанесения удара авианаводчик оценивает его результативность и сообщает экипажу итог работы по наземной цели (Battle Damage Assessment). Это позволяет определить необходимость повторного захода на объект атаки.
Для практических занятий используются специальные аудитории для каждого из приемов и способов наведении авиации каждого летательного аппарата, а также типов применяемых боеприпасов. В ходе занятий демонстрируются учебные фильмы с примерами авианаведения, а также снимки объектов поражения до нанесения авиаударов и после них. Особый акцент делается на неверные действия авианаводчиков, различные нештатные ситуации, возможные последствия и способы их предотвращения.
После теоретического обучения начинаются практические занятия на тренажерах под руководством инструкторов, осуществляющих подыгрыш в учебных задачах за экипаж летательного аппарата. К середине курса обучения начинаются практические занятия на полигоне с использованием реальных летательных аппаратов и авиационных средств поражения.
Американская школа воздушно-наземных операций (Air Ground Operations School, AGOS) для специалистов по наведению авиации и наблюдателей за воздухом в конце мая 2020 г. открыла боевой симулятор под названием «Усовершенствованная система подготовки авиационных наводчиков и передовых наблюдателей». Как заявляется, эта система симуляции огневой поддержки является одной из самых передовых в мире.
После официальной презентации и ввода в эксплуатацию названной системы моделирования армия США заняла лидирующие позиции среди государств НАТО. Усовершенствованная система подготовки авиационных наводчиков и передовых наблюдателей (Joint Terminal Attack Controller and Forward Observer Adnanced Trainer System, JFATS) образует в AGOS ядро всех программ подготовки для передовых авиационных наводчиков (Joint Terminal Attack Controller, JTAC) и передовых наблюдателей (Joint Fires Observer, JFO; рус. - общевойсковой наблюдатель за результатами огня). В будущем система, оборудованная компанией Fidelity Technologies Corporation на базе Рена (Rena, около 50 км к востоку от г. Лиллехаммер), должна стать поворотной и основной в структуре обучения объединенной тактической огневой поддержке военнослужащих стран Европы.
До недавних пор, обучение передовых авиационных наводчиков и передовых наблюдателей оставалось крайне затратным как по времени, так и по средствам. Только выполнение реальных полетов авиации и использование высокоточных авиационных боеприпасов позволяли провести качественную подготовку и сертификацию специалистов. По этой причине в наши дни уже нельзя представить тренировки без симулятора виртуальной реальности. Сегодня это единственный способ свести к минимуму количество требуемых реальных вылетов и дорогостоящих высокоточных авиационных боеприпасов. База данных боевого симулятора способна адаптироваться к конкретным требованиям пользователя. Она содержит коллекцию различных элементов для отображения местности интересующей страны. Симулятор моделирует различные типы местности: холмы, долины или равнины с застроенными территориями, пустыню, джунгли, водоемы и береговую линию. Отображает различные типы дорог, канавы, линии электропередач, здания, военные и промышленные объекты, полевые лагеря, взлетно-посадочные полосы, неповрежденные или поврежденные дневные и инфракрасные модели и т.д. База данных местности корректно отображает физические основы, сгенерированные тепловые изображения, характеристики которых моделируются в реальном времени и адаптируются к искусственным изменениям, таким как инженерные работы или результаты применения по ним оружия.
Боевой симулятор автоматически визуализирует правильные условия окружающей среды, принимая во внимание факторы географической долготы и широты, времени суток и года, преобладающих погодных условий и условий видимости. Также учитываются интенсивность солнечного или лунного света, наличие облачного покрова (3D формат) и его реалистичной тени, отбрасываемой на землю. Кроме того, имитируются ветер, дождь, туман, дымка, снегопад, метель, песчаная буря и детали подстилающей поверхности. При моделировании непосредственной поддержки с воздуха имеется возможность с позиции пилота пройти на высоте над обширными территориями в соответствии с заданной воздушной скоростью. При этом динамика поведения облаков будет зависеть от выбранной скорости и направления ветра.
Среда обучения боевого симулятора JFATS варьируется от личного оружия до лазерных маркеров цели 11 образцов военной имитационной техники (Simulated Military Equipment, SME). По своей форме, размеру и функционалу они соответствуют реальным устройствам и могут использоваться в любом секторе тренировочного купола из любого положения (стоя, с колена или лежа).
Имитация общения соответствует реальному голосу и радиоданным. Лазерные маркеры, лазерная подсветка цели, полевые бинокли, приборы ночного видения, бортовые приборы подсветки цели и головные дисплеи (Head-up Display) имитируются и могут быть использованы, как и их настоящие аналоги. Кроме того, можно воспроизвести отображения каждого из этих устройств на экране дисплея.
Обучаемый (JTAC или JFO) с помощью симуляции GPS определяет свою собственную позицию и свою маркировку цели инфракрасной лазерной указкой. Она видна для инструктора, руководителя учебного процесса, наблюдателей и пилотов на различных дисплеях в системе. Имитация боевого терминала управляется через сенсорный экран, на котором обучаемый симулирует функции терминала, вводя свои исходные данные.
Боевой симулятор демонстрирует карту местности текущего сценария. Многопользовательская станция для пилотов симулирует обзор с полем 180 на 20 градусов, позволяет передавать и получать доклады от JTAC из всего боевого окружения по организации непосредственной воздушной поддержки. Кроме того, пилот также может отобразить отметку своего контейнера подсветки цели на экране для JTAC. В результате при проведении тренировок достигается максимальная имитация боевых условий [4].
К середине курса обучения начинаются практические занятия на полигоне с использованием реальных летательных аппаратов и авиационных средств поражения.
Все практические задачи по наведению ударной авиации по наземным целям отрабатываются обучаемыми на учебной площадке испытательного полигона. К концу
ы
обучения каждый обучаемый выполняет по меньшей мере двенадцать задач по наведению на цели боевых самолетов и вертолетов. Учебные задачи отрабатываются как с использованием инертных авиабомб, так и боеприпасов в боевом снаряжении, ряд задач отрабатывается на бреющем полете.
Курс также включает в себя обучение использованию малых беспилотных летательных аппаратов оптико-электронной разведки, расширяющих возможности передовых авиационных наводчиков по обнаружению и распознаванию наземных целей. Заключительная неделя обучения, появившаяся в результате совершенствования программы курса, посвящена углубленному освоению средств управления и специального программного обеспечения, применяемого при планировании авиационной поддержки [5].
Следующим этапом обучения является трехнедельная воздушно-десантная подготовка на базе Форт-Беннинг, штат Джорджия. Здесь обучаемые изучают основы воздушно-десантной подготовки, совершают одиночные и групповые прыжки с парашютом различной сложности.
Заключительным этапом подготовки авианаводчиков армии США является прохождение курса выживания SERE (Survive, Evade, Resist, Extract - выжить, уклониться, сопротивляться, выбраться) продолжительностью три недели на авиационной базе Фэйрчайлд, Вашингтон. На курсах отрабатываются общие навыки выживания в различных природных и климатических условиях. Так же отрабатываются ситуации пребывания в плену, побег из плена, изучаются поведенческие ситуации на допросах, противодействие физическому и психологическому давлению [6].
По завершению обучения проводятся выпускные испытания. Успешно окончившие курс специалисты тактической группы управления воздушным движением выполняют задачи совместно с армейским спецназом, армейскими рейнджерами, подразделениями специальных операций Delta Force и DEVGRU.
Анализ описанной системы подготовки позволяет обратить внимание на следующие факторы, актуальные для совершенствования отечественной системы передового наведения ударной авиации:
выраженную направленность подготовки авианаводчиков прежде всего на практическую отработку вопросов авиационной поддержки наземных войск в различных условиях обстановки;
акцент на физическую подготовку по специально разработанным программам;
акцент на детальное изучение различных средств связи, навигации, технических средств наведения и целеуказания;
проведение тренировок по радиообмену для повышения его информативности и сокращения времени выхода в эфир;
детальное изучение различных способов наведения применительно к различным вариантам применения авиации с учетом боевых возможностей различных типов летательных аппаратов;
обучение применению малых беспилотных летательных аппаратов оптико-электронной разведки.
Выводы. В статье рассмотрены особенности организации и процесса подготовки передовых авиационных наводчиков в армии США. Ключевыми составляющими указанной подготовки являются использование в ходе обучения новейших информационных технологий, в том числе симуляторов виртуальной реальности, систем разведки, связи и управления. Это позволяет максимально реализовывать на практике возможности ударной авиации в условиях сложной и динамической обстановки современного боя.
Проведенный анализ процесса обучения и рассмотрение этапов подготовки авиационных наводчиков армии США позволили выявить основные факторы, значимые для развития отечественной системы передового наведения ударной авиации, к которым можно отнести:
ярко выраженную практическую направленность процесса подготовки авианаводчиков с использованием средств связи, навигации, технических средств наведения и целеуказания, а также специализированных тренажеров;
практическое освоение различных способов наведения с учетом боевых возможностей различных типов летательных аппаратов;
обучение использованию малых беспилотных летательных аппаратов оптико-электронной разведки для наведения авиации на наземные цели.
С целью совершенствования системы подготовки российских специалистов предлагается использовать данные рекомендации при обучении авиационных наводчиков [7].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Изящное поведение под огнем. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vk.comwall-92723732-28 (дата обращения 18.10.2021).
2. Кириллов А. Авианаводчикам быть! Армейский сборник № 4, апрель, 2020. С. 202-207.
3. Радиоэлектронные средства систем управления ПВО и ВВС. Под ред. В.Д. Казакова. М.: Воениздат, 1987. С. 202-203.
4. JP 3-09.3, Close Air Support. P. 87-114.
5. JP 3-30, Command and Control for Joint Air Operations. 312 p.
6. JP 3-0, Doctrine for Joint Operations. 196 p.
7. Козирацкий Ю.Л., Иванцов А.В., Тишанинов И.А. Проблемные вопросы развития системы наведения ударной авиации на наземные цели // Военная мысль. 2021. № 11. С. 31-40.
REFERENCES
1. Izyaschnoe povedenie pod ognem. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.vk.comwall-92723732-28 (data obrascheniya 18.10.2021).
2. Kirillov A. Avianavodchikam byt'! Armejskij sbornik № 4, aprel', 2020. pp. 202-207.
3. Radio'elektronnye sredstva sistem upravleniya PVO i VVS. Pod red. V.D. Kazakova. M.: Voenizdat, 1987. pp. 202-203.
4. JP 3-09.3, Close Air Support. pp. 87-114.
5. JP 3-30, Command and Control for Joint Air Operations. 312 p.
6. JP 3-0, Doctrine for Joint Operations. 196 p.
7. Kozirackij Yu.L., Ivancov A.V., Tishaninov I.A. Problemnye voprosy razvitiya sistemy navedeniya udarnoj aviacii na nazemnye celi // Voennaya mysl'. 2021. № 11. pp. 31-40.
© Иванцов А.В., Тишанинов И.А., Шаля В.В., Прилепина Н.В., 2022
UDK 358.432; 623.4.024 GRNTI 78.27.54
FORWARD AIR CONTROLLER TRAINING SYSTEM IN THE ARMED FORCES OF THE UNITED STATES OF AMERICA
A.V. IVANTSOV, Doctor of Military Sciences, Associate Professor
I.A. TISHANINOV
V.V. SHALYA
N.V. PRILEPINA
The article discusses the training forward air controllers process in the US Army. The structure of the system of direct aviation support and management of tactical aviation in the performance of tasks for direct aviation support of ground forces is disclosed. The authors emphasize that the theoretical and practical training of forward air controllers is conducted systematically and in stages, the experience of military conflicts of recent years is comprehensively taken into account. The use of specialized training complexes for the forward air controllers training based on virtual reality simulators in the course of training is revealed. A brief description of the procedure for the selection and training of advanced US aviation gunners is presented. The main factors significant for the development of the national forward air control system of strike aircraft are identified.
Keywords: forward air controller, strike aircraft, advanced guidance, unmanned aerial vehicle, direct aviation support.