Научная статья на тему 'Система подготовки педагогических кадров в условиях развития информационно-образовательной среды'

Система подготовки педагогических кадров в условиях развития информационно-образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сурхаев Магомед Абдулаевич, Новикова Зинаида Николаевна, Ярахмедов Гаджиахмед Абдулганиевич, Гаджиева Зумруд Курбановна

Статья посвящена проблеме подготовки педагогических кадров в условиях информационной среды. Выявлены необходимые средства информационных и коммуникационных технологий и особенности правильного их использования будущим учителем в ходе решения учебных и практических задач образовательного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сурхаев Магомед Абдулаевич, Новикова Зинаида Николаевна, Ярахмедов Гаджиахмед Абдулганиевич, Гаджиева Зумруд Курбановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система подготовки педагогических кадров в условиях развития информационно-образовательной среды»

Психолого-педагогические науки

• ••

87

the birth to seven). Rostov-on-Don : Fenix, 2012. 327 p. 10. Yudina E. G., Stepanova G. B., Denisova E. N. Pedagogical diagnostics in kindergaten / Manual for the preschool educational institutions. M. : Prosveshenie, 2002. 144 p. 11. Yakobson P. M. Psychological problems of children' aesthetic development. Rostov-on-Don : Fenix, 2009. 185 p.

Primechanija

1. Agaragimova V. K., Javbatyrova B. G. Socializacija detej-sirot sredstvami narodnogo iskusstva Dagestana // Izvestija Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2012. № 4. S. 11-15. 2. Vetlugina N. A. Muzykal'noe vospitanie v detskom sadu. M.: Gardariki, 2001. 240 s. 3. Vygotskij L. S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. 3-e izd. SPb. : Izd-vo «Piter», 2001. 93 s. 4. Kalinina R. R. Psihologo-pedagogicheskaja diagnostika v detskom sadu. SPb. : Izd-vo «Rech'», 2003. 144 s. 5. Komarova T. S. Deti v mire tvorchestva. Kniga dlja pedagogov doshk. uchrezhde-nij. M. : Mnemozina, 2005. 160 s. 6. Leont'ev A. N. Psihicheskoe razvitie rebenka v doshkol'nom vozraste / Voprosy psihologii rebenka doshkol'nogo vozrasta // pod red. A. N. Leont'eva, A. V. Zaporozhca. M. : TIRNO, 2005. 177 s. 7. Suhomlinskij V. A. Izbrannye pedagogicheskie sochinenija. V 3-h tomah. Sost. O. S. Bogdanova, V. Z. Smal'. M. : Pedagogika, 1979. T. 1. S. 88-191. 8. Chumicheva R. M. Vzaimodejstvie iskusstv v razvitii lichnosti starshego do-shkol'nika. Avtoref. diss. ... d-ra ped. nauk. Rostov n/D., 1995. 47 s. 9. Jel'konin D. B. Detskaja psihologija (razvitie rebenka ot rozhdenija do semi let). Rostov n/D. : Feniks, 2012. 327 s. 10. Judina E. G., Stepanova G. B., Denisova E. N. Pedagogicheskaja diagnostika v detskom sadu / Posobie dlja doshk. obrazov. uchrezhdenij. M. : Prosveshhenie, 2002. 144 s. 11. Jakobson P. M. Psihologicheskie problemy jesteticheskogo razvitija detej. Rostov n/D. : Feniks, 2009. 185 s.

Статья поступила в редакцию 14.11.2013 г.

УДК 331

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

© 2013 Сурхаев М. А., Новикова З. Н., Ярахмедов Г. А., Гаджиева З. К. Дагестанский государственный педагогический университет

Статья посвящена проблеме подготовки педагогических кадров в условиях информационной среды. Выявлены необходимые средства информационных и коммуникационных технологий и особенности правильного их использования будущим учителем в ходе решения учебных и практических задач образовательного характера.

This article deals with the problem of preparation of pedagogical shots in the conditions of the informational environment.The author of the article points out a necessary means of ICT and features of their correct use by the future teacher at the solution of educational and practical problems of educational character.

Stat’ja posvjashhena probleme podgotovki pedagogicheskih kadrov v uslovijah informacionnoj sredy. Vyjavleny neobhodimye sredstva informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij i osoben-nosti pravil’nogo ih ispol’zovanija budushhim uchitelem v hode reshenija uchebnyh i prakticheskih zadach obrazovatel’nogo haraktera.

Ключевые слова: информационно-образовательная среда, образовательные технологии, система подготовки, профессиональная деятельность, будущий учитель.

Key words: informational and educational environment, educational technologies, system of training, professional activity, future teacher.

Kljuchevye slova: informacionno-obrazovatel’naja sreda, obrazovatel’nye tehnologii, sistema podgotovki, professional’naja dejatel’nost’, budushhij uchitel’.

88

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2013

В современном обществе происходит переход образования на качественно новый уровень. Наблюдается ускорение темпов развития и наращивание социально-экономических и политических процессов. В связи с этим происходит переосмысление значения образования для общества. Меняется, прежде всего, представление социума о качестве образования. Наблюдается постоянное нарастание требований к результатам образования, возникает необходимость в мобильных и высококвалифицированных специалистах, умеющих самостоятельно решать образовательные задачи в условиях неопределенности и динамично меняющейся окружающей действительности. Появляется востребованность в разработке основных подходов и принципов формирования, развития и совершенствования новой информационнокоммуникативной среды на базе средств информационных и коммуникационных технологий.

Возникает необходимость пересмотра определенных правил к результатам обучения в целях обеспечения соответствующего качества образования. Под результатами обучения следует понимать не определенный набор академических знаний и даже не умение применять их в своей профессиональной деятельности. Ведущим итогом современного качественного образования является становление личности, владеющей ключевыми компетенциями. Эти компетенции позволяют более качественно и плодотворно подходить к решению тех или иных задач, творчески подходить к любому делу, решать задачи в сообществе коллег и друзей. Освоение этих компетенций обеспечит грамотное решение ответственных задач, с которыми сталкивается учитель в процессе обучения. Это касается и общения с представителями других городов и стран посредством современных телекоммуникационных технологий, в ходе которого учителю необходимо принимать ответственные решения, прогнозируя их ожидаемые последствия. Он должен учиться и переучиваться, адаптироваться под быстро меняющуюся окружающую действительность. Педагогу важно уметь отстаивать свою гражданскую позицию и защищать свои интересы, уважать представителей других стран, конфессий и континентов, работать с информацией, прибегая к но-

вейшим технологиям. Он должен иметь представление об информационной безопасности, владеть основами авторского права, уважать чужую и свою интеллектуальную собственность [7].

При этом серьезные требования касаются не только результатов, но и самого образовательного процесса. Процесс обучения открывает перед учащимися максимальные возможности реализации и развития познавательных потребностей и творческих способностей. Иными словами, образование дает человеку все возможности, связанные с творческой и креативной деятельностью. Высокоинтеллектуальный потенциал общества становится важным экономическим ресурсом страны, высшей ценностью государства. И это не лозунг, а результат теоретически обоснованной оценки потенциала экономики.

Современные требования к образовательным результатам, к качеству образования, увеличение арсенала аппаратного и программного обеспечения, электронных образовательных ресурсов, внедрения интерактивных образовательных технологий в педагогическую практику требуют тщательного пересмотра системы подготовки педагогических кадров и направленность ее на подготовку педагога нового типа, способного и готового работать в новой информационнообразовательной среде, которая построена на основе средств информационных и коммуникационных технологий и позволяет достигать качественно новые образовательные результаты [4].

В системе профессиональной подготовки педагогических кадров должны учитываться изменения основных функций и компонентов профессиональной деятельности, прежде всего, информационно-управленческого и информационно-правового, которые возникают или существенно трансформируются в новой информационно-образовательной среде. Данные компоненты во многом определяют квалификационную характеристику нынешнего учителя. Прежде всего, это связано с такими видами деятельности, как работа с использованием средств информационных и коммуникационных технологий как на уроке, так и при подготовке к нему. Необходимо обеспечить готовность современного учителя использовать средства информационнообразовательной среды в целях достиже-

Психолого-педагогические науки •••

ния новых результатов в процессе обучения.

Говоря о новой информационнокоммуникационной среде, следует отметить важность формирования у учителя нового поколения готовности к развитию, трансформации, адаптации содержания этой среды. Это, в свою очередь, позволит обеспечить успешное освоение школьниками тех или иных компонентов содержания образования. Состав и взаимосвязь компонентов образовательной среды должны иметь гибкую структуру, легко приспосабливающуюся к особенностям содержания образования, потребностям и способностям отдельных учебных заведений и конкретных учащихся [7].

Именно направленность на достижение планируемых образовательных результатов лежит в основе формирования информационно-образовательной среды. При этом главным определяющим фактором как отбора содержания образования, так и используемых образовательных технологий, являются требования к результатам. Они строятся на основе включения в образовательный процесс разных видов учебной деятельности, направленных на достижение планируемых результатов [6]. Все используемые педагогом технологии обучения, функционируемые в образовательной среде, определяют набор видов учебной деятельности, которые могут быть осуществлены в информационнообразовательной среде. Тем самым, они повышают эффективность и качество процесса обучения [3]. Овладение указанным алгоритмом действий обеспечит системную и функционально полную готовность учителя к эффективной работе в информационно-образовательной среде.

Будущий педагог должен осваивать средства информационных и коммуникационных технологий и научиться использовать их в ходе решения учебных и практических задач в процессе преподавания. Педагогу следует обоснованно использовать технологии образования нового поколения, методы и формы обучения, которые построены или эффективно реализуемы на основе дидактических возможностей средств информационных и коммуникационных технологий. При этом важно научиться методически грамотно использовать элек-

89

тронные и традиционные учебники, которые входят в состав УМК, насыщенного средствами информационных и коммуникационных технологий и опирающегося на образовательные ресурсы Интернета. Также важно отметить, что педагог должен развить умение объективно оценивать электронные образовательные ресурсы с точки зрения целесообразности и эффективности их использования в процессе преподавания, выявлять важность их применения в конкретных случаях для решения поставленных педагогических задач.

Другой не менее важной обязанностью педагога является овладение технологией дистанционного обучения посредством информационных и коммуникационных технологий, использование сервисов Web 2.0, разработка сетевых сообществ и использование их возможностей в ходе учебного процесса, внеурочной деятельности, а также при повышении квалификации, в частности, для обмена передовым педагогическим опытом и инновациями со своими коллегами не только в своем образовательном учреждении, но и по всей стране и за ее пределами.

Работая в новой информационнообразовательной среде, учитель должен владеть информационно-правовой деятельностью. А для этого ему необходимо владеть соответствующей нормативноправовой базой (основы авторского права, защита прав интеллектуальной собственности и другие нормы права, которые регулируют деятельность в информационно-образовательной среде). Наряду с этим, важно развивать у будущих учителей способность к информационно-управленческой деятельности. Это, прежде всего, организаторские и управленческие умения для ведения коллективной деятельности с внешними организациями, в том числе с государственными учреждениями и представителями бизнеса [8].

В основе профессиональной деятельности современного учителя лежат умения проектирования образовательного процесса в новой образовательной среде с применением средств информационных и коммуникационных технологий [1]. Эти умения являются базовыми в процессе профессиональной подготовки учителя к работе в условиях новой ин-

90

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2013

формационно-образовательной среды. К ним относятся умения, которые связаны с анализом целей образования, отбором его содержания, выстраиванием более важных содержательных линий изучения предмета, правильным подбором методов, организационных форм и комплекса средств обучения, совершенствованием или созданием новых учебных программ и методик. В целях правильного отбора средств информационных и коммуникационных технологий для изучения того или иного учебного материала, темы, конкретного вопроса, учителю следует выполнить:

- во-первых, анализ целей и задач изучения конкретного материала курса, современных требований к результатам его освоения;

- во-вторых, правильный отбор видов учебной деятельности, реализация которых позволит достичь планируемые образовательные результаты;

- в третьих, планировку учебных ситуаций и формулировку учебных задач, решаемые в этих ситуациях;

- в-четвертых, подбор средств информационных и коммуникационных технологий, электронных ресурсов (опираясь на их типологию по методическим функциям) для осуществления планируемой учебной деятельности, решения сформулированных задач.

Выполнение всех вышеперечисленных пунктов позволит достичь эффективных результатов в процессе обучения.

Таким образом, следует сказать, что речь должна идти не о включении средств информационных и коммуникационных технологий в традиционно построенный процесс обучения, а о проектировании нового образовательного процесса, нацеленного на достижение современных результатов. В процессе обучения должны учитываться возможности реализации принципиально новой учебной деятельности, которая содержит в себе средства информационных и коммуникационных технологий. Использование информационных и коммуникационных технологий позволяет обеспечить наглядность в обучении. А реализация принципа наглядности, в свою очередь, предполагает формирование у студентов чувственного представления об

изучаемом объекте. Тем самым, средства информационных и коммуникационных технологий открывают широкие возможности для визуализации изучаемого учебного материала.

При компетентностном подходе к подготовке будущего учителя к новой информационно-коммуникационной среде необходимо предусматривать широкое применение в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. К ним можно отнести такие формы занятий, как: семинары в форме диалога; дискуссии на различные темы; компьютерные симуляции; деловые и ролевые игры; коллоквиумы; разбор конкретных ситуаций; психологические и иные тренинги; дискуссии в группах; представление отчетов об исследовательской работе студенческих групп; вузовские и межвузовские телеконференции.

Все вышеперечисленные формы должны сочетаться с внеаудиторной работой, ключевой целью которых является формирование и развитие профессиональных навыков у учащихся [5].

Одним из важных и необходимых условий эффективной подготовки будущих учителей в информационнокоммуникационной среде является проведение занятий в форме занятий по проектированию процесса обучения. Помимо этого, целесообразно включить в содержание педагогической практики в качестве ключевого элемента проектирование образовательного процесса на базе информационно-образовательной среды (обоснование учебной деятельности школьников, подбор соответствующих учебных задач и средств информационных и коммуникационных технологий) [2].

Применение новых организационных форм, методов и средств в процессе профессиональной подготовки учителя не только способствует повышению эффективности обучения студентов, но и является одним из главных условий внедрения этих форм, методов и средств в общеобразовательную школу. В целях подготовки учителя к работе в условиях информационно-образовательной среды, важно, чтобы процесс обучения в вузе также протекал в новой образовательной среде, которая способствовала

Психолого-педагогические науки •••

91

бы активизации познавательной деятельности и развитию творческих способностей студентов. Только проходя подготовку в информационно-образовательной среде, студенты будут готовы работать в такой же среде сразу по окончанию вуза.

Система подготовки учителя должна быть разработана и реализована, как открытая система, готовая к дальнейшему совершенствованию. Такого рода система должна быть основана на ориентации ее на быстро меняющуюся окружающую действительность, на регулярное и непрерывное развитие общества [7]. На каком бы высоком уровне не проходил образовательный процесс в системе подготовки учителя, педагог XXI века обязан непрерывно повышать свою квалификацию. Подготовка учителя к работе в условиях информационно-образовательной среды должна направить его не только на решение тех задач, с которыми сегодня сталкивается учитель, но и на готовность решать задачи, которые пока не знакомы педагогу, но могут появиться и обязательно появятся в его будущей профессиональной деятельности.

На современном педагоге лежит большая ответственность за процесс формирования вышеотмеченных качеств личности учащихся. Ориентация на личность ученика, как на активный субъект образовательной среды предполагает построение новой стратегии деятельности педагога, главной целью которой является творческое сотрудничество с учащимися.

Учитывая появившееся огромное количество образовательных ресурсов, тематических журналов, энциклопедий в электронных вариантах, самым эффективным инструментом в руках педагога является умение разрабатывать индивидуально авторские образовательные ресурсы. Для этого учитель должен ознакомиться с базовыми технологиями разработки текстовой, графической информации и владеть основами создания мультимедиа-презентаций и Web-сайтов.

Система профессиональной подготовки педагогических кадров в области информатики ориентирована на методически правильное применение информационных и коммуникационных технологий во всех аспектах процесса обучения.

Таким образом, можно прийти к выводу, что для решения тех или иных задач, возникающих в образовательном процессе, будущему учителю необходимо сформировать базовую ИКТ-компетентность. Процесс обучения должен приводить не столько к овладению определенными знаниями и навыками по работе со средствами информационных и коммуникационных технологий, а к выработке у учащихся познавательных механизмов, ключевых компетенций, которые позволяли бы им динамично ориентироваться во вновь создаваемых средствах информационных и коммуникационных технологий и осваивать работу с ними.

Примечания

1. Добудько Т. В. Формирование профессиональной компетентности учителя информатики в условиях информатизации образования: Дис. ... д. п. н., Самара, 1999. 2. Захарова Т. Б.,

Зенкина С. В., Сурхаев М. А. Актуальность введения курса «Информатизация управления образовательным процессом» в методическую подготовку будущих учителей информатики // Информатика и образование, 2011. № 5. С. 46-52. 3. Кузнецов А. А., Кариев С. Основные направления совершенствования методической подготовки учителей информатики в педагогических вузах // ИНФО. 1997. № 6. С. 13-21. 4. Кузьмина Н. В. Профессионализм

личности преподавателя и мастера производственного обучения. М. 1990. 5. Лавина Т. А.

Совершенствование системы непрерывной подготовки учителей в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности: Дис. ... д. п. н., М. : 2006. 6. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал

(психологические проблемы). М. 1994. 7. Сурхаев М. А. Развитие системы подготовки будущих учителей информатики для работы в условиях новой информационно-коммуникационной образовательной среды. Дис. ...д. п. н., М. 2010.

Notes

1. Dobudko T. V. The formation of professional competence of the teacher of informatics in the conditions of educational informatization: Dis. ... Doc. of Ped. Sciences, Samara, 1999.

2. Zakharova T. B., Zenkina S. V., Surkhayev M. A. The actuality of introduction of the course

92

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2013

“Informatization of Management by educational process” in methodical preparation of future teachers of informatics // Informatics and education, 2001. # 5. P. 46-52. 3. Kuznetsov A. A.,

Kariyev S. The main directions of improvement of a methodical training of teachers of informatics in the teacher training institutions // INFE. 1996. # 6. P. 13-21. 4. Kuzmin N. V. The professionalism of the identity of the teacher and training officer. M. 1990. 5. Lavin T. A. The improvement of the system of a continuous teachers training in the field of use of means of informational and communicational technologies in professional activity: Dis. ...Doc. of Ped. Sciences, M. 2006.

6. Mitino L. M. Teacher as the personality and professional (psychological problems). M. 1994.

7. Surkhayev M. A. The development of system of training of future teachers of informatics for work in the conditions of the new informational and communicational educational environment. Dis. .Doc. of Ped. Sciences., M. 2010.

Primechaniya

1. Dobud'ko T. V. Formirovanie professional'nojkompetentnosti uchitelja informatiki v uslovijah informatizacii obrazovanija: Dis. ... d. p. n., Samara, 1999. 2. Zaharova T. B., Zenkina S. V., Surhaev M. A. Aktual'nost' vvedenija kursa «Informatizacija upravlenija obrazovatel'nym processom» v metodicheskuju podgotovku budushhih uchitelej informatiki // 2011. № 5. S. 46-52. 3. Kuznecov A. A., Kariev S. Osnovnye napravlenija sovershenstvovanija metodicheskoj podgotovki uchitelej informatiki v pedagogicheskih vuzah // INFO. 1996. № 6. S. 13-21. 4. Kuz'mina N. V.

Professionalizm lichnosti prepodavatelja i mastera proizvodstvennogo obuchenija. M. 1990. 5. Lavina T. A. Sovershenstvovanie sistemy nepreryvnoj podgotovki uchitelej v oblasti ispol'zovanija sredstv informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij v professional'noj dejatel'nosti: Dis. ... d. p. n., M. : 2006. 6. Mitina L. M. Uchitel' kak lichnost' i professional (psihologicheskie problemy). M. 1994. 7. Surhaev M. A. Razvitie sistemy podgotovki budushhih uchitelej informatiki dlja raboty v

uslovijah novoj informacionno-kommunikacionnoj obrazovatel'noj sredy. Dis. ...d. p. n., M. 2010.

Статья поступила в редакцию 02. 12. 2013 г.

УДК 377(470.67)

ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ИСТОРИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДАГЕСТАНА

(30-60 гг. XX в.)

© 2013 Хаджиалиев К. И. Дагестанский государственный университет

В статье рассматриваются особенности становления регионального компонента в содержании образования дагестанских национальных школ в 30-60 годы XX-го века. Особое внимание уделяется в статье проблемам обучения родным языкам и организации внеклассной работы в полиэтнической среде.

The author of the article considers the peculiarities of regional component formation in the education of Dagestan national schools in 30-60 of the 20h century and pays a great attention to the problems of teaching native languages and out-of-school work amongst children in the polyethnic environment.

V stat’e rassmatrivajutsja osobennosti stanovlenija regional’nogo komponenta v soderzhanii obrazovanija dage-stanskih nacional’nyh shkol v 30-60gody XX-go veka. Osoboe vnimanie udel-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.