Научная статья на тему 'Система подготовки межевых кадров в России в XIX начале XX вв'

Система подготовки межевых кадров в России в XIX начале XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
147
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Воронина А. А.

В статье рассматривается система подготовки межевых чинов в России в XIX начале ХХ вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Voronina

The article is about the system of the training of the land surveyores in Russia from 19 to the begining of 20 century.

Текст научной работы на тему «Система подготовки межевых кадров в России в XIX начале XX вв»

УДК 94(57)

А.А. Воронина НГПУ, Новосибирск

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ МЕЖЕВЫХ КАДРОВ В РОССИИ В XIX -НАЧАЛЕ XX ВВ.

В статье рассматривается система подготовки межевых чинов в России в XIX - начале ХХ вв.

А.А. Voronina

Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk

314-4 Leningradskaya Ul., Novosibirsk, 630063, Russian Federation

VORONINA А.А. THE SYSTEM OF THE TRAINING OF THE LAND SURVEYORES IN RUSSIA FROM XIX TO THE BEGINING OF XX CENTURY

The article is about the system of the training of the land surveyores in Russia from 19 to the begining of 20 century.

Еще в XVIII в. при проведении Генерального межевания в России был задействован большой штат землемерных работников. В XIX в., особенно со второй половины, штат межевых служащих возрос в разы. Необходимость обеспечить процессы землеустройства и землеотвода, расширение масштабов работ, переселенческая политика, работы по подготовке колонизационного фонда в Сибири вынуждали расширять сеть специализированных межевых учреждений. В самом начале это были землемерные курсы, затем землемерные училища и единственный в своем роде Константиновский межевой институт, готовивший высший кадровый состав землемеров. Выполнение работ по межеванию и землеустройству подразумевали достаточно обширный круг знаний и навыков. Государственная межевая служба принимала лишь получивших специальное образование кадры. Правила о деятельности землемерных училищ, об испытаниях в них, разного рода инструкции и прочие нормативные документы свидетельствуют о высоком уровне требований к подготовке и знаниям учеников.

В целом к 30-м гг. XIX в. система землемерного образования в России сложилась и включала землемерные курсы, которые имели характер ускоренного обучения (с 1843 г. в 15 губерниях России при уездных училищах были открыты классы элементарного землемерия), землемерные училища, готовившие государственных служащих и частных землемеров (такие землемеры работали по найму и решали вопросы частного характера по запросам крестьян) и Константиновский межевой институт, открытый в 1779 г

как специальное среднее учебное заведение в Москве а в 1835 г. преобразованное из Константиновского землемерного училища в межевой институт, готовивший межевых инженеров. Деятельность всех этих учреждений находилась под руководством и контролем Управляющего Межевой частью, многие нормативные акты утверждались непосредственно Министром юстиции, он же назначал руководителей учебных заведений - в межевом институте директора, в училищах - начальников из числа окончивших курс в Константиновском межевом институте либо опытных педагогов. Преподаватели также утверждались Министром юстиции.

Прием в училище производился по результатом испытаний для молодых людей всех сословий не моложе 15 лет. Переводимых из Константиновского межевого института, из другого землемерного училища либо учеников, представляющих аттестаты об успешном окончании не менее четырех классов реальных училищ или не менее пяти классов гимназий Министерства народного просвещения в училище принимали по результатам выполнения письменных работ по русскому языку и математике. Все остальные должны были сдавать полностью вступительные экзамены. Объем знаний, требуемых от поступавшего, был определен программой курса первых четырех классов реальных училищ.

По «Положению о землемерных училищах» каждое училище имело возможность обучать не более 60 человек, которые могли получать стипендии по 120 рублей в год (примерно такое жалованье получал чертежник Губернской чертежной) и «своекоштных» (оплачивающих свое обучение - по 20 рублей в год), столько, сколько позволит помещение.

Обучение включало в качестве основных предметов - русский язык и математику, законоведение вообще и подробно межевые законы, предметы геодезии (топография и нивелировка), физику, практические полевые работы и «искусства», которые были необходимы при вычерчивании, раскрашивании (иллюминировании), подписывании планов. Всего проходило 90 уроков в неделю (90 часов). Все программы составлялись в межевом институте и утверждались Министром юстиции.

Успехи учеников оценивались баллами от 0 до 6, основными же отметками считались 5, 3 и 0. О высоких требованиях к качеству подготовки учащихся говорят следующие положения «Правил об испытаниях...»: «спросам во время уроков ученики подвергаются настолько часто, сколько это возможно без ущерба для преподавания предмета в объеме установленной программы» или «знания учеников определяются поурочными баллами, отдельно оцениваются практические упражнения, раз в несколько месяцев проходит периодическая аттестация... сверх вышеупомянутых способов оценки успехов учеников, Начальник училища может назначить во всех или некоторых классах по всем или некоторым предметам полугодовые испытания». Помимо этого в межевых учебных заведениях предусматривались переводные и выпускные экзамены, на которые приглашались начальствующие в местных межевых учреждениях лица. Переэкзаменовки разрешались только в 1 и 2 классе не более двух раз, 3 класс

не допускал пересдач, и в случае получения балла ниже «3» следовало отчисление.

Летом ученики направлялись на полевые работы, где практиковались в навыках с целью «однообразного изготовления подробных планов земель и вообще для достижения правильного и отчетливого производства межевых работ при устройстве земель».

Межевые ученики имели свою форму одежды: бурка или плащ серого сукна, брюки и фуражка с козырьком темно зеленого сукна; для занятий во время съемки - кители из ревендука и шаровары из фламского полотна.

Для успешного окончания курса необходимо было иметь средний балл по всем дисциплинам, итоговым экзаменам и практикам не менее 3,6, этого же было достаточно и для получения стипендии.

В «Правилах об испытаниях в землемерных училищах» отмечалось, что лишь ученики III (выпускного) класса получившие при отличном поведении по итогам годового и итогового экзамена средний балл по всем предметам и по итогам практических полевых работ более 5 баллов, а по каждому из прочих (например, по искусствам) не менее 5 баллов, считаются окончившими курс в училище с особым отличием, которое дает им право на поступление в гражданскую службу с XIV классом.

Прилежание, знание и внимательность оценивались в равной степени. Именно таким требованиям должен был отвечать государственный служащий. При поступлении в Чертежную выпускник попадал в подчинение Губернского землемера, в обязанность которого входила подготовка способных учеников для вступления в межевую службу (статья 69 Свода межевых законов). Так, в зимнее время выпускников губернский землемер обучал черчению и составлению планов, а летом направлял на полевые работы вместе с уездными землемерами «для изучения на самом деле межевания». Такая работа была важна не только наличием производственной практики для будущих служащих, но и систематической информированностью Межевого Управления о потенциальных кадрах - степени их благонадежности, знания межевого дела. В то же время полнота работы с молодыми кадрами, представленная в отчетах, являлась для руководства характеристикой качества работы губернского землемера.

В н. ХХ в. в связи острой нехваткой землемеров была организована новая форма подготовки кадров - курсы землемерных техников. Их готовили наскоро в течение нескольких месяцев, и они работали только в качестве помощников. Все межевые учреждения находились в Европейской части России, только в 1909 г. в Сибири были открыты землемерные училища в Красноярске и Чите, в 1911 г. землемерное училище было открыто в Омске.

Сложившаяся окончательно в начале XIX в. система подготовки межевых кадров на протяжении века готовила высоко квалифицированных землемерных работников. Выпускники межевого института занимали управленческие или преподавательские должности, учащиеся землемерных училищ после окончания курсов поступали на службу в Чертежные или шли работать частными землемерами. Таким образом, процесс подготовки кадров был

отлажен, однако главная проблема - их острая нехватка по стране оказалась нерешенной до 1917 г.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Инструкция для производства межевых работ при устройстве и оценке казенно-оброчных статей. - СПб. - 1874. - 9 с.

2. Лесных И.В., Тетерин Г.Н. Геодезическое образование в Сибири // Геодезия и картография. - 2001. - №4. - С. 56-59.

3. Правила об испытаниях в землемерных училищах. - СПб. - 1890. -

14 с.

4. Положение о землемерных училищах. - Псков. - 1881. - 22 с.

5. Увеличение личного состава землемеров // Топографический и геодезический журнал. 1911. - №2. - С. 25-26.

© А.А. Воронина, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.